Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Факторы и показатели экономической и социальной эффективности муниципального общеобразовательного учреждения




 

 

Эффективность (лат. efficientia) - продуктивность использования ресурсов в достижении какой-либо цели [13, c. 62].

Эффективность также можно рассматривать как достижение каких-либо определенных результатов с минимально возможными издержками или получение максимально возможного объема продукции/ услуг из данного количества ресурсов.

Основной принцип эффективности гласит, что: любая самоорганизующаяся система в своей деятельности или развитии, стремится достичь наилучших результатов, располагая конечным количеством ресурсов, или достичь намеченной цели с минимальными затратами ресурсов.

Экономическая эффективность - результативность какой-либо деятельности, соотношение между результатами деятельности и затратами живого и овеществленного труда, ресурсами, выражающими достигнутый уровень производительных сил и степень их использования. Из данного определения вытекает, что уровень экономической эффективности есть сопоставление двух величин: экономического эффекта и понесенных затрат и ресурсов [13, c. 64].

Социальный эффект - показатель, характеризующий степень удовлетворенности населения качеством жизни.

Социальная эффективность - показатель, определяющий повышение уровня жизни людей. В различных экономических публикациях можно встретить такие определения социальной эффективности: «формирование и удовлетворение духовных потребностей человека», «гармоничное развитие личности», «благо общества или отдельных групп населения» [13, с. 64].

Социально-экономическая эффективность - показатель, дающий представление об экономической эффективности инвестиционных вложений в социальную сферу с учетом достигнутого социального эффекта.

Определение эффективности образовательных учреждений как социально-экономической характеристики даёт возможность с определённой степенью достоверности использовать для её оценки стоимостные показатели. Единая оценка социальных факторов в терминах экономической эффективности нужна для того, чтобы был возможен выбор оптимального решения с учётом его экономических и социальных последствий [22, c. 34].

Поэтому социальная эффективность образовательных учреждений — обобщённая характеристика системы образовательных учреждений, определяющей её движение в ценностно-целевом пространстве, а эффективность отдельного образовательного учреждения, как элемента системы, при этом определяется его вкладом в достижение цели.

Можно также рассматривать и локальную эффектив­ность образовательных учреждений в отношении индивидуума — качество образования, надежность.

Показатель — в большинстве случаев, обобщённая характеристика какого-либо объекта, процесса или его результата, понятия или их свойств, обычно, выраженная в численной форме.

В отношении образовательных учреждений понятие эффективности зачастую приравнивается к понятию качества. Качество образовательной деятельности - это те ее свойства, которые определяют ее способность удовлетворять установленные и ожидаемые потребности тех, кто эту деятельность организует, обеспечивает, кто в ней участвует, для кого она является способом и условием подготовки к жизни, к профессиональной деятельности, а также удовлетворения многообразных личностно-культурно-образовательных интересов.

Эффективность как критерий, на основании которого оценивается образовательная деятельность, отражает, какие затраты ресурсов (материальных, финансовых, человеческих, временных) были произведены (или необходимо произвести) для того, чтобы получить необходимый результат в виде образованности выпускников образовательных учреждений, других составляющих качества образования [17, c. 60].

Эффективность показывает, какой ценой, какими усилиями достигнут тот или иной уровень качества образования, насколько оправданы те или иные затраты с точки зрения возможности их покрытия, насколько они разумны и приемлемы с точки зрения сложившихся в образовательной сфере норм расходования ресурсов.

Целевые показатели Министерства образования и науки РФ в оценке эффективности образовательной организации [45]:

1. Соответствие деятельности образовательной организации законодательству РФ в области образования.

2. Кадровое обеспечение образовательного процесса.

3. Обеспечение высокого качества обучения и воспитания.

4. Обеспечение доступности качественного образования.

5. Создание условий для внеурочной деятельности и дополнительного образования.

6. Эффективное использование современных образовательных технологий в образовательном процессе.

7. Реализация программы развития образовательной организации.

8. Создание условий для сохранения здоровья обучающихся.

9. Обеспечение комплексной безопасности и охраны труда в образовательной организации.

10. Создание системы государственно-общественного управления образовательной организации.

Комплексную оценку социально-экономической эффективности образовательных учреждений можно осуществить также на основе интегрального показателя, основанного на следующих критериях [17, c. 62]:

1. Качество подготовки обучаемых.

Под качеством подготовки специалистов понимается соот­ветствие уровня и содержания знаний, получаемых в результате обучения, уровню и содержанию требований, предъявляемых специалистов в образовательном учреждении должно определяться не только внутренним критерием (успевае­мостью), но в большей степени внешним по отношению к образо­вательному учреждению критерием — требованиями рыночной экономики к содержанию и уровню подготовки высококвалифи­цированных специалистов. Сюда же составной частью входят и ре­зультаты достижения целей образования — образованность, уровни которой характеризуют Именно, и общество, и проявляются как в содержании сознания, так и в характере поведения.

2. Вклад в образовательные учреждения.

Этот критерий включает в себя характер и объём финанси­рования учебного заведения, число учащихся (студентов), пре­подавательский состав, материальные ресурсы и т.д.

3. Оценка отдачи от инвестиции в образовательные учреж­дения: характер и уровень результатов, показанных образова­тельным учреждением.

4.Оценка преобразований и изменений в учебном заведении в процессе повышения уровня всех членов коллектива, включая ин­теллектуальное, нравственное, социальное, профессиональное и духовное развитие, степень и формы участия всех членов коллек­тива в управлении учебным заведением.

5.Оптимальность использования ресурсов в образователь­ном учреждении, системе образовательных учреждений (разных уровней).

6.Рентабельность инвестирования средств в образователь­ные учреждения.

7.Величина непосредственного вклада работников образо­вательных учреждений в производство и повышение качества об­разовательных услуг, в создание национального дохода страны.

8.Социализация выпускников образовательных учреждений.

Этот критерий включает в себя анализ дополнительных за­работков образованных работников, исследование их занятости и положения на рынках труда, успешность профессиональной деятельности после окончания обучения.

9. Величина прироста материальных благ, обеспечиваемого повышением образовательного уровня и квалификации работни­ков народного хозяйства.

10. Повышение эффективности использования ресурсов в
отраслях народного хозяйства в результате внедрения новых на­учно-технических разработок, осуществлённых специалистами образовательных учреждений.

Современные реформаторы, предлагая различные пути по­вышения экономической эффективности образовательных уч­реждений, крайне редко учитывают социальные последствия предлагаемых мероприятий. Мы рассматриваем в качестве повышающих эффективность только те направления, ко­торые повышают комплексную социально-экономическую эффективность образовательных учреждений.

Система социально экономической эффективности базируется на противоречивом единстве составляющих её сторон, что обусловливает как согласованность, так и определённую конфликтность их взаимодействие.

Повышение экономической эффективности часто требует снижения социальной эффективности, а попытки поддержать последнюю на достигнутом уровне приводят к падению первой. Для сохранения достигнутых результатов и обеспечения дальнейшего развития системы необходимо поддерживать динамическое равновесие между экономическими и социальными целями, которое в современных условиях не обеспечивается рыночным саморегулированием [24, c. 57].

Снять это противоречие между социальной и экономической эффективностью, социальными и экономическими приоритетами функционирования образовательных учреждений можно лишь в результате выхода из кризисного состояния на этап подъёма, когда экономическое и социальное развитие взаимно обусловливают друг друга. Однако сегодня в России, когда эко­номика в результате реформ оказалась в состоянии глубокого спада, более насущным представляется решение задачи оптими­зации соотношения социальных и экономических приоритетов для сглаживания противоречия между ними и сохранения потенциала развития.

При разработке критериальной оценки эффективности будем исходить из необходимости разделения её на два уровня: макроэкономический и микроэкономический.

На микроуровне результаты критериальных оценок более всего зависят от результатов работы того или иного педагогического коллектива. На макроуровне оценивать эффективность и выделять её критерии следует на другой основе. Эффективность здесь определяется на базе суммарной оценки образованности населения страны, уровня развития научно-технического и социального прогресса, на основе тех позитивных перемен, которыми располагает национальное производство и общество в целом.

Определение критериальной оценки эффективности образовательных учреждений предполагает рассмотрение не какой-либо отдельно взятой сферы деятельности, а оценку образовательного учреждения в целом, анализ всего спектра его деятельности. Иначе говоря, критериальная оценка — это наиболее обобщающий подход к определению эффективности деятельности образовательных учреждений. Необходимость такого подхода объясняется тем обстоятельством, что сам результат обучения формируется не за счёт отдельных субъектов или отдельных факторов образовательной системы, а за счёт слаженной совокупной деятельности всех субъектов образовательного процесса. По-другому в этой сфере деятельности формировать критериальную оценку практически невозможно [25, c. 45].

Действующий ゙экономический ゙механизм ゙образовательных ゙учреждений ゙не ゙стимулирует ゙производителей ゙образовательных ゙услуг ゙к ゙достижению ゙высоких ゙качественных ゙результатов ゙педагогической ゙деятельности. ゙Введение ゙нормативной ゙модели ゙бюджетного ゙финансирования ゙будет ゙способствовать ゙переориентации ゙образовательных ゙учреждений ゙и ゙повышение ゙качества ゙образовательных ゙услуг ゙только ゙в ゙том ゙случае, ゙если ゙в ゙их ゙концепцию ゙будет ゙заложена ゙зависимость ゙норматива ゙от ゙оценки ゙качества ゙оказанной ゙образовательной ゙услуги.

Под ゙эффективностью ゙муниципального ゙управления ゙образованием ゙подразумевается ゙успешность ゙выполнения ゙первоочередных ゙задач, ゙каждая ゙из ゙которых ゙связана ゙с ゙обеспечением ゙социальной ゙функции ゙образования ゙[17, ゙c. ゙64]:

1) ゙формирование ゙единого ゙образовательного ゙пространства, ゙обеспечивающего ゙высокоэффективную ゙систему ゙услуг ゙и ゙условий, ゙отвечающих ゙образовательным ゙потребностям ゙всех ゙слоев ゙и ゙групп ゙населения;

2) ゙формирование ゙практики ゙социализации ゙и ゙воспитания ゙подрастающего ゙поколения ゙с ゙учетом ゙общечеловеческих ゙ценностей ゙национальной ゙культуры;

3) ゙превращение ゙образования ゙в ゙развивающую ゙и ゙развивающуюся ゙систему, ゙способную ゙обеспечить ゙развитие ゙личности.

Изучение ゙философской, ゙психолого-педагогической ゙литературы, ゙диссертационных ゙исследований ゙позволило ゙нам ゙выявить ゙различные ゙взгляды ゙ученых ゙на ゙эффективность ゙управления ゙муниципальной ゙системой ゙образования, ゙обосновать ゙введение ゙комплекса ゙социально-педагогических ゙условий ゙повышения ゙эффективности ゙муниципального ゙управления ゙образованием. ゙

Продуктивным ゙к ゙определению ゙эффективности ゙управления ゙является ゙подход ゙Г. ゙Г. ゙Габдуллина, ゙который ゙связывает ゙эффективность ゙управления ゙с ゙достижением ゙нужного, ゙полезного ゙результата. ゙В ゙соответствии ゙с ゙этим ゙об ゙эффективности ゙управления ゙муниципальной ゙системой ゙образования ゙мы ゙судим ゙по ゙достижению ゙цели, ゙которая ゙стоит ゙перед ゙социально-педагогической ゙системой, ゙и ゙которая ゙предопределяет ゙ее ゙функционирование ゙и ゙развитие. ゙Отсюда ゙повышение ゙эффективности ゙муниципального ゙управления ゙образованием ゙мы ゙связываем: ゙

а) ゙с ゙разработкой ゙новой ゙организационно-динамической ゙модели ゙управления, ゙которая ゙соответствует ゙новым ゙целям ゙и ゙задачам ゙управления, ゙связанным ゙с ゙обеспечением ゙социальной ゙функции ゙образования; ゙

б) ゙с ゙равноправными ゙и ゙взаимосвязанными ゙принципами, ゙методами ゙и ゙функциями ゙управления; ゙

в) ゙с ゙разработкой ゙и ゙созданием ゙комплекса ゙социально-педагогических ゙условий, ゙обеспечивающих ゙повышение ゙эффективности ゙управления.

Одна ゙из ゙главных ゙особенностей ゙управления ゙муниципальной ゙системой ゙образования ゙на ゙современном ゙этапе ゙заключается ゙в ゙том, ゙что ゙оно ゙реализуется ゙в ゙специфических ゙условиях ゙ломки, ゙перехода ゙от ゙одних ゙форм ゙организации ゙и ゙жизнедеятельности ゙образовательных ゙учреждений ゙к ゙другим, ゙что ゙вытекает ゙из ゙сущности ゙нового ゙социально- ゙экономического ゙строя. ゙Интенсивный ゙процесс ゙перехода ゙школ ゙в ゙режим ゙развития ゙потребовал ゙перестройки ゙управления ゙муниципальной ゙системой ゙образования. ゙

Потребность ゙управления ゙развитием ゙образования ゙как ゙системы ゙приводит ゙к ゙необходимости ゙смены ゙целевых ゙ориентиров ゙управления:

1) ゙цели ゙формирования ゙единого ゙образовательного ゙пространства, ゙обеспечивающего ゙высокоэффективную ゙систему ゙услуг ゙и ゙условий, ゙отвечающих ゙образовательным ゙потребностям ゙всех ゙слоев ゙и ゙групп ゙населения;

2)цели ゙формирования ゙практики ゙социализации ゙и ゙воспитания ゙подрастающего ゙поколения ゙с ゙учетом ゙общечеловеческих ゙ценностей ゙и ゙ценностей ゙национальной ゙культуры;

3) ゙цели ゙превращения ゙образования ゙в ゙развивающую ゙и ゙развивающуюся ゙систему, ゙способную ゙обеспечить ゙развитие ゙личности ゙и ゙развитие ゙местных ゙общественных ゙систем.

Выделение ゙этих ゙групп ゙цепей ゙означает, ゙что ゙сама ゙система ゙управления ゙образованием ゙предполагает ゙свою ゙особую ゙структурно-функциональную ゙организацию, ゙действующую ゙в ゙рамках ゙единой ゙стратегии ゙управления ゙целостной ゙системой ゙развивающегося ゙образования ゙России, ゙региона, ゙в ゙целом, ゙и ゙муниципального ゙уровня, ゙в ゙частности. ゙Данные ゙особенности ゙указывают ゙на ゙необходимость ゙пересмотра ゙(осмысления) ゙существующей ゙практики ゙традиционной ゙организационной ゙структуры ゙управления ゙муниципальной ゙системой ゙образования ゙и ゙формирования ゙ее ゙новой ゙модели. ゙При ゙построении ゙модели ゙управления ゙муниципальной ゙системой ゙образования ゙нами ゙был ゙взят ゙за ゙основу ゙научный ゙метод ゙моделирования, ゙который ゙позволяет ゙учесть ゙опыт ゙развития ゙муниципального ゙управления ゙в ゙прошлом ゙и ゙прогнозировать ゙структуру, ゙функции, ゙наиболее ゙существенные ゙черты ゙исследуемого ゙объекта.

Формируя ゙новую ゙структуру ゙органа ゙управления ゙образованием, ゙мы ゙опирались ゙на ゙матричный ゙механизм ゙проектирования, ゙соединяющий ゙линейно-функциональные ゙структуры ゙с ゙элементами ゙матричной, ゙так ゙как ゙отношения ゙субъектов ゙управления ゙характеризуются ゙как ゙субординационными ゙связями ゙(начальник ゙управления ゙- ゙заместители ゙- ゙начальники ゙отделов ゙- ゙специалисты), ゙так ゙и ゙координационными ゙(каждый ゙субъект ゙управления ゙выполняет ゙предусмотренные ゙функциональные ゙обязанности) ゙и ゙т.д. ゙[41, ゙c. ゙123].

Разработанная ゙динамическая ゙модель ゙организационной ゙структуры ゙управляющей ゙системы ゙рассматривается ゙нами ゙с ゙двух ゙позиций ゙- ゙субъектной ゙и ゙объектной. ゙Субъектная ゙позиция ゙выражена ゙четырьмя ゙уровнями: ゙уровень ゙начальника ゙(стратегический ゙уровень ゙управления); ゙уровень ゙заместителей ゙(тактический ゙уровень ゙управления); ゙уровень ゙руководителей ゙отделов ゙и ゙служб ゙сопровождения ゙управления ゙образованием ゙(технологический); ゙уровень ゙специалистов ゙(уровень ゙оперативного ゙управления. ゙

Объектная ゙позиция ゙представлена ゙депутатской ゙комиссией ゙по ゙образованию, ゙советом ゙руководителей ゙образовательных ゙учреждений, ゙экспертным ゙советом ゙горУО, ゙советом ゙аппарата ゙горУО, ゙комиссиями ゙по ゙аттестации ゙педкадров ゙и ゙образовательных ゙учреждений, ゙психолого-медико-педагогической ゙комиссией, ゙информационно-методическим ゙центром, ゙временными ゙творческими ゙коллективами.

Модернизация ゙муниципальной ゙системы ゙управления ゙проявляется ゙в ゙изменяющихся ゙отношениях ゙субъектов ゙управления ゙(субординация, ゙координация, ゙согласование); ゙в ゙создании ゙гибких ゙управленческих ゙структур ゙(совет ゙руководителей, ゙экспертный ゙совет ゙горУО, ゙совет ゙аппарата ゙горУО, ゙депутатская ゙комиссия, ゙временные ゙творческие ゙коллективы), ゙во ゙введении ゙нового ゙уровня ゙управления ゙- ゙технологического ゙(начальники ゙отделов ゙и ゙служб); ゙изменении ゙функциональных ゙обязанностей, ゙обеспечивающих ゙не ゙только ゙функционирование, ゙но ゙и ゙развитие ゙муниципальной ゙системы ゙образования.

Выделение ゙приоритетных ゙целей ゙в ゙управляющей ゙системе ゙позволило ゙определить ゙две ゙блочно-целевые ゙структуры, ゙ориентирующие ゙систему ゙управления ゙на ゙поддержание ゙и ゙развитие ゙муниципальной ゙системы ゙образования. ゙Связи ゙между ゙блоками ゙построены ゙по ゙принципу ゙обоюдности ゙и ゙специализации, ゙это ゙причинно-следственные ゙связи. ゙Эффективное ゙функционирование ゙любой ゙системы ゙неразрывно ゙связано ゙с ゙условиями, ゙в ゙которых ゙существует ゙система.

Для ゙выявления ゙комплекса ゙социально-педагогических ゙условий, ゙способствующих ゙эффективному ゙управлению ゙муниципальной ゙системой ゙образования, ゙нами ゙были ゙намечены ゙следующие ゙пути: ゙фиксация ゙новых ゙тенденций ゙в ゙образовании, ゙связанных ゙с ゙коренными ゙преобразованиями ゙в ゙социально-политической ゙и ゙экономических ゙сферах; ゙выявление ゙особенностей ゙модернизации ゙системы ゙управления ゙образованием ゙на ゙муниципальном ゙уровне; ゙моделирование ゙комплекса ゙социально-педагогических ゙условий ゙эффективного ゙управления ゙муниципальной ゙системой ゙образования.

Подробно ゙роль ゙внешних ゙и ゙внутренних ゙условий ゙управления ゙муниципальной ゙системой ゙образования ゙дается ゙в ゙исследовании ゙на ゙основании ゙анализа ゙психолого-педагогической ゙литературы ゙и ゙педагогической ゙практики.

Определен ゙и ゙теоретически ゙обоснован ゙комплекс ゙социально-педагогических ゙условий ゙эффективного ゙управления ゙муниципальной ゙системой ゙образования: ゙

1) ゙экономические; ゙

2) ゙организационно-управленческие; ゙

3) ゙психолого-педагогические.

1) ゙Экономические. ゙Разработка ゙механизма ゙перевода ゙муниципальной ゙системы ゙образования ゙на ゙новые ゙условия ゙хозяйствования, ゙создает ゙экономическую ゙основу ゙для ゙обеспечения ゙равных ゙возможностей ゙получения ゙образования ゙различными ゙слоями ゙населения; ゙существенно ゙расширяет ゙действие ゙экономических ゙отношений ゙в ゙сфере ゙образования; ゙обеспечивает ゙стабилизацию ゙и ゙укрепление ゙финансового ゙положения ゙учебных ゙заведений; ゙поднимает ゙эффективность ゙использования ゙бюджетных ゙средств; ゙активизирует ゙привлечение ゙на ゙нужды ゙образовательных ゙учреждений ゙внебюджетных ゙источников ゙финансирования; ゙устанавливает ゙тесную ゙взаимосвязь ゙материального ゙и ゙морального ゙стимулирования ゙трудовых ゙коллективов ゙от ゙результатов, ゙качества ゙и ゙эффективности ゙труда.

2) ゙Организационно-управленческие. ゙Муниципализация ゙образовательных ゙учреждений, ゙рационализация ゙и ゙дифференциация ゙сети ゙учреждений ゙образования ゙позволяют ゙удовлетворять ゙запросы ゙новой ゙внешней ゙среды, ゙создают ゙необходимые ゙условия ゙для ゙реализации ゙конституционных ゙прав ゙граждан ゙на ゙образование, ゙развития ゙и ゙саморазвития ゙личности. ゙Дифференциация ゙осуществляется ゙по ゙двум ゙направлениям: ゙- ゙экономическая ゙направленность ゙(ориентация ゙видового ゙разнообразия ゙образовательных ゙институтов ゙на ゙материальные ゙возможности ゙различных ゙социальных ゙групп ゙населения); ゙- ゙образовательная ゙направленность ゙(ориентация ゙видового ゙разнообразия ゙образовательных ゙учреждений ゙на ゙потребности ゙семьи ゙и ゙социальный ゙заказ).

3) ゙Психолого-педагогические. ゙Эффективность ゙и ゙качество ゙действий ゙управляющей ゙системы ゙субъекта ゙по ゙осуществлению ゙целей, ゙задач ゙и ゙функций ゙управления ゙зависит ゙не ゙только ゙от ゙правильного ゙определения ゙ориентиров, ゙содержания ゙и ゙оргструктуры ゙управления, ゙но ゙и ゙от ゙наличия ゙эффективных ゙и ゙оптимально ゙сочетаемых ゙методов, ゙средств ゙управления, ゙создания ゙положительной ゙мотивации ゙у ゙всех ゙участников ゙образования. ゙К ゙числу ゙новых ゙методов ゙управления ゙нужно ゙отнести ゙прежде ゙всего ゙методы ゙программно-целевого, ゙проектного ゙управления, ゙организационно-деятельностных ゙и ゙деловых ゙игр. ゙Ведется ゙поиск ゙механизмов ゙выполнения ゙таких ゙функций ゙муниципальных ゙органов ゙управления ゙образованием, ゙как ゙комплексный ゙анализ, ゙прогнозирование ゙работы ゙муниципальной ゙образовательной ゙системы, ゙планирование ゙и ゙программирование ゙ее ゙работы, ゙консультирование ゙сотрудниками ゙управления.

Разработаны ゙методики ゙диагностирования ゙уровня ゙управленческой ゙деятельности ゙специалистов ゙муниципального ゙управления ゙образованием, ゙руководителей ゙образовательных ゙учреждений; ゙уровня ゙готовности ゙к ゙разработке ゙перспектив ゙развития ゙образования; ゙уровня ゙подготовки ゙руководителей ゙образовательных ゙учреждений ゙к ゙работе ゙в ゙инновационном ゙режиме; ゙уровня ゙образованности ゙учащихся, ゙мотивации ゙продолжения ゙образования; ゙методики ゙изучения ゙образовательных ゙потребностей ゙населения; ゙соответствия ゙организационной ゙структуры ゙управления ゙образованием ゙запросам ゙новой ゙внешней ゙среды. ゙Разработана ゙вариативная ゙модель ゙управления ゙образованием ゙в ゙малом ゙городе, ゙определена ゙ее ゙структура, ゙сконструирована ゙модель ゙организационной ゙структуры ゙муниципального ゙управления ゙образованием, ゙разработаны ゙целевые ゙программы ゙развития ゙образования, ゙программы ゙повышения ゙профессионально-управленческой ゙квалификации ゙[24, ゙c. ゙57].

Результаты ゙констатирующего ゙эксперимента ゙показали, ゙что ゙существующая ゙организационная ゙структура ゙управления ゙(пирамидальная) ゙характеризовалась ゙сильными ゙вертикальными ゙связями, ゙что ゙определяло ゙ведущую ゙роль ゙начальника ゙управления, ゙его ゙заместителей ゙в ゙принятии ゙стратегических ゙решений. ゙Организационная ゙линейно-функциональная ゙структура ゙управления ゙состояла ゙из ゙определенного ゙количества ゙подразделений ゙(отделов, ゙объединений, ゙комиссий, ゙советов), ゙между ゙которыми ゙были ゙слабо ゙выражены ゙горизонтальные ゙связи.

Данные ゙изучения ゙мнения ゙участников ゙педагогического ゙процесса ゙(руководители ゙образовательных ゙учреждений, ゙педагоги, ゙родители), ゙о ゙структуре ゙управления ゙муниципальной ゙системой ゙образования ゙показали, ゙что ゙только ゙23,7% ゙руководителей, ゙педагогов, ゙родителей ゙высказали ゙положительное ゙отношение ゙к ゙существующей ゙структуре ゙муниципального ゙управления ゙образованием.

Результаты ゙изучения ゙отношения ゙руководителей ゙и ゙педагогов ゙к ゙инновациям ゙(по ゙методике ゙И.О. ゙Котляровой) ゙в ゙образовательном ゙учреждении ゙свидетельствуют ゙о ゙том, ゙что ゙инновации ゙в ゙образовательных ゙учреждениях ゙протекают ゙в ゙разных ゙формах ゙и ゙на ゙разных ゙уровнях. ゙Осведомленность ゙руководителей ゙и ゙педагогов ゙о ゙сути ゙инновации, ゙инновационной ゙деятельности, ゙объеме ゙этого ゙понятия ゙крайне ゙недостаточна. ゙Опыт ゙участия ゙в ゙инновационной ゙деятельности ゙незначителен. ゙Руководители ゙и ゙педагоги ゙испытывают ゙существенные ゙затруднения ゙в ゙обосновании ゙влияния ゙инновационной ゙деятельности ゙на ゙процессы ゙и ゙взаимоотношения ゙в ゙образовательном ゙учреждении.

Результаты ゙констатирующего ゙эксперимента ゙показали, ゙что ゙муниципальная ゙сеть ゙образовательных ゙учреждений ゙не ゙обеспечивала ゙удовлетворение ゙запросов ゙новой ゙внешней ゙среды.

Исходя ゙из ゙этого, ゙первым ゙направлением ゙опытно-экспериментальной ゙работы ゙была ゙разработка ゙динамической ゙модели ゙организационной ゙структуры ゙муниципального ゙управления ゙образованием, ゙соотнесенной ゙с ゙новым ゙содержанием ゙управления ゙и ゙отражающей ゙цели ゙и ゙задачи ゙управляющей ゙и ゙управляемой ゙подсистем; ゙затем ゙был ゙определен ゙управленческий ゙функционал, ゙основанный ゙на ゙расширении ゙полномочий ゙и ゙относительной ゙автономности.

Разработанная ゙оргструктура ゙муниципального ゙управления ゙образованием ゙(состав ゙органов ゙совокупного ゙субъекта ゙управления, ゙роли, ゙отводимые ゙каждому ゙из ゙них, ゙характер ゙связей ゙и ゙способов ゙взаимодействия ゙между ゙ними) ゙дают ゙основание ゙отнести ゙ее ゙к ゙типу ゙линейно-функциональной, ゙штабной, ゙с ゙элементами ゙матричной ゙структуры. ゙Данная ゙оргструктура ゙направлена ゙на ゙обеспечение ゙развития ゙муниципальной ゙системы ゙образования ゙через ゙штабные ゙подразделения ゙гор ゙УО ゙- ゙информационно-методический ゙центр, ゙экспертный ゙совет, ゙психолого-медико-педагогическую ゙комиссию, ゙временные ゙творческие ゙группы ゙и ゙т.д. ゙При ゙этом ゙в ゙данной ゙структуре ゙значительная ゙роль ゙отводится ゙службам ゙обеспечения ゙образовательных ゙учреждений ゙необходимыми ゙условиями ゙и ゙ресурсами ゙для ゙оптимальной ゙координации ゙функций, ゙выполняемых ゙работниками ゙аппарата ゙управления. ゙Для ゙обеспечения ゙общественно-государственного ゙характера ゙управления ゙муниципальной ゙системой ゙образования ゙созданы ゙советы ゙и ゙комиссии ゙на ゙постоянной ゙основе. ゙Участие ゙в ゙работе ゙комиссий ゙представителей ゙общественности, ゙других ゙организаций, ゙а ゙также ゙функционально ゙закрепленное ゙взаимодействие ゙работников ゙аппарата ゙с ゙различными ゙муниципальными ゙службами, ゙отделами, ゙организациями ゙позволяют ゙обеспечить ゙тесную ゙связь ゙образовательной ゙системы ゙с ゙жизнью ゙населения ゙города.

 


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 ИМЕНИ Ж.И. АЛФЁРОВА» Г. ТУРИНСКА






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных