Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




ОГЛАВЛЕНИЕ

стр.

Реферат…………………………………………………………………………

Введение…………………………………………………………………………

Глава 1. Теоретический анализ проблемы проявления тревожности

в спортивной деятельности…………………………………………………….

1.1. Психические состояния спортсменов и методики их диагностики……………

1.2.Тревожность как состояние и свойство личности, ее проявление в спортивной деятельности………………………

Выводы по первой главе…..……………………………………………………

Глава 2. Методология, методы и организация исследования……………….

2.1. Методология исследования………………………………………………..

2.2. Методы исследования ……………………………………………………..

2.3. Организация исследования………………………………………………..

Глава 3. Исследование тревожности у спортсменов-фигуристов………….

3.1. Анализ результатов исследования тревожности у спортсменов-фигуристов………………………………………………………………….…..

3.2. Методы и приемы преодоления тревожности в спорте………….

3.3. Программа тренинга по снижению тревожности

Выводы по третьей главе……………………………………………………….

Заключение……………………………………………………………………..

Список использованной литературы ……………………………………………

Приложения……………………………………………………………………..


РЕФЕРАТ

 

Цель исследования: изучить уровень тревожности у спортсменов-фигуристов и разработать программу для ее коррекции.

Объект исследования: состояние тревожности у спортсменов фигуристов.

Предмет исследования: особенности проявления тревожности у спортсменов-фигуристов и ее коррекция.

Полученные результаты и их новизна. Обосновано понятие «тревожность» и дана характеристика особенностей проявления тревожности в спортивной деятельности. Проведен констатирующий педагогический эксперимент. Полученные результаты обработаны и проанализированы. Представлены новые сведения об уровне тревожности у спортсменов-фигуристов и спортсменов-борцов. Была разработана программа коррекции уровня тревожности перед соревнованиями «Преодолей себя» и проведена ее апробация в учебно-тренировочном процессе

Область применения. Результаты научной работы могут быть использованы в подготовке спортсменов разной квалификации и на разных этапах спортивной карьеры.

Степень и результаты внедрения. Разработанная тренинговая программа «Преодолей себя», направленная на коррекцию уровня тревожности перед соревнованиями» была апробирована в предсоревновательном процессе спортсменов ГСУСУ «Витебский областной центр олимпийского резерва по зимним видам спорта» и может использоваться при подготовке спортсменов различных видов спорта.

Структура и объём работы. Дипломная работа состоит из титульного листа; оглавления; реферата; введения; основной части, представленной тремя главами; выводов по первой и третьей главе; заключения; списка использованных источников, приложения. Работа – 44 страницы, 1 таблица, 2 рисунка, 60 литературных источников, 2 приложения.


ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях жизни человека достижение им успехов в различных видах деятельности в значительной мере зависит от умения регулировать свое поведение, сдерживать свои чувства, контролировать настроение, считаясь с требованиями окружающих и ситуации.

Это умение частично достигается за счет воспитания в семье, предъявления требований в школе, ВУЗе, в повседневном труде, во взаимодействии с другими людьми. Но этого явно недостаточно. Чтобы овладеть методами саморегуляции, необходимо специальное обучение, которое, к сожалению, за редким исключением, не проводится, хотя значимость его трудно переоценить.

Это относится целиком и полностью к такому сложному и важному виду человеческой деятельности, как спорт, проведение соревнований, где от спортсмена требуется полная отдача, работа на пределе своих возможностей создает ситуации, в которых спортсмену необходимо регулировать свое состояние. Специалисты в области психологии спорта уделяют большое внимание изучению неблагоприятных психических состояний. Наиболее распространенным состоянием спортсмена является тревожность,которое протекает как на соревнованиях, так и на тренировках. Состояние тревожности с одной стороны можно отнести к негативным состояниям, с другой же стороны тревожность является первой ступеней стресса, который активизирует спортивную деятельность. Исследования в данной области проводились многими специалистами (Б.Д. Кретти, Р. Мартенс, Ю.Л. Ханин и др.), которые показали, что бесспорно, как среди слагаемых успеха, так и среди причин поражения в соревнованиях определенная доля принадлежит психическому состоянию, а именно тревожности спортсмена перед соревнованием и во время него [10]. Поэтому проанализировав все исследования можно определить зависимость результативности соревновательной деятельности спортсмена от его психического состояния, предшествующего или сопровождающего его.

Современный спорт характеризуется значительным увеличением тренировочных нагрузок, в отдельных видах спорта в 4-5 раз. Это, в свою очередь, привело к возрастанию психических нагрузок. В результате чего повышается уровень тревожности спортсмена в связи со сложностью спортивной деятельности. Это требует тщательно продуманной, систематической психологической подготовки, одним из составляющих которой является обучение спортсменов методам самоконтроля и саморегуляции.

Возникновение состояния тревожности сопровождается рядом причин.

К субъективным причинам относятся: предстоящее выступление в соревновании, недостаточная подготовленность спортсмена, ответственность за выступление на соревновании, излишня возбудимость и тревожность как личностные качества, индивидуально-психологические особенности личности.

К объективным причинам относятся: сила соперников, организация соревнования, необъективное судейство, поведение тренера на соревновании или отсутствие его на соревновании, настрой команды, неправильно организованная предсоревновательная подготовка.

На сегодняшний день в спортивной практике психологическая подготовка ставится на последний план. В результате чего формируется неблагоприятное психологическое состояние неуверенности, тревожности, боязни, апатии. К сожалению, многие тренеры не придают этому значения и включают спортсмена в команду. Естественно, что выступление спортсмена с недостаточной психологической подготовкой не будет успешным и вызовет после соревнования отрицательные эмоции. Неоднократные выступления спортсмена при недостаточной подготовленности приводят к закреплению отрицательных эмоций, нежеланию выступать в соревнованиях и постоянному возникновению неблагоприятных предстартовых состояний по принципу условного рефлекса.

Возникновение неблагоприятных эмоциональных состояний, как обусловленных отрицательными свойствами личности, так и ситуативных, вызванных экстремальными (особо сложными) условиями деятельности, делает необходимой разработку средств их предупреждения и регуляции, а также воспитания эмоциональных свойств личности, способствующих высокой эмоциональной устойчивости.

В спортивной деятельности в результате стрессогеных факторов возникают различные психические состояния, которые негативно влияют на результат спортсмена. Одно из важнейших состояний спортсмена на соревновании является тревожность. Состояния тревожности начали изучать уже с 95-х годов XX века, уже тогда говорили о проблеме тревожности в спортивной деятельности. Проблемой тревожности занималось множество психологов: Е.П.Ильин [13], В.С.Мерлин [27], А.М.Прихожан [30], В.В. Суворова [7], Ч.Д.Спилбергер [39] и др. Но несмотря то, что тревожность уже изучается много лет, нет набора диагностического инструментария, который можно было применять в спорте, а также нет единой программы-коррекции тревожности спортсменов. Поэтому одной из актуальных проблем спортивной психологии является углубленное изучение и коррекция тревоги. В дипломной работе мы сделали первый шаг к решению этой проблемы.

Объект исследования: состояние тревожности у спортсменов фигуристов.

Предмет исследования: особенности проявления тревожности у спортсменов-фигуристов и ее коррекция.

Цель исследования: изучить уровень тревожности у спортсменов-фигуристов и разработать программу для ее коррекции.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать психические состояния спортсменов и методики их диагностики.

2. Рассмотреть проявление состояния тревожности в спорте.

3. Выявить особенности проявления тревожности в фигурном катании.

4. Разработать программу для коррекции уровня тревожности.

Методы исследования:

- теоретический анализ и обобщение литературных источников;

- психодиагностические методики: «Шкала ситуативной и личностной тревожности» (Р.Мартенс); «Шкала самооценки личностной и ситуативной тревожности» (Ч.Д.Спилбергер, Ю.Л.Ханин);

- констатирующий педагогический эксперимент;

- методы математической статистики.


ГЛАВА I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных