Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос о бессоюзном сложном предложении. Сложные предложения с различными типами связи.




Бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого связаны друг с другом лишь интонационно; основной признак бессоюзных сложных предложений – отсутствие союзов. Связь между частями не грамматическая, а смысловая.

Бессоюзные сложные предложения (далее – БСП) недостаточно познаны наукой, т.к. они изучаются кодифицированным литературным языком, где их относительно мало. Часто БСП встречаются в художественной литературе, особенно в драматургии, но больше всего их в разговорной речи.

Т.к. смысловые оттенки и интонационные признаки могут быть недостаточно определены, классификация БСП не имеет четко выраженного и определенного основания. Долгое время БСП рассматривались не как особая структурная разновидность, а как предложение с опущенными союзами, вследствие чего устанавливались типы БСП соответственно союзным. Практически это осуществлялось путем подстановки подходящего по смыслу союза – сочинительного или подчинительного. Но этот подход оказался недостаточно плодотворным, т.к. многие предложения не поддаются такому разграничению. Еще А.А. Потебня обратил внимание на то, что многие значения могут быть переданы без помощи союзов («Из записок по русской грамматике», М.-Л., 1941, т.4). Он же обратил внимание и на употребление форм времени сказуемых сочетающихся частей.

Попытки особо выделить БСП впервые были предприняты
А.М. Пешковским («Русский синтаксис в научном освещении»).

А.М. Пешковский считал, что функции союзов и союзных слов в бессоюзных сложных предложениях выполняет интонация. Он говорил, что интонация может компенсировать союзы. Это положение вошло в науку под названием «компенсационного принципа».

С 50-ых годов ХХ века БСП начинают рассматривать как особую разновидность сложных предложений. Наиболее четко сформулировал этот подход Н.С.Поспелов («О грамматической природе и принципах классификации бессоюзных сложных предложений» // Вопросы синтаксиса современного русского языка. – М., 1950). Он, как и А.М.Пешковский, считал, что интонация в БСП может выражать определенные смысловые отношения между частями, но эти отношения отличны от тех, которые выражаются союзами и союзными словами. Поспелов выделял БСП однородного и неоднородного состава, что не совпадает с понятиями сочинения и подчинения.

Т.П. Ломтев в работах «Общее русское языкознание» и «Основы синтаксиса русского языка» (1958 г.) впервые указал на то, что наличие или отсутствие союза часто делает предложения противоположными по смыслу, т.е. интонация не может заменить союз, ср.: Иван лгал, что он видел Петра. – Иван лгал: он видел Петра. В «Русской грамматике-80» доказывается, что интонация вообще не может выражать определенных смысловых отношений между частями, т.е. в БСП нет синтаксического средства соединения частей, а значит, БСП – это вообще не синтаксическая единица, а простая последовательность предложений в тексте.

В книге «Современный русский язык. Теоретический курс. Синтаксис и пунктуация» (М., 1997) автор раздела, посвященного синтаксису сложного предложения, Е.Н. Ширяев приводит такое рассуждение. Он на конкретном примере изучает роль интонации в БСП, ср.:

1. Он зашел в булочную: надо было купить хлеб.

2. Он зашел в булочную: в роще пел соловей.

«Ясно, что в первом предложении между предикативными конструкциями существуют причинные отношения. Предположим, что это значение передается особой причинной интонацией. Тогда логично было бы ждать, что и во втором предложении с помощью той же интонации можно выразить причинные отношения. Однако как бы ни интонировать это предложение, осмыслить в нем причину невозможно. Чтобы в таком предложении установить причинные отношения, нужен соответствующий союз, сравним: Он зашел в булочную, потому что в роще пел соловей. Это, конечно, очень странная, противоестественная причина, но союз потому что не позволяет усомниться в том, что предикативные конструкции связаны причинными отношениями. Таким образом, интонация не может устанавливать смысловые отношения между предикативными конструкциями. Из этого вывода следует вопрос: каким же образом первое предложение осмысляется как предложение с причинными отношениями? Эти отношения определяются самим содержимым предикативных конструкций, то есть тем их значением, которое формируется лексикой, заполняющей данные синтаксические структуры: лексическая семантика слов булочная и хлеб такова, что «подсказывает» причинные отношения. Во втором предложении никаких реальных, очевидных связей между словами булочная и соловей нет, поэтому второе предложение бессмысленно.

Означает ли это, что в бессоюзном сложном предложении действительно нет никаких синтаксических средств и, следовательно, бессоюзное сложное предложение не синтаксическая структура? Нет, не означает. Интонация в бессоюзном сложном предложении все же является синтаксическим средством, формирующим его как особую синтаксическую единицу, только функции у интонации не те, которые ей приписывались Поспеловым и Пешковским. Какие же? Во-первых, интонация соединяет предикативные конструкции в одно сложное предложение. Во-вторых, интонация является синтаксическим сигналом с такой функцией: найди смысловые отношения между предикативными конструкциями в содержании предикативных конструкций» (с. 220–221).

Сложные предложения с разными видами связи - это сложные предложения, которые состоят не менее чем из трёх простых предложений, связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.

Для понимания смысла таких сложных конструкций важно понять, как сгруппированы между собой входящие в них простые предложения.

Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое.

Например:

1) [Печален я ]: [со мною друга Нет], (с кем долгую запил бы я разлуку), (кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет) (А. Пушкин).

Это сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной, состоит из двух частей (блоков), связанных бессоюзно; вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть - это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными определительными, с однородным соподчинением.

2) [ Переулок был весь в садах], и [у заборов росли липы, бросавшие теперь, при луне, широкую тень], (так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках) (А. Чехов).

Это сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной, состоит из двух частей, связанных сочинительным соединительным союзом и, отношения между частями перечислительные; I часть по структуре представляет собой простое предложение; IIчасть - сложноподчинённое предложение с придаточным следствия; придаточное зависит от всего главного, присоединяется к нему союзом так что.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных