Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Семейный социальный педагог.




Семья — это основанная на браке группа живущих вместе близких родственников. Она играет важную роль в становлении личности подрастающего человека. В семье ребенок получает представления о жизненных целях и ценностях, в семейной атмосфере у) него вырабатываются критерии и привычки достойного поведения.

Переходный период в России, сопровождающийся сложными нестабильными процессами, затронул и семью. Ее социальный статус начал стремительно снижаться. Многие семьи живут нижа уровня бедности. Особенно тяжело многодетным и неполным семьям. Кризис семьи порой приводит к социальному сиротству. В сложившихся социально-экономических условиях остро требуется помощь семье, особенно детям. Роль посредника во взаимодействии личности, семьи, общества, который может обеспечить социально-педагогическую защиту семье и ребенку, выполняет семейный социальный педагог.

Основными принципами деятельности этого специалиста являются: гуманный, личностно-деятельностный, культурологический подход; целостность жизнедеятельности и воспитания; развивающее общение; сочетание терпимости, уважения и требовательности к личности ребенка, семье; учет новых тенденций развития и функционирования социума, обеспечение допустимого и целесообразного посредничества во взаимодействии личности, семьи, общества; милосердие (Лодкина Т. В., 2003). Эффективность деятельности семейного социального педагога во многом зависит от реализации этих принципов.

Профессиональная деятельность семейного социального педагога включает в себя следующие направления: работа с семьей, в том числе психолого-педагогическая диагностика проблем и трудностей конкретной семьи, а также необходимая помощь по установлению в ней нравственной атмосферы, взаимопонимания и сотрудничества; психолого-педагогическое просвещение родителей; помощь трудному ребенку, подростку в адаптации в обществе; профилактическая работа совместно с родителями, общественностью, ученическим коллективом и самим подростком.

Важнейшая функция семейного социального педагога — консультирование, помощь и поддержка родителей в воспитательной работе с различными категориями детей, социально-педагогическое сопровождение воспитательной деятельности родителей, повышение их социально-педагогической культуры, социально-педагогическое консультирование детей, консультационная помощь семье в разрешении внутрисемейных конфликтов и др.

В квалификационной характеристике социального педагога по работе с семьей (см. Документы и материалы к главе 4) подчеркивается, что семейный социальный педагог влияет на формирование нравственно и физически здоровых отношений в семье, соседском окружении, среди детей и взрослых, в школьно-семейном воспитании. Предметом его особой заботы становятся семьи, в которых происходят межличностные и внутрисемейные конфликты, отмечаются нарушения норм поведения, а также лица, нуждающиеся в опеке и попечительстве.

Семейный социальный педагог должен знать тенденции развития современной семьи, проблемы и трудности семейного воспитания, этику и психологию семейной жизни; специфику работы в социальной среде, школе, по месту жительства, в объединениях, группах, компаниях и т.д.; владеть основами российского законодательства, методами работы с семьей и педагогически запущенными подростками, способами оказания им помощи и поддержки.

Защита прав ребенка и представление его интересов — важнейшее направление деятельности такого специалиста. Охранно-защитная функция социального педагога реализуется в заботе о детях, оставшихся без попечения родителей, она находит выражение в таких формах устройства детей, как опека и попечительство (передача несовершеннолетних в возрасте до 14 лет на воспитание в семью опекуна или попечителя), а также усыновление приемными родителями. К институту приемной семьи относят и детские дома семейного типа. В задачи социального семейного педагога входит популяризация приемной семьи, а также участие в подготовке необходимых для этого документов.

В ряде случаев социальный педагог по работе с семьей принимает участие в процедуре инициирования и сбора материалов к ограничению или лишению родительских прав; в деятельности по защите имущественных прав несовершеннолетнего.

Некоторые специалисты (Овчарова Р. В., 2001) выделяют модели помощи современной семье.

Педагогическая модель — восполнение социальным педагоге недостатка педагогической компетентности родителей. Социальн ая модель — разрешение семейных трудностей в результате неблагоприятных жизненных обстоятельств. Психологическая модель практическая помощь ребенку в преодолении психологических барьеров в области общения, разрешение трудностей, связанных личностными особенностями членов семьи. Объектом диагностыческой модели является семья, а также дети и подростки с нарушениями и отклонениями в поведении. Диагностическое заключение позволяет принять правильное решение относительно оказания помощи таким семьям.

Медицинская модель помощи семь применяется в таких ситуациях, когда в основе семейных трудностей лежат болезни одного из ее членов. Свои особенности имеет практическая работа социального педагога с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии.

Социально-педагогическая работа осуществляется поэтапно: на диагностика-конструктивном этапе проводится тщательный анализ проблем и проектируется социально-педагогический процесс в семье, имеющей ребенка с отклонениями в развитии, отбираются специфические средства и методы реабилитации в ней в соответствии с общими целями воспитания; на организационном этапе социальный педагог проводит с родителями специальный занятия, игры, отрабатывает режимные моменты, бытовой труд, досуг и т.д. На заключительном, коммуникативном, этапе социальный педагог способствует становлению новых форм взаимодействия с ребенком, освоению специфических средств общения. Основными критериями результативности деятельности социального педагога семейного типа является рост психолого-педагогической культуры семьи и степень ее защищенности в социуме. Целенаправленная система деятельности специалиста в таких ceмьях не только повышает уровень развития ребенка, но и нивелирует негативные переживания родителей, способствует укреплению взаимоотношений между родственниками.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных