Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Реформа государственного управления




Из всех преобразований Петра I центральное место занимает реформа государственного управления. Главная цель этого периода состояла в том, чтобы обеспечить решение важнейшей проблемы — победы в Северной войне. Уже в первые годы войны стало ясно, что старый государственный механизм управления, главными элементами которого были приказы и уезды, не обеспечивает нарастающие потребности самодержавия. Это проявилось в нехватке для армии и флота денег, провианта, различных припасов. Радикально решить эту проблему Петр надеялся с помощью областной реформы — создания новых административных образований — губерний, объединявших несколько уездов. В 1708 г. было образовано 8 губерний:

· Московская,

· Ингерманландская (Санкт-Петербургская),

· Киевская,

· Смоленская,

· Архангелогородская,

· Казанская,

· Азовская,

· Сибирская.

Основной целью этой реформы было обеспечить армию всем необходимым: устанавливалась прямая связь губерний с полками армий, которые распределялись по губерниям. Связь осуществлялась через специально созданный институт кригскомиссаров (военных комиссаров).

На местах была создана разветвленная иерархическая сеть бюрократических учреждений с большим штатом чиновников. Прежняя система “приказ — уезд” была удвоена:

“приказ (или коллегия) — губерния — провинция — уезд”.

 

В 1711 г. был создан Сенат. Самодержавие, значительно усилившееся во второй половине XVII в., уже не нуждалось в институтах представительства и самоуправления.

В начале XVIII в. фактически прекращаются заседания Боярской Думы, управление центральным и местным государственным аппаратом переходит к так называемой “Консилии министров.

Особенно важной была реформа Сената. Сенат:

· сосредоточивал судебные, административные и законосовещательные функции,

· ведал коллегиями и губерниями,

· назначал и утверждал чиновников.

· Неофициальным главой Сената, состоящего из первых сановников, был генерал-прокурор, наделенный особыми полномочиями и подчиненный только монарху.

 

В 1718 — 1721 гг. была преобразована система приказного управления страной. Было учреждено 10 коллегий, каждая из которых ведала строго определенной отраслью:

· Коллегия чужестранных дел — внешними сношениями,

· Военная — сухопутными вооруженными силами,

· Адмиралтейская — флотом,

· Камер-коллегия — сбором доходов,

· Штатс-контор коллегия — расходами государства,

· Коммерц-коллегия — торговлей.

Церковная реформа

 

Своеобразной коллегией стал Синод, или Духовная коллегия, учрежденный в 1721 г. Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра I ликвидировать немыслимую при самодержавии петровского времени “княжескую” систему церковной власти. Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Наблюдение за деятельностью Синода поручалось специальному государственному чиновнику — оберпрокурору.

Социальные реформы

Социальная политика носила продворянский и крепостнический характер. Указ 1714 г. о единонаследии устанавливал одинаковый порядок наследования недвижимых имений, без различия поместий и вотчин. Слияние двух форм феодального землевладения — вотчинного и поместного — завершило процесс консолидации класса феодалов в единый класс — сословие дворян и укрепило его господствующее положение.

 

Чтобы вынудить дворян думать о службе как о главном источнике благосостояния, ввели майорат.

Майорат — 1) законодательная норма, запрещающая раздел земельного надела между наследниками; 2) неделимое имение.

 

Новый принцип, отраженный в Табели о рангах 1722 г. усилил дворянство за счет притока выходцев из других сословий. Табель о рангах разделил военную, гражданскую и придворные службы. Все должности разделялись на 14 рангов. Чиновник, достигший восьмого класса (коллежский асессор) или офицер, получал потомственное дворянство.

Табель о рангах

Класс Чины гражданские (статские) Чины военные Чины придворные
I § Канцлер § Действительный тайный советник 1-го класса § Генерал-фельдмаршал § Генерал-адмирал Нет
II § Действительный тайный советник § Генерал-аншеф (1730—1796) § Генерал от инфантерии § Генерал от кавалерии § Адмирал § Обер-камергер § Обер-шталмейстер § Обер-егермейстер
III § Тайный советник(с 1724) § Генерал-лейтенант § Генерал-поручик (1741—1796) § Вице-адмирал § Гофмейстер § Обер-форшнейдер
IV § Тайный советник(по 1724) § Действительный статский советник § Генерал-майор § Генерал от фортификации(1741—1796) § Контр-адмирал  
V § Статский советник § Капитан-командор(1707—1732, 1751—1764, 1798—1827) § Церемониймейстер(с 1884)
VI § Коллежский советник § Военный советник § Полковник § Капитан 1-го ранга § Камергер (до 1737)
VII § Надворный советник § Подполковник § Капитан 2-го ранга Нет
VIII § Коллежский асессор § Майор (по 1884) § Капитан (с 1884) § Капитан 3-го ранга § Титулярный камергер
IX § Титулярный советник § Капитан (по 1884) § Ротмистр (по 1884) § Есаул (по 1884) § Штабс-капитан (с 1884) § Камер-юнкер
X § Коллежский секретарь § Капитан-поручик (до 1798) § Штабс-капитан (1797—1884) § Поручик (с 1884) § Сотник (с 1884) § Лейтенант (до 1885) § Мичман (с 1885) Нет
XI § Корабельный секретарь (по 1834) § Поручик (по 1884) Нет
XII § Губернский секретарь § Подпоручик (с 1884) § Корнет (с 1884) § Сотник (до 1884) § Мичман (1796—1885) § Камердинер   § Кондитер
XIII § Кабинетский регистратор § Провинциальный секретарь § Подпоручик(по 1884) § Корнет (по 1884) § Гардемарин(1860—1882)[3] Нет
XIV § Коллежский регистратор § Прапорщик (по 1884) § Хорунжий (по 1884) § Корнет § Мичман (1732—1796) Нет

 

I — II III — IV V VI — VIII IX — XIV
Ваше высокопревосходительство Ваше превосходительство Ваше высокородие Ваше высокоблагородие Ваше благородие

Городская реформа

Городское население в эпоху Петра I было очень невелико: около 3 % населения страны. Единственным крупным городом была Москва, которая до царствования Петра являлась столицей.

Социальная политика Петра Великого, касавшаяся городского населения, преследовала обеспечение уплаты подушной подати. Для этого население делилось на две категории:

· регулярных (промышленники, купцы, ремесленники цехов)

· нерегулярных граждан (всех остальных).

Отличие городского регулярного обывателя конца царствования Петра от нерегулярного заключалось в том, что регулярный гражданин участвовал в городском управлении путём избрания членов магистрата, был записан в гильдию и цех.

В 1722 году появились ремесленные цехи по западноевропейскому образцу. Основной целью их создания стало объединение разрозненных ремесленных мастеров для производства продукции, необходимой армии. Однако цеховая структура на Руси не прижилась. В период правления Петра изменилась система управления городами. Назначаемые царем воеводы были заменены выборными Городскими магистратами, подчинённые Главному магистрату.

Магистраты:

· обеспечивали сбор налогов

· выполняли судебные функции.

· эти меры означали развитие городского самоуправления.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных