Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Финансовый контроль, осуществляемый Федеральной службой по рынку ценных бумаг.




Финансовый контроль, согласно традиционно сложившейся позиции в современном финансовом праве, является одним из важнейших институтов финансового права. Е.Ю. Грачевой выказано заслуживающее внимания мнение о необходимости выделения финансового контроля в подотрасль финансового права . Однако представляется более обоснованной позиция Н.И. Химичевой о том, что выделение норм, регулирующих финансовый контроль, в подотрасль финансового права затруднительно в силу того, что нормы, касающиеся финансового контроля содержатся как в общей, так и особенной части финансового права и неразрывно связаны с содержанием конкретных финансово-правовых институтов, входящих в особенную часть финансового права".

В науке финансового права финансовый контроль понимается как контроль за соблюдением законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования государственных, муниципальных и иных денежных фондов (финансовых ресурсов) публичного характера в целях социально - экономического развития страны в целом3. Это контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов, что не исключает, а предполагает необходимость осуществления других видов контроля .

О.Н. Ногина формулирует следующие признаки финансового контроля: финансовый контроль осуществляется в сфере отношений, складывающихся при образовании, распределении и использовании государственных денежных фондов и фондов местного самоуправления;

- финансовый контроль реализуется посредством деятельности государственных или иных органов, наделенных законом соответствующими контрольными полномочиями; финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения законности, охраны собственности, правильного, эффективного и экономного расходования бюджетных, заемных и собственных средств, обнаружения нарушений финансовой дисциплины, выявления резервов и-повышения увеличения доходных поступлений в бюджет1.

В целом соглашаясь с изложенным, тем не менее следует отметить, что в современных условиях финансовые правоотношения не ограничиваются только государственными и муниципальными фондами. В этой связи «актуальной становится отмена такого признака финансов, как фондовость, и замена понятия денежных фондов понятием «финансовые ресурсы» , которое в настоящее время уже является воспринятым и употребляемым ведущими специалистами финансового права.

Финансовый контроль строится на тех же принципах, что и вся финансовая деятельность: законности, гласности, федерализма, плановости. Помимо указанных имеются специфические принципы финансового контроля, сформулированные Международной организацией высших органов государственного финансового контроля (ИНТОСАИ) при ООН в Лимской Декларации руководящих принципов финансового контроля3. Декларация не носит обязательного характера, однако является своеобразным эталоном организации финансового контроля. Декларация называет следующие принципы, присущие финансовому контролю: независимость, объективность и компетентность, гласность.

Независимость контроля обеспечивается: а) финансовой самостоятельностью контрольного органа; б) более длительными по сравнению с парламентским сроками полномочий руководителей органов контроля; в) закреплением в Конституции их статуса1.

Объективность и компетентность обеспечиваются неукоснительным соблюдением контролерами действующего законодательства, высоким профессиональным уровнем работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы2.

Гласность предполагает информирование общественности об итогах деятельности контрольных органов, в том числе через средства массовой информации, с учетом требований защиты конфиденциальной информации, коммерческой или иной защищаемой законом тайны.

Среди других принципов финансового контроля Е.Ю. Грачева выделяет: результативность; четкость и логичность предъявляемых контролерами требований; неподкупность субъектов контроля; обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий; превентивность; презумпция невиновности подозреваемых в финансовых преступлениях лиц; согласованность действий различных контролирующих органов3.

Необходимо отметить, что, несмотря на важность финансового контроля и значительный объем теоретических разработок в этой сфере, в финансовом праве нет единой позиции по поводу видов, форм и методов финансового контроля, что усугубляется несогласованностью норм законодательства. Так, Бюджетный кодекс РФ к формам финансового контроля относит предварительный, текущий и последующий финансовый контроль. Налоговый кодекс РФ формами налогового контроля называет проверки, осмотр помещений, получение объяснений и др. Представляется неверным положение Бюджетного кодекса РФ, так как «время осуществления контрольных процедур само по себе не может определять способ организации и выражения контроля (то есть форму контроля)»1. Таким образом, это не форма, а вид, на что особо указывается такими известными учеными, как Н.И. Химичева, Е.Ю. Грачева. Так, профессор Е.Ю. Грачева определяет вид как составную часть, выражающую (частично) содержание целого и в то же время отличающуюся от других частей конкретными носителями конкретных функций (субъектами), объектами контроля, что в свою очередь, предопределяет и отличия в методах осуществления контрольных действий2.

Классифицировать виды финансового контроля возможно по нескольким критериям. В зависимости от времени проведения контроля -предварительный, текущий, последующий. В зависимости от волеизъявления субъектов контрольных правоотношений и требований законодательства — обязательный и инициативный финансовый контроль. В зависимости от органов, осуществляющих финансовый контроль, можно выделить государственный (в свою очередь подразделяющийся на общегосударственный и внутриведомственный), муниципальный, аудиторский, внутрихозяйственный. Н.И. Химичева выделяет также общественный финансовый контроль . Е.Ю. Грачева выделяет также следующие виды финансового контроля в зависимости от сферы контролируемой финансовой деятельности (объекта, направления): бюджетный, налоговый, банковский, страховой, валютный4.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных