Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Охлаждающие жидкости




Охлаждающие жидкости необходимы для отвода тепла от цилиндров двигателя и прогрева салона кузова при низких температурах.

Охлаждающая жидкость должна быть дешевой и недефицитной, обладать высокими теплоемкостью, теплопроводностью и определенной вязкостью, иметь высокую температуру кипения и низкую температуру замерзания с достаточной физической стабильностью. Она не должна: образовывать отложений на омываемых стенках и загрязнять систему охлаждения, вызывать коррозию металлических деталей и разрушать резиновые детали, служить причиной поломок деталей системы охлаждения при застывании (возможно меньше изменять объем при нагревании) и вспениваться при попадании нефтепродуктов, быть токсичной и повышать пожарную опасность.

При положительной температуре воздуха перечисленным требованиям в достаточной мере удовлетворяет вода. Однако при отрицательной температуре она, замерзая и расширяясь, давит с силой 200...250 МПа, вследствие чего могут образоваться трещины на стенках рубашки охлаждения двигателя, выйти из строя радиатор, система отопления и др. Этот недостаток исключается при использовании в системе охлаждения низкозамерзающих жидкостей.

Наибольшее распространение получили низкозамерзающие жидкости на основе этиленгликоля спирта и дистиллированной воды с комплексом присадок типа «Тосол». Для легковых автомобилей промышленность выпускает «Тосол» трех марок: «Тосол А», «Тосол А-40» и «Тосол А-65».

«Тосол А» – это концентрированный этиленгликоль, содержащий присадки. Смесь его с дистиллированной водой в соотношении 1:1 имеет температуру начала кристаллизации (застывания) –35 °С. При большем объеме воды температура начала кристаллизации будет меньше. Для определения температуры застывания низкозамерзающей жидкости используют денсиметры, аналогичные денсиметрам, применяемым для определения плотности электролита.

Водный раствор «Тосол А» с температурой застывания не выше –40 °С маркируют «Тосол А-40», а – 65 °С – «Тосол А-65».

Применение той или иной марки низкозамерзающей жидкости для двигателя определяется предприятием-изготовителем, и заменять их на аналоги не рекомендуется, так как это может привести к повреждению алюминиевых сплавов головки блока.

Срок службы низкозамерзающих жидкостей производства стран СНГ два года, после чего из них вымываются присадки и жидкости теряют свои первоначальные свойства. Зарубежные производители («Addinol Froostox», «Antifreeze 500», «Afrostin») выпускают низкозамерзающие жидкости, близкие по составу к «Тосолу» и «Лене», но более долговечные (до трех лет).

Тормозные жидкости

Тормозные жидкости находятся в постоянном контакте с различными металлическими и резиновыми деталями, из которых изготовлен гидравлический привод тормозной системы. Под влиянием жидкости металлы корродируют, а резина набухает и разрушается.

Во время торможения тормозная жидкость в рабочих цилиндрах нагревается до сравнительно высоких температур. Если температура достигнет точки кипения тормозной жидкости, то в ней могут образоваться паровые пробки. При этом тормозной привод становится податливым (педаль проваливается) и эффективность работы тормозов резко снижается, что имеет особое значение для дисковых тормозных механизмов и скоростных автомобилей.

Основной недостаток используемых в настоящее время тормозных жидкостей – гигроскопичность. Установлено, что за год жидкость в тормозной системе впитывает 2…3 % воды, в результате чего температура кипения снижается на 30…50 °С. Поэтому автомобильные фирмы рекомендуют обязательно менять тормозную жидкость раз в два года.

Качество тормозной жидкости тем лучше, чем выше следующие ее параметры и характеристики: температура кипения собственно жидкости; вязкостно-температурные свойства и их стабильность; антикоррозионные и смазывающие свойства; совместимость с резиновыми деталями.

В странах СНГ для тормозных жидкостей стандарты не предусмотрены, а за рубежом наиболее широкое распространение получил стандарт США – нормы DOT (Departament of Transportation). Для легковых автомобилей в зависимости от конструкции, технических характеристик и года выпуска применяются жидкости, соответствующие требованиям DОТ-3, DОТ-4 и DОТ-5. НормамDОТ-5отвечают наиболее современные жидкости, предназначенные для скоростных и спортивных автомобилей.

В настоящее время для легковых автомобилей в странах СНГ выпускаются следующие марки тормозных жидкостей: БСК на основе касторового масла и бутилового спирта, «Нева А» и «Нева Б» на основе этилкарбитола и полиоксилпропиленгликолей, «Томь» на основе этилкарбитола и боратов, «Роса» на основе борсодержащих олигомеров оксида этилена.

Сравнительные характеристики основных тормозных жидкостей приведены в табл.

Таблица

Наименование характеристики DOT DOT DOT БСК Нева А Нева Б Томь
Температура кипения, ° С, не ниже              
Температура кипения увлажненной жидкости, ° С, не ниже       -      
Вязкость кинематическая при - 40° С, мм/сек, не более       -      

 

Тормозная жидкость БСК обладает хорошими смазывающими, но неудовлетворительными вязкостно-температурными свойствами. Кроме того, она коррозионно-активна к меди и латуни. Из-за низкой температуры кипения жидкости БСК (117 °С) в летний период эксплуатации в гидроприводе тормозов могут образоваться «паровые пробки», поэтому она может применяться только для очень старых моделей автомобилей с барабанными тормозными механизмами.

Тормозная жидкость «Нева» с температурой кипения 200 °С предназначена для автомобилей, которые эксплуатируются в умеренной климатической зоне. При увлажнении она обладает низкой температурой кипения и коррозионно-агрессивна к металлам.

Тормозная жидкость «Томь» применяется для легковых и грузовых автомобилей. В ее состав входят бораты, повышающие по сравнению с жидкостью «Нева» эксплуатационные свойства до уровня требований американского стандарта DОТ-3.

Тормозная жидкость «Роса» с температурой кипения 260 °С удовлетворяет требованиям стандарта DОТ-4 и допущена к применению в легковых и грузовых автомобилях.

В последнее время на рынке появилась тормозная жидкость DOT 5.1. У этой жидкости температура кипения составляет 275° С, что значительно выше всех остальных тормозных жидкостей.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных