Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Низшие и высшие эмоции




В зависимости от биологической характеристики эмоции разделяются на:

· низшие,

· высшие.

Низшие эмоции наиболее элементарны, связаны с органическими по­требностями человека. Они, в свою очередь, подразделяются на два вида:

· гомеостатические, проявляющиеся в виде беспокойства, поисковой двигательной активности, возникновении ощущений жажды, голода и т. д. Эти эмоции всегда носят отрицательный характер;

· инстинктивные, связанные с половым инстинктом, инстинктом само­сохранения и другими поведенческими реакциями. Эмоции данного типа бывают как отрицательными, так и положительными.

У человека, а частично и у стадных животных, эмоции возникают еще и в связи с удовлетворением социальных потребностей. Эти более сложные эмоции, именуемые высшими, развились на базе сознания. Они оказыва­ют контролирующее и тормозящее влияние на низшие эмоции.

Низшие эмоции свойственны как животным, так и чело­веку. Высшие эмоции возникают только у человека в связи с удовлетворением социальных и идеальных потребностей (ин­теллектуальных, моральных, эстетических и др.). Эти более сложные эмоции развиваются на базе сознания и оказывают контролирующее и тормозящее влияние на низшие эмоции.

Различают эмоции стенические — вызывающие активную деятельность и астенические — снижающие активность. Сте­нические эмоции могут быть положительными и отрицатель­ными, астенические — отрицательными. По длительности и степени выраженности различают эмоции настроения, стра­сти, аффекта.

 

4 ПРИЧИНА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭМОЦИЙ

Появление эмоций следует рассматривать как важное эволюционное приобретение, которое облегчает формирование комплекса нейронных взаимодействий для организации сложных форм поведения — начиная с инстинктивного поведения, формирования условных рефлексов и вплоть до рассудочной деятельности.

Эмоции, как субъективная оценка окружающей действительности, проявляются наиболее ярко тогда, когда человек попадает в необычную для него ситуацию и требуется принять адекватное решение для выполне­ния соответствующего поведенческого акта. Причина возникновения эмоций заключается именно в новизне, необычности или внезапности события. Причем эмоции иногда могут возникать и тогда, когда орга­низм попадает в привычную для него ситуацию, но он к этому заранее не подготовлен, а поэтому ситуация для него на какое-то время также ста­новится новой. Это объясняется тем, что системы регуляции поведения либо не могут обеспечить адекватную реакцию на возникшую ситуацию, либо появляются сомнения относительно возможности успешного ответа. Эмоция тем выраженнее и ярче, чем больше разница между конкретной ситуацией и предшествующем представлением о ней.

Важнейшим поводом для возникновения эмоций являются ситуации, завязанные на сенсорной информации, причем имеет значение как недо­статок, так и избыток ее. Дефицит информации порождает ярость, страх, горе, «подчеркнутую эмоциональность речи» у взрослых и повышает об­щую эмоциональность у детей. Проявлением недостатка информации, а в связи с этим и эмоционального возбуждения является поиск новых сведе­ний «для организации новой деятельности». В то же время избыток ин­формации чаще всего является причиной возникновения различного рода положительных эмоций. Однако чрезмерная информационная перегрузка также может привести к появлению негативных эмоций.

 

5 ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ЭМОЦИЙ

Экспериментально было показано, что эмоции гнева и страха под влиянием таламических разрядов сопровождаются повы­шенным поступлением адреналина в кровь, что приводит к развитию симпатикотонии, играющей положительную роль в подготовке организма к деятельности. Эта теория получила название таламической теории эмоции. В норме положитель­ные эмоции умеренной интенсивности связаны преимущест­венно с парасимпатическими реакциями, отрицатель­ные эмоции, особенно бо­левые ощущения, связаны главным образом с сим­патическим отделом ВНС. Они включают в большей степени симпатоадреналовые и в мень­шей степени — вагоинсулиновые механизмы. Од­нако при сильном эмоциональном возбуждении нисходящие гипоталамические влияния не ограни­чиваются лишь одним из отделов ВНС, вследствие чего при эмоциях ярко выражены как симпатиче­ские, так и парасимпатические реакции. Через указанные механизмы (ВНС и гормоны) в проявление эмоций вовлекаются внутренние органы, функция которых изменяется; меняется также и метаболизм. Особо важ­но, что обмен веществ меняется не только во внутренних органах и ске­летных мышцах, но также в ЦНС.

В соответствии с теорией И.Пейпца, возникновение эмо­ций обусловливается лимбической системой. Эмо­циональные процессы возникают в гиппокампе, откуда воз­буждения идут в мамиллярные тела, затем в передние ядра гипоталамуса и в поясную извилину (круг Пейпца). Эмоцио­нальная окраска психических процессов создается распро­странением этих возбуждений на другие области коры. Ре­цептивной областью эмоциональных переживаний является поясная извилина. Целостность этой цепи представляет со­бой механизм, организующий переживание и выражение эмоций. Эмоции возникают либо сначала в коре, откуда импульсы поступают в «круг» через гиппокамп, либо в результа­те возбуждения гипоталамуса, и тогда кору поясной извили­ны следует рассматривать как воспринимающую область для эмоциональных ощущений в результате приходящих из гипо­таламуса сигналов. Лимбическую систему рассматривают как «висцеральный мозг». Считают, что именно здесь происходит интеграция воспринимаемой информации, получаемой от всех структур тела, в том числе от скелетной мускулатуры и внутренних органов, и формирование определенных эмоцио­нальных состояний.

В общей характеристике эмоций следует выделить эмоциональное пе­реживание, характеризующее деятельность соответствующих нервных центров и сопровождающееся субъективным компонентом отражения действительности. Другая сторона эмоций — эмоциональное выражение, то есть сопутствующие изменения в соматической и висцеральной сферах организма. Эти состояния обеспечиваются взаимосвязями лимбической системы со структурами мозга. Целостность всей цепи круга Пейпца представляет собой механизм, организующий переживание и выражение эмоций.

Лимбическая система имеет широкие двусторонние связи с новой корой, особенно с височной и лобной областями. За счет их лобные области новой коры регулируют деятельность самой лимбической системы. Именно через эти связи можно сознательно управлять возникновением или проявлением эмоций. Примечательно, что ведущая роль в формировании эмоций принад­лежит правому полушарию, где зарождаются отрицательные аффекты. Ле­вое полушарие коры участвует в придании эмоциям положительной окраски.

Значение взаимодействия лобной коры с лимбической системой нагляд­но проявляется при появлении патологического очага, разрушении или удалении лобных долей и префронталъной области коры больших полуша­рий, При этом резко снижается эмоциональная реактивность больного, возникает состояние эмоциональной тупости.

Височные области отвечают главным образом за передачу информации от зрительной, слуховой и соматосенсорной коры к миндалинам и гиппокампу. Клинические и экспериментальные данные свидетельствуют о важном значении височно-амигдалярной системы в приобретении мотивационных поведенческих реакций организма. Вероятно, здесь происхо­дит сопоставление наиболее важной сенсорной информации со следами ее в памяти. В результате поступившая информация приобретает определен­ную значимость для организма и приводит к запуску эмоциональных по­веденческих реакций, которые в прошлом оказались полезными в анало­гичных ситуациях.

Представление о механизмах формирования эмоций дает потребностно-информационная теория П.В.Симонова. Со­гласно этой теории, эмоции возникают на этапе оценки веро­ятности удовлетворения потребности. Этот этап осуществля­ется путем сравнения информации о средствах и времени, необходимых для удовлетворения потребности, и информа­ции о тех же параметрах, которые существуют в данный мо­мент. Положительные эмоции возникают, когда имеющаяся информация превышает необходимую, отрицательные — при недостатке имеющейся информации.

Другой аспект возникновения эмоций рассматривает биологическая теория эмоций П.К. Анохина. Суть ее заключается в том, что положительные эмоции при удовлетворении какой-либо потребности возникают только в том случае, когда па­раметры реально полученного результата точнейшим образом совпадают с параметрами предполагаемого результата, за­программированного в акцепторе результатов действия. В та­ком случае возникает реакция согласования, которая субъек­тивно сопровождается чувством удовлетворения, положитель­ными эмоциями. Если параметры реально полученного ре­зультата не совпадают с запрограммированными в акцепторе результатов действия, это сопровождается чувством неудов­летворения, беспокойства - отрицательными эмоциями. Не­совпадение параметров действительного и запрограммированного результатов приводит к формированию ориентиро­вочно-исследовательской реакции и в организации новой комбинации эффекторных возбуждений, необходимых для возникновения нового полноценного периферического акта. Последний обеспечит получение результата с параметрами, совпадающими с запрограммированными в акцепторе резуль­татов действиями.

Эмоции являются мощным фактором преобразования по­ведения, деятельности. Эмоции влияют не только па направ­ленность, интенсивность, общую структуру деятельности, но и на выполнение отдельных ее элементов. При совпадении модели с реальностью эмоция обеспечивает оптимальную мо­билизацию резервов, необходимых для выполнения деятель­ности, путем активизации механизмов автономной и эндок­ринной систем, в первую очередь гормонов и регуляторных пептидов.

В этой связи становится актуальной проблема управления эмоциональным состоянием, его выраженностью и направ­ленностью. Показано, например, что в процессе учебной де­ятельности у студентов формируется психоэмоциональный стресс, негативно влияющий на состояние здоровья студен­тов и снижающий успешность учебы. Развитие стрессового состояния связывают с наличием ряда особенностей студен­ческого труда, одной из которых является длительное переживание отрицательных эмоций. Профилактика развития негативных последствий психоэмоционального стресса за­ключается прежде всего в формировании ситуаций, способ­ствующих возникновению положительных эмоций. Отрица­тельные эмоции, как это было доказано работами академика К.В. Судакова, не могут привести к негативным последстви­ям, если они периодически сменяются эмоциями положи­тельными.

 

6 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ

ИССЛЕДОВАНИЯ НЕЙРОННОЙ ОСНОВЫ

ЭМОЦИЙ

Большинство сведений о нейронной основе эмоций получено в экспе­рименте на животных и в наблюдениях над больными, у которых имеют­ся поражения соответствующих структур мозга. Так, после вживления электродов в вышеуказанные структуры при раздражении их можно на­блюдать соответствующее поведение животного. Если электрод находится в центрах и путях положительных эмоций, то животное очень быстро обучается самостоятельно нажимать на рычажок и посылать в свой мозг раздражения. При раздражении отделов, связан­ных с отрицательными эмоциями, нередко уже с первого предъявления вырабатывается рефлекс избегания.

Эти данные свидетельствуют о важ­ном значении эмоционального подкрепления (эмоциональной мотива­ции) в образовании новых рефлексов, памяти. В лимбических структурах мозга общее число нейронов положитель­ных эмоций больше, что экспериментально доказано, по крайней мере, для животных (у крыс это соотношение 7:1). Точки мозга, раздражение которых приводит к возникновению эмоциональных состояний, для по­ложительных и отрицательных эмоций чаще всего находятся рядом. Ве­роятно, поэтому человек доста­точно легко переходит от смеха к слезам и наоборот. Но можно вы­делить отдельные зоны, где распо­лагаются нейроны одного типа эмоций. Например, при раздраже­нии передней и нижней поверхно­сти височной доли возникает чув­ство страха, переднего и заднего отделов гипоталамуса — тревог и ярости, а перегородки — на­слаждения.

Эмоциональные зоны мозга со­держат большое количество катехоламинергических нейронов. К по­явлению положительных эмоций причастен медиатор норадреналин, некоторых отрицательных — серотонин. В формировании эмоций участвуют также и эндогенные опианты, что создает предпосылки для появления пристрастия к морфию.

 

7 ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИЙ

В процессе эволюции возникновение эмоций послужило основой для быстрой и комплексной мобилизации ЦНС, внутренних ресурсов орга­низма, систем обеспечения {вегетативных органов) для адекватной реак­ции на возникшую необычную ситуацию. Поэтому сила эмоциональной реакции, интенсивность проявления их обратно пропорциональна воз­можности высших мозговых центров обеспечить адекватную реакцию на данную ситуацию.

Эмоции, их проявления связаны с целым комплексом двигательных, веге­тативных и эндокринных компонентов, У человека эмоциональные состо­яния отражаются на позе и походке, мимике и жестикуляции, повышении напряжения мышц и движении глаз. Эмоции могут вызвать непроизволь­ное вскрикивание, учащение дыхания, изменение характера пульса, арте­риального давления, электрической активности мозга, температуры кожи, потоотделения, дермографии, секреторных и моторных процессов ЖКТ. В крови и моче повышается содержание катехоламинов, пептидов, сахара. Регистрация ряда указанных вегетативных проявлений эмоций служит объективным критерием их проявления, даже если человек в со­стоянии подавить внешние признаки эмоций. Этот факт явился основопо­лагающим при создании прибора, называемого «детектором лжи».

Выраженность (интенсивность проявления) эмоций обусловлена как врожденными и приобретенными особенностями ЦНС, так и внешними причинами. Причем интенсивность проявления эмоций при действии конкретной ситуации может меняться. Нередко сами эмоции (вернее, их проявления) вместо полезного для организма эффекта могут послужить основой для развития патологических состояний. Хорошо известно, что необходимость в постоянном торможении проявления эмоций может привести, например, к инфаркту миокарда. Это обусловлено тем, что мо­билизация ВНС и адаптогенных гормонов, не использовавшись, может привести к спазму коронарных сосудов.

Можно выделить четыре стадии проявления эмоции, наиболее харак­терных для отрицательных эмоций:

· СН-І (состояние напряжения) — состояние внимания, мобилизации ор­ганов и систем, обеспечивающих решение данной задачи. СН-І возни­кает при решении нешаблонной задачи, вставшей перед организмом.

· СН-ІІ— появление стенической отрицательной эмоции (гнев, негодо­вание) и предельного напряжения органов и систем, что вызывается возрастанием напряжения, когда выход из создавшейся ситуации не найден.

· СН-ІІІ — астеническая отрицательная эмоция возникает, если задача оказалась выше возможностей организма при максимальной мобили­зации всех сил (ужас, тоска). Если безвыходность положения сохраня­ется, то может наступить IV стадия.

· СН-ІV — невроз, представляющий собой заболевание, «полом» ряда регуляторных механизмов.

Таким образом, эмоциональные состояния являются реальным физио­логическим фактором, необходимым для организации ряда форм слож­ной деятельности человека. Они составляют неотъемлемую часть его при­способительных реакций. Все без исключения жизненные потребности и отправления, в том числе и умственная деятельность человека, сопровож­даются эмоциональным тонусом, благодаря которому жизненные функ­ции поддерживаются на некотором оптимальном для организма уровне. И. в этом плане об эмоциях можно говорить как об одном из ведущих ме­ханизмов регуляции, интенсивности всей нервно-психической деятельности организма.

 

8 ЭМОЦИИ КАК ПРИЧИНА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПАТОЛОГИЙ

Необходимо иметь в виду, что эмоции сами по себе, если они слишком сильные или нереализованные (то есть «невыполнившие» свое физиологи­ческое назначение), могут послужить основой стрессорного ответа орга­низма (эмоционалъный стресс).

Так, при действии на организм неблагоприятных факторов внешней среды, особенно у людей с высоким уровнем тревожности, активность симпатоадреналовой и гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой сис­тем столь резко повышается, что само по себе может стать причиной раз­вития различной психосоматической патологии—дистоний, неврозов и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этой работе мы рассмотрели взаимодействие отдельных структур мозга и их влияние на возникновение эмоций, и сделали вывод, что отдельно взятая структура мозга не сможет вызвать эмоцию, т.е. в одиночку никакая ничего не сможет сделать.

Эмоция есть отражение мозгом силы потребности и вероятности её удовлетворения в данный момент. Эмоции идеальны потому, что на базе ранее накопленного опыта они отражают вероятности эффективности действий до того, как сами действия начнут реализоваться. Эмоции всегда несут на себе отпечаток субъективности. Под влиянием отрицательной эмоции система будет стремиться к скорейшему удовлетворению обусловившей данную эмоцию потребности, к ликвидации этой потребности. Особенности человеческих эмоций определяются прежде всего спецификой главных потребностей человека.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Павлов И.П. Журнал высшей нервной деятельности// М: Наука, том 47, выпуск 2, 1997г.

2. Физиология человека. Журнал// МАИК: Наука, том 24, номер 2, 1998г.

3. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология ВНД// М: Учебная литература, 1997г.

4. Физиология человека и животных //под ред. А.Б.Когана, М: Высшая школа, том 2, 1984г.

5. Физиология человека// под ред. Г.И.Косицкого. М: Медицина,1985г.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных