Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Дома уточняем понятия законодательный орган, представительный орган.

Кафедра конституционного и

муниципального права

Кандидат юридических наук, доцент

Ковалева Татьяна Константиновна

Весенний семестр 2016 г.

Курс «Конституционное право зарубежных стран» (I часть)

 

1. Цель настоящего курса лекций – предложить студентам модульный подход к изучению предмета конституционного права зарубежных стран.

2. Необходимо помнить, что лекционный материал не является единственным и достаточным для успешной сдачи любого экзамена. Основная подготовка к любому экзамену – это ВСЕГДА домашняя работа с рекомендованным учебным, научным и справочным материалом. Учебные пособия для самостоятельной работы были рекомендованы на лекции.

3. Студентам предлагается взять за основу изложенные на лекции планы и АЛГОРИТМЫ юридического анализа всех основных институтов конституционного права и самостоятельно подготовить те части вопросов, которые в силу ограниченного лекционного времени были изучены на лекции в недостаточном полном объеме.

 

С учетом вышеизложенного, главной задачей лектора является объяснение параметров каждого изучаемого модуля, а также алгоритма их анализа и изучения. При этом лектор предполагает и подразумевает, что классические конституционно-правовые концепты уже изучены и поняты студентами при изучении курсов конституционного права на первом, втором и третьем курсах.

 

Студентам будут отправлены на e-mail тезисы каждой прочитанной лекции с указанием перечня вопросов, которые войдут в экзаменационные билеты по каждой теме, и список рекомендованной литературы для дополнительного чтения.

 

План лекционной работы на весенний семестр

 

Лекции 1, 2. (соответственно 9 февраля и 16 февраля).

Основы конституционного права Соединенных Штатов Америки

 

Лекции 3, 4 (соответственно 1 марта и 15 марта)

Основы конституционного права Французской Республики

 

Лекция 5, 6 (соответственно 22 марта и 29 марта)

Основы конституционного права Великобритании

 

Лекция 7 (5 апреля)

Основы конституционного права Японии

 

Лекция 8 (12 апреля)

Основы конституционного права Италии

 

Лекция 9 (19 апреля)

Основы конституционного права Германии

 

Лекция 10 (26 апреля)

Конституционное развитие Испании

 

Лекция 11 (3 мая)

Основы конституционного права Королевства Марокко, Султаната Оман, Королевства Саудовская Аравия

 

Лекция 12 (17 мая)

Обзорная по всем пройденным модулям.

Общекурсовая предэкзаменнационная консультация

 

Лекции 1 и 2. Основы конституционного права США

Вступительная часть лекции:

США как государство, претендующее на существенною роль в организации международной политической и экономической жизни: формула проб и ошибок. Конкретные примеры («Новый курс» Рузвельта, «рейганомика», консерватизм, распространение идей консерватизма в Европе, идеи и работы Милтона Фридмана, Алана Гринспена, Френсиса Фукуямы как отражение переосмысления экономических и идеологических концепций, программа государственного регулирования президента Б. Обамы, внешнеполитические доктрины и др.).

 

Вопрос 1. Конституция США. (По разделу «Конституция» в экзаменационные билеты будут предложены вопросы: конституционное развитие США, основные черты и особенности Конституции США, особенности разделения властей по Конституции США, конституционный статус личности в США, особенности конституционного контроля в США).

Конституция США.

 

ü История разработки и принятия конституции 1787 г. Цели (известные и завуалированные) авторов проекта конституции. Максимальное отстранение плебса от управления государством. Первый одобривший штат – Делавэр, девятый – Нью-Гемпшир. Первая сессия Конгресса 1789 г.– Мэдисон предлагает текст Билля о правах. Процесс ратификации. Принятие в 1791 г.

ü Компоненты и структура конституции. Преамбула, семь статей, 27 поправок. Статья I (10 разделов) посвящена законодательной власти; статья II (четыре раздела) – исполнительной; статья III(три раздела) – судебной; статья IV (четыре раздела – основам федерализма; статьи V,VI, VII – Порядок принятия поправок, характер верховного права и порядок вступления конституции в силу.

ü Общая характеристика языка и установлений конституции.

ü Основные конституционные принципы. Особенности закрепления. Принципы демократического, федеративного, правового, светского государства.

ü «Живая конституция». Основные характеристики. Роль и значение судебных решений в толковании конституции. Современная практика вынесения решений Верховным судом США по вопросам толковании конституции.

ü Система органов государственной власти и управления. Особенности конституции в части отсутствия ряда типичных для конституции положений, как-то: нет указания на форму правления в Союзе. Принцип «сдержек и противовесов» (общая характеристика), Распределение полномочий по «горизонтали» и по «вертикали» (общая характеристика).

ü Роль конституции США, ее влияние на конституционно-правовые установления в других странах.

ü Особенности конституции США

ВАЖНО! На лекции обозначены и обсуждены некоторые значимые особенности Конституции США («возраст», лапидарность и др.) остальные характеристики составляются в окончательном виде каждым студентом на основании анализа лекционного материала, рекомендованных учебников и своих выводов.

Президент США.

Помнить о плане анализа.- обсудили на лекции подробно.

 

По разделу «Президент США» в экзаменационные билеты будут включены следующие вопросы: Президент США. Порядок избрания; Президент США. Компетенция; Президент США. Место в системе высших органов власти и управления; Правительство США. Порядок формирования; Порядок проведения процедуры импичмента в США.

 

· Формальные требования к кандидату на пост президента США (подробно обсудили на лекции).

· Стандартные неписаные требования к кандидату на пост Президента США: расовая принадлежность, высокий моральный облик, семейный статус, религия и т.д. Исторические примеры поведения, препятствующего ряду политиков баллотироваться на пост Президента США: история Эдварда Кеннеди, Гарри Харта и др. Анализ других примеров, демонстрирующих в целом нетерпимое отношение нации к аморальным проявлениям в поведении политиков. (Дж. Боннер, Дж. Энсайн, Э.Спитцер, Л.Крейг, Д.Виттер, Д.Макгриви, Д.Райан, Б.Франк, и др.). Исключение: феномен трансформации.

Новейшие изменения в концепции восприятия кандидатов на пост Президента США: Барак Обама.

 

· Порядок избрания. Подробно объяснен на лекции.

Пассивное избирательное право-35 лет. Гражданин по рождению. Ценз оседлости – 14 лет. Конституционный запрет на переизбрание более двух раз. Порядок формирования коллегии выборщиков (На лекции подробно изложен на примере конкретного штата). Численный состав коллегии выборщиков 538 человек (см. поправку XXIII). Экстраординарные процедуры избрания президента и вице-президента. Порядок прекращения полномочий. Порядок замещения должности.

 

· Компетенция. Глава государства, глава исполнительной власти (анализ каждой из этих составляющих был сделан на лекции). План анализа определен на лекции (внешнеполитические полномочия, вопросы войны и мира, участие в формировании органов власти и управления, внутриполитические полномочия, др.)

 

· Сферы безопасности, внешних сношений, взаимодействия с другими ветвями власти. Необходимость сотрудничества с Конгрессом как важная составляющая президентской деятельности. Послания Президента (о состоянии Союза, экономическое и бюджетное). Анализ основных положений Послания президента о состоянии Союза.

· Президент как глава исполнительной власти. Конституционные, подразумеваемые и делегированные полномочия президента США. Правительство США (Кабинет). Порядок формирования, компетенция, место в системе высших органов государственной власти и управления. Кабинет Президента.

Case studies. После террористических актов 11 сентября новейшие примеры структурной реорганизации разведорганов на основе исполнительных приказов Президента США.

· Место в системе высших органов власти. Абсолютно ключевой статус де-юре и де-факто.

· Привилегии исполнительной власти. Понятие и реализация.

· Процедура импичмента. Исторический обзор. 16 случаев, когда дело об импичменте доходило до Сената (сенатор, военный министр, два президента и судьи). Анализ на примере дела президента У. Клинтона. (1998 г.) ПП – голосование по двум пунктам обвинения: лжесвидетельство и обструкция в отношении судебной власти. Итог голосования: в Сенате 12 февраля 1999 года не набралось достаточного количества голосов.

· Заработная плата, резиденции, рабочий кабинет.

· Порядок замещения должности (вице-президент, спикер Палаты представителей, Председатель Сената, Государственный секретарь и еще 15 позиций).

· Импичмент. Понятие и процедуры.

*********

Вице-президент. Особенности поиска кандидата (подробно проанализировано на лекции). Порядок избрания. Функции и компетенция (формально возглавляет Сенат, председательствует в Сенате при подсчете голосов коллегии выборщиков, осуществляет другие полномочия по поручению главы государства). Переход президентских полномочий. Назначение нового вице-президента в случае отставки или смерти вице-президента. Анализ XXV поправки. Временное исполнение обязанностей.

Федерализм США.

 

Федерация как воплощение федеративного принципа.

Договорная природа американской федерации.

Американский федерализм как инструмент рациональной децентрализации власти.

Историческая справка. Первоначальный формат федеративного Союза – 13 штатов. Последующее увеличение территории США. (1803 г. – Луизиана,1819 г. – Флорида,1845 г. – Техас,1848 г. – Калифорния, Аризона, Колорадо, Нью-Мексико,1867 г.– Аляска и Алеутские острова, 1893 г.- Гавайские острова, Аляска и Гавайские острова были преобразованы в штаты в 1959 г.).

Суверенитет штатов и конституционные ограничения их власти как базовая идея американского федерализма.

Вертикальный и горизонтальный федерализм. Понятие.

Постатейный анализ конституции США.

ü Особенности конституционных установлений о порядке образования новых штатов и порядке вхождения в Союз (раздел 3 ст.4).

ü Верховенство Конституции США (ст.VI).

ü Государственная целостность Союза как важнейшая составляющая положения штата. Принцип равноправия штатов и формы его закрепления.

ü Разграничение компетенции между Союзом и штатами. Дуалистический федерализм. Современные тенденции в распределении власти между Союзом и штатами.

ü Схема закрепления компетенции: исключительная компетенция Союза (раздел 8 ст.1), остаточные полномочия штатов (поправка 10), подразумеваемые полномочия (раздел 3 ст.1). Четыре корректирующих положения (совпадающие полномочия, запрещающие установления как для штатов, так и для Союза, запрещающие для Союза, запрещающие для штатов).

ü Конституционно-правовой статус штата. Системно-структурный анализ.

ü Система органов власти и управления в Союзе как отражение федеративной формы государственного устройства.

Конгресс США.

По разделу «Конгресс США» в экзаменационные билеты будут включены следующие вопросы: Конгресс США. Порядок избрания; Конгресс США. Компетенция.

Дома уточняем понятия законодательный орган, представительный орган.

ВАЖНО! ЗАПОМНИТЬ план анализа:

· наименование,

· порядок формирования,

· структура(организация работы, статус депутатов).

· компетенция,

· место в системе высших органов власти и управления.

ü Порядок формирования и структура Конгресса США.

Бикамерализм.

Законы о федеральных избирательных компаниях, о гражданских правах, о перераспределении мест в Конгрессе.

 

ü Активное избирательное право, пассивное избирательное право – ПП- 25 лет, Сенат – 30 лет. Гражданство – ПП-7 лет, Сенат –9 лет. ПП- 435 депутатов 1 депутат на примерно 600 тыс. жителей (+ ОК и зависимые территории), срок полномочий ПП– 2 года. Сенат -100 депутатов. Каждый сенатор избирается на шесть лет. Организация работы Конгресса, особенности статуса члена Конгресса (возможность исключения, отсутствие иммунитета в нашем понимании).

 

ü Конгресс как представительный орган, осуществляющий на федеральном уровне законодательные функции.

Важность конституционной формулировки «законодательные полномочия» Конгресса. Пределы компетенции Конгресса, ее относительная ограниченность. (Раздел 8 ст.1 и поправка16: финансы, экономика и культура, внешняя политики, оборона и безопасность, прочие полномочия). Позитивная и негативная регламентация полномочий Конгресса. Дополнительная (специальная) компетенция каждой из палат Конгресса.

ü Место в системе высших органов власти и управления США (модуль системы «сдержек и противовесов» – основа анализа. Подробно разобрали на лекции).

 

Верховный суд США.

По разделу «Верховный суд» в экзаменационные билеты будут включены следующие вопросы: Верховный суд. Порядок формирования; Верховный суд. Место в системе высших органов власти и компетенция.

 

Вступительная часть о судебной системе США (федеральные суды - окружные, апелляционные, судебные системы штатов, специализированные суды). Высокий профессионализм и полное отсутствие системной коррупции как отличительные черты судебной системы США. Практический анализ конкретных примеров судебных решений последних лет.

 

Состав и порядок формирования Верховного суда США.

Компетенция. Два системных компетенционных блока.

Рассмотрение дел по первой инстанции и в порядке апелляции.

Конституционный контроль и толкование конституции.

Особенности конституционного контроля в США.

1803 г. дело Марбэри против Мэдисон. (анализ сделан на лекции). Другие решения Верховного суда США: «Миранда против штата Аризона» -1966 г.(Верховный суд США установил, что арестованный имеет право хранить молчание, т.к. все сказанное им может быть использовано против него, имеет право на присутствие адвоката), «Роупер против Симмонс» – 2005 г.(Верховный суд США запретил применение смертной казни в качестве меры наказания к лицам, не достигшим 18 лет на момент совершения преступления. Был повышен ранее установленный порог в 16 лет (Stanford v. Kentucky, 492 U.S. 361 1989) на два года), другие решения.

Место в системе высших органов власти и управления. Анализ был сделан на лекции.

 

Литература:

Рекомендованные учебники.

Конституция США c комментариями//Конституции зарубежных стран. Под ред. Маклакова. 2012 г.

Уильям Бернам. Правовая система Соединенных Штатов Америки. М.,2007.

Дэвид Боденхеймер. Федерализм и демократия.

Френсис Фукуяма. Конец истории (статья). 1989 г.

Robert A. Sedler. The Uses of Federalism.

На лекции был предложен и разобран по пунктам «сквозной» алгоритм анализа основных блоков вопросов, включенных в изучаемый курс.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ | З історії нагляду за охороною праці в Україні


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных