Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос 12.4. Национальные ограничения международной торговли




Торговые барьеры разнообразны. Наиболее широко используются пошлины, субсидии экспортерам и квоты. Все они являются формами протекционизма отдельным секторам экономики от зарубежной конкуренции. Например, на XIII конференции ЮНКТАД (United Nations Conference on Trade and Development) было подчеркнуто: «Некоторые продукты развивающихся стран имеют сравнительные преимущества, но все еще сталкиваются с высокими тарифами в некоторых развитых странах».[1]

Страны с развитой экономикой настаивают на свободе торговли от национальных ограничений, поскольку им выгодны незащищенные рынки развивающихся стран, на которых они имеют абсолютные преимущества. Наоборот, развивающиеся страны стремятся к тому, чтобы международная торговля способствовала развитию их экономик. Так, Джайант Дасгупта, посол Индии в ВТО, на XIII конференции ЮНКТАД сказал: либерализация торговли должны служить в качестве "инструмента развития" и не должны рассматриваться как самоцель. Либерализация торговли создает победителей и проигравших в краткосрочном периоде, а величина регулирования может быть неприемлемой для развивающихся стран со слабыми внутренними возможностями»[2].

Таким образом, торговые барьеры будут сохраняться до тех пор, пока различные страны не выровняют свое экономическое развитие до состояния примерно равной конкурентоспособности.

Рассмотрим преимущества и недостатки ограничений торговли. Для этого воспользуемся моделью торговли двух стран с разным уровнем развития экономик. Рис. 12.3 демонстрирует отраслевой рынок товаров для международной торговли в странах А и Б. Возможны следующие случаи.

Рис. 15.3. Торговые ограничения
Страна Б
S
D
Q 5
Q 6
P 2
Страна А
S
D
Q 1 Q 2 Q 3 Q 4
P 1 P 3 P 0
1. Между странами А и Б нет торговли. Товар будет продаваться по цене Р 1 в стране А и по цене Р 2 в стране Б.

2. Между странами действует режим свободной торговли. Производители страны Б экспортируют товары в страну А, получая преимущества от более высоких цен в ней. В стране А увеличивающееся предложение будет уменьшать цену продукции, а в стране Б уменьшающееся предложение будет цену увеличивать. В равновесии цена продукта станет равной в обеих странах (Р 0) и избыточное предложение (Q 6Q 5) в стране Ббудет экспортироваться по цене Р 0 в страну А, чтобы удовлетворить там избыточный спрос в размере (Q 4Q 1).

Это более эффективный выпуск продукции. Свободная торговля приводит к тому, что более высокие издержки в стране А вынуждают сократить производство, в то время как низкие издержки в стране В стимулируют расширение производства. Следовательно, издержки производства по суммарному выпуску в двух странах будут ниже. Однако сокращение производства в стране А вследствие импорта дешевой продукции вызывает критику правительства за его режим свободной торговли и требования защитить национального производителя.

3. Правительство страны А для защиты национального производства вводит на импортируемый продукт таможенную пошлину (тариф), т.е. налог на импорт, что увеличивает его цену в стране А до Р 3.

У этой политики есть как положительные, так и отрицательные стороны. Производители страны А получают выгоду от того, что могут продать больший объем продукции (Q 2) по более высокой цене. Но потребители в стране А при этом теряют от подорожания. Правительство же страны А получает доход в бюджет от таможенной пошлины. В целом введение тарифа приводит к повышению цен, снижению потребления, уменьшению импорта и увеличению внутреннего производства.

Производители страны Б понесут потери в силу того, что не смогут долго продавать продукцию в стране А в прежнем объеме (Q 4Q 1) и сократят свой экспорт до (Q 3Q 2). Они будут вынуждены продавать товар по более низкой цене в своей стране. Потребители в стране Б выиграют от снижения цен внутри страны.

Опасность политики таможенного барьера состоит в том, что другие страны в ответ также прибегнут к ней, что создаст препятствия для взаимовыгодной торговли. Величина пошлин не должна быть такой, чтобы она не устраняла конкуренцию, поэтому ежегодное снижение пошлин подтолкнет национальное производство к развитию.

4. Вместо повышения цен на импорт страна А может ограничить количество ввозимого товара, вводя квоты, и, соответственно, возникнет механизм лицензирования права экспорта товара. Целью введения квоты является защита местной промышленности и занятости. Эффект от квоты, введенной страной А на импорт из страны Б, тот же, что и от пошлин. Просто вместо роста цены, ведущего к ограничению количества покупаемого товара, ограничивается само это количество, ведущее к росту цены.

Если страна А ограничивает импорт объемом (Q 3Q 2) вместо (Q 4Q 1), то цена поднимется до Р 3, что поможет отечественным производителям (которые теперь могли бы продавать Q 2 единиц продукции по цене Р 3 вместо Q 1 по цене Р 0) и в то же время ухудшит положение внутренних потребителей.

Импортные ограничения, введенные страной А, повредили бы некоторым производителям в стране Б (не получившим лицензии на экспорт товаров в страну А). Отличие от случая с пошлиной заключается в том, что производители в стране Б, которые добились лицензии на импорт в страну А, будут извлекать прибыль «из воздуха», продавая товар в стране А по цене Р 3. Фирмы, не получившие лицензий, будут довольствоваться ценой ниже Р 0.

Правительство страны А не будет получать доходы от взимания пошлин. В известном смысле по сравнению с тарифами квоты вредят государству, вводящему их, и помогают части производителей другой страны.

Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) ведет к сокращению таможенных пошлин. Отрасли национального производства, ориентированные на внутренний рынок чувствуют усиление конкуренции со стороны зарубежных партнеров. Защитой может служить постепенное снижение курса рубля. Необходимо время для развития более эффективного производства, способного противостоять зарубежной конкуренции.

Отрасли, ориентированные на экспорт, такие как нефтяная, газовая, производство стали и цветных металлов, существенно выигрывают от вступления в ВТО. Именно им нужен свободный доступ к иностранным рынкам со снижением торговых барьеров. Поскольку именно они дают основную часть дохода государственного бюджета, их лобби встретило поддержку власти.

 

Краткие выводы

Специализация и свободная торговля приносят выгоду всем торгующим странам, (реальная зарплата растет), даже самым неэффективным из них.

Страна имеет абсолютные преимущества, если для производства того же количества продукта использует меньше ресурсов.

Страна, имеющая меньшие альтернативные издержки производства продукта, имеет по этому продукту сравнительные преимущества в международной торговле. Другими словами, сравнительные преимущества у страны, у которой ниже упущенные выгоды.

Страна с большей производительностью больше выигрывает от международной торговли.

Низкий курс рубля вызывает стимулы к отказу от продаж на внутреннем рынке страны. Подорожание рубля ведет к невыгодности экспорта и расширяет подешевевший импорт.

Национальные тарифные ограничения внешней торговли равноценны по последствиям введению квот, но различны по выгодам и потерям для участников процесса.

 

Вопросы и задания

К каким последствиям во внешней торговле России ведет падение курса рубля осенью 2014 г.?

На основе модели ограничений торговли покажите, к чему ведет ограничение на ввоз продовольствия в Россию в 2015-16 гг.

 


[1] http://unctad.org/en/Pages/PressRelease.aspx

[2] http://unctad.org/en/Pages/PressRelease.aspx






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных