Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Хозяйство, общественный строй и культура казахов в XYI-XYII вв.




Скотоводческое хозяйство. В XVl-XVll веках главной отраслью хозяйства казахов было кочевое и полукочевое скотоводство, при котором наиболее продуктивно использовались пастбища. Все пастбища делились по сезону на четыре типа: зимние (кыстау), весенние (коктеу), летние (жайлау), осенние (кузеу).

Для занятия полукочевым скотоводством были благоприятные солончаковые, пустынные, полупустынные и полынные степи. Это полуостров Мангистау, плато Устюрт, Прикаспийская низменность, горы Мугоджары, Большие и Малые барсуки, Приаральские Каракумы, Тургайские степи, Бетпак Дала, Мойынкумы и Кызылкумы.

Зимнее кочевье. Очень удобными были зимние пастбища в Кызылкумах. Аулы, которые зимовали в Кызылкумах поили скот из глубоких колодцев у каждого аула был колодец, принадлежащий только ему. Откочевывая с зимовки колодец закрывали кошмой и оставляли свой родовой знак. Кочевые аулы Кызылкумов в основном выращивали каракульских овец и одногорбых верблюдов. Для кочующих аулов основную опасность представля л джут - массовый падеж скота. Он обычно начинался, когда заканчивались запасы кормов, во время суровой зимы, сильных снегопадов или гололедицы. Во время джута среди скота распространялись заразные болезни: у коз-кебенек, у овец-топалан, у коров-карасан, у лошадей - жамандат, манка. Все эти болезни на русском языке назывались «сибирской язвой».

Весеннее кочевье совпадало со временем окота. Дневная перекочевка в это время не превышало 8-10 километров. Было необходимо регулярно поить и кормить молодняк. Весной проводили первую стрижу скота. У овец и коз стригли шерсть, у лошадей-кыл (гриву и хвост), у верблюдов шуда (лишняя шерсть). Перекочевывать на жайлау начинали после того, как окрепнет молодняк, обычно в начале мая. Перед кочевкой на жайлау массивные, большие грузы закапывали в землю.

Летнее кочевье. Жайлау служили богатые травой пастбища с источниками чистой воды, находившиеся между полынными степями и горами. Здесь аулы находились обычно полтора-два месяца. На жайлау доили кобылиц и приготавливали кумыса. Главная задача пастухов было правильно откормить скот, отчего напрямую зависело сохранение поголовья в зимнее время. К концу июля промывали шерсть у ягнят, прогоняя их вплавь через речку или пруд. Такое купание называлось «тогыту». Затем наступало время стрижки ягнят - «козы кузем». Из шерсти катали кошмы. В этом принимали участие все женщины аула независимо от возраста. На жайлау проводили праздники, справляли свадьбы, устраивали поминки. Праздник, связанный с началом сезона доения кобыл, назывался кымыз мурындык.

Осеннее кочевье. На кузеу перекочевывали с наступлением холодов. Впервые дни кочевки двигались медленно, чтобы скот мог хорошо кормиться. Аулы двигались группами, вереницей одна за другой. Осенняя перекочевка была тяжелой: с собой везли заготовленные на зиму продукты питания, кошмы, зимнюю одежду и другие вещи домашнего обихода. Обычно аулы к перекочевке на зимовки начинали готовиться в конце октября, после выпадения снега и появления ледяного покрова на реках и озерах.

Земледельческое хозяйство. Во время создания Казахского ханства очаги тридиционного земледелия переживали особенно бурное развитие.Бедняки, не имевшие скота для кочевания, вынуждены были заниматься земледелием. Они назывались жатаки (буквально) «лежащий». Поймы рек Сырдарьия, Арыс, Чу, Талас и Или были районами поливного земледелия. Здесь строились каналы арыки, пруды, сооружались искусственные дамбы и озера. Население занималось бахчеводством и садоводством. Земледелие было хорошо развито у подножия гор Каратау и Улытай, в долине Иртыша и на берегах озера Зайсан. Сеяли пшеницу, ячмень, просто и овес. На юге выращивали рис и фрукты. Для хранения зерна рыли специальные ямы - «ура». Для предохранения зерна от отсырения его обжигали. Хлеб пекли в казанах, сковородах, печах. На масле пекли бауырсаки и шелпек–тонкие лепешки. Для кочевников особо ценным продуктом питания было просо, так оно долго хранилось и не портилось.

Налоги и повинности. Рядовые скотоводы и земледельцы ежегодно обязаны были отдавать двадцатую часть своего имущества в виде скота, продовольствия и т.д. Распространенной формой господства кочевой знати над оседло–земледельческим населением был сойургал –феодальное пожалование земли за несение службы. Скотоводы платили налоги зякет, согум, сыбага, земледельцы и ремесленники–ушур, тагар, баж, харадж. Зяке т (зякят) – обязательный ежегодный налог в пользу бедных, нуждающихся, а также на развитие проектов, способствующих распространению ислама. Согум - налог в виде подношения мясом, который производился осенью. Сыбага это часть согыма, которую приберегали до приезда почетных гостей либо передавали через посыльного уважаемым людям со специальным приветствием.

Ушур это вид налога, взимавшийся с оседлого земледельческого населения тюркских народов в размере от 5 % до 10%. Тагар-налог, взимавшийся с населения для обеспечения войск продовольствием, Баж - налоговый сбор с караванов. Передача родственникам, потерявшим скот вследствие джута или других природных бедствий, части скота называлась«жылу». Отдача скота богатыми людьми на выпас рядовым кочевникам назывался «саун».

Состояние городов. Сыгнак. Город Сыгнак в Присырдарье был расположен на границе с кочевой степью. Он сыграл огромную роль в истории казахского народа. Город переходил из рук в руки во времена непрерывных войн меж­ду Узбекским и Казахским ханствами. В период правления хана Касыма в конце XVI он стал ханской ставкой - ордой. Сыгнак был важным центром оседлости, развитого земледелия.

Туркестан (Йасы). Во второй половине XVII века Туркестан был присоединен к Казахскому ханству. Превратившись в столи­цу Казахского ханства, он оказывал большое влияние на развитие экономики. Караванные пути с Востока и Запада пролегали через Туркестан. При хане Есиме Туркестан был его ставкой. В нем было построено много мавзолеев, бань, мечетей, купольных мазаров. Здесь похоронены Рабига-Бегим, хан Жолбарыс и хан Есим. Жи­тели города наряду с торговлей и ремеслами занимались земледе­лием. Мавзолей Ходжа Ахмеда Йасауи стал святым местом па­ломничества мусульман.

Сауран. За овладение Саураном между Узбекским и Казах­ским ханствами кровопролитные войны длились около 100 лет. В XVI веке он окончательно вошел в состав Казахского ханства. Ос­новными причинами заинтересованности сторон в захвате Саурана были такие факторы, как: а) Сауран находился на выгодном торговом пути; б) в зоне Саурана было хорошо развиты земледе­лие, садоводство и бахчеводство. В период правления хана Тауекела он превратился в неприступную крепость, крупный торговый центр, который оказывал важное влияние на развитие экономики.

Сайрам. В XVI-XVII веках он играл значительную роль в об­щественной и социально-экономической жизни Казахского ханства, был важным торговым и хозяйственным центром Южного Казах­стана. Город быстро развивался и рос. Как и другие города, в вой­нах с Узбекским ханством переходил из рук в руки. Наконец пос­ле внушительных побед Казахского ханства Сайрам был превра­щен в сильную крепость. Отсюда наносились удары по врагам. Одна­ко в конце XVI века Сайрам подвергся нашествию джунгар, что при­вело к разорению его экономики и упадку жизни в самом городе.

Отрар (Фараб) - один из среднеазиатских крупных городов средневековья. В исторических письменных источниках он был из­вестен с VIII века под названием Тарбанд (Трабан). Его также на­зывали Турарбанд, Турар, Фараб. В V-XV веках город являлся центром торговли с кочевыми племенами. Отрар находился на тор­говом пути из Ирана, Средней Азии в Сибирь, Монголию и Китай. После монгольского нашествия в 1219 году, когда город был разрушен, Отрар возродил­ся и просуществовал до XVII века. При прав­лении ханов Белой Орды, особенно при хане Ерзене, в Отраре было построено множество мечетей и медресе. Вблизи Отрара располо­жен мавзолей Арыстан-Баба, духовного на­ставника Йасауи. Он считается священным местом паломничества мусульман.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных