Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности правового статуса республик и автономий в составе РФ.




Республика в составе Российской Федерации имеет право законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации.

Каждая республика вправе самостоятельно определять систему органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти в Российской Федерации и законодательством данной республики. Так, согласно ч. 3 ст. 10 Конституции Республики Мордовия "в систему органов государственной власти Республики Мордовия входят:

- Глава Республики Мордовия - высшее должностное лицо Республики Мордовия;

- Государственное Собрание Республики Мордовия - высший законодательный (представительный) орган государственной власти Республики Мордовия;

- Правительство Республики Мордовия - высший исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия;

- иные исполнительные органы государственной власти Республики Мордовия.

В районах и городах республиканского значения могут создаваться органы государственной власти Республики Мордовия".

Согласно ч. ч. 5 и 6 ст. 3 Конституции Чувашской Республики государственную власть в Чувашской Республике осуществляют Президент Чувашской Республики, Государственный Совет Чувашской Республики, Кабинет Министров Чувашской Республики, суды. Полномочия органов государственной власти Чувашской Республики устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Чувашской Республики, законами Чувашской Республики и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации или пересмотра ее положений, путем принятия новых федеральных законов, Конституции Чувашской Республики и законов Чувашской Республики либо путем внесения соответствующих изменений и дополнений в указанные действующие акты.

Специфическим правом республик в составе Российской Федерации является возможность установления собственных государственных языков наряду с русским языком и использования их в органах государственной власти, органах местного самоуправления и государственных учреждениях республик. Так, в Республике Дагестан (ст. 6 Конституции Дагестана) государственными языками являются русский язык и языки народов Дагестана; государственными языками Чувашской Республики являются чувашский и русский языки (ст. 8 Конституции Чувашии); государственными языками Республики Тыва являются тувинский и русский языки (ст. 5 Конституции Тывы); государственными языками в Республике Ингушетия признаются ингушский и русский языки (ст. 11 Конституции Ингушетия) и др.

Республики предоставляют проживающим на их территории право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Статус республиканского государственного языка, как правило, отдельно регулируется законодательством соответствующей республики.

Особым аспектом правового статуса республик является наличие республиканской собственности. Уже в Федеративном договоре от 31 марта 1992 г. только относительно республик указано, что земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик.

Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами регулируются основами законодательства Российской Федерации и законодательством республик в составе Российской Федерации. По взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти республик в составе Российской Федерации определяется статус федеральных природных ресурсов.

Конституции республик в современной редакции, впрочем, формулировку Федеративного договора смягчили. Так, п. 2 ст. 9 Конституции Чеченской Республики гласит: "Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Чеченской Республике как основа жизни и деятельности народов, проживающих на территории Чеченской Республики". Статья 13 Конституции Республики Калмыкия указывает, что земля и другие природные ресурсы на территории Республики являются основой жизни и деятельности народа Республики Калмыкия. В статье 13 Конституции Республики Коми изложено, что земля, водные, лесные и другие природные ресурсы используются и охраняются в Республике Коми как основа жизни и деятельности народа, проживающего на территории Республики. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности в порядке и на условиях, предусмотренных законами Российской Федерации и Республики Коми.

Республики в составе Российской Федерации наделены правом участия в международных отношениях и внешнеэкономических связях, подписывать международные договоры и соглашения, участвовать в деятельности международных организаций, открывать зарубежные представительства. Однако международная правосубъектность республик является ограниченной по сравнению с правосубъектностью суверенных государств.

Автономный округ - национальное государственное образование, отличающееся особым национальным составом и бытом населения. Автономные округа являются формой национальной государственности малых народов и этнических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. В результате объединения отдельных автономных округов с другими субъектами Российской Федерации они исключены из состава субъектов Российской Федерации. На настоящий момент в состав субъектов Российской Федерации входят Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. При этом Ненецкий АО входит в состав Архангельской области, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра и Ямало-Ненецкий автономный округ входят в состав Тюменской области.

Автономные округа имеют большую территорию при небольшой численности и плотности населения. Так, например, территория самого незначительного по площади Ненецкого автономного округа составляет 176,7 тысяч кв. км, а население - чуть более 40000 человек. Национальный состав: ненцы - 18,6%, коми - 9%, русские - 66,1%, другие - 6,3%.

Автономная область и автономные округа обладают учредительной властью, имеют устав, который определяет важнейшие вопросы политико-правового устройства. В статье 1 Устава Ямало-Ненецкого автономного округа указано, что Ямало-Ненецкий автономный округ в соответствии с Конституцией Российской Федерации является равноправным субъектом Российской Федерации. Статус Ямало-Ненецкого автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом (Основным Законом) Ямало-Ненецкого автономного округа. В соответствии с Конституцией Российской Федерации может быть принят федеральный закон об автономном округе.

Автономная область и автономные округа имеют свою территорию и административное деление. Так, в ст. 4 Устава Ханты-Мансийского автономного округа указано, что территория Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является неотъемлемой частью единой территории Российской Федерации. Территория Ханты-Мансийского автономного округа - Югры включает в себя территории городов окружного значения Белоярский, Когалым, Лангепас, Мегион, Нефтеюганск, Нижневартовск, Нягань, Покачи, Пыть-Ях, Радужный, Сургут, Урай, Ханты-Мансийск, Югорск, территории Белоярского, Березовского, Кондинского, Нефтеюганского, Нижневартовского, Октябрьского, Советского, Сургутского, Ханты-Мансийского районов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных