Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Роль общения в психическом развитии ребенка




Год.

ССР – РЕБ-ВЗР, ситуация «Мы».

Для ребёнка первого года жизни общение составляет неотъемлемую и важную часть его жизни. Поначалу ребёнок не различает себя и мать, но к концу первого года жизни у него формируется представление о перманентном объекте. Это происходит из-за того, что ребёнок постепенно «привыкает» к тому, что мать может временно отсутствовать, но он уже знает, что она обязательно вернётся. Общение является ведущим типом деятельности этого возраста.

Мать является источником удовлетворения потребностей ребёнка, где так же происходит непрерывное общение.

Психологические новообразования:

Способы реакции на предметы (+,-), происходит отрыв эмоционального состояния от предмета, негативизм (в результате фрустрации некоторых потребностей), аффективно-заряженные предметы, акт хватания, совместная речь с другим человеком (Выготский), перманентный Объект (Божович).

Год.

ССР – РЕБ-ПРЕДМЕТ-ВЗР (совместные действия ребёнка и взрослого по поводу предмета).

Ведущим типом деятельности является предметно-орудийная. В результате манипуляций с Объектом при руководстве взрослого ребёнок начинает считать выполняемое им действие своим. Формируется феномен «Я – сам». Общение ребёнка и взрослого приобретает теперь дополнительные функцию – «помогающую» или «подсказывающую» как надо.

В этом возрасте развивается «человеческая» речь, которая играет важную функциональную роль – ребёнок научается с её помощью высказывать своё отношение к чему-либо, спрашивать и.т.п.

В кризисе 3-х лет проявляются: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие/своенравие, протест/бунт, обесценивание, стремление к деспотизму (1 реб), стремление к ревности (неск детей). Это бунт против авторитарного воспитания.

Лет.

ССР – РЕБ-ВЗР, РЕБ-ВОСПИТ, РЕБ-РЕБ.

В этом возрасте общение приобретает ещё одну качественную окраску – оно становиться похожим на общение в том смысле слова, которое используется в отношениях взрослых людей. Общение представляет собой взаимоотношения с широким кругом разных по возрасту людей (в детсаду – сверстники, воспитательница…). У ребёнка появляются друзья и в отношениях с ними (в игре, напр) он научается учитывать не только своё мнение, но и мнение других.

В игре ребёнок научается играть «первые» социальные роли, играть по правилам и.т.п. Игра позволяет ребёнку сориентироваться в системе отношений между людьми.

В результате происходит формирование этических инстанций, соподчинение мотивов.

Лет.

ССР – РЕБ-УЧИТ, РЕБ-ВЗР, РЕБ-РЕБ.

Происходит перестройка всех психических процессов. Ранее сформированная картина мира усложняется, качественно наполняется. Ребёнок обретает чувство ответственности (Я – ученик), пусть до конца неосознанное, привитое взрослыми.

Общение происходит со сверстниками. Здесь развивается система дифференциации – «Я с тобой дружу, потому что ты…», «я с тобой не дружу, потому что ты…». Ребёнок узнаёт, что такое дружба. Общение строится в школе и на улице в коллективных играх.

Лет. 15 – 18 лет.

ССР – ПОДР-ПОДР, ПОДР-ВЗР.

Происходит органическое, половое и социальное созревание. Сильно выражена депривация потребностей – стремление стать взрослым и невозможность этого. Общение со сверстниками приобретает как никогда значимую роль в жизни ребёнка (уже подростка). Здесь ребёнок пытается обрести свою идентичность, поныть чего он стоит. Сверстники часто «помогают» ему в этом. Но ограничить общение со сверстниками – это значит не дать ребёнку возможность научиться социальным отношениям, способности строить доверительные отношения с обоими полами, научиться различать «плохое» и «хорошее» (не только в социальном плане). Подросток осваивает моральные нормы: отношения равенства, уважения друг к другу. Формируется самосознание, самооценка – анализ своих возможностей

К концу школьного возраста происходит профессиональное самоопределение.

Заключение. Генезис общения в онтогенезе рассматривается как процесс формирования человеческого общения на протяжении жизни индивида. Это развитие происходит постепенно, начиная с реакций сосредоточения, возникающих у младенца в первые дни жизни при контактах с матерью (появление примерно на четвертой недели жизни улыбки в ответ на ласку взрослого). К четырем месяцам у младенцев появляется целостная реакция - комплекс оживления. К концу первого года жизни у детей формируется общение, опосредствованное предметными действиями в форме совместной игры и манипуляций. В дошкольном возрасте постепенное овладение речью позволяет ребенку все чаще выходить за пределы непосредственно воспринимаемых ситуаций, а к концу дошкольного возраста у детей появляется внеситуативное интимно-личностное общение. Общение ребенка со сверстниками возникает во втором полугодии первого года жизни. Общение с взрослыми служит основным средством овладения ребенком историческим опытом человечества. Особенно интенсивно развивается у ребенка в подростковом возрасте, благодаря чему сознание ребенка достигает качественно нового уровня развития.

 

Дефицит общения — снижение интенсивности и качества общения ребенка с другими людьми, обычно связанное с нахождением ребенка в детских учреждениях закрытого типа (больницах, детских домах, интернатах) или в семьях, в которых родителями не уделяется ребенку достаточного внимания. Дефицит общения, особенно в младенческом и раннем возрасте, приводит, как правило, к задержкам и отклонениям в психическом развитии.

ОБЩЕНИЕ

1. через прямое и опосредованное общение со старшими передается опыт поколений;

2. посредством общения формируются социальные формы психики;

3. целенаправленное общение ребенка со взрослым при обучении приводит к эффекту ускоренного развития в «зоне ближайшего развития»;

4. полигенетический эффект общения выражается в качественной перестройке познавательной функции ребенка, ее эмоционально-волевой сфере;

5. коммуникации в различных формах социальной жизни детерминируют структуру и механизмы развития личности.

СИНТЕЗ ПОЗНАНИЯ И ОБЩЕНИЯ,ТРУД

Главным фактором формирования человеческой психики является ведущий тип деятельности. Концепции – деятельности С.Л.Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, выделившего у дошкольника – игру, у школьника – учение, у взрослого – трудовую деятельность. Концепция Б.Г. Ананьева - в каждом возрасте соотносятся между собой игровые, трудовые и учебные виды деятельности, оказывая совместное влияние на психическое развитие.

-Младший возраст- период начального развития субъекта общения. Ведущий тип деятельности- непосредственное эмоциональное общение. Идет формирование базового доверия к миру.

-раннее детство- формирование коммуникативных свойств личности (связь с речью и произвольными функциями).

-дошкольный возраст- влияние общения на развитие социальных качеств, растет потребность в общении со сверстниками

-младший школьный возраст- возникновение коллективных связей, формирование общественного мнения. Важную роль играет общение с учителем.

-подростковый и юношеский возраст- ведущий тип деятельности- интимно-личностное общение

-период взрослости- общение остается важным фактором развития личности.

Через общение с психологически развитыми людьми, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества, сам превращается в личность.

Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает исключительно через общение, так как до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.

В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, являются для ребенка носителями этого опыта, Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими собственное развитие детей.

- Деловое общение формирует и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков. Взаимодействие с людьми, деловые качества

- Личностное общение: определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, нормы и формы нравственного поведения, цели жизни и выбрать средства их реализации.

-Материальное общение: предметы материальной и духовной культуры, которые выступают в качестве условия индивидуального развития

- Когнитивное интеллектуальное развитие, так как общающиеся индивиды обмениваются взаимно обогащаются знаниями.

Кондиционное общение создает состояние готовности к научению, Тем самым оно способствует интеллектуальному и личностному развитию человека.

Дошкольный период: Общение детей со взрослыми. В младшем и среднем дошкольном развивается внеситуативно-познавательная форма общения со взрослыми. Ведущей потребность становится потребность в уважении, а ведущим мотивом –познавательный. В старшем дошкольном развивается внеситуативно-личностная форма общения. Ведущая потребность-стремление ребенка к взаимопомощи, сопереживанию со стороны взрослого. Ведущий мотив общения - личностный. Общение со сверстниками: после3-4 лет количество контактов со сверстниками и совместных игр возрастает. В 5 лет формируются микрогруппы по 4-6 чел-к,в основном одного пола. Устойчивость групп очнизкая. В 4-5 лет дети начинают прислушиваться к сверстникам, для них важна оценка со стороны группы. К 6 годам конформность снижается.В совместных играх ребенок учится подчинять свое мнение, соподчинять свои мотивы, интересы, проявлять доброжелательность, развивает умение отказаться от своих желаний ради других целей

 

11. взаимосвязь обучения, воспитания, психического развития.

Л.С. Выготский пересмотрел вопрос о взаимоотношении обучения и развития. При этом он исходил из следующего положения. Сложные формы психической жизни ребенка формируются в процессе общения. Следовательно, общение в его наиболее систематизированной форме — обучении — и формирует развитие, создает новые психические образования, развивает высшие психические функции. Значит, обучение играет ведущую роль в формировании психики, а его формы л и ш ь меняются в процессе развития. Ученый показал, что не всякое обучение эффективно, а л и ш ь такое, которое опережает развитие и ведет его за собой. Развивающее обучение учитывает не только то, что доступно ребенку в процессе самостоятельной деятельности (зона актуального развития), но и то, что он может сделать совместно со взрослым («зона ближайшего развития»). Эти мысли Л.С. Выготского имеют большое значение и в наши дни для учителя, стремящегося к совершенствованию умственного развития ребенка.

Проблема соотношения обучения и развития – одна из центральных тем психологии развития. Решая данную проблему, мы получаем ответы на вопросы: в какой мере социальное окружение человека оказывает влияние на его развитие? Всякое ли обучение развивает ребенка? Затем в соответствии с этим организуется практика педагогического воздействия на подрастающее поколение, практика психологической диагностики и коррекции.

Традиционно принято выделять несколько подходов к решению проблемы соотношения обучения и развития.

1. Обучение и развитие являются независимыми процессами. Обучение – чисто внешний процесс, который не может активно влиять на психическое развитие ребенка. Прежде чем появится возможность чему-то научить ребенка, должны созреть определенные функции. Развитие предшествует обучению, следовательно, обучение просто надстраивается над развитием,
и здесь снимается всякий вопрос о коррекции дефективного развития, активности ребенка и т.п.

2. Обучение и развитие – это одно и то же. Развитие равно обучению. Ребенок приобретает индивидуальный опыт, научается по мере созревания. В этом случае он полностью зависит от той культурной среды, в которой растет, и его можно научить всему, что необходимо взрослому. По мнению У. Джемса и Э. Торндайка, развитие и обучение – совпадающие по времени процессы. Ребенок провозглашается пассивным существом, личностно не включенным в процесс обучения. Он не субъект,
а объект обучения.

3. Обучение идет впереди развития и ведет его за собой. Развитие и обучение – не совпадающие по времени процессы, между ними существует сложная, меняющаяся в течение жизни взаимозависимость. Этот подход характерен для культурно-исторической теории развития Л.С. Выготского. Здесь обучение понимается более широко: как общение, как сотрудничество ребенка и взрослого, в ходе которого взрослый помогает открыть ребенку предметы и способы их употребления. Обучение есть планомерная организация развития ребенка. Обучение – движущая сила развития, побуждает к развитию те процессы, которые без него невозможны. Основная роль обучения – создание возможности овладения собственным поведением.

Решая проблему взаимосвязи обучения и развития, Л.С. Выготский выделяет два уровня развития ребенка: один проявляется в его самостоятельной деятельности (актуальный уровень развития), другой – в сотрудничестве с другими людьми (зона ближайшего развития). Данная идея имеет принципиальное значение для понимания процесса организации обучения, диагностики индивидуального развития и успешности обучения. По мнению Л.С. Выготского, в сотрудничестве ребенок способен сделать намного больше, чем самостоятельно. Сотрудничество – это один из параметров социального окружения, который является источником развития в онтогенезе. Сотрудничество может приобретать и форму подражания, но подражание возможно только потому, что лежит в «зоне ближайшего развития» ребенка. Подражание делает возможным «культурное развитие ребенка», формирование у него высших психических функций

12. возраст – конкретн относит огранич во времени ступень псих развития человека, характ свокопн закономерных психологич и физиологич изменений, формирующий у всех норм развив людей.

 

Хронологический возраст – возраст человека с момента рожд до наст времени

Биологически1 – опред сост ф-й организма человека по сравнению со средне-статист основ, характ-ми для диц данного хронологического возраста

Субъективно-переживаемый возраст

Психологический – соотнесение уровня психического развития человека с соотв нормами среднестат Ур развития

 

Структурой принято называть такие целостные образования, которые не складываются суммарно из отдельных частей, представляя как бы их агрегат, но сами определяют судьбу и значение каждой входящей в их состав части.

Структура:

Социальная ситуация развития – сущностная хар – кА возратн периода развития. Еди-е и неповторимое специфич для данного возраста отнош между ребен и средой. Опред 1. объективн местом ребенка в систме соц отношений и соотв ожид и требов, предъявл к нему общ-м

2.особ понимания реб-м занимаемой им со позиции и своих взаимоотнош с окр людьми

 

Новообразование – просиходит в процессе развития.-новые кач образования возникающие в психике и личности человека на каждой стадии развития в ходе отногенеза

1. психическое и соц изменение возникшее на данной ступени развития и опред сознание ребенка, его отнош

2. 2. обощ рез изменений, всего психич развития в соотв период, котоый становится исх-м для формирования псих процессов

 

Ведущая д-ть – преоблад на опред этапе психического развития

1.благодаря ей происходит диф и развитие новых видов д-ти

2.в ней формир перестриваются частные псих процессы

3.д-ть от которой зависят развитие основных псих изменений личности

ДИНАМИКА возраста – потоянно чередование стабильных, латентных и критических периодов.

Стабильный период(ССР,вд, новообр)

Возрастной кризис – сосредоточение резких координирующих сдвигов в личности человека. Кризис стоит на стыке 2-х стабильнызх периодов. Причиной кризиса явл появленино новых неудовлетворенных потребносей

Уровень психического развития – период ступень характ спецификой ССР, своей вед деят-ти и возр новообр

 

Особенности кризиса (по Выготскому):

А) временные границы кризиса неотчетливы. В середине кризиса есть резкое обострение – кульминационная точка.

Б) во время кризисов – трудновоспитуемость (не желание учиться, конфликты с окружающими, острые переживания. Но у некоторых детей этого не наблюдается.)

В) негативный характер развития – ребенок теряет интересы, направляющие всю его деятельность, прежние формы внешних отношений и внутренней жизни как бы запустевают.

 

Кризисы бывают:

1. Кризис новорожденности

2. Кризис 1 года

3. Кризис 3-х лет – фаза упрямства, негативизм, капризности, отрицания (если ты скажешь «да», ребенок скажет «нет»)

4. Кризис 7-ми лет (открыт раньше всех) – неустойчивость воли, настроений, псих. равновесия. Стремление занять взрослое положение в обществе. Новообразование: самооценка.

5. Кризис 13 лет

6. Кризис 17 лет

 

Динамика изменений:

1)стабильные возраста (микроизменения накапливаются до известного предела, а затем обнаруживаются)

2) кризисы (бурно происходят резкие изменения ребенка; в отличии от стабильных возрастов носят переходный характер)

 

 

Сущностью всякого кризиса является перестройка внутренних переживаний, перестройка, которая отношения ребенка к среде, именно в изменении потребностей и побуждений, движущих поведение ребенка.

 

Особенности:

· Кризис имеет совершенно разное течение в зависимости от среды.

· Кризис представляет собой цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних.

 

 

Эпоха Период Ведущая деятельность
Раннее детство младенчество Непосредственно-эмоциональное общение: на фоне и внутри неё формируются ориентировочные и сенсорно-манипулятивные действия
раннее детство Предметно-манипулятивная деятельность: происходит овладение общественно выработанными способами действий с предметами
Детство дошкольное Ролевая игра: выступает как деятельность, в которой осуществляется ориентация ребёнка в самых общих смыслах человеческой деятельности
младшее школьное Учебная деятельность: происходит интенсивное формирование интеллектуальных и познавательных сил
Подростничество младшее Интимно-личное общение: заключается в построении отношений с товарищами на основе определённых морально-этических норм
старшее Учебно-профессиональная деятельность: появляются предпосылки для возникновения новых задач и мотивов дальнейшей собственной деятельности

 

 

Можно разделить все типы ведущих типов деятельности на две большие группы:

1) деятельности в системе «ребёнок – общественный взрослый»;

внутри них происходит интенсивная ориентация в основных смыслах человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми à развитие мотивационно-потребностной сферы.

2) деятельности в системе «ребёнок – общественный предмет»;

внутри неё происходит усвоение общественно выработанных способов действий с предметами и эталонов, выделяющих в предмете те или иные их стороны à развитие операционно-технических возможностей.

 

 

13. проблема возр периодизации

 

Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное, понятие (календарный возраст, время жизни от рождения) и как этап в процессефизического ипсихологического развития(условный возраст). Выготский различал три группы периодизаций: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.

Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека. Например, из принципа «онтогенез повторяет филогенез» выводилась периодизация, ставящая каждый этап жизни в соответствии с стадиями биологической эволюции и исторического развития человечества. До сих пор сохраняется периодизация по ступеням системы воспитания и обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст», «младший школьный возраст» и т. д. Так как структура образования развивалась с учетомпсихологии развития, такая периодизация косвенно связана с переломными моментами в детском развитии.

Вторая группа периодизаций основывается на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам. Так, в рамках психоанализа Фрейдом была разработана периодизация развития детской сексуальности (оральный, анальный, генитальный этапы). В основу периодизации П. П. Блонского лег такой объективный и простой для учета физиологический признак, как появление и смена зубов. В получившейся классификации детство делится на три периода: беззубое детство, детство молочных зубов и детство постоянных зубов; с появлением зубов мудрости начинается взрослость.

Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем. Примером таких периодизаций являются системы, разработанные Выготским и Эльконином.

Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.

Некоторые исторические и ныне используемые системы периодизации возрастных периодов в жизни человека:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных