Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сельский социальный педагог.




Серьезные социально-экономические потрясения, охватившие российское общество в конце XX в., затронули все слои населения страны, но особенно сказались на положении сельских жителей. Изменения в формах собственности и сельскохозяйственно-производства повлекли за собой разрушение колхозов, миграцию в города, закрытие предприятий социальной сферы, стали источником социальной напряженности в сельской местности.

Массовое обеднение сельского населения, постоянные задержки зарплаты, неопределенность социально-экономических ориентиров породили чувство ненужности обществу, выброшенности из жизни. Многие отдаленные сельские поселения в этой ситуации оказались отрезанными от внешнего мира из-за плохого транспортного сообщения. Все это вело к превышению смертности над рождаемостью, к возрастной и тендерной асимметрии. В результате в деревнях и селах стареет население, увеличивается доля людей пенсионного возраста, снижается процент женщин детородного возраста, в их

среде получают распространение различные формы дезадаптированного поведения, алкоголизм. Из-за серьезных материальных затруднений, безработицы, плохого питания, стрессов, ощущения безысходности ухудшаются показатели состояния здоровья детей, молодежи, людей зрелого возраста.

По свидетельству социологов существенные изменения происходят в семьях сельских жителей. Это выражается, во-первых, в том, что женщина берет на себя функции главы семьи, ответственность в принятии наиболее важных решений, выполняя тем самым не только роль матери, работницы, но и мужчины. Это не может не сказываться на ее самочувствии, на том, сколько времени она может уделить детям. Во-вторых, сельские женщины, по данным Л.Г.Гусляковой, Л.Д.Деминой, В.А.Кувшинниковой, испытывают существенные физические перегрузки, так как большинство из них на производстве и дома выполняют тяжелую работу. Они много сил и энергии тратят на бытовой труд в семье, уход за скотом, самообеспечение продуктами питания.

В летний период, следовательно, женщины много времени тратят на приусадебный участок. Более того, в связи с фактическим отсутствием сферы социального обслуживания на селе, ростом цен, задержками заработной платы женщины взяли на себя дополнительные трудоемкие виды деятельности: выпечку хлеба, приготовление масел, творога, сметаны. В результате у них резко сокращается продолжительность сна (до 4 —5 ч), что ведет к нервному истощению, психологическим нагрузкам. В этой ситуации отмечается снижение качества здоровья, раннее старение, апатия.

Поскольку бытовое обслуживание, структура услуг этой сферы чаще всего не отвечает потребностям сельских жителей, нередко недоступно по своим ценам для большинства населения, женщины за счет своего свободного времени вынуждены также удовлетворять семейные потребности, занимаясь шитьем, вязанием, другими ремеслами.

Таким образом, по занятости в ведении домашнего хозяйства, по месту, которое занимает в семье, сохраняя ведущее место в__производстве, сельская женщина практически не имеет права на отдых, фактически не знает, что такое отпуск.

Особого внимания заслуживает труд сельской женщины по уходу за детьми и их воспитанию. По данным тех же авторов время, уделяемое детям работающими женщинами в течение недели, резко сокращается по мере взросления детей. Если на грудного ребенка она тратит 16,6 ч, на дошкольника — 7,42 ч, то на школьники всего лишь 1,38 ч. Такое состояние дел вызывает определенную тревогу и должно стать предметом внимания со стороны другая агентов социализации сельского школьника. Учитывая тот факт, что в связи с сокращением рождаемости, демографическим спадом, уменьшением процента детей дошкольного возраста, свертыванием колхозной деятельности, ростом платы за пребывание ребенка в группе идет закрытие детских дошкольных учреждении на селе, в школу приходят дети, не подготовленные в психологическом и социальном плане к обучению, их адаптация протекает болезненно, что требует коррекции со стороны специалиста -социального педагога.

Более того, сам процесс социального становления современного сельского школьника протекает сложно. Это объясняется прежде всего тем, что социализация детей, подростков, молодежи, проживающих в сельской местности, проходит в особых социокультурных, природных и социально-экономических условиях. Как отмечает А. В. Мудрик, особенности сельского образа жизни (подчиненность деятельности ритмам и циклам года; тяжелые условии труда; малая социальная и трудовая мобильность, низкая дееспособность части населения; большая слитность профессионального труда и быта; ограниченный набор занятий в свободное время; стабильный состав жителей, их слабая социально-профессиональная и культурная дифференциация; тесные родственные и культурныйе связи) негативно отражаются на результатах социализации.

Специалисты по вопросам социологии села (Г. Р.Аглямова, П. П. Великий, В. Г. Виноградский, И.Т.Левыкин, М. Г.Панкратова, П.И.Симуш, В.И.Староверов), обучения и воспитания в сельской школе (Л. В. Байбородова, М. И. Зайкин, А. Ф. Иванов, М.М.Плоткин, Е.Н.Степанов, Е.Ф.Суворова) и по социально-педагогическим исследованиям сельского социума (М.П. Гурьянова, Е. Е. Силласте) отмечают, что в сельских поселениях, с одной стороны, существует сильный социальный контроль за поведением человека, ориентация на стереотипность этого поведения.

С другой — происходит отчуждение сельских жителей от чувства хозяина земли, для них характерно пьянство, иждивенчество, ощущение бесперспективности собственного существования. Это приводит к тому, что влияние микросоциума семьи, школы на воспитание подрастающих поколений значительно менее выражено, чем в городе.

К вышесказанному следует добавить растущее давление на деревенское население, особенно молодежь, городского образа жизни и его субкультуры, что выражается в смещении ценностных ориентации, переориентировке реальных жизненных ценностей на мифические для сельского жителя. Следовательно, и в этом смысле как школе, так и семье необходима помощь специалиста — социального педагога, чья деятельность будет способствовать сглаживанию данных противоречий, мобилизации внутренних ресурсов различных агентов социализации для воспитания конкурентоспособной, жизненно стойкой личности сельского подростка.

Старение сельского населения порождает такую социальную проблему, как одиночество. Разрушение основ традиционной культуры сообщества, утрата обществом на определенном этапе развития гуманистических нравственных ценностей, разрыв преемственных связей между поколениями, отчуждение человека от богатства коммуникаций и многообразия видов деятельности, ≪забытость≫ его другими нередко ведут к утрате пожилыми людьми смысла жизни, четких представлений о своем месте в системе социальных отношений, собственном значении для окружающих, формирует у них ощущение своей непричастности к происходящему в социальной действительности.

Человек, как подчеркивал в свое время Э.Фромм, особенно трудно переносит разрыв социальных связей из-за дефицита, неполноценности общения, бедности, потери контактов с другими людьми, усиления чувства бессилия перед надвигающимися трудностями.

Вдобавок к этому —всякого рода ≪потрясения≫ социального, экономического, психологического характера, которые сопровождают реформирование страны, делают старых людей морально и социально изолированными, порождают у них страх покинутости, обездоленности, который транслируется окружающим. Следовательно, для того чтобы процесс социализации представителей разных возрастных групп на селе протекал позитивно, необходима грамотная деятельность социального педагога и с этой

категорией населения.

Анализ условий, в которых происходит жизнедеятельность любого сельского жителя, позволяет говорить о том, что работа социального педагога на селе жизненно необходима на современном этапе развития российского общества. Однако его деятельность имеет свою специфику, которая определяется общинным характером этой деятельности. Понятие ≪община≫ в Словаре русского языка С. И. Ожегова раскрывается как форма организации общества, характеризующаяся коллективным владением средствами производства, совместным ведением хозяйства, полным или частичным самоуправлением.

Такая трактовка относится прежде всего к ранним этапам развития человечества —первобытно-общинному строю. Общину можно рассматривать как сообщество, организацию. В этом случае нередко речь ведут о земляческой общине, религиозной, баптистской и т.д.

В ряде стран мира общину считают низовой, или территориальной, единицей, звеном общественно-политической организации общества. Общиной также является самоуправляющаяся организация жителей какой-нибудь территории. В этом смысле чаще всего употребляется словосочетание ≪крестьянская община≫. В России до революции она была замкнутой сословной единицей, используемой как аппарат для сбора податей и регулирования отношений внутри общности.

В современной интерпретации община — это социальная общность людей, проживающих на территории административного сельского округа. В новых социально-экономических условиях жизни россиян назначение общины — защита личности, удовлетворение общих интересов ее членов, помощь уязвимым категориям сельского населения, претворение в жизнь общественных инициатив, трансляция подрастающим поколениям коллективных трудовых умений и навыков, накопленных знаний, традиций и обычаев (Гурьянова М.П., 2000).

Исходя из этого, специфика деятельности общинного социального педагога состоит в социально-педагогической поддержке жителей сельского поселения, которая ориентирована на улучшение качества их социального, физического, психологического состояния. Общинные социальные педагоги призваны работать с различными группами населения:

- детьми, подростками, молодежью, гражданами зрелого возраста и пожилыми людьми, как здоровыми, так и с лицами, имеющими отклонения в развитии, акцентуации характера, больными, инвалидами;

- с постоянно или временно проживающими на данной территории; с беженцами, вынужденными переселенцами, мигрантами;

- с детьми, молодежью, взрослыми с явно выраженными чертами просоциального, асоциального и антисоциального поведения;

- с активными и пассивными, с одаренными и имеющими задержку в развитии, с ответственными и безответственными и т. д

Общинные социальные педагоги оказывают посильную помощь и поддержку как благополучным семьям своего поселения, так неблагополучным, т. е. группе риска. В этой связи им приходится консультировать молодые, неполные, многодетные, пережившие кризисную ситуацию семьи, а также семьи безработных, распавшихся брачных союзов. Следовательно, социальные педагоги на селе обеспечивают защиту прав и интересов сельских жителей, разных категорий семей; содействуют их интеллектуальному, нравственному и социальному развитию; способствуют преодолению противоречий во взаимоотношениях между членами семей; семьей, школой, микросоциумом; человеком, группой и сообществом; между людьми, занимающими разные ступени социальной иерархии; стимулируют участие взрослых, детей и молодежи в обустройств места жительства, территории села, в решении социальных вопросов; обеспечивают успешную адаптацию всех категорий населении к меняющимся условиям жизни, помогают им преодолевать затруднения, разрешать конфликты или избегать их, познавать себя, рационально расходовать собственные ресурсы, реализовать потенциалы.

Таким образом, социальный педагог в общине работает с людьми любого возраста, имеющими разное общественное положение, выполняющими различные социальные роли, испытывающими разнообразные трудности в повседневной жизни. В его обязанности входит налаживание отношений подопечных с учреждениями, организациями, объединениями, поддержка их в трудных жизненных ситуациях, создание условий для полноценного существования и развития детей, взрослых.

Работа общинного социального педагога направлена на улучшение качества жизни отдельного человека, расширение его социальных связей, интеграцию усилий социально-культурных учреждений, общественности, служб государственной помощи во имя данного человека. Определяющими ориентирами его деятельности становятся: справедливое распределение ресурсов образования, здравоохранения; организация досуга, взаимо- и самопомощи; регулирование взаимоотношений.

Система работы общинного социального педагога имеет следующие характерные особенности:

а) осуществляется на географически четко очерченном, ограниченном социальном пространстве;

б) касается определенных сфер жизнедеятельности человека (быта, досуга, общения, воспитания, образования);

в) ориентирована на различные группы населения;

г) направлена на удовлетворение социальных потребностей граждан за счет усиления кооперации различных служб, структур, улучшения социальных услуг;

д) предусматривает активизацию групповой самопомощи, объединение усилий людей, страдающих от одинаковой ущемленности.

Сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что социальный педагог для успешного осуществления общинной деятельности должен, во-первых, хорошо ориентироваться в социальной деятельности; во-вторых, знать возрастные особенности развития человека; в-третьих, уметь диагностировать норму и отклонения в становлении личности, определять факторы, влияющие на эти результаты; в-четвертых, уметь организовывать взаимодействие с разными категориями сельского населения, официальными структурами и общественными объединениями; в-пятых, владеть основными моделями работы в микросоциуме: локального развития социального планирования, социальных акций, а также методиками групповой работы и индивидуального консультирования.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных