Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Раздел первый. ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА




Чуфаровский Ю.В.

Ч-81 Психология оперативно-розыскной деятельности. — 2-е изд., доп. — М.: Издательство «МЗ-Пресс», Издатель Воробьев А.В., 2001. — 208 с.

 

ISBN 5-94073-020-5

ISBN 5-93883-010-9

 

В учебно-практическом пособии раскрываются практические аспекты применения психологических знаний в повседневной деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Рассматриваются приемы и способы установления контактов, психологические основы общения, проблемы добывания необходимой информации, оценки личности и воздействия на нее, психологические аспекты опроса интересующих лиц сотрудниками правоохранительных органов.

Для, слушателей, студентов, аспирантов и адъюнктов, преподавателей юридических и психологических вузов, особенно учебных заведений МВД, ФСБ, ФСНП и др., ведущих подготовку специалистов по оперативно-розыскной деятельности.

Автор: Чуфаровский Юрий Валентинович, доктор юридических наук, кандидат психологических наук, профессор, действительный член Международной академии информатизации. С 1967 года — сотрудник органов безопасности. Автор 15 книг и более 150 публикаций по различным вопросам психологии и юриспруденции.

 

УДК 159.9

ББК 67

 

© Чуфаровский Ю.В, 2001.

©«МЗ-Пресс», 2001.

ISBN 5-94073-020-5 © Воробьев А.В.,

ISBN 5-93883-010-9 оформление, 2001


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ...........................................................................................5

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................6

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ

И ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА......................................................................9

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.............................9

§1. Преступное поведение и его отражение в уголовном законе.......10

§2. Психологические основы человеческих действий..........................12

§3. Понятие правонарушения и анализ преступного поведения........14

§4. Психологическая структура преступного действия.....................17

§5. Психологическая характеристика

и анализ преступной деятельности........................................................24

§6. Психологические последствия совершенного преступления........28

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА

И ГРУППОВОГО ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ.............................................35

§1. Психология личности преступника.................................................35

§2. Психолого-правовая оценка организованных преступных формирований и их противоправной деятельности............................42

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ПСИХОЛОГИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ....................................5 1

ГЛАВА 3. ТАКТИКА И ПРИЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНТАКТОВ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ....................................53

§1. Сущность и назначение психологического контакта......................53

§2. Установление и развитие психологического контакта....................56

§3. Формирование интереса и активности у общающихся сторон.....64

§4. Доверие и доброжелательность — важнейшие условия установления контакта...........................................................................71

ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕНИЯ

В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ.............................................................76

§1. Общая характеристика общения

(сущность, функции, структура)..........................................................77

§2. Закономерности общения и взаимодействия людей

в оперативно-розыскной деятельности

правоохранительных органов.......................................................80

§3. Техника общения в оперативно-розыскной

деятельности правоохранительных органов...............................92

§4. Психологические основы ведения переговоров

в оперативно-розыскной деятельности

правоохранительных органов.......................................................96

ГЛАВА 5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ В ПОЛУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ...........................................................105

§1. Психологические основы получения

интересующей информации...................................................... 105

§2. Методика получения интересующей информации.......... 116

ГЛАВА 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ,

ИНТЕРЕСУЮЩЕГО ЛИЦА В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ..................................121

§1. Схема изучения конкретной личности

оперативным сотрудником......................................................... 121

§2. Методы оценки в оперативно-розыскной деятельности.. 125

§3. Особенности оценки личности в процессе общения

в оперативно-розыскной деятельности..................................... 142

§4. Оценка личности по внешним признакам

в оперативно-розыскной деятельности..................................... 146

ГЛАВА 7. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЛИЧНОСТЬ

В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ...........................................................1 57

§1. Общие положения психологического воздействия

на личность в оперативно-розыскной деятельности............... 157

§2. Система методов психологического воздействия

на личность в оперативно-розыскной деятельности............... 161

ГЛАВА 8. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ХАРАКТЕРИСТИК

НА ЛИЧНОСТЬ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ...........................................................178

§1. Значение черт личности для написания характеристик

в оперативно-розыскной деятельности..................................... 178

§2. Черты характера — важное звено в написании характеристик на личность в оперативно-розыскной деятельности............... 183

ГЛАВА 9. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПРОСА ИНТЕРЕСУЮЩИХ ЛИЦ СОТРУДНИКАМИ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...............185

§1. Общеправовые и этические вопросы проведения опроса... 185

§2. Психологические и тактические приемы опроса.............. 1{$

§3. Психологические и тактические приемы

опроса несовершеннолетних...................................................... 192

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................196

ЛИТЕРАТУРА..........................................................................................197

СНОСКИ................................................................................................202


 

Предисловие

Памяти Ладанова Ивана Дмитриевича

 

С момента выхода в свет настоящего учебного пособия прошло пять лет. В целом это издание выдержало испытание временем. За прошедшие годы учебное пособие широко использовалось во всех учебных заведениях правоохранительных органов нашей страны, а также в ряде стран СНГ.

При подготовке второго издания автором были учтены те значительные перемены, которые произошли в экономической жизни страны, а, также изменения в системе правоотношений и в деятельности оперативных сотрудников правоохранительных органов. В этой связи ряд разделов книги были переработаны, учебное пособие дополнено новыми актуальными материалами.

На основе практических материалов, подготовлены новые разделы: психология преступной деятельности, психологические основы подготовки характеристик на личность, психология общения, психологические аспекты опроса интересующих лиц сотрудниками правоохранительных органов.

Автор надеется, что о значительном вкладе в развитие психологии оперативно-розыскной деятельности доктора педагогических наук, профессора Ивана Дмитриевича Ладанова всегда будут помнить читатели этого учебного пособия.


 

Введение

В последние годы наметился устойчивый интерес к психологическим аспектам преступления и преступности. Это определяется с одной стороны, расширяющимся спектром научных исследований, а с другой — практическими потребностями правоохранительных органов, активно ведущих работу по дознанию, расследованию и судебному разбирательству уголовных дел и профилактике преступлений.

Практика показывает, что понять любое поведение, в том числе преступное, невозможно без подлинного знания психологии личности, психологических механизмов и мотивов, социально-психологических явлений и процессов. А такие знания ни в коем случае не могут быть получены только путем изучения научных работ и уголовных дел, при игнорировании «живого» преступника со всеми его нуждами и страстями, с его, часто сложным и неповторимым жизненным путем, подчас трагической судьбой, спецификой индивидуального облика.

Знание психических закономерностей, применение в процессе оперативно-розыскной деятельности определенных психологических методов облегчает труд оперативных сотрудников правоохранительных органов, помогает им регулировать и строить взаимоотношения с интересующими их людьми, глубже понимать мотивы поступков людей, познавать объективную действительность, правильно оценивать ее и использовать результаты познания в практической оперативно-розыскной и следственной деятельности.

Все больше осознается, что психология — не отвлеченная наука, посвященная решению сложных теоретических вопросов, а важное и необходимое звено в образовании всякого культурного специалиста (Библиографические ссылки к словам и выражениям, помеченным арабскими цифрами, смотрите на С. 201-206.), в том числе и сотрудника правоохранительного органа. Практически нет вида деятельности человека, где вмешательство психологической науки не привело бы к ее облегчению, упорядочению и положительному решению насущных вопросов.

Знание психологии исключительно важно для установления истины. Кроме того, знание психологии дает возможность контролировать собственные познавательные, волевые, эмоциональные процессы, изучать проверять и направлять эти процессы у других лиц, принимать правильные решения в оперативно-розыскной деятельности.

В деятельности сотрудников оперативных подразделений правоохранительных органов (Здесь и далее под «сотрудниками правоохранительных органов» понимаются оперативные работники этих органов, для краткости мы будем употреблять термины «сотрудник» и «оперативный сотрудник») главное — работа с людьми, в которую входит ряд достаточно взаимосвязанных аспектов: проблемы изучения и оценки людей, установления и развития контактов с ними, общения, оказания на них своего влияния и т. д. Поэтому приобретение психологических знаний становится необходимостью для сотрудников оперативных и следственных подразделений правоохранительных органов, и в частности в оперативно-розыскной деятельности и расследовании преступлений.

Постоянное общение с людьми, являющимися носителями отрицательных психических качеств, необходимость выяснять факты и обстоятельства, вызывающие отрицательные эмоции, — все это существенно затрудняет процесс познания и может привести к ошибкам.

Закономерности психологической науки облегчают разработку мер, устраняющих или существенно снижающих действие отрицательных условий познания, создание таких условий деятельности, которые будут гарантировать от ошибок при восприятии, оценке фактов со стороны оперативных сотрудников.

Для установления истины необходимо не только знать, какие изменения происходят в психике указанных лиц, но и уметь правильно воздействовать на них, с тем чтобы получить от них свидетельства, объективно отражающие события, воспринимавшиеся ими.

Для осуществления такого воздействия необходимы значительные психологические знания. Без этого нельзя определить способ воздействия, оценить его результаты, добиться изменения направленности психических процессов, состояния лиц, через которых устанавливается объективная истина и ход дальнейшего расследования уголовного дела.

Мы рассмотрим причины не совокупности всех преступлений, а отдельных преступлений и преступного поведения. При этом из всего причинного комплекса будут выделены лишь факторы, которые «находятся» в самой личности, а не во внешних обстоятельствах, как бы они важны ни были. Для практики борьбы с преступностью, особенно для индивидуальной профилактики и расследования преступлений, это чрезвычайно важно, поскольку основным объектом предупредительных усилий является человек. Это справедливо, поскольку причины всегда в личности, а внешние обстоятельства могут лишь играть роль условий, способствующих или препятствующих совершению преступлений либо нейтральных по отношению к ним.

Знания психологических особенностей правонарушителей и причин совершения ими правонарушений имеет большое значение для совершенствования оперативно-розыскной деятельности и расследования преступлений, а также повышения их эффективности в борьбе с преступностью.


 

Раздел первый. ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных