Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Свобода и необходимость. Свобода воли




Теперь чрезвычайно важный вопрос о свободе или свободе воли.

Важный не только в мировоззренческом, но и в профессиональном отношении. Как основа для наделения человека правовой ответственностью за свои поступки, совершённые в предположении, что у него имеется выбор между добром и злом.

Обыденное понимание свободы – это отсутствие принуждения.

Свобода и необходимость – это философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества.

 

Известно огромное множество определений и пониманий свободы.

В диалектическом материализме свобода рассматривается в неразрывной связи с необходимостью.

Ещё в XVII веке Спиноза сказал так: Свобода – это осознанная необходимость.

Энгельс: Свобода воли – это способность принимать решения со знанием дела.

 

Но чаще свобода понимается как свобода выбора. То есть возможность выбора между двумя или более приемлемыми способами достижения цели.

При этом не выясняется: свобода – это объективная черта окружающей действительности или это чувство в душе человека?

По нашему мнению справедливо второе. А именно то, что свобода – это чувство.

И то, что в природе свободы как объективной черты действительности не существует.

Свобода – это чувство, которое рождается на основе знакомства с окружающей обстановкой как осознание наличия одной или нескольких возможностей удовлетворения ощущаемой потребности.

Воздействуя на чувства или взгляды человека, его можно привести к мысли, что он полностью несвободен.

Или наоборот, что он свободен, и его жизнь, наконец-то, прекрасна.

И это при том, что в окружающем мире всё осталось по-прежнему.

Старинная пословица гласит: «Идеальный раб – это тот, кто говорит: “Я не раб”».

Тема свободы порождает многочисленные идеологические спекуляции.

Целью создания этих спекуляций является передел мира. Причём, и это самое важное, не в умах людей, а в реальности.

С помощью этих идеологических спекуляций был дискредитирован СССР. Вначале дискредитирован в умах его граждан, а затем разрушен. Но уже в реальности.

Тема свободы, по-прежнему, остаётся остриём оружия идеологической войны.

Американская администрация понимает свободу, как то, что можно принести в другие страны под крыльями бомбардировщиков.

 

Итак, рассмотрим, почему осознание наличия нескольких путей удовлетворения потребности, рождающее чувство свободы, объективно свободой не является.

Первый случай. Предположим, человеку считает, что у него имеются две возможности.

Однако бывает, что обе эти возможности кажущиеся. На пути каждой из них лежат непреодолимые трудности. То есть, на самом деле, положение безвыходное. Но человек об этом пока не знает. И он чувствует себя свободным.

Второй случай. Человек считает, что у него имеется много возможностей. (Пусть речь идёт об игре в шахматы.) Он чувствует себя свободным.

Но надо действовать. И он начинает размышлять, какую же из имеющихся возможностей предпочесть. Обдумывает известное, пытается узнать подробности о каждом из путей. По ходу дела он отметает в своей голове одну возможность за другой.

И, в конце концов, остаётся одна, которую он и намечает использовать.

Если по окончании размышлений спросить у человека, сколько у него возможностей, он скажет, что возможность одна.

Следующий вопрос: а как же остальные? Он ответит, что они только на первый взгляд казались возможностями, но, на самом деле, это тупики или слишком дорогостоящие варианты. А зная это, считать их возможностями – просто глупость. Эдак возможностей можно напридумывать, сколько угодно, – скажет он.

И последний вопрос к этому человеку. Когда он чувствовал себя более свободным: до или после выяснения единственной возможности? Выясняется, что до. А теперь есть чувство отсутствия принуждения, когда есть то единственное, что удовлетворяет существующую потребность. Есть осознанная необходимость.

 

Таким образом, именно недостаточное знание порождает представление о множестве возможностей и, рождает, ощущение свободы, свободы выбора.

Проистекающая от этого весёлость дополняет нам портрет легкомысленного человека. Мудрецы же, как правило, не веселы. На их челе лежит печать осознания гнёта обстоятельств.

Знание вскрывает призрачность многих прежде привлекательных возможностей.

Но с другой стороны, знание открывает человеку новые возможности, причём как действительные, так и ложные, в силу неполноты знания.

Успех дальнейшего будет определяться тем, являются ли представления об особенностях выбранного пути истинными, т.е. отражены ли в сознании существенные стороны предстоящего, или нет.

Истинная, т.е. правильно понимаемая возможность одна. Та, которая с течением времени станет действительностью. Для многих целей возможностей не существует или они приводят к цели не вполне точно, порождая новые противоречия.

Поэтому свобода – это всего лишь чувство, а не характеристика окружающей действительности.

Можно сказать так: знай много, а желай мало; при этом будешь меньше испытывать гнёт обстоятельств, и будешь чувствовать себя свободнее. Как Диоген.

 

Но не только ограниченность знания рождает ощущение свободы выбора.

Как было сказано при рассмотрении сознания, «Я» верхнего уровня многократного самоотражения себя отразить не способно в принципе.

Поэтому влияние собственного «Я» верхнего уровня самоотражения на ход будущих событий понято человеком быть не может.

Это вносит в предсказание дополнительную неопределённость.

 

Свобода воли – это кажущийся произвол в принятии человеком своих решений.

Свобода выбора – это кажущееся наличие множества возможных путей достижения цели.

Кажимость свободы проистекает из неизбежной ограниченности познающего сознания и принципиальной невозможности предсказания влияния собственного «Я» верхнего уровня самоотражения на ход событий.

Представление о свободе возникает как у того человека, который действует, так и у того, который оценивает поступки первого.

 

В повседневной деятельности полезно выделять следующие три причины человеческих поступков:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных