Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Пути повышения эффективности производства




Первый путь – уменьшение затрат живого труда за счет сокращения числа рабочих, непосредственно занятых в процессе производства. Это достигается путем многостаночного обслуживания и повышения уровня автоматизации.

Многостаночным (многоагрегатным) обслуживанием называется обслуживание одним или группой рабочих нескольких станков (агрегатов), при котором машино-автоматическое время работы одного станка используется для выполнения ручных элементов операции, а также всех или части функций обслуживания рабочего места, на других станках (агрегатах).

Благодаря блокированию машин в автоматические линии один рабочий может обслуживать десятки машин. Такой путь повышения производительности труда является одним из самых распространенных, так как он позволяет использовать существующий парк машин, расширяет фронт автоматизации.

Основным условием осуществления многостаночного обслуживания является преобладание машинно-автоматического времени tма отдельно взятого станка над машинно-ручным (перекрываемым машинной работой станка) tрп, ручным (не перекрываемым машинной работы станка) tрн и вспомогательным (наблюдение – tн осмотры – to) временем других одновременно обслуживаемых станков, а также временем, затрачиваемым на переход рабочего от одного станка к другому, – tпер.

Наименьшее машинно-автоматическое время на любом из станков, одновременно обслуживаемых одним рабочим, должно быть равно или больше суммы времени ручных и вспомогательных работ на всех остальных станках:

 

tавт ≥ tручн + tвсп + tпер.

 

Многостаночное обслуживание применяется на тех участках, где по условиям производства и технологического процесса рабочий может обслужить несколько станков (машин, агрегатов, аппаратов) при эффективном их использовании и выпуске продукции установленного качества.

Для введения многостаночного обслуживания необходимы:

– рациональная планировка оборудования на рабочем месте, обеспечивающая удобство его обслуживания;

– кратчайшие маршруты перехода от станка к станку;

– реализация наиболее эффективной системы обслуживания рабочих мест, например, планирование последовательности выполнения рабочих приемов;

–оснастку машин и агрегатов необходимыми инструментами и приспособлениями, сокращающими время вспомогательных операций и увеличивающими долю машинно-автоматической работы;

– выбор и рациональное размещение транспортных средств;

– изменение форм разделения и кооперации труда таким образом, чтобы большинство функций (наладка, подналадка станков, передача деталей, заточка инструментов и др.) выполнялись вспомогательными рабочими.

Экономическая целесообразность многостаночного обслуживания заключается в возможности обеспечения полной занятости рабочих-станочников и обслуживаемого ими оборудования.

Формы многостаночного обслуживания организация труда рабочих-многостаночников зависят от имеющегося оборудования и организации производства. С точки зрения технологической однородности оборудования различают обслуживание: станков-дублеров, то есть однотипных станков на которых выполняются одинаковые операции; однотипного оборудования, на котором выполняются разные операции; технологически разнородного оборудования, если в состав входят различные станки.

Система обслуживания оборудования в условиях многостаночной работы может быть: циклической, нециклической и комбинированной.

Циклическое (маршрутное) обслуживание предполагает регламентированный, повторяемый в каждом цикле, обход станков по заранее определенному маршруту.

Нециклическое (сторожевое) обслуживание имеет место при обслуживании группы разнотипного оборудования, на котором выполняются операции разной длительности. В этом случае рабочий-многостаночник наблюдает за работой всех станков и подходит к тому, который требует обслуживания.

Комбинированное обслуживание представляет собой сочетание маршрутного и сторожевого видов обслуживания. Оно целесообразно для обслуживания группы станков выполняющих одноподходные операции с большой длительностью технологического цикла, и несколько станков, выполняющих относительно короткие многоподходные операции. При этом обслуживание станков с большой длительностью операций осуществляется по маршрутному способу, а остальных станков – по мере потребности.

 

Однако, повышение эффективности путём многостаночного обслуживания имеет ограниченные возможности повышения производительности труда, так как при сохранении данного уровня производительности оборудования эффективность экономии живого труда имеет тенденцию к снижению (см. рис.1).

Кроме того, следует иметь в виду, что с увеличением уровня автоматизации возрастают технические трудности, капиталовложения и потери производительности оборудования при попытках его дальнейшего повышения.

Таким образом, автоматизация с целью многостаночного обслуживания выгодна и позволяет создавать автоматические системы машин в кратчайшие сроки, когда не требуется больших дополнительных затрат сил, средств и времени.

Второй путь – уменьшение затрат живого и прошлого труда (овеществленного в средствах производства) за счет повышения производительности средств производства. Это достигается путем разработки новых прогрессивных технологических процессов и создания высокопроизводительных средств производства. При такой автоматизации потенциальные возможности роста производительности труда настолько высоки, что автоматизация обычно заведомо эффективна.

Третий путь – сокращение затрат прошлого труда за счет снижения стоимости средств производства. Этот путь требует непрерывного совершенствования технологии производства средств производства, стандартизации и унификации механизмов, узлов и деталей машин, обеспечивающих снижение их себестоимости.

Для этого пути характерно развитие агрегатного станкостроения, поточных методов производства машин, а также унифицированных средств автоматизации. При этом важнейшей задачей является создание универсальных встраиваемых станков, пригодных как для самостоятельной эксплуатации, так и для встраивания в автоматические линии, а также линий.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

*Агрегатными называются специальные станки, которые предназначены для обработки сложных деталей в условиях серийного и массового производства. На таком станке обрабатываемая деталь в процессе резания неподвижна, а главное движение и движение подачи сообщаются режущим инструментам. Этим достигается наибольшая концентрация операции: можно производить обработку деталей одновременно с нескольких сторон многими режущими инструментами при автоматическом управлении рабочим циклом.

Агрегатные станки различают специальные и переналаживаемые, с полуавтоматическим и автоматическим циклами. Станки не требуют большой производственной площади, обеспечивают стабильную точность обработки, могут обслуживаться операторами невысокой квалификации, допускают многократное использование нормализованных деталей и узлов при настройке станка на выпуск нового изделия. Однако эти станки менее гибки при переналадке по сравнению с универсальными станками.

Наибольшее распространение получили агрегатные станки сверлильно-расточной и некоторых других групп. Они позволяют производить сверление, развертывание и растачивание отверстий, резьбонарезание и резьбонакатывание внутренних и наружных поверхностей, подрезание торцов, фрезерование и другие операции. *

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

Если на первых этапах автоматизации унифицированными элементами являются узлы и механизмы, из которых компонуются станки различного технологического назначения, то теперь элементами компоновки служат уже встраиваемые станки и унифицированные транспортные средства, что позволяет создавать автоматические линии с минимальными затратами и в кратчайшие сроки.

Повышение производительности общественного труда заключается в том, что сокращается живой труд благодаря интенсификации и автоматизации производственных процессов, т.е. благодаря созданию таких средств производства, производительность которых растет, опережая рост затрат общественного труда на создание последних.

Генеральным направлением автоматизации является разработка новых, прогрессивных технологических процессов и создание таких высокопроизводительных средств производства, которые невозможны при процессах производства, управляемых вручную.

Теория производительности труда позволяет не только вскрывать и анализировать перспективность различных направлений технического прогресса, но и решать целый ряд проблем автоматизации производственных процессов. К числу таких проблем относится, в первую очередь, выбор наиболее выгодного варианта новой техники при создании новых цехов и заводов. Например, для производства тех или иных деталей или узлов машин можно либо создавать поточную линию из универсального оборудования - автоматов или полуавтоматов, либо спроектировать для этой цели автоматическую линию.

Оба эти варианта имеют свои преимущества и недостатки. Так, поточную линию можно создать в более короткие сроки и с малыми затратами, но она требует для своего обслуживания значительные затраты ручного труда (загрузку и снятие заготовок, межстаночную транспортировку, контроль, уборку стружки и т.д.). Автоматическая линия обеспечивает повышение производительности и сокращение числа обслуживающих рабочих, но требует больших затрат на проектирование, изготовление и отладку. Следовательно, при выборе наиболее выгодного варианта новой техники нельзя ориентироваться на какой-то один частный показатель, это может привести к ошибкам и нерациональным решениям.

Одним из главных условий высокого уровня жизни людей в любой стране является высокая производительность труда во всех сферах деятельности человека. Однако, с точки зрения обывателя в лучшем смысле этого слова, деятельность государства оценивается главным образом не по уровню жизни, а по темпам (интенсивности) ее роста, которые самым тесным образом связаны с темпами роста производительности труда. Причиной этого является то, что любое существо наиболее остро реагирует на приращения окружающих параметров.

Технику и технологические процессы, обеспечивающие достаточно высокие темпы роста экономики, устраивающие обывателя, принято называть прогрессивными. Обеспечить заданные, определенные, выбранные обществом темпы роста производительности не так-то просто. Главная проблема заключается в том, что, как это было показано выше, какую бы современную технику не создал человек, она будет окупаться строго определенный период времени. Таким образом, управление темпами роста производительности является сложной проблемой из-за того, что объект управления чрезвычайно инерционный.

Ранее показано, что у любой самой совершенной машины имеется вполне определенный, ограниченный потенциал производительности. Поэтому, для обеспечения постоянного прогресса необходимо непрерывно обновлять технику.

Важным обстоятельством является то, что удельные затраты при увеличении производительности возрастают быстрее роста последней. Единственным действенным средством здесь является поиск новых технологий, обеспечивающих порой скачкообразное увеличение производительности.

Производительность средств производства является решающим фактором повышения производительности труда, поэтому особое значение приобретает изучение законов производительности рабочих машин и автоматических линий.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что называют производительностью общественного труда и чем она отличается от производительности машины?

2. Почему эффективность экономии фонда заработной платы путем многостаночного обслуживания снижается по мере роста общего уровня автоматизации?

3. Из чего складываются затраты по выпуску промышленной продукции?

4. Как рост капитальных вложений по созданию оборудования связан с потенциалом его производительности?

5. Как связаны текущие затраты живого труда по обслуживанию оборудования и производительность общественного труда?

6. Почему производительность общественного труда является переменной величиной?

7. Перечислите и охарактеризуйте пути повышения производительности общественного труда.

8. В чем смысл генерального направления автоматизации производства?

9. Какую технику называют прогрессивной?

10. Почему показатели прогрессивности новой техники играют важнейшую роль при выборе перспективных направлений развития промышленности?

 

 







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2020 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных