Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Интеграция научной и образовательной деятельности




 

В послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 г. указано на необходимость “…интегрировать образование и научную деятельность. Развитие вузовской науки и крупных научно-образовательных центров должно стать приоритетной задачей”.

Как свидетельствует практика ведущих стран мира, а также российский опыт, высшее образование и наука (в частности фундаментальная) как специализированные области деятельности без взаимной интеграции и тесного взаимодействия с реальным сектором экономики теряют дееспособность и становятся все менее самодостаточными. Отсутствие научной базы для реализации программ высшего образования ведет к тому, что выпускники вузов зачастую неконкурентоспособны на рынке труда; с другой стороны, научные организации практически утратили источники воспроизводства кадрового потенциала из-за отсутствия притока молодых специалистов. Обособленное существование научных и образовательных структур снижает потенциал их развития, уменьшает их вклад в преобразование экономики и общества, препятствует полноценному вхождению в мировое научно-образовательное пространство. В сегодняшних условиях в России научные организации и вузы создаются, функционируют и управляются практически без учета взаимных потребностей, формы их интеграции не соответствуют потребностям современной рыночной экономики, не имеют адекватного правового обеспечения и государственной поддержки.

Конечной целью интеграции науки и образования является кадровое обеспечение национальной инновационной системы России и экономики страны в целом.

Интеграция научной и образовательной деятельности должна решать следующие задачи:

повышение качества образования и подготовку научно-технических кадров, обладающих современными знаниями на уровне новейших достижений науки и технологий и практическим опытом участия в научных исследованиях, полученным в процессе обучения;

привлечение и закрепление талантливой молодежи в науке и образовании;

повышение эффективности использования бюджетных средств, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов научных организаций и вузов при проведении фундаментальных и прикладных исследований и подготовке научных кадров;

активизацию взаимосвязей с предпринимательским сектором экономики и корпоративной наукой, процессов коммерциализации результатов научных исследований и разработок и передачи технологий в реальный сектор экономики.

Меры государственной поддержки интеграционных процессов в сфере науки и образования должны быть сосредоточены на следующих направлениях:

1. Создание адекватной правовой базы, обеспечивающей возможность формирования и эффективного функционирования различных форм интеграции науки и образования, регулирование возникающих при этом отношений, устранение существующих административных и правовых барьеров.

2. Содействие институциональному развитию научно-образовательных структур, включая:

продолжение приоритетной поддержки ведущих исследовательских университетов как крупнейших научно-образовательных организаций со стороны государства на основе установления повышенных нормативов финансирования, охватывающих в том числе исследовательскую работу преподавателей, обновление приборной и информационной базы, кадровое развитие;

создание сети научно-образовательных объединений для реализации образовательных программ и/или проведения научных исследований (в последнем случае – центров передовых исследований, формируемых путем объединения вузовских, академических и отраслевых научных коллективов и финансируемых на конкурсной основе);

использование образовательного потенциала ведущих научных (в том числе институтов академий наук, имеющих государственный статус) организаций через открытие при них магистратур, базовых кафедр, совместных научно-исследовательских лабораторий;

создание инновационных консорциумов, объединяющих вузы, научные организации, предприятия и, возможно, финансовые структуры, с последующим формированием на этой основе устойчивых инновационных кластеров;

расширение практики совместного участия научно-исследовательских институтов и вузов в конкурсах на получение грантов и заказов на НИОКР, совместных научных изданий, стипендий и т.п.;

формирование совместных ученых советов по научным направлениям, специализированных советов по присуждению ученых степеней на базе научно-исследовательских институтов и вузов.

3. Введение новых инструментов бюджетного финансирования для поддержки интеграционных процессов в сфере науки и образования в увязке с комплексом необходимых мер по повышению эффективности использования бюджетных средств в сфере науки (пересмотр структуры бюджетных расходов в пользу конкурсного финансирования, в том числе с выделением средств на институциональное развитие эффективных организационных форм научной и образовательной деятельности; сокращение числа научных учреждений, финансируемых по смете; концентрация средств на приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетах технологического развития; переход к долгосрочным крупным комплексным проектам; развитие системы грантов и т.п.), в том числе:

финансирование на конкурсной основе сетевых проектов (консорциумов), нацеленных на создание устойчивых взаимосвязей между вузами и научными организациями и формирование инновационных кластеров с привлечением бизнеса;

целевое финансирование среднесрочных (на 3–5 лет) программ развития научно-образовательных структур (исследовательских университетов, научно-образовательных центров, центров передовых исследований, базовых кафедр и лабораторий), обеспечивающих развитие академических исследований, материальной, приборной и информационной базы, повышение квалификации и академическую мобильность ученых и преподавателей, в виде институциональных грантов с созданием необходимой для этого правовой основы.

4. Развитие кадрового потенциала, включая:

предоставление молодым ученым и преподавателям крупных грантов для проведения исследований, приобретения научного оборудования, подготовки и реализации инновационных образовательных программ, создания малых стартовых фирм на срок до 5 лет, а также льготных ипотечных кредитов;

формирование специальной программы поддержки молодежных исследовательских коллективов и студенческих конструкторских бюро в вузах (с привлечением ученых из академических и отраслевых научно-исследовательских институтов);

реализацию схем мобильности кадров между научно-исследовательскими институтами, вузами, предприятиями.

5. Инфраструктурное обеспечение интеграционных процессов в сфере науки и образования, в том числе:

передача научно-образовательным структурам зданий, оборудования и иного имущества, высвобождаемого в процессе реструктуризации государственных научных учреждений;

создание центров коллективного пользования научным оборудованием (в том числе на базе уникальных научных установок), телекоммуникационных сетей, совместных центров научно-технической информации, опытно-экспериментальных баз, испытательных полигонов и т.п.;

формирование единой инновационной инфраструктуры на базе вузов и государственных научных учреждений и организаций (центров передачи технологий, научно-технологических парков, консалтинговых фирм, бизнес-инкубаторов и др.), поддержка создания малых стартовых инновационных фирм;

реализация образовательных программ в области инновационного менеджмента.

Интеграционные процессы в сфере науки и образования могут принимать различные формы и носить институциональный, программный либо кластерный характер. Вместе с тем исходное требование ко всем формам интеграционных структур – высокий уровень научных исследований и образовательной деятельности*.

В зависимости от глубины интеграционных процессов могут быть выделены:

I. Полная интеграция науки и образования (в форме юридических лиц)

1.1. Исследовательские университеты

Крупнейшие научные центры в секторе высшего образования, которые осуществляют в качестве равноценных видов деятельности как подготовку специалистов с высшим образованием всех уровней: бакалавров (причем с фундаментальной базовой подготовкой), магистров, аспирантов и докторантов; так и выполнение научных исследований и разработок мирового класса. Отбираются из числа ведущих вузов широкого профиля.

1.2. Научно-образовательные центры**

К ним относятся структуры, ведущие подготовку специалистов высшей квалификации в неразрывной связи с процессом научных исследований (магистров, кандидатов и докторов наук).

Такие центры создаются НИИ и вузами (причем не обязательно широкого, но и узкого профиля)***.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных