Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Материалы, необходимые для оценки результатов освоения образовательной программы и определяющие процедуры оценивания результатов освоения образовательной программы.




Содержание научно-исследовательской работы (НИР) обучающегося по семестрам представлена в Таблице 1. НИР обучающихся осуществляется на основе индивидуальных заданий их научных руководителей. Результаты выполнения индивидуальных заданий обучающие представляют в виде отчетов. Отчет обучающегося по научно-исследовательской работы составляется за каждый семестр обучения в магистратуре, начиная со второго. Он должен иметь внутреннее единство и логическую последовательность в выполнении семестрового задания. Все вышеуказанные компетенции формируются в течение всего периода обучения в магистратуре.

 

Таблица 1. Содержание научно-исследовательской работыобучающегося по семестрам

Семестр Содержание работ, обязательных для выполнения
  2. Постановка исследовательской проблемы; формулировка темы исследования 2. Обоснование актуальности исследования с точки зрения современных проблем региональной экономики и отдельных звеньев экономических систем; 3. Формулировка цели исследования и задач, способствующих ее достижению. 4. Формулировка объекта и предмета исследования. 5. Характеристика методических основ (или методов) исследования.
  1.Обоснование практической значимости исследования. Характеристика информационной базы исследования. 2.Обзор теоретических концепций по рассматриваемой проблеме; обзор работ по выбранной тематике 3. Обоснование новых теоретических положений исследования по рассматриваемой проблеме. 4.Методические и организационные предложения по совершенствованию явлений и процессов в исследуемой области
  1.Разработка системы показателей деятельности объекта исследования и их авторская оценка. 2.Анализ конкретных проблемных ситуаций, процессов по теме исследования. Выбор инструментария анализа. 3.Апробация выбранной методологии в рамках изучения объекта и предмета исследования. Выводы по результатам апробации. 4. Обоснование направлений совершенствования и развития характеристик объекта исследования. Выработка рекомендаций по теме исследования.

 

В результате научно-исследовательской работы необходимо дать четкое описание предмета (объекта) исследования, отметить недостатки и слабые его стороны. При этом рекомендуется критически проанализировать функционирование аналогов предмета (объекта) исследования, как в российской практике, так и за рубежом. Обязательно анализируется существующий понятийный аппарат в исследуемой области, дается представление авторских трактовок определенных понятий или авторское определение. При этом должна быть проведена их критическая оценка (не допускается пересказывание содержания учебников, учебных пособий, монографий, Интернет-ресурсов без соответствующих ссылок на источник); рекомендуется использовать систему включения ссылки прямо в текст раздела (в виде постраничных сносок). В отчете следует провести обзор основных тенденций развития теории и практики в конкретной области и степень их отражения в отечественной и зарубежной научной и учебной литературе.

Рекомендуется дать характеристику наиболее перспективных методов исследования с точки зрения возможности и целесообразности их использования, преимуществ и возможных трудностей для решения поставленной проблемы применительно к определенному предмету, отрасли и целям исследования.

В отчете за второй семестр дается постановка исследовательской проблемы. Постановка проблемы научного исследования происходит на основе выявления имеющихся противоречий между потребностью в научных знаниях об объекте и фактическими знаниями, которыми располагает наука на данный период ее развития.

Формирование темы научного исследования происходит на основе поставленной проблемы. Изучение этой проблемы позволяет определить план действий для ее решения. Для устранения одной из причин проблемы представленной в изложенном выше примере могут быть сформулированы следующие темы: «Совершенствование системы антикризисного управления на промышленных предприятиях», «Совершенствование системы государственного антикризисного управления в области регулирования деятельности промышленных предприятий» и т.п.

К теме научного исследования предъявляются следующие требования:

1. Она должна быть актуальной, то есть соответствовать современному состоянию и перспективам развития российской экономики и ее отраслей.

2. Тематика научно-исследовательской работы должна отражать как теоретическую, так и практическую направленность исследования. При выборе направления теоретическая часть исследования должна быть ориентирована на разработку теоретических и методологических основ исследуемых вопросов, использование новых концепций и идей в выбранной области исследования, отличаться определенной новизной научных идей и методов исследования. Практическая часть исследования должна демонстрировать способности обучающегося решать реальные практические задачи из его профессиональной области на основе разработки методологических основ, подходов, моделей в рамках выбранной тематики.

3. Она должна быть достаточно узкой, чтобы за имеющееся время ее можно было глубоко проработать.

4. Тема научно-исследовательской работы должна соответствовать выбранной направленности: экономика; тема статьи - подходить под название журнала, в который она отправляется; тема тезиса - соответствовать названию конференции и т.п.

Выбор темы осуществляется обучающимся самостоятельно. Закрепление за обучающегося темы научно-исследовательской работыв соответствии с его индивидуальным планом оформляется приказом ректора. Обучающийся может предложить свою тему исследования по согласованию с научным руководителем и заведующим выпускающей кафедрой.

В отчете за третий семестр перечисляются выявленные текущие или будущие проблемы в изучаемой области; подробно описываются последствия нерешенности указанных проблем; обосновывается важность устранения выявленных проблем.

Далее формулируется основная цель исследования и задачи, способствующие ее достижению. Цель работы составляется на основе названия темы и содержит прогнозируемый результат научного исследования.

При определении цели предлагается использовать следующие критерии:

- цель должна быть актуальна;

- цель должна быть в рамках компетенции и возможностей исследователя;

- цель должна быть потенциально достижима, в тот период времени, который исследователь планирует выделить на ее достижение;

- достижение цели можно проверить, в идеале с помощью количественных индикаторов;

- желательна взаимосвязь цели с основной деятельностью исследователя.

Формулировка цели должна полностью отражать содержание цели, быть краткой, ясной и конкретной.

Задачи работы должны отражать ключевые направления достижения цели и рассматриваться как основные этапы работы. Правила формулировки задач те же, что и для цели исследования.

Также определяются объект и предмет исследования.

Объектом исследования являются явления или процессы, которые изучаются в рамках диссертации. Предметом исследования является одна из характеристик объекта исследования.

В отчете за третий семестр отмечается практическая значимость научно-исследовательской работы, то есть делаются выводы о направлениях использования полученных результатов и перечисляются объекты, для которых они могут быть применены; излагается информационная база исследования. В нем также перечисляются все изученные источники литературы, сгруппированные по задачам исследования. В каждой группе выделяются основные источники. Акцент при выборе источников литературы предлагается делать на научные статьи (за последние пять лет), монографии и диссертации.

Не рекомендуется копировать материал с сайтов, содержащих рефераты, курсовые и дипломные работы по теме исследования, так как есть очень высокая вероятность использования не достоверной и устаревшей информации. Кроме того, подавляющее большинство работ, выставляемых в Интернете, низкого качества. Так в них практически всегда не соблюдаются правила цитирования: не всегда понятно, с какого места начинается и где заканчивается изложение мнения изучаемого автора, не указываются номера страниц работы изучаемого автора, с которых это мнение было скопировано и т.п. При этом практическая часть таких работ часто содержит ошибки и выполнена с соблюдением минимального уровня требований. Изучать подобные работы следует только для того, чтобы выйти на первоисточники, выбрать нужные из них и включить их в свою информационную базу. В первую очередь предлагается использовать официальные сайты, содержащие диссертационные работы, так как они обычно выполнены на более высоком уровне. К таким источникам, например, следует отнести сайт Российской государственной электронной библиотеки диссертаций и сайты ее представительств (в Республике Татарстан они есть в Национальной библиотеке РТ и библиотеке КИУ (ИЭУП)). Авторефераты диссертаций ученых, выходящих, на защиту выложены в Интернете в открытом доступе. Полезно использовать статьи или интервью, выложенные в известных электронных журналах. При этом источником статистических данных, как правило, являются: публикации Росстата, Татарстанстата, официальные сайты информационных и рейтинговых агентств.

В отчете за третий семестр также дается обзор теоретических концепций по рассматриваемой проблеме, а также обоснование выбора методологии исследования.

Для составления обзора целесообразно придерживаться следующих правил:

1. Определить список периодических изданий по тематике исследования.

2. Ограничить параметры: язык, страна, год издания, авторы и др.

3. Начать поиск с новейшей литературы, а затем по ссылкам выходить на первоисточники.

4. Использовать монографии, диссертации, авторефераты, реферативные журналы и сборники изобретений. Все эти источники позволяют добиться необходимой широты исследования. При этом в монографиях и диссертациях можно найти уже составленный обзор литературы по теме или задачам исследования.

В результате в обзоре нужно дать четкое и краткое описание мнений других авторов об изучаемой проблеме, отметить их недостатки и слабые стороны. Обычно один обзор содержит от 30 до 60 ссылок. При этом рекомендуется критически проанализировать позиции как отечественных, так и зарубежных ученых. Одним из преимуществ зарубежных работ является их общепринятая практика частого составления обзоров литературы по всем основным научным направлениям.

Во всех обзорах дается группировка и обобщение изученных мнений. Обычно мнения группируются по выявленным научным направлениям. Например, в одну группу выделяются позиции взаимосвязанные с институциональной экономикой, а в другую не учитывающие ее существование. Тем не менее, может быть дана группировка и по дате опубликования изученных источников.

В отчете за третий семестр дается обоснование новых теоретических положенийисследования по рассматриваемой проблеме. Рекомендуется дать оценку предполагаемых методов исследования с точки зрения возможности и целесообразности их использования, преимуществ и возможных трудностей для решения поставленной проблемы применительно к определенному предмету, отрасли и целям исследования. При этом все выбранные методы и приемы должны быть использованы в тексте работы.

В отчете за четвертый семестр представляются результаты формализации научных задач: разрабатывается система показателей деятельности объекта исследования и их авторская оценка, даются результаты подбора инструментов анализа, а также самого анализа конкретных проблемных ситуаций, процессов по теме исследования.

В отчете за четвертый семестр также представляется апробация использования выбранной методологии в рамках изучения объекта и предмета исследования, и выводы по результатам апробации; обосновываются направления совершенствования и развития характеристик объекта исследования, даются рекомендации по теме исследования.

Список использованных источников должен содержать три части: нормативные материалы, основную литературу и интернет-источники.

Аттестация обучающегося по научно-исследовательской работе проводится на основе Паспорта фонда оценочных средств научно-исследовательской работы обучающегося.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных