ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Финансовое правоотношение: понятие, особенности, виды
Как и любое другое правовое отношение, финансовое правовое отношение возникает между определенными субъектами по поводу конкретного объекта и имеет содержание, раскрывающееся через соответствующие права и обязанности его участников. Отражая общий характер, присущий любому правовому отношению, финансовое правовое отношение имеет и специфические признаки, обусловленные особенностью сферы их возникновения. Финансовые правоотношения отличаются тем, что они: а) возникают в процессе финансовой деятельности государства; б) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший или местный орган государственной власти; в) всегда возникают по поводу денег, денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.д.2 Эти три отличительные черты, рассматриваемые в их совокупности, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений. По содержанию финансово-правовых норм финансовые правоотношения подразделяются на: - материальные, через которые реализуются права и обязанности субъектов финансового права (они возникают на основании материальных норм финансового права); - процессуальные, в которых выражается юридическая форма реализации материальных прав и обязанностей субъектов финансового права (они возникают на основании процессуальных норм). По особенностям объекта финансовые правоотношения подразделяются на: - имущественные, объектом которых, являются непосредственно деньги - налог, бюджетный кредит, трансферт и т. д.; - неимущественные, объектом которых, являются не деньги, а иные явления, связанные с деньгами, - проект бюджета, закон о бюджете, финансовый контроль и т.д. Финансовые правоотношения можно классифицировать в зависимости от подотрасли, института финансового права на следующие виды: - бюджетные правоотношения; - налоговые правоотношения; - неналоговые правоотношения; - финансовые правоотношения в области государственного кредита; - финансовые правоотношения в области страхования; - правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании; - финансовые правоотношения в области банковской деятельности; - финансовые правоотношения в области денежного обращения и расчетов; - валютные правоотношения3. Субъекты финансовых правоотношений - три группы (основные): 1. Государство и его территориальные подразделения (общественно-территориальный субъект). а) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, края, области. б) Муниципальные (местные) образования и иные территории. 2. Коллективный - органы Государственной власти и Государственного управления, органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие. 3. Индивидуальные - граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства. Особенностью финансовых правоотношений является то, что одним из субъектов этих отношений обязательно должен быть соответствующий орган государственной власти (либо государственное или муниципальное образование в целом). Финансовое правоотношение не может возникнуть между физическими лицами (гражданами); физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами. Субъектный состав финансового правоотношения определяется видом финансового правоотношения. Виды финансовых правоотношений: 1. По содержанию: а) Регулятивные, б) охранительные. 2. По юридическому содержанию: а) Материальное, б) Процессуальное. 3. По видам институтов. 4. По характеру взаимодействия участников: а) Вертикальные, б) Горизонтальные. 5. По количеству участников: а) Двусторонние, б) Многосторонние. Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Такой нормативный акт в области финансовой деятельности государства - закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальный нормативный акт - извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог. Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения4. Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Из них наиболее часто встречаются следующие: 1) погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа); 2) выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам; 3) использование выданных бюджетных ассигнований; 4) осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам; 5) прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например в связи с переходом на пенсию, призывом в армию и т.д. Порядок, органы и методы защиты финансовых правоотношений. Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок защиты. Административный порядок действует, главным образом, в случае применения мер государственного принуждения, связанных с защитой прав в области финансовых отношений, к государственным и муниципальным органам, предприятиям, организациям, учреждениям. В различных финансовых отношениях административный порядок защиты имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими государственными органами. В главе 2 Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод (ст. 46). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суде. Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в международные органы по защите прав. Судебный порядок применяется и при защите финансовых интересов и прав государства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному государственному страхованию и самообложению сельского населения). Особое место в защите прав и законных интересов субъектов финансового права принадлежит Конституционному Суду РФ. Соблюдение правил, закрепленных в финансово-правовых нормах, означает и обеспечение прав субъектов финансового права. В этих целях широко применяется метод убеждения в различных формах, прежде всего в проведении разъяснительной работы. В результате большей частью субъектов они выполняются добровольно. В случае нарушения установленных правил в области образования, распределения и использования государственных и местных денежных фондов вводится в действие метод принуждения в различных его проявлениях (применение санкций, запретительных мер и др.).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|