ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
История отечественной литературы
(методические материалы)
Материалы подготовил: Доктор филологических наук, Профессор Иванов Н.Н.
Материалы одобрены на заседании кафедры методики преподавания филологических дисциплин в начальной школе протокол № 2от
Завкафедрой: профессор С.Г.Макеева
Ярославль 2006
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данные материалы предназначены для студентов отделения «русский язык и литература» педагогического университета, изучающих курс «История отечественной литературы», и составлены в строгом соответствии с Государственным образовательным стандартом. Материалы позволяют сориентироваться в литературоведческой специфике курса, содержат вопросы и задания для самостоятельной работы студентов, примерную тематику курсовых работ, обязательную и дополнительную литературу, список художественных произведений для чтения, основные дидактические единицы, вопросы к зачету и экзамену. Они обеспечивают также высокий мотивационный уровень студентов на получение искомой специальности. Материалысоставлены с учетом современных требований к толкованию и изучению отечественной литературы XX века. Изжит порочный социологический подход к художественным явлениям и литературному процессу в целом. Преодолено недопустимое противопоставление художественных методов, направлений и стилей. Отвергнута теория разделения реализмов и противопоставления двух ветвей русской литературы (в России и за рубежом). Художественная литература представлена во всем многообразии творческих поисков, усилено внимание к философской, нравственной и эстетической сущности явлений, особое внимание уделено вопросам творчества и художественного мастерства. Материалы помогают студентам выполнить самостоятельную письменную работу (составление литературного портрета писателя или фрагментов к нему, написание реферата по книге или статье, посвященным изучаемой проблеме, обзор новых журналов, рецензирование художественных или литературоведческих трудов, сочинение художественного произведения любого жанра).
2. Содержание разделов.
1. Древнерусская литература. Русская литература XVIII века. Периодизация, основные жанры, поэтика. Русская литература XVIII века. Классицизм. Эволюция жанров и стилей. Сентиментализм. Специфические черты художественных произведений. Исторические вехи развития русской литературы.
2. Русская литература XIX века. Романтизм. Реализм. Классические повествовательные жанры. Лирика. Драматургия и театр. Закономерности литературного процесса. Литературные роды, жанры, виды.
3. Русская литература XX века. «Серебряный век» литературы. Основные направления, поиски в области художественной формы. Творчество крупнейших представителей периода, анализ основных произведений. Единство формы и содержания.
Общая характеристика историко-литературного процесса 1920-х – 30-х годов. Характер отношений искусства и исторических, общественных событий 1920-х – 30-х годов. Основные тенденции в развитии литературного процесса. Размежевание писателей в отношении к революции и советской власти. Преимущественное развитие поэзии. Активизация литературной жизни начала 20-х годов. Художественные искания и эксперименты. Жанровый репертуар, стилевой облик литературы.
Основные тенденции развития прозы 1920-х – 30-х годов. Жанровая и тематическая характеристика начального этапа послереволюционной прозы. Деревенская и военная тематика, пролеткультовская проза. Появление и развитие первых Проблемно-тематическое, жанрово-стилевое богатство прозы. Документально-художественные романы. Рассказы-очерки, рассказы-новеллы. Социальный и социально-психологический роман. Исторические жанры. Научно-фантастическая проза. Романтические и реалистические тенденции. Сатирическое направление в прозе. Характер конфликта, тип героя.
Основные тенденции развития поэзии 1920-х – 30-х годов. Богатство жанров, оригинальность художественных решений в поэзии 1920-х годов. Поэтические интерпретации революционных событий в России. Гражданская война в освещении Блока, Волошина, Есенина, Цветаевой, Тихонова, других поэтов. Судьба поэтов-символистов. Традиции символизма в поэзии 1920-х – 30-х годов. Образ Петербурга в произведениях Ахматовой, Мандельштама, Г. Иванова. Творческие поиски Н. Гумилева. Развитие жанра поэмы (Маяковский, Есенин, Клюев, Багрицкий, Пастернак, Цветаева, Хлебников). Формально-поэтические эксперименты. Ведущие жанры поэзии 30-х годов. Песенная поэзия. Основные тенденции развития драматургии 1920-х – 30-х годов. Жанровая и тематическая характеристика драматургии. Революция и гражданская война в драматургии, жанр комедии, пьесы о современности. Тенденции развития драматургии (плакат, гротеск, фантастика и традиционный психологизм).
Развитие русской прозы за рубежом. Основные тенденции в развитии русской прозы за рубежом (Бунин, Куприн, Шмелев, Зайцев, Мережковский, Набоков). Проблемы изучения литературы русского зарубежья.
Творчество крупнейших представителей периода, анализ основных произведений. М.Горький. Горький и 1917 год. Организаторская и издательская деятельность писателя. Проза Горького. Жанровое и тематическое разнообразие прозы (рассказ, очерк, роман, повесть), публицистика Горького. Драматургия Горького. Оценка творчества писателя в России и за рубежом.
М.Пришвин. Особенности таланта Пришвина, его место в истории русской литературы. Преемственность разных периодов творчества писателя. Природа и жизнь в сочинениях Пришвина. Тип художественного мышления писателя.
А.Н.Толстой. Место А.Н. Толстого в истории русской литературы. Многообразие художественных поисков писателя. Жанровый и тематический диапазон творчества.
А.Платонов. Своеобразие творческой личности Платонова. Драматизм судьбы писателя и его произведений. Особенности раннего творчества. Проблема личности и государства. Романы Платонова как уникальное художественное явление. Анализ повести «Котлован». Современное прочтение А.Платонова.
В.Хлебников. Уникальность художественного таланта Хлебникова. Поэмы. Социокосмические образы и мотивы в лирике. Особенности стиховой системы. Наследие Хлебникова в контексте русской поэзии XX века.
С. Есенин. Н. Клюев и другие. С. Есенин и крестьянские поэты. Уникальность художественного мира. Языческие и христианские мотивы, образы. Традиции фольклора, философские и религиозные идеи. Город и деревня. Своеобразие пейзажной лирики. Трагическая судьба поэтов. Проблемы изучения их наследия.
«Возвращенная литература». Три волны русской эмиграции. Творчество В.Набокова, Б.Зайцева, В.Аксенова, В.Войновича и др.
Тема Великой Отечественной войны в литературе 60 – 90 –х годов. Художественное своеобразие темы у разных писателей. Ю.Бондарев, В.Быков, Д.Гранин, А.Адамович, С.Алексиевич, В.Некрасов и другие. Тема исторического прошлого в отечественной литературе. Основные художественные концепции прошлого. Революция и послереволюционные годы. Основные художественные концепции прошлого,Революция и послереволюционные годы»(В.Пастернак "Доктор Живаго", А «Платонов "Чевенгур", М.Булгаков "Собачье сердце".) Коллективизация. Б.Можаев "Мужики и бабы", М.Шолохов "Поднятая целина". Споры вокруг романа.
«Сталинский» период в литературе. Основные художественные концепции. Творчество А.Солженицына, В.Гроссмана, В.Шаламова, А.Твардовского, А.Ахматовой и других.
Тема человека и природы в литературе.
Современная отечественная поэзия. Жанрово-тематическое разнообразие, основные тенденции развития. Жанрово-тематические особенности Творчество Д.Самойлова, Е.Евтушенко, Ю. Левитанского, А. Тарковского, Н.Рубцова, В.Соколова и других.
Современная отечественная проза. Жанрово-тематическое разнообразие. Проза 60-х - 90-х годов. Основные тенденции развития. Жанрово-тематические особенности. Творчество А.Битова, Гранина, Шукшина, Ю.Трифонова, Ю.Нагибина, В.Астафьева. Нравственная проблематика. Тема интеллигенции. 3.1. Рекомендуемая литература. Основная Ершов Л. История русской советской литературы. М., 1988. Русская советская литература: Под ред. А. Журавлевой. Л., 1988. Современная русская советская литература: В 2 т. М., 12001. Русская литература XX века. Ч.1 и 2. М.,2001. Русская литература XX века. Справочные материалы. Под ред. Л.А. Смирновой. М., 1995. Русская советская поэзия: Хрестоматия. Под ред. Л. Кременцова. Л., 1988. Русская советская проза: Хрестоматия. Л., 1988 – 1990. Очерки русской литературы XX века: Уч. Пос.: Кн.1 и 2. М., 1995. Русская советская литературная критика: В 3 т. М.,1981 – 1985. Русская литература XX века. В 4 т. М., 2004. Дополнительная Книги Н.Мацуева «Советская художественная литература и критика»; справочники, подготовленные библиотекой М.Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге, - «Русские советские писатели – прозаики», «Русские советские поэты»; ежемесячный бюллетень «Литературоведение» ИНИОН РАН, газета «Книжное обозрение», другие.
Писатели о литературе Горький М. О литературе. М., 1980. Леонов Л. Литература и время. М., 1983. Пастернак Б. Об искусстве. М., 1990. Толстой А. О литературе и искусстве. М., 1984. Фадеев А. О литературе. М., 1982. Шолохов М. Россия в сердце. М., 1975. Цветаева М. Об искусстве. М., 1991. Как мы пишем (Андрей Белый, М. Горький, Евг. Замятин и другие). М., 1989.
Научная и научно – методическая литература Белая Г. Дон Кихоты 20-х годов: «Перевал» и судьба его идей. М., 1989. Бочаров А. Литература и время. М., 1988. Emigracia i tamizdat. Krakow, 1983. Иванов Н.Н. Мифотворчество русских писателей (М. Горький, А.Н. Толстой). Ярославль,1997. Иванов Н.Н. Мир Михаила Пришвина. Ярославль, 2001. Карпов А. Русская советская поэма 1917 –1941. М., 1980. Методология анализа литературного процесса. М., 1989. Ницше и советская литература: союзник и противник. Кембридж – Нью-Йорк, 1995.
Мемуарная литература Анненков Ю.П. Дневник моих встреч: Цикл трагедий. М., 1990. Берберова Н.Н. Курсив мой. Автобиография//Октябрь,1988.№№ 10 – 12; 1991. №№ 7 – 9. Воспоминания об Анне Ахматовой. М., 1999. Мандельштам Н.Я. Воспоминания. М., 1989. Мандельштам Н.Я. Вторая книга: Воспоминания. М., 1990. Одоевцева И.В. На берегах Невы. М., 1988. Одоевцева И.В. На берегах Сены. М., 1989. Ходасевич В.Ф. Некрополь: Воспоминания. М., 1991. Цветаева А.И. Воспоминания. М., 1983. Чуковская Л.К. Записки об Анне Ахматовой. М., 1989.
4. Перечень примерных вопросов и заданий для самостоятельной работы.
5. В чем состоит специфика анализа произведений лирики? 6. Сделайте обзор современного периодического издания (по выбору).
5. Примерная тематика курсовых работ
Основные художественные произведения для чтения. А. Блок – «Интеллигенция и революция», М. Горький – «Несвоевременные мысли», В. Короленко – письма А. Луначарскому, Б. Пильняк «Голый год», А. Серафимович «Железный поток», М. Горький «Рассказы 1922 – 1924», И. Бабель «Конармия», М. Шолохов «Донские рассказы», А. Толстой «Голубые города», «Гадюка», В. Вересаев «В тупике», М. Булгаков «Белая гвардия», А. Фадеев «Разгром», Ю. Тынянов «Кюхля», «Пушкин», О. Форш «Одеты камнем», А. Неверов «Ташкент – город хлебный», Б. Лавренев «Ветер», А. Веселый «Россия, кровью умытая», А. Грин «Алые паруса», А. Толстой «Аэлита», Е. Замятин «Мы», А. Платонов «Чевенгур», «Котлован», М. Булгаков «Собачье сердце», М. Шолохов «Тихий дон», «Поднятая целина», А. Толстой «Хождение по мукам», «Петр Первый», А. Новиков – Прибой «Цусима», М. Пришвин «Жень – Шень», «Кащеева цепь», И. Бунин «Жизнь Арсеньева», «Темные аллеи», А. Куприн «Юнкера», И. Шмелев «Лето Господне», Б. Зайцев «Дом в Пасси», В. Набоков «Машенька», «Дар»; лирика, поэмы «советского» периода творчества А. Блока, А. Белого, В. Брюсова, Н. Гумилева, В. Маяковского, Н. Клюева, С. Есенина, М. Цветаевой, Н. Тихонова, В. Хлебникова, В. Нарбута, Н. Оцупа, А. Ахматовой, О. Мандельштама, Б. Пастернака; поэзия ОБЭРИУ (Д. Хармс, К. Вагинов, А. Введенский), драматургия 1920-х – 1930-х годов, по одному произведению В. Маяковского, Б. Лавренева, Вс. Иванова, В. Вишневского, К. Тренева, М. Булгакова, Л. Леонова, А. Афиногенова, Е. Шварца, Н. Погодина.
4.2. Основные дидактические единицы. Литературный процесс, художественный метод, направление, стиль, творческие поиски, художественное мастерство, индивидуальные авторские поиски, типология художественного мышления; жанровый репертуар, стилевой облик литературы; проза, поэзия, драматургия; проблемно-тематическая, жанрово-стилевая сторона художественного произведения; документально-художественная проза; рассказ, очерк, новелла, роман и его жанровые разновидности, социальный, социально-психологический, исторический роман; научно-фантастическая проза; романтические и реалистические тенденции в словесном искусстве, сатирическое направление в литературе; характер, персонаж, лирический герой, образ, персонаж - характер и персонаж – действующее лицо; конфликта, тип героя. Традиции символизма в поэзии 1920-х – 30-х годов. Образ образы и мотивы в лирике, стиховая система; традиции в словесном искусстве; гротеск, фантастика, психологизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, модернизм.
6. Примерный перечень вопросов к зачету.
31.Литература как вид искусства. Специфика произведений художественной литературы. 32.Литературоведение как наука. Ее предмет, задачи. Теория родов и жанров литературы. Основные компоненты художественного произведения. Поэтический язык художественных произведений. Изобразительно-выразительные средства языка: тропы, стилистические фигуры
5.5. Примерный перечень вопросов к экзамену.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|