Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Перспективный облик государственного сектора науки




Реформирование государственного сектора науки будет осуществляться в рамках двух основных этапов, охватывающих период 2006-2008 (этап институциональных преобразований) и 2009-2010 годов (этап структурной модернизации).

На этапе институциональных преобразований (2006-2008 годы) предполагается решение следующих основных задач:

совершенствование нормативной правовой базы и оптимизация организационно-правовых форм в государственном секторе науки;

формирование эффективных механизмов финансирования государственного сектора науки;

повышение качества управления государственным сектором науки;

рационализация имущественных комплексов организаций;

оптимизация количества и размера научных организаций, включая укрупнение организаций путем слияний и присоединений.

Сокращение числа организаций в государственном секторе науки на первом этапе будет в основном связано с укрупнением организаций, передачей части организаций на иной уровень бюджетной системы, а также акционированием отдельных организаций.

На первом этапе будут реализованы следующие основные мероприятия:

инвентаризация имущества организаций, регистрация прав на РНТД, постановка нематериальных активов на баланс;

определение и нормативное закрепление способов акционирования, способствующих сохранению научно-технологического профиля организаций, включая их позиционирование в реальном секторе экономики;

создание системы мониторинга результативности и эффективности организаций государственного сектора науки, проведение ранжирования научной и экономической эффективности организаций;

оптимизация соотношения базового и программного финансирования, включая увеличение финансовой обеспеченности одного занятого исследованиями и разработками, расширение инвестиций в обновление экспериментальной базы;

формирование и реализация ведомственных программ по развитию академического сектора науки и вузовского сектора науки, включая формирование сети научно-образовательных центров как среды расширенного воспроизводства знаний;

развитие системы государственных научных учреждений, включая федеральные центры науки и высоких технологий, а также «национальные лаборатории» по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники.

В результате реализации мероприятий первого этапа будут:

сформированы критерии оценки эффективности научной и экономической деятельности организаций, разработана нормативная правовая база, определяющая уточненный порядок финансирования организаций государственного сектора науки;

созданы предпосылки для реструктуризации организаций государственного сектора науки (по оценкам, их количество может уменьшится на 15-20%) при этом сократится число государственных учреждений (по оценкам, удельный вес государственных учреждений в общем числе организаций государственного сектора науки сократится с 50% в 2005 году до 29% в 2008 году), численность персонала будет сокращаться меньшими темпами (по оценкам, на 14-16% к 2008 году);

созданы предпосылки для акционирования государственных унитарных предприятий (по оценкам, удельный вес акционерных обществ в общем числе организаций государственного сектора науки возрастет с 2% в 2005 году до 48% в 2008 году), включая их приватизацию исходя из экономической целесообразности.

На втором этапе структурной модернизации (2009-2010 годы) будут реализованы следующие основные мероприятия:

структурная оптимизация государственного сектора науки;

приватизация организаций, избыточных для реализации возложенных на государственный сектор науки функций;

формирование сектора научных организаций со смешанной формой собственности;

консолидация ресурсов в рамках системы «национальных лабораторий»;

развитие системы связей в рамках государственного сектора науки, в том числе укрепление экономических связей с хозяйствующими субъектами реального сектора экономики;

активное позиционирование государственного сектора в реальном секторе отечественной экономики, в мировой науке и инновациях.

В результате реализации мероприятий второго этапа:

приватизируется при условии сохранения научного профиля в течение 5 лет часть акционерных обществ с обеспечением привлечения инвестиций для их развития (в качестве научных, научно-исследовательских, проектных и т.п. организаций);

продолжится процесс реструктуризации государственных учреждений (к 2010 году удельный вес государственных учреждений снизится, по оценкам, до 25 процентов).

Таким образом, к 2010 году в организационной структуре государственного сектора науки произойдут следующие изменения:

во-первых, опережающими темпами будет реформирован сектор прикладной науки в направлении его эффективной адаптации к функционированию в предпринимательском секторе;

во-вторых, будет существенно расширяться участие организаций вузовского сектора науки в проведении исследований и разработок.

Функциональная структура государственного сектора науки будет трансформироваться следующим образом:

 

Удельный вес в общем числе организаций государственного сектора науки 2005 год 2008 год 2010 год
академический сектор 32,7% 31,0% 34,4%
прикладной сектор 48,1% 44,3% 31,3%
вузовский сектор науки 19,2% 24,8% 34,4%
Итого 100% 100% 100%
Число организаций (справочно) 2600 2100 1600

 

Организационно-правая структура государственного сектора науки будет трансформироваться следующим образом:

 

Удельный вес в общем числе организаций государственного сектора науки 2005 год 2008 год 2010 год
Государственные унитарные предприятия 48,0% 2,4% 1,3%
Государственные учреждения 50,0% 28,6% 25,0%
Государственные автономные учреждения 0% 11,9% 21,9%
Государственные автономные некоммерческие организации 0% 9,5% 15,6%
Акционерные общества, более 50% акций которых находится в федеральной собственности 2,0% 47,6% 36,3%
Итого 100% 100% 100%
Число организаций (справочно) 2600 2100 1600

 

 

 

 


[1] Основные определения в инновационной сфере приведены в Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утверждены Председателем Правительства Российской Федерации М. Фрадковым 5 августа 2005 года №2473п-П7).

[2] В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. № 249 «Об условиях и порядке предоставления в 2005 году средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».

[3] Например, в области электроники, микроэлектроники и информационно-телекоммуникационных технологий – на базе инновационно-промышленного комплекса Московского государственного института электронной техники (г. Зеленоград); в области оптоэлектроники – на базе инновационно-промышленного комплекса «Светлана» (г. Санкт-Петербург).

[4] Здесь и далее под приоритетами технологического развития понимаются приоритеты, которые формируются в сфере коммерциализации результатов исследований и разработок во взаимодействии с предпринимательским сектором экономики исходя из национальных интересов страны и с учетом мировых тенденций развития науки, технологий и техники.

[5] Здесь и далее под «центрами превосходства» понимаются конкурентоспособные научно-исследовательские организации, обладающие, в частности, приборно-технологической базой мирового уровня, высококвалифицированным персоналом, которые обеспечивают приоритет Российской Федерации по отдельным критическим технологиям, при этом понятие «центры превосходства» ни в коей мере не связываются с каким либо специальным статусом для организаций.

[6] Здесь и далее под исследовательскими университетами понимаются крупнейшие научные центры в секторе высшего образования, которые осуществляют в качестве равноценных видов деятельности как подготовку специалистов с высшим образованием всех уровней: бакалавров (причем с фундаментальной базовой подготовкой), магистров, аспирантов и докторантов; так и выполнение научных исследований и разработок мирового класса.

[7] Представленные основные параметры третьего этапа приведены в относительно общем виде для обозначения ключевых принципов и возможных направлений государственной политики в сфере науки и инновационной деятельности в долгосрочной перспективе, а, соответственно, должны корректироваться исходя из складывающейся в стране социально-экономической ситуации и результатов реализации предыдущих этапов.

[8] Подобного рода система в настоящее время успешно применяется в рамках Сибирского отделения РАН.

* Критерии оценки подлежат определению.

* * Для реализации определенных образовательных и исследовательских программ (программная интеграция).

* ** Условия создания (функционирования) – предоставление научным организациям права на участие в осуществлении образовательной деятельности на основании договоров с вузами, имеющими соответствующие лицензии.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных