Методы исследования в ПР, специфика их применения при изучении разных возрастных групп.
Беседа – метод получения новой информации посрдеством свободного общения с человеком.
Выделение психологических особенностей детей
Интервью – особая форма беседы, при кторой один из партнеров явл лидеором, а другой ведомым, вопросы зад односторонне
Анкетирование – получение информац
ии на основании ответов на специально поставленные вопросы, анкеты различаются по 1.содержанию, 2 их форме –открытые закрытые, 3.по формулировке вопроса 4. по количеству и порядку следования
Социометрия – изучает положение статус человека в группе и может использоваться в качестве экспертной оценки по признакам выд в качестве социометрического критерия (дружелюбные, отв)
Анализ продуктов деятельности – опосредованное изучение псих реальности через расспредмечивание (восстановление деятельности по ее результату). Этот метод часто исп в ПР в различных формах и вариантах взависимости от того какого рода деятельность сформирована у ребенка
Тестирование – краткое, стандартизированное испытание, предназначенное для установления межиндивидуальных различий
Тесты бывают:
Способностей, умений и навыков, восприятия, мнений, эстетические тесты
Проективные тесты, ситуаионные, игровые тесты
Наблюдение характеризуется фиксацией чувсвтенного воспрития данных
Бывает включенное, невключенное
Сплошное-выборочное и спланированное-случайное
Объяснение психич явлений в процессе спец организованных наблюдение, осноано на теор инф и осущ по плану
Эксперимент – характер. Созданием ситуации при помощи которой осущ. Выявление интересующих исследователя признаков,
Бывает естественный-лабораторный, формирующий – пилотажный
Организация специальных условий действия,влияющих на исследование психолог. Особенностей,изменение этих условий в ходе исследования.
Тестирование – стандартизированная система заданий с пом. которых изуч. Интеллект и личн особенности человека. – диагностика психических особенностей развития,соотнесение с ранее установленными соответствиями
Метод экспертных оценок метод орг работы со специалистами экспертами обработки мнений экспертов.
Близнецовый метод.
Близнецовый метод использовался Э. Торндайком, Р. Заззо, результаты его применения изложены в работах Д.Б. Эльконина. Среди близнецов выделяют монозиготных (развившихся из одной яйцеклетки и потому обладающих идентичными генным наборами) и дизиготных (по своему генному набору аналогичных обычным братьям и сестрам, с той только разницей, что родились одновременно). 1. Метод контрольных близнецов состоит в сравнении внутрипарно монозиготных и дизиготных близнецов 2.Метод близнецовой пары заключается в изучении распределения ролей и функций внутри близнецовой пары, нередко образующей замкнутую социально-психологическую систему, включающую каждого из близнецов в качестве подсистемы, в силу чего близнецы образуют так называемую «совокупную личность». 3.Метод контрольного близнеца состоит в том, что на одного из близнецов оказывают формирующее воздействие, а на другого — нет, и фиксируют время появления навыка. Если в конечном счете навык проявляется одновременно, это может быть отнесено за счет фактора созревания. Подобные эксперименты в области приучения годовалых детей к горшку и выработки навыка хождения по лестнице описаны Т. Бауэром. 4.Метод разлученных монозиготных близнецов используется в условиях социальных катаклизмов, когда в силу обстоятельств близнецы оказываются в существенно разных средовых условиях. Сходство качеств связывается с фактором наследственности, различие — с фактором среды. Исторические методы (методы анализа документов).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|