ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Ознакомление и выбор метода обучения в преподавании юридических дисциплинСодержание ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………. 1. Ознакомление и выбор метода обучения в преподавании юридических дисциплин………………………………………………………………….. 2. Организация и проведение занятия по теме диссертации……………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………... Введение Я, студент Института Магистратуры Саратовской Государственной Юридической Академии в соответствии с учебным планом проходил научно-педагогическую практику в Московской Академии Экономики и Права Калмыцкого филиала, в период с 1 декабря по 29 декабря 2015 года. Педагогическая практика является важной составляющей профессиональной подготовки магистрантов по основной образовательной программе, нацеленной на формирование у будущих преподавателей системного подхода к проектированию образовательного процесса в вузе, анализу и конструированию учебных занятий, формированию наиболее важных элементов культуры педагогического труда. Основная идея практики, заключается в формировании технологических умений, связанных с педагогической деятельностью, в том числе функций конструирования и организации учебного процесса. Виды деятельности магистранта в процессе прохождения практики предполагают формирование и развитие стратегического мышления, видения ситуации, умения руководить группой людей. Цель практики – изучение основ педагогической и учебно-методической работы в образовательных организациях высшего образования, овладение педагогическими навыками проведения всех видов учебных занятий по дисциплинам кафедры, реализующей конкретную магистерскую программу (выпускающей кафедры), дальнейшее закрепление и обновление полученных теоретических знаний, первичных профессиональных умений и навыков, а также формирование компетенций обучающихся в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Основные задачи практики: - общее ознакомление с особенностями деятельности и организационной структурой Академии и кафедры; – изучение работы, функций и должностных обязанностей профессорско- преподавательского состава кафедры; - закрепление и расширение теоретических и практических навыков применительно к профилю будущей работы, сбор материалов для написания выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации); - формирование педагогического мышления, опыта творческой и исследовательской педагогической деятельности, профессиональных умений и 5 навыков, необходимых для успешного осуществления учебно-воспитательного процесса; - формирование навыков проведения лекционных и практических / семинарских занятий; - апробация результатов научно-исследовательской работы обучающегося и завершение теоретических исследований по теме диссертации. В результате прохождения учебно-педагогической практики обучающийся должен: знать: – функции, задачи, обязанности социальную значимость своей будущей профессии; – назначение и функции основных учебных подразделений Академии; – методы мотивации профессиональной педагогической деятельности; – основные механизмы принятия решений в процессе учебно-методической деятельности и их последствия; – общетеоретические положения современной российской юридической науки, содержание дисциплин кафедры, реализующей конкретную программу магистратуры (выпускающей кафедры), уметь: - осуществлять поиск, толкование и применение положений нормативных правовых актов, иных юридических документов, исследование содержания специальной литературы, связанных с преподавательской и научной деятельностью; - разрабатывать методическую основу лекционного и практического занятия; - осуществлять поиск материалов правоприменительной практики, а также толковать ее для использования в преподавательской и научной деятельности. владеть: – методами грамотного оформления отчетности по результатам проведенных работ; – навыками работы в трудовом коллективе и различными способами разрешения конфликтных ситуаций; – навыками решения практических задач в рамках выбранной магистерской программы; – способами анализа социально значимых проблем и процессов, связанных с выбранной программой магистратуры; – основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; – навыками работы с компьютером как средством управления информацией; навыком публичных выступлений.
Основная часть Ознакомление и выбор метода обучения в преподавании юридических дисциплин На первой недели практики я познакомился с преподавательским составом. В течение следующих недель я присутствовал на занятиях, которые проводили преподаватели Московской академии экономики и права, на которых проводились лекции, коллективные тренинги и практические занятия. После каждого занятия, я с преподавателем – обсуждал пройденную тему, методики обучения и эффективность студентов. Итак, педагогическая технология – это систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса. Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему у учащихся. Метод обучения – это «система последовательных взаимосвязанных действий педагога и студента, обеспечивающих усвоение содержания образования». Известно, что контроль стимулирует обучение и влияет на поведение студентов. Как показала практика, попытки исключить контроль частично или полностью из учебного процесса приводят к снижению качества обучения. Внедряемые в настоящее время интенсивные методы обучения ведут неизбежно к новым поискам в области повышения качества и эффективности педагогического контроля и появлению его новых форм. Например, таких как рейтинг. В области контроля можно выделить три основные взаимосвязанные функции: 1. Диагностическая функция: контроль - это процесс выявления уровня знаний, умений, навыков, оценка реального поведения студентов. 2. Обучающая функция контроля проявляется в активизации работы по усвоению учебного материала. 3. Воспитательная функция: наличие системы контроля дисциплинирует, организует и направляет деятельность студентов, помогает выявить пробелы в знаниях, особенности личности, устранить эти пробелы, формирует творческое отношение к предмету и стремление развить свои способности. В учебно-воспитательном процессе все три функции тесно взаимосвязаны и переплетены, но есть и формы контроля, когда одна, ведущая функция превалирует над остальными. Так, на семинаре в основном проявляется обучающая функция: высказываются различные суждения, задаются наводящие вопросы, обсуждаются ошибки, но вместе с тем семинар выполняет диагностическую и воспитывающую функции. Зачеты, экзамены, тестирование выполняют преимущественно диагностическую функцию контроля. При применении программированного контроля проявляется его обучающая и контролирующая функции. Систему контроля, как было сказано выше, образуют: экзамены, зачеты, устный опрос (собеседование), письменные, рефераты, коллоквиумы, семинары, курсовые, проектные работы. Каждая из форм имеет свои особенности. Во время устного опроса контролируются не только знания, но тренируется устная речь, развивается педагогическое общение. Письменные работы позволяют документально установить уровень знания материала, но требуют от преподавателя больших затрат времени. Экзамены создают дополнительную нагрузку на психику студента. Курсовые, дипломные работы и НИР способствуют формированию творческой личности будущего специалиста. Умелое сочетание разных видов контроля - показатель уровня постановки учебного процесса в вузе и один из важных показателей педагогической квалификации преподавателя. Педагогический контроль делится на: 1. Текущий контроль помогает дифференцировать студентов на успевающих и неуспевающих, мотивирует обучение (опрос, контрольные, задания, проверка данных самоконтроля). 2. Тематический контроль - это оценка результатов определенной темы или раздела программы. 3. Рубежный контроль - проверка учебных достижений каждого студента перед тем, как преподаватель переходит к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части. 4. Итоговый контроль - экзамен по курсу. Это итог изучения пройденной дисциплины, на котором выявляется способность студента к дальнейшей учебе. Итоговым контролем может быть и оценка результатов научно-исследовательской практики. 5. Заключительный контроль - госэкзамены, защита дипломной работы или магистерской работы, присвоение квалификации. Итак, предоставлю краткую характеристику основных методов обучения: 1. Вузовская лекция - главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Если одни считают, что лекции оказывают сильнейшее духовное, нравственное воздействие на слушателей, то другие на оборот считают что: а. Лекция тормозит самостоятельное мышление. б. Лекции нужны, если нет учебников. в. Одни студенты успевают осмыслить, другие - только записать слова лектора. Практика показывает, что отказ от лекций снижает научный уровень подготовки студентов, нарушает системность и равномерность работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему продолжает оставаться ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Самостоятельная работа означает подготовку к активному, а значит, гораздо более эффективному освоению лекционного материала. Студент должен ознакомиться с заданиями к предлекциооной работе, которые сформулированы в виде проблемных вопросов по теме, и попытаться ответить на них с помощью рекомендованной литературы. На лекционном занятии любой студент должен быть готов участвовать в мини-дискуссиях, задавать вопросы лектору и отвечать на его вопросы по теме лекции. Происходит активизация работы на лекциях, которые более не являются исключительно монологом преподавателя. Только выполнение всех заданий по учебно-методическому комплексу является основанием для допуска студента к итоговому испытанию по данной дисциплине. Таким образом, на тщательную самостоятельную подготовку к аудиторным занятиям – студентов, позволяют повысить эффективность занятий, а также качество обучения. 2. Практические занятия (ПЗ) - предназначены для углубленного изучения дисциплины. Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. Цель таких занятий призваны: углублять, расширять знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи. Структура ПЗ: - вступление преподавателя; - ответы на вопросы студентов по неясному материалу; - практическая часть как плановая; - заключительное слово преподавателя. 3. Самостоятельная работа студентов - предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т.д. Групповая работа усиливает фактор мотивации и взаимной интеллектуальной активности, повышает эффективность познавательной деятельности студентов благодаря взаимному контролю. Педагогическая деятельность всегда предполагает творчество. Среди различных активных методов, которые используются в учебной практике, хотелось бы выделить еще ролевую и деловую игру, так как именно они активизирует мыслительную деятельность студентов, развивает творческие способности будущих педагогов. 4. Ролевая игра - имитационный игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими признаками: - наличие проблемы и распределение ролей между участниками ее решения; - каждый из участников в соответствии со своей ролью может соглашаться или не соглашаться с мнением других участников, высказывать свое мнение; - оценка результатов обсуждения и подведение итогов игры преподавателем и участниками. Метод игрового производственного проектирования характеризуется следующими признаками: - наличие исследовательской задачи (проблемы), которую формулирует студентам - преподаватель; - разделение группы на небольшие подгруппы, разработка вариантов решения поставленной задачи (проблемы); - представление как одного из варианта решения задачи (проблемы) с последующим анализом участниками занятия. Анализ конкретной ситуаций - эффективный метод активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых. Цель обучаемых: найти решение ситуации или прийти к выводу о его невозможности или же оценить ситуацию в целом, провести анализ ее решения, сформулировать вопросы, выразить согласие-несогласие; либо же проанализировать данные ситуации, найденные решения, использовав при этом приобретенные теоретические знания. 5. Деловая игра представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого. В деловой игре реализуется целостная форма коллективной учебной деятельности на целостном же объекте - на модели условий и диалектики производства, профессиональной деятельности. ДИ воспитывает личностные качества, ускоряет процесс социализации. В процессе игры осваиваются: нормы профессиональных действий и нормы социальных действий, т.е. отношений в коллективе. Эффект достигается через взаимодействие участников игры в заданной конкретной ситуации или системе производственных ситуаций. ДИ проводится в режиме диалогического общения, направленная на достижение двух целей: игровой и педагогической. Таким образом, формы и методы обучения, способствующие повышению качества обучения, будь это - ролевые игры, деловые игры, конференции, диалоги, проблемное обучение, самостоятельная работа, защита рефератов, индивидуальная работа, доклады, тестирование, исследовательская работа и другие. Все перечисленные технологии обучения способствуют решению проблемы качества обучения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|