Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Факторы обеспечения здоровья современного человека




Эксперты ВОЗ в 80-х годах нашего столетия определили ори­ентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоро­вья современного человека, выделив в качестве основных четыре.

Приме­нительно к нашей стране это выглядит следующим образом.:

- генетические факторы- 15-20%

- состояние окружающей среды- 20-25%

- медицинское обеспечение- 10-15%

- условия и образ жизни людей- 50-55%.

А) В отношении здоровья важны три фактора: тип морфофункциональной конституции и преобладающих нервных и психических процессов, степень предрасположенности к тем или иным заболеваниям и "жизненность" и которая отражает плодовитость и долголетие особи.

В) В настоящее время структура заболеваемости заметно изменилась, и инфекционные болезни составляют в статистике заболе­ваемости лишь около 10%. В то же время неинфекционные соматиче­ские болезни, функциональные расстройства психики, алкоголизм, наркомания составляют до 40% заболеваемости. Среди причин смер­ти из многих сотен известных болезней в 85% случаев являются лишь десять, в частности, атеросклероз, гипертоническая болезнь, ожире­ние, иммунодепрессия, аутоиммунные болезни, метаболические на­рушения, психические депрессии, злокачественные болезни.

Факторы, влияющие на здоровье человека
Сфера влияния факторов Факторы влияния
Укрепляющие Ухудшающие
Генетические Здоровая наследственность. Отсутствие морфофункциональных предпосылок возникновения заболеваний Наследственные заболевания и нарушения. Наследственная предрасположенность к заболеваниям
Состояние окружающей среды Хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания Вредные условия быта и производства, неблагоприятные климатические и природные условия, нарушение экологической обстановки
Медицинское обеспечение Медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь Отсутствие постоянного медицинского контроля за динамикой здоровья, низкий уровень первичной профилактики, некачественное медицинское обслуживание
Условия и образ жизни Рациональная организация жизнедеятельности, оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, оциальный и психологический комфорт, полноценное и рациональное питание, отсутствие вредных привычек, валеологическое образование и др. Отсутствие рационального режима жизнедеятельности, миграционные процессы, гипо - или гипердинамия, социальный и психоло ический дискомфорт, неправильное питание, вредные привычки, недостаточный уровень валеологических знаний и др.

 

 

Общественное здоровье – это совокупное здоровье людей, проживающих на данной территории или государства в целом. Основные показатели общественного здоровья – это показатели (рождаемости, смертности, заболеваемости, средней продолжительности жизни, младенческой смертности, перинатальной смертности, детской смертности). Показатель рождаемости в России составляет 7 – 9 на 1000 населения, а смертность – 14,9.

Субъективные показатели относятся к самооценке человеком своего текущего состояния здоровья. К субъективным критериям можно отнести такие, как отсутствие или наличие болезненных ощущений, степень желания заниматься повседневной деятельностью и физической культурой, отношение к окружающему, настроение, желание работать, усталость и т.д. – все то, что можно определить как жизненный тонус. Субъективные показатели не всегда соответствуют объективному состоянию здоровья человека. Поэтому человек может иногда себя хорошо чувствовать при уже начинающихся болезненных изменениях. Объективные показатели здоровья выражаются в таких критериях, которые проявляются независимо от воли человека, могут быть определены другим человеком.

  1. Понятие «здоровый образ жизни», его компоненты.

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни».

До настоящего времени понятие «здоровый об­раз жизни» не имеет своего четкого концептуального обоснования. Именно этим, очевидно, следует объяснить и отсутствие достаточно точного и всеобъемлющего определения самого понятия.

Здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности, на­правленный на сохранение и улучшение здоровья людей как условия и предпосылки существования и развития других сторон образа жиз­ни (Ю. П. Лисицын, Г.И. Царегородцев, 1986);

Здоровый образ жизни, с одной стороны, это форма образа жизни, с другой – условие, способствующее реализации развития иных форм и проявлений образа жизни.

В настоящее время существует два взгляда на поведение человека, ведущего здоровый образ жизни: традиционный подход ставит своей задачей достижение всеми одинакового поведения, которое считается правильным: отказ от курения и употребления алкоголя и наркотиков, повышение двигательной активности, употребление с пищей насыщенных жиров, поваренной соли сахара, сохранение массы тела в рекомендуемых узких границах), следование гигиеническим нормам и правилам, соблюдение режима труда, отдыха, питания и т.д.

Эффективность пропаганды здорового образа жизни и массового укрепления здоровья оценивается по числу лиц, следующих рекомендованной модели поведения.

Другой взгляд имеет диаметрально противоположные ориентиры. Здоровым считается такой стиль поведения, который приводит человека к желаемой продолжительности и требуемому качеству жизни. Учитывая, что люди исходно различны, для достижения одинакового эффекта они должны в течение жизни вести себя по-разному. Здоровый образ жизни в принципе не может и не должен быть идентичным. Любое поведение следует рассматривать как здоровое, если ведет к достижению желаемого оздоровительного результата. Соответственно критерием эффективности формирования здорового образа жизни является не поведение, а реальное увеличение количества здоровья.

Несмотря на кажущуюся противоположность данных направлений, эти подходы дополняют друг друга. Дело в том, что первый подход трактует здоровый образ жизни жестко и декларировано, а второй – имеет широкий, творческий взгляд на данную проблему. Но для нас важно, как верно подмечено в последнем, достижение желаемого оздоровительного результата всеми возможными средствами, и в первую очередь, через осознание того, что здоровье это главнейшая ценность жизни. Необходимо, чтобы подобное отношение к здоровью стало имманентным достоянием личности. Морально-волевые и мотивационно-ценностные установки должны определять поведение человека, в том числе и к своему здоровью как важнейшей ценности.

По современным представлениям в понятие ЗОЖ входят следующие составляющие:

- отказ от вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики).

- оптимальный двигательный режим;

- рациональное питание;

- закаливание;

- личная гигиена;

- положительные эмоции.

 

  1. Профилактика заболеваний и роль педагогов в укреплении здоровья школьников

В системе здравоохранения есть две службы, одна из которых занимается лечением больных, а другая - предупреждением заболеваний у здоровых людей, т.е. профилактикой.

Профилактика – это система мер (коллективных и индивидуальных), направленных на предупреждение или устранение причин, вызывающих заболевания, различающихся по своей природе. Различают первичную, вторичную и третичную профилактику заболеваний.

Первичная профилактика – это система мероприятий, направленная на устранение причин возникновения болезней. Задача первичной профилактики – улучшение состояния здоровья детей и взрослых на протяжении всего жизненного цикла. Для школьного учителя это выполнение всех норм и правил школьной гигиены, которые регламентированы Санитарными нормами и правилами (СанПиН 2.4.2. – 1178 – 03) Мероприятия по по повышению специфической и неспецифической резистентности организмов детей также относятся к системе мер первичной профилактики. Это и система закаливания, и календарь профилактических прививок.

Вторичная профилактика – это система мероприятий, направленная на раннее выявление доклинических признаков заболевания (на стадии предболезни).Роль учителя заключается в активном участии в проведении ежегодных медицинских осмотров школьников и выполнении рекомендаций медицинских комиссий.

Третичная профилактика – это предупреждение рецидивов заболеваний у больных в общепопуляционном плане. Основная задача – предупреждение инвалидности и реабилитация больных детей и взрослых.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных