Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Существуют две основные формы правления — монархия и республика.




Монархияэто персональное единовластие. Это древняя форма правления, которая зародилась в раннеклассовых обществах. Высшая государственная власть сосре­доточена в руках единоличного главы государства (царя, императора, короля и т. п.) и чаще всего передается по наследству.

Монархия может быть абсолютной, т. е. не ограниченной никакими государственными органами, а может быть ограниченной (например, другим высшим органом — парламентом).

В современном мире немалое число стран являются по форме правления монархиями. Это Англия, Япония, Бельгия, Швеция, Норвегия, Ис­пания, Голландия, Дания и др.

Республика – это коллективное правление, т.е. в отличие от монархии, характеризу­ется выборностью высших органов власти и, как прави­ло, коллегиальным характером законодательного органа. Все высшие органы власти имеют сложную структуру, наделяются только свойственными им полномочиями и несут ответственность за свои действия.

Решения принимаются путем голосования. Эта форма основана на принципе разделения единой государственной власти на ряд ветвей.

Источником власти является народ, который реализует эту власть посредством проводимых через определенные промежутки времени выборов высших и местных представительных органов власти, а также органов местного самоуправления.

Для республиканской формы правления характерна также срочность полномочий высших органов власти (парламент, президент).

Характерны также:

1. использования институтов демократии в разнообразных формах;

2. юридическая и политическая ответственность главы государства и других должностных лиц.

Республики были в рабовладельческих государствах (Древ­няя Греция, Древний Рим), в феодальных государствах (Венеция, Псков, Новгород), но наиболее характерна эта форма для современных государств.

Современные республики принято разделять на пре­зидентские и парламентарные.

1) для президентских рес­публик характерно избрание (выборы могут быть пря­мыми или косвенными) президента населением, вне пар­ламента. В этом случае президент сосредотачивает в сво­их руках функции и полномочия главы государства и гла­вы правительства (например, США).

2) Парламентарная рес­публика отличается верховенством парламента, который формирует ответственное перед ним правительство (на­пример, Италия).

2. Форма государственного устройстваэто внутрен­нее деление государства на те или иные части, право­вое положение и взаимоотношения этих частей, а также центральных и местных органов.

Различают унитарную, федеративную и конфедеративную формы государствен­ного устройства.

Унитарная форма характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Президент, парламент, правительство распространяют свою власть на всю территорию. Территория унитарных государств делятся лишь на административно-территори­альные единицы (области, провинции, губернии и т. д.), которые имеют одинаковый юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам. Эти административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью. Они могут иметь юридические акты, которые закрепляют их правовое положение (обычно это уставы). В унитарном государстве:

1. единая система государственных органов и единая система законодательства;

2. наличие единого гражданства;

3. наличие одноканальной системы налогов;

4. наличие единой судебной системы, которая осуществляет правосудие на всей территории страны, руководствуясь общими для всех нормами материального и процессуального права.

Примерами унитарных государств могут служить Франция, Польша.

Федеративное (союзное) государство представляет собой объединение ряда государств или государственных образований (автономные республики, штаты, земли, кантоны и т. п.), располагающих своими законодательны­ми, исполнительными, а нередко и судебными органами. В федерации как минимум два вида систем органов госу­дарства и два вида систем законодательства: система го­сударственных органов и система законодательства всей федерации и каждого из субъектов федерации. Для федеративных государств характерно наличие двухканальной системы налогов, двойного гражданства. Федера­тивными государствами являются Россия, ФРГ, США.

Конфедерация — союз государств с некоторыми об­щими органами, ведающими строго определенными воп­росами. Образуется на основе договора. Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода. В предмет ведения конфедерации входит небольшой круг вопросов: войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров. В конфедерации образуются лишь те органы, которые необходимы для осуществления ее задач, в том числе отсутствуют судебные органы. Решения органов конфедерации вступают в силу после их ратификации всеми государствами-членами или квалифицированным большинством членов конфедерации. Постоянно действующие государственные органы конфедерации лишены властных полномочий. Их акты адресованы не гражданам, а органам власти субъектов конфедерации. Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов ее субъектов. Как правило, в конфедерации отсутствует единая система денежного обращения. Отсутствует и союзное гражданство.

Примеры конфедерации: Швеция и Норвегия до 1905 г., США с 1781-1789 гг.

Эта форма является переходной и ведет к полному распаду союза или федерации.

3. Государственный режим - это совокупность приемов, методов, способов, при помо­щи которых государственные органы осуществляют свою власть.

Это наиболее динамичный элемент формы госу­дарства.

На государственный правовой режим оказывают влияние:

1. метод реализации в государстве политической власти (убеждение, законность, правовое принуждение или насилие, устрашение, нетерпимость к инакомыслию);

2. соотношение политических сил в государстве (стабильность и устойчивость государственного правового режима зависит от наличия баланса между различными политическими интересами, существующими в законном обществе).

Понятие «государственный режим» показывает, какая государственная атмосфера сложилась в обществе, какой в стране уровень демократии, какими средствами обеспечивается государственная власть.

В каждом государстве складывается свой государственно-правовой режим, имеются свои особенности осуществления государственной власти.

Самая распространенная классификация политических режимов – деление их на

- демократические и

- антидемократические.

Их подразделяют также на демократические и авторитарные.

Между ними располагаются отдельные разновидности и переходные формы.

 

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ:

1. гарантированностью прав и свобод личности во всех сфе­рах жизни общества;

2. народовластием, т.е. признанием народа единственным источником государственной власти;

3. максимальным учетом интересов меньшинства, инди­видуальных особенностей населения;

4. сочетанием государственного и общественного механиз­мов преодоления социальных противоречий в обществе;

5. плюрализмом во взаимодействии государства и других элементов политической системы, т.е. отсутствием единой общеобязательной официальной идеологии, наличием многопартийности, свободы мнений и убеждений;

6. правовым характером деятельности государственных ор­ганов и органов местного самоуправления;

7. осуществлением государственной власти на основе принципа разделения властей, т.е. децентрализацией власти;

8. верховенством закона.

АНТИДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ:

1. отсутствием прав и свобод, подавлением личности;

2. огосударствлением общественных организаций полным (тотальным) контролем государства;

3. игнорированием интересов национальных государствен­ных образований;

4. милитаризацией общественной жизни;

5. осуществлением диктатуры одной партии;

6. преследованием за инакомыслие.

Крайним прояв­лением антидемократического государственного режима является тоталитарный режим (типа фашистского).

РФ – посттоталитарное государство, которое медленно изживает наследие тоталитаризма. Современная политическая действительность в России больше ассоциируется с авторитарно-бюрократическим режимом (промежуточное место между тоталитарным и демократическим режимами, способен перерасти как в тот, так и в другой, в зависимости от ориентации правящей элиты и ее лидеров), хотя и характеризуется определенными внешними формальными атрибутами демократии.

Современная политико-правовая доктрина России исходит из принципа разделения властей, т.е. разделе­ния власти на законодательную, исполнительную и су­дебную. Этот принцип получил свое выражение в Кон­ституции РФ и в действующем законодательстве. Однако его практическая реализация наталкивается на серьез­ные трудности. Можно констатировать, что в настоя­щее время три основных власти разделились, обособи­лись. Однако создать механизм взаимодействия, сотруд­ничества, взаимоконтроля всех трех властей в нашей стране пока не удалось.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных