ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Назначение и составные части якорного устройства.Якорным устройством называется совокупность деталей судового оборудования и вспомогательных механизмов, предназначенных для постановки судна на якорь, надежного удержания его от перемещений под действием ветра, инерции или течения и для съемки с якоря. Кроме того, якорное устройство может быть использовано для: - быстрого торможения судна. Наибольший эффект достигается в том случае, когда якорь «забрал» грунт. Регулируя длину вытравленной якорной цепи, можно не только притормозить, но даже довольно быстро остановить движение судна и избежать аварии. Отданный якорь дает также возможность уменьшить диаметр циркуляции судна и выполнить безопасный разворот в узкости. Однако и якоря, отданные в воду, уменьшают длину тормозного пути и диаметр циркуляции до 30% и более; - обеспечения входа и выхода судна из гавани. Отдача якоря позволяет осуществить маневр по подходу к причалу, а также развернуть судно на выход из гавани; - снятия судна с мели. Завезенный вспомогательный или становой якорь в сторону глубокой воды, с прикрепленным к нему стальным тросом, может сыграть решающую роль при снятии судна с мели без посторонней помощи; - буксировки. Станина брашпиля, якорные клюзы, якорные цепи могут быть использованы для крепления буксирного троса. Якорное устройство размещается в носовой части судна
(рис. 1). На ледоколах, больших транспортных и экспедиционных судах, буксирах оно бывает и на корме, что позволяет улучшить рейдовую обработку этих судов, посадку и высадку пассажиров, заменяя постановку на шпринг, а в отдельных случаях способствует развороту на течении в узкостях.
Якорное устройство состоит из якорей и палубных клюзов, якорных цепей, стопоров, цепных ящиков, жвака-галсов и механизмов для отдачи и подъема якорей — брашпиля или шпиля.
Якоря Якорем называется литая, сварная или сборная металлическая конструкция, предназначенная для удержания судна на месте при стоянке на якоре. По своему назначению судовые якоря подразделяются на становые и вспомогательные. Становыми называются якоря, предназначенные для удержания судна на месте; их на судне три — два в клюзах, третий запасной (его хранят в носовой части судна). К вспомогательным относятся: стоп-анкеры — применяются совместно со становыми якорями; их отдают или заводят с кормы судна для разворота его в нужное положение относительно ветра или течения, для снятия судна с мели, Маcса стоп-анкера составляет примерно 1/3 станового якоря; верпы — малые судовые якоря массой примерно 1/6 станового. Служат для тех же целей; дреки — шлюпочные якоря различной конструкции массой 16—45 кг; кошки (рис.2,а) — четырехрогие якоря массой 5—15 кг для отыскивания затонувших предметов, вылавливания из воды плавающих предметов; ледовые якоря (рис. 2, б) — служат для удержания судна у ледяного поля или припая. Их заводят в выдолбленную во льду лунку или в трещину. Ледовые якоря изготавливают из стали таврового профиля в виде веретена с одной лапой, скобой якоря и скобой лапы для вынимания из лунки или переноса на другое место. Масса ледовых якорей до 80 кг.
Судовые якоря должны отвечать следующим требованиям: - быстро отдаваться, быть удобными в уборке по-походному; - обладать наибольшей держащей силой при наименьшей массе; - хорошо забирать в любом грунте и легко отделяться от него при подъеме; - быть достаточно прочными, дешевыми и простыми в изготовлении. Эти требования привели к созданию большого количества якорей различных типов. В настоящее время известно до 80 конструкций якорей, встречающихся на крупных гражданских судах и военных кораблях. Все применяемые на морских судах якоря по конструкции можно разделить на три основные группы: - со штоком, зарывающиеся в грунт одной лапой; - без штока, зарывающиеся в грунт двумя лапами; - повышенной держащей силы. К первой группе относится адмиралтейский якорь (рис. 3). Он состоит из веретена 1, прямоугольной, круглой или овальной формы и двух рогов 3 с лапами 2, отлитых или откованных вместе с веретеном. Веретено в нижней части заканчивается утолщением 4 — трендом, нижняя часть которого 5 называется пяткой. Верхняя часть веретена имеет два отверстия: 8 для присоединения скобы якоря 7 к веретену, а в 9 вставляется шток 13. Шток на обоих концах имеет утолщения 10, препятствующие его зарыванию в грунт при отдаче якоря. Один конец штока загнут под прямым углом, что позволяет убирать его вдоль веретена при креплении по-походному. В средней части штока есть буртик 11 и прямоугольное отверстие 12. Буртик и чека 6 крепят шток перпендикулярно веретену в собранном якоре. Адмиралтейский якорь прост по конструкции, прочен и обладает большой держащей силой, равной примерно 6—8-кратной массе самого якоря. Однако он неудобен для уборки по-походному, опасен на мелководье, а за торчащую из грунта лапу может запутаться якорь-цепь. Поэтому он применяется на морских судах только в качестве вспомогательного якоря. Ко второй группе относится якорь Холла (рис. 4). Он используется на большинстве гражданских и военных судов России, Состоит он из веретена 1 четырехгранного сечения; коробки 3, лап 2 и песочников 5, отлитых заодно.
Веретено имеет конусообразную форму. В конце утолщенной части веретена, обращенной к коробке, имеется отверстие 10 для штыря 9, а в верхней части веретена — отверстие 7 для крепления скобы якоря 6. В средней части коробки сделаны сквозное отверстие для прохода утолщенной части веретена и два гнезда для штыря. Веретено держится в коробке двумя болтами 8, для которых просверлены сквозные поперечные отверстия 4. Песочники служат для того, чтобы лапы якоря могли развернуться и забрать грунт. Угол разворота лап 40—45°. Веретено в плоскости лап может ходить на угол 10°. Якорь Холла удобен в уборке по-походному, его детали в основном не требуют точной подгонки при изготовлении. Сравнительно большие зазоры в сочленениях исключают возможность их заклинивания. Он не опасен на мелководье, якорь-цепь не запутывается за якорь при разворачивании судна под действием ветра. Но если одна из широко расставленных лап зарывается в грунт больше, чем другая, то из-за разности их сопротивлений якорь начинает разворачиваться вокруг оси веретена, выходя из грунта. Поэтому держащая сила якоря Холла равна примерно 3—4-кратной массе якоря. К третьей группе относится якорь Матросова (рис. 5), изобретенный советским инженером в 1936 г. Якорь имеет две широкие лапы 2, близко поставленные к веретену 1 и тем самым создающие как бы одну большую лапу. Лапы имеют боковые приливы 4 с фланцами 3, смещенные вверх от оси вращения веретена. Они предохраняют якорь от опрокидывания на грунте, а в слабом песочно-илистом грунте, погружаясь вместе с лапами, значительно повышают держащую силу якоря. Держащая сила якоря Матросова примерно в 15—20 раз превышает собственную массу. Этот якорь имеет и существенные недостатки: он плохо держит в галечном грунте, где главное значение имеет масса, а не тип якоря; узкое пространство между лапами может забиваться грунтом, галькой и т. п., что затрудняет свободное отклонение лап. Эти недостатки позволяют применять якорь Матросова в качестве станового только на малых судах.
Помимо якоря Холла и Матросова, на кораблях иногда встречаются и другие системы патентованных якорей с поворотными лапами. Из них наиболее распространенными являются якоря системы Денна и Денфорта (американские, рис. 107 и 108), Смита (английский, рис. 109), Инглефильда (немецкий, рис.110) и др.
Рис. 107. Якорь Денна Рис. 108 Якорь Денфорта.
Для хранения втяжных якорей на судах устанавливают якорные клюзы (рис. 6). Их располагают по одному с каждого борта в носовой части, а при наличии кормового якорного устройства и в корме судна. Наибольшее применение находят трубчатые клюзы. Они состоят из двух раструбов, один из которых прикреплен к палубе, а другой — к наружной обшивке корпуса судна, и соединяющей их трубы. Существуют также клюзы открытые и с нишами. Рейды и бухты для стоянки судов оборудуются швартовными бочками (рис. 7), которые удерживаются на месте мертвыми якорями.
Бочки с мертвыми якорями соединяются цепями — бриделями Швартовные бочки обеспечивают стоянку большого числа судов. Съемка судна с бочки занимает значительно меньше времени, чем съемка с якоря. Кроме того, судовые якорные устройства при этом не изнашиваются.
Мертвыми якорями (рис. 8) для крепления бочек обычно служат железобетонные массивы различных форм — четырехгранных усеченных пирамид, цилиндров, кубов и т.п. массой до 25 т. Они применяются также для постановки доков и для постановки на штатные места плавучих средств навигационного оборудования морей — вех, буев, бакенов, плавучих маяков. Устанавливают мертвые якоря с помощью плавкранов в специально вырытые в грунте ямы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|