Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






36 страница. Теперь вернемся к Вашим вопросам.




Теперь вернемся к Вашим вопросам.

1. Валериановый чай следует принимать ежедневно, ибо он является таким же насущным, как хлеб и вода. Можно принимать по кофейной чашке перед сном и даже два раза в день, прибавляя для вкуса при варке несколько листиков мяты. Тинктура валериана менее желательна, но можно также пользоваться и ею до 30 капель. Раз валериан указан как жизнедатель, так его и следует понимать. Кто и в каких случаях откажется от него? Крепость заварки чая индивидуальна, и каждый должен установить свою меру. Наш чай на цвет не крепче среднего китайского чая.

Никакие пряности при употреблении валериана не рекомендуются, как и вообще мы никогда их не принимаем; тем более на высотах никакие пряности и спирт недопустимы. Для астмических и истерических удуший иногда бывает полезен валериан с амониаком. Для содержания в чистоте дыхательных органов следует избегать всякой простуды, и для предупреждения насморка мы каждый вечер вводим в нос препарат вазелина с ментолом. Также при ларингите употребляем горячее молоко с содою.

2. Мускус употребляем, как уравновешивающее средство, но отнюдь не как возбуждающее. Доза приема чрезвычайно варьируется. Некоторым уже достаточно количества с хлебное зерно, но другим требуется даже до пяти и шести таких зерен. Принимать можно с таким же количеством соды, запивая валериановым чаем. Не слишком близко от еды. В известных случаях, при большой затрате нервных сил, мускус следует принимать целыми периодами. Мы лично принимаем мускус уже годами с некоторым промежутком, и доза наша равняется пяти зернышкам чистого мускуса. Тибетский или китайский мускус считаются выше кашмирского. Напрасно мускус и даже бобровую струю считать лишь возбудительными средствами, нужно, прежде всего, считать их уравновешивающими. Сексуальная энергия должна быть направлена вверх, к мозговым центрам, и тогда воздержание становится вполне естественным. Во второй книге «Листов Сада М.» имеется страница об этом. Имеете ли Вы эту книгу? Если нет, то мы можем Вам ее прислать. Привожу слова Учения: «Кто сказал, что мускус лишь возбудитель, он может иметь уравновешивающее значение, приводя в движение основные энергии. Можно жалеть, когда такие многообразные мощные воздействия сводятся лишь к одному проявлению. И чем беднее будет представление, тем грубее будет предположение. То же относится ко многим указанным средствам. Никто не думает о синтетическом значении валериана. Никто не хочет понять мяту, как друга жизни, готового положить успокоение на восставшие центры. Никто не желает понаблюдать действие молока с содою. Так широко поле наблюдений для открытых глаз. Мята может принести пользу даже как комнатное растение, ибо эманации живых листьев самые тонкие и естественные, так же и розы. Там, где можно иметь цветы, там не нужны масла. Так, самое живое и самое естественное лучше всего. Мяту можно принимать при желудочных заболеваниях в виде настойки из свежих листьев и в виде эссенции в каплях. Не забудем, что мята и розы – отличная дезинфекция».

3. Сома, как отложение фосфора, должна быть в высоком равновесии, ибо в противном случае центры, которые она защищает, могут легко воспламениться. Мускус содействует этому равновесию. Мускус, восстанавливая и поддерживая теплоту организма, конечно, заменяет отчасти пищевое топливо. Но все это относится к определенным йогическим ступеням. И здесь психические утончения должны предшествовать всем физическим средствам.

Вдыхание мятных препаратов не только очищает, но и успокаивает. Втирание ментола незаменимо при возгорании центров, утоляя их горение.

Эвкалипт – сильнейшая дезинфекция, и потому прекрасно иметь в комнате сосуд горячей воды с несколькими каплями этого средства.

4. Кедровая смола должна подлежать сильному очищению и тогда может быть принимаема даже вовнутрь в небольших дозах, будучи сильным дезинфицирующим и восстанавливающим и укрепляющим средством. Можно растворить пять капель очищенной смолы на унцевой бутылочке валериановой тинктуры и начать принимать пять капель такой смеси, конечно, повышая дозировку. Но, повторяю, все это очень индивидуально. Смола сибирских кедров считается самой лучшей.

5. Нигде не сказано, что древние нагрудники, носимые жрицами, предполагали только спайку лития. Ведь он мог быть приобщен к неизвестным сейчас сочетаниям. Никакой ошибки в параграфе нет. Древняя алхимия стояла много выше современной химии. Как знаете, даже ковкое стекло было известно, но сейчас оно утрачено. Всякие комбинации брома должны быть изъяты.

Когда земная наука нащупает кристалл психической энергии, тогда и все последующее станет ясно. Из перечисленных Вами солей лития – литий цитрум ближе.

Относительно же рака профилактикой будет, прежде всего, развитие психической энергии, как панацеи от всех существующих болезней. И никакие физические средства при современном нездоровом образе жизни (курение, пьянство, мясная пища, объедение и всякого рода излишества) не помогут. Все излишества почти атрофируют психическую энергию, при отсутствии которой человек разлагается.

Нужно иметь в виду, что не все перечисленные средства в § 491[323] имеют только медицинское значение. Некоторые из них имеют и иное приложение. Обращаю Ваше внимание на прилагаемую в конце письма страничку Учения.

Так называемый грудной порошок полезен, и, конечно, регулярное очищение кишечника весьма важно. Даже при ежедневном действии кишечник не вполне очищается, потому следует прибегать хотя бы один раз в неделю к усиленному очищению его. Приемы и дозировка опять-таки индивидуальны. Знаем людей, которые принимают его ежедневно в количестве десертной ложки, добавляя к этому еще соды, на протяжении сорока лет и пользуются прекрасным здоровьем, никогда не страдая от желудочных заболеваний.

Навар из листьев цветка алоэ в молоке очень полезен при всех бронхиальных заболеваниях. Навар этот, говорят, очень горек и, конечно, употребляется в небольших дозах. Чайная ложка на чашку молока, может быть, и больше – следует исследовать.

Спаржа действует на почки, усиливая выделение мочи, сельдерей возбуждает половые органы, чеснок – сильная дезинфекция, но при большом употреблении действует разрушающе на печень.

Растения мору и балю растут на Гималайских высотах. Эссенция листьев балю приготовляется на спирту и употребляется как дезинфекция для омовения. Принимать внутрь мы ее еще не отваживались. Балю принадлежит к семейству рододендрона антропагон.

Параграф 358 имеет в виду старые алхимические формулы... § 371 имеет в виду растение балю. § 573 имеет в виду облегчение и углубление дыхания, так важное для центра чаши.

Все наркотики являются разрушителями интеллекта и разлагателями психической энергии. Если валериан является жизнедателем, то мята – охранитель, и смола относится к восстановителям и укрепителям, и Вы совершенно правильно замечаете, что опиум и наркотики являются врагами рода человеческого.

Также правильно Вы замечаете, что Агни Йога имеет врагов. Она, как всякое созидательное Учение, должна иметь врагами все темные и невежественные элементы. Всякое улучшение жизни ненавистно питающимся разложением.

Обратите внимание на этих Вами указанных врагов, и Вы ясно увидите, что они относятся к списку явных или тайных сил темных.

Скажем о самом главном. Никакие физические средства не будут действительными там, где убита сердечная энергия. Значит, всегда и во всем, прежде всего, обращайте внимание на сердце и духовное развитие.

Сейчас множество людей страдают одержанием, но, чтобы помочь и в этом бедствии, надо опять-таки всеми силами укрепить психическую энергию и престол ее, сердце. И единственная профилактика для всего есть Живая Этика. Одичание и озверение при здоровых телах было бы чудовищно, потому, пока люди не поймут духовного совершенствования, немощи их и не могут быть отняты. Потому, как врач, прежде всего и прежде всех физических лекарств удостоверьтесь в духовном состоянии болящих.

Заключим еще одной страницей из Учения.

«Нужно всеми мерами усвоить основной закон, что Учитель дает направление, но не настаивает на подробностях. Каждый должен искать и найти в труде. Особенно смутно понимается, насколько велик закон, устремляющий к нахождению. Не только теперь, но и в лучшие годы люди требовали уже конечных, хотя бы и не продуманных ими формул. Как поучительны испытания, когда по одной начальной букве ученик должен был найти все требуемое слово. Но немногие будут искать такое объединение сознания. Нужно указать, насколько поиски усиляют и руководительство. Не на готовое кушанье зовет Учитель, но Он знает места в лесу, где можно собрать спелые ягоды. К этому месту счастливого сбора призывает Руководитель и жалеет, если ученик предпочтет купить грязные ягоды на базаре. Так сердечно протекает Руководительство, когда заботливая Рука незаметно направляет к лучшему пути».

Теперь что же касается до слов «оккультизм» и «мистицизм», действительно я не люблю значение, которое им обычно приписывается. Там, где Йога, то есть связь с Высшим, там оба сказанные понятия ею вполне покрываются.

Доканчиваю письмо еще одним советом из Учения: «Для толп даже бочки самого драгоценного вещества будут бесполезны. Можно просить всех врачей мира начать миссию одухотворения сердца. Каждый врач имеет доступ в разные дома. Он видит разные поколения, слова его принимаются со вниманием. Он так легко может среди физических советов прибавить самые ценные наставления. Он имеет право узнать все подробности нравственных условий дома. Он может дать совет, который заставит подумать поверх действий желудка; приказать может, ибо за ним стоит страх смерти. Врач – самое священное лицо в доме, где больной; значит, врач может дать много ценных предупреждений. Если бы врачи были просвещенными! Но пока таких мало. Тем Мы ценим просвещенных врачей, ведь они всегда под угрозою изгнания из врачебных обществ. Геройство нужно везде, где Истина».

 

Е.И.Рерих – Ф.Д.Лукину

10 ноября 1933 г.
«Урусвати»

Родной наш Феликс Денисович, от сегодня каждый день буду смотреть на Вас и при этом посылать самый сердечный привет. Наш Яруя сделал мне сюрприз: достал Вашу фотографию, видимо, снятую в парке, увеличил ее и преподнес ее мне. И вот стоит она на моем рабочем столе (рядом с Н.К. и Яруюшкой) и большим уютом и приветливостью веет от нее. Будем с нею большими друзьями, от нее протянутся нити и в далекую милую страну.

Очень порадовались выходу «Агни Йоги» по-латвийски. Новые души найдут ответы на многие тяжкие вопросы и сердечное утешение. Спасибо Вам, родной Феликс Денисович, знаем, что Вашим устремлением питается Общество. Также и переезд Общества в новое обширное помещение есть большое продвижение. Сердце мое шлет Вам все самое теплое и светлое.

Яруя уже писал Вам данные Советы относительно Вашего недомогания. Посылаю Вам добавление: «Похвально, что Врач признал напряжение в ушах...[324] как огненное явление. Также он оценил бы напряжение в глазах и пульсацию в конечностях (которые испытываем сейчас). Можно заметить многие новые ритмы явленные, как предшествующие огненным энергиям. Но необходимо, чтобы врачи начали замечать некоторые качества заболеваний».

Сейчас все наши мысли и устремления направлены на Конвенцию в Вашингтоне[325]. Много ожесточенных битв происходит около Знамени, и ясно обозначается грань между Светом и тьмою. Нам сказано отмечать всех, кто против Знамени, ибо это и будет истинное деление Света и тьмы. И замечательно видеть, что все отказавшиеся так или иначе участвовать на этой Конвенции являются сторонниками признания безбожников. Но много есть и светлых знаков, и все складывается так, как уже давно указано. Потому мы в бодром сознании продолжаем продвижение нашего культурного дела и идем по намеченным вехам, которые так своевременно и определенно встают на каждом повороте. Могу шепнуть Вам: радость великая живет в глубине существа нашего. И все трудности прибавляют лишь красоту историческому шествию. Много смуты в Мире, но из нее родятся новые возможности.

Посылаю Вам еще несколько страниц «Огненного Мира». Думаю, что Вы уже получили книгу «Иерархия». Получили ли Вы рукопись «Знамя Сергия Радонежского»[326] и прислано ли Вам клише из Америки? Книжечка эта должна выйти не позже конца января. Пожалуйста, родной Феликс Денисович, последите за корректурой этой книжечки. Так хочется, чтобы она вышла привлекательной.

Еще раз спасибо за многое. Шлем Вам нашу любовь и радость в Служении Великом... Сердцем и в духе с Вами.

 

__________

 

 

ИЛЛЮСТРАЦИИ

 

Свидетельство о рождении Елены Шапошниковой

1879 г.

 

Иван Иванович Шапошников

(1870–1890-е гг.)

 

Екатерина Васильевна Шапошникова

Не ранее 1874 г.

 

Елена Шапошникова

(1884)

 

Елена Шапошникова

(1884)

 

Елена Шапошникова (справа) и ее двоюродная сестра Екатерина Шаховская

(1887)

 

Елена Шапошникова

(1889)

 

Елена Шапошникова (слева) с сестрой Анной

(1889)

 

Елена Шапошникова

(1894)

 

Николай Рерих

1890-е гг.

 

Елена Шапошникова

1900-е гг.

 

Свидетельство о браке

Николая Константиновича Рериха и Елены Ивановны Шапошниковой

1901 г.

 

Елена Ивановна Рерих и Николай Константинович Рерих

на раскопках в Новгородской губернии

1903 г.

 

Юрий и Святослав Рерихи

(1907)

 

Святослав Рерих

1908 г.

 

Валентин Серов. Портрет Елены Ивановны Рерих

 

Владимир Константинович, Мария Васильевна,

Елена Ивановна, Юрий и Святослав Рерихи

(1910)

 

Елена Ивановна и Мария Васильевна Рерих

(1910)

 

Елена Ивановна Рерих с сыновьями и гувернанткой

(1913)

 

Елена Ивановна Рерих. 1914–1916

 

Николай Константинович Рерих с сыновьями

1914–1915

 

Николай Константинович Рерих

в Школе Общества поощрения художеств. Петроград

 

Николай Константинович Рерих

в Школе Общества поощрения художеств. Петроград

1915–1916

 

Николай Константинович Рерих. Чикаго

 

Елена Ивановна Рерих

 

Юрий Николаевич Рерих

 

Письмо Е.И.Рерих от 6 июня 1921 г.

адресованное Ю.Н.Рериху

 

Семья Рерихов в Индии

 

Тетрадь с записями Елены Ивановны Рерих

 

Первое издание книги «Листы Сада Мории»

 

Первое издание книги «Чаша Востока»

 

Елена Ивановна Рерих. Алтай

 

Елена Ивановна, Юрий Николаевич и Николай Константинович Рерих

с сотрудниками советского консульства в Урумчи

 

Первое издание книги «Основы Буддизма»

 

Фронтиспис книги «Основы Буддизма»

 

Елена Ивановна Рерих и Юрий Николаевич Рерих

во время Центрально-Азиатской экспедиции

1927–1928

 

Николай Константинович Рерих с танкой Шамбалы

 

Сотрудники Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. В первом ряду слева направо:

М.Лихтман, Ф.Грант, С.Н.Рерих, Э.Лихтман, Н.К.Рерих, Т.Д.Гребенщикова,

З.Г.Лихтман, Л.Хорш. 1920-е гг.

 

Здание Музея Николая Рериха в Нью-Йорке,

Riverside Drive, 310

 

Музей Николая Рериха в Нью-Йорке в высотном здании

(торжественное открытие состоялось в 1929 г.)

 

Памятная медаль Музея Николая Рериха в Нью-Йорке

 

Свидетельство об избрании Елены Ивановны Рерих

членом Правления Музея Николая Рериха в Нью-Йорке

 

Свидетельство об избрании Елены Ивановны Рерих директором

Международного художественного центра «Corona Mundi»

 

Первое издание книги «Криптограммы Востока»

 

Святослав Николаевич Рерих

 

Институт Гималайских исследований «Урусвати»

1930-е гг.

 

Журнал Института Гималайских исследований «Урусвати»

 

Письмо Е.И.Рерих от 1 декабря 1931 г., адресованное Г.Г.Шкляверу

 

Первое издание книг Живой Этики на русском языке

 

Брошюра Мастер-Института Объединенных Искусств

 

Брошюра Музея Николая Рериха в Нью-Йорке

 

Символика культурно-просветительных учреждений, основанных

Е.И. и Н.К. Рерихами

 

Первое издание книги «Держава Света»

 

Морис Лихтман

1920-е гг.

 

Зинаида Григорьевна Лихтман

1920-е гг.

 

Франсис Грант

1920-е гг.

 


* В оригинале писем многие слова имеют сокращенный вид, их недостающие части в бумажном издании заключены в квадратные скобки. В электронной версии эти скобки отсутствуют. – (Прим. ред. эл. версии).

[1] Письмо Е.И.Рерих от 24 марта 1933 г.

[2] Письмо Е.И.Рерих от 30 августа 1934 г.

[3] Письмо Е.И.Рерих от 1 августа 1934 г.

[4] Мир Огненный. Запись от 8 мая 1934 г.

[5] Там же. Запись от 4 декабря 1934 г.

[6] Рерих Н.К. Листы дневника. М., 1996. Т.II. С. 295.

[7] Письмо Е.И.Рерих от 30 августа 1934 г.

[8] Письмо Е.И.Рерих от 13 октября 1929 г.

[9] Письмо Е.И.Рерих от 18 июля 1951 г.

[10] Письмо Е.И.Рерих от 3 марта 1930 г.

[11] Письмо Е.И.Рерих от 24 марта 1933 г.

[12] Письмо Е.И.Рерих от 3 ноября 1932 г.

[13] Письмо Е.И.Рерих от 10 декабря 1932 г.

[14] Письмо Е.И.Рерих от 20 января 1941 г.

[15] Мир Огненный. Запись от 6 декабря 1934 г.

[16] Там же. Запись от 8 декабря 1934 г.

[17] Перевод с французского Е.В.Кулышевой. Письма 1 и 2 отправлены Е.И.Рерих из Стокгольма.

[18] Немного терпения, и Ваши дела пойдут хорошо (нем.). Перевод с французского Е.В.Кулышевой.

[19] Перевод с французского Е.В.Кулышевой.

[20] Письма 3-34 отправлены Е.И.Рерих из Нью-Йорка и относятся к периоду учебы Ю.Н.Рериха в Гарварде (США) на отделении индийской филологии.

[21] Святослав Николаевич Рерих.

[22] Колумбийский университет, в котором С.Н.Рерих учился на отделении архитектуры.

[23] Н.К.Рерих приехал в США в октябре 1920 года по приглашению Роберта Харше, директора Чикагского института искусств. В декабре в Нью-Йорке открылась первая выставка художника на американской земле. В течение трех лет выставки Рериха побывали еще в 28 городах США.

[24] Практикующий низший вид йоги, основанный на физических и дыхательных упражнениях.

[25] Roerich, sorry, pay each sterling, so seek restless (англ.). – Рерих, прости, плати каждый стерлинг, поэтому ищи неустанно.

[26] Светская дама (англ.).

[27] Обед (англ.).

[28] Чаепития (англ.).

[29] Заем (англ.).

[30] Легкая закуска, полуденный обед.

[31] Речь идет об эскизах декораций к музыкальной драме М.П.Мусоргского «Хованщина» («Палаты Голицына») и опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко».

[32] Сообщение, послание (англ.).

[33] Парижская мирная конференция 1919–1920 гг., созванная державами-победительницами в первой мировой войне для выработки мирных договоров с побежденными сторонами.

[34] Пригород Мадраса (Индия), в котором расположена штаб-квартира Теософского Общества.

[35] Приближается время, когда мы приступим к этому великому делу, и я надеюсь, что все мы будем в этом участвовать (фр.).

[36] Один из четырех видов богопознания в индуизме, а также его приверженец. Путь любви и отдачи себя воле Бога.

[37] Свет, простор и тишину, но не доллары (англ.).

[38] Товарищество, содружество (англ.)

[39] В тексте пропуск.

[40] Стипендия (англ.).

[41] Психические исследования (англ.).

[42] Высшая алгебра (англ.).

[43] Речь идет о работе Н.К.Рериха над эскизами декораций и костюмов для постановок оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» и оперы Р.Вагнера «Тристан и Изольда» в Чикагской «Опера Компани».

[44] Слово неразборчиво.

[45] Доверенные лица (англ.).

[46] Николай Константинович Рерих.

[47] Так в тексте.

[48] Слово неразборчиво.

[49] «Синяя птица» – пьеса бельгийского драматурга М.Метерлинка.

[50] Ум, мысль (англ.).

[51] Материя – это уплотненный дух (англ.).

[52] Руководитель (англ.).

[53] Слабый, сломленный (англ.).

[54] Перемещены (англ.).

[55] Город в Индии, где был основан университет и мемориальный музей им. Р.Тагора.

[56] Слово неразборчиво.

[57] Здесь и далее Николай Константинович Рерих.

[58] «Великая Душа» (санскр.) – человек, достигший высокого уровня духовного развития и по своим знаниям и способностям находящийся на качественно иной ступени космической эволюции.

[59] В группу американских сотрудников входили: Франсис Грант (Модра, Рамо), Зинаида Григорьевна Лихтман (Радна), Морис Лихтман (Авирах), Эстер Лихтман (Ояна, Иентуся), Луис Хорш (Логван), Нетти Хорш (Порума, Нейта), Софья Михайловна Шафран.

[60] В 1928 году З.Г.Лихтман и Ф.Грант гостили у Е.И.Рерих в Индии.

[61] В индийской традиции закон причины и следствия, согласно которому ни одно действие не проходит бесследно и рано или поздно приносит свои плоды.

[62] Речь идет о картине Н.К.Рериха «Моисей-вождь» (1924).

[63] «Уксусом мух не привлечешь» (фр.).

[64] Вероятно, Ояна – см. письмо о переводе книг Учения от 8 июня 1929 г.

[65] Зинаида Григорьевна Лихтман.

[66] Температура приводится по шкале Фаренгейта.

[67] В Учении Живой Этики – Город Будущего, построенный в России.

[68] «Старые годы» – русский ежемесячный иллюстрированный журнал для любителей искусства и старины. Издавался в 1907–1916 гг. в Петербурге.

[69] Работа Е.И.Рерих, изданная в 1926 г. в Урге, а затем в Риге под псевдонимом Н.Рокотова.

[70] Эпитет Гаутамы Будды.

[71] Танха (пали) – жажда жизни.

[72] Людмила Михайловна и Ираида Михайловна Богдановы.

[73] Перевод с английского Т.О.Книжник.

[74] Данная фраза встречается в варианте письма от 28 октября 1929 г.

[75] Данная фраза встречается в варианте письма от 28 октября 1929 г.

[76] Сверху от руки написано: возгоранием.

[77] Далее неразборчивая фраза от руки.

[78] Окончание фразы неразборчиво.

[79] Спасительница (санскр.) – женское божество буддийского пантеона. В данном контексте – Елена Ивановна Рерих.

[80] Защитный энергетический «чехол».

[81] Речь идет о смерти дочери Хоршей Ориолы.

[82] В тексте пропуск.

[83] «Достойный» (санскр.) – в буддизме – человек, достигший высшей земной ступени совершенства и закончивший путь перевоплощений.

[84] Окончание письма отсутствует.

[85] Перевод с английского Т.О. Книжник.

[86] В тексте пропуск.

[87] Kindergarden (нем.) – детский сад.

[88] Перевод с английского Т.О.Книжник.

[89] Священная обитель, где находится духовный Учитель (санскр.).

[90] Слово неразборчиво.

[91] «Иерархия».

[92] Речь идет о Музее Николая Рериха в Нью-Йорке (основанном 17 ноября 1923 г.), Мастер-Институте Объединенных Искусств (основанном 17 ноября 1921 г.), Международном художественном центре «Corona Mundi» (основанном в 1922 г.), а также других культурных организациях, созданных под их эгидой.

[93] Духовный наставник (санскр.). В данном контексте – Николай Константинович Рерих.

[94] Учитель Илларион {англ. Hilarion).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных