Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Развитие промышленности. Возрастание роли государства в экономике в пореформенное время




К началу 80-х годов XIX в. в России завершился промышленный переворот. Место мануфактур постепенно занимали фабрики, ручной труд вытеснялся машинным. Паровые машины и механические станки заняли господствующее положение в горнодобывающей, металлообрабатывающей и текстильной промышленности.

 

Возрастание роли государства в экономике в пореформенное время. Особенностью развития промышленности в России в пореформенное время было усиление присутствия государства в экономике. В начале 1860-х гг. правительство наблюдало за развитием свободной конкуренции в экономике. Было разрешено создание акционерных обществ с частным капиталом, которым было позволено участвовать в важных государственных проектах. Но скоро стало ясно, что интересы частного капитала не всегда совпадают с интересами государства. Тогда правительство стало поддерживать государственные предприятия. Вскоре в экономике основным действующим лицом стали предприятия с государственным, а не частным капиталом. Большую роль в экономике России играл иностранный капитал. Иностранцев привлекали огромные ресурсы страны, только что вставшей на капиталистические рельсы. Первое место по капиталовложениям в экономику России занимала Франция, далее шли Великобритания, Германия и Бельгия. Иностранный капитал привлекали такие отрасли промышленности, как металлургическая, каменноугольная и машиностроение.
Мощный промышленный рост был результатом не многолетней эволюции буржуазных отношений, а политики руководства государства. Иными словами он был возможен благодаря подталкиванию "сверху", а не проистекал "снизу" из буржуазных отношений в самом обществе.
Рост крупной промышленности и ее размещение. В первые пореформенные десятилетия русская промышленность производила в основном предметы потребления, однако, начиная с 80-х годов XIX в. растет удельный вес средств производства. В первые пореформенные десятилетия промышленный облик страны определяла легкая промышленность, ведущую роль в которой играла текстильная, сосредоточенная главным образом в Московском, Петербургском и Прибалтийском промышленных регионах.
Другой важнейшей отраслью промышленности была горнодобывающая, которая в первые пореформенные десятилетия сосредоточивалась в основном на Урале.
В пореформенной России наряду с развитием традиционных отраслей промышленности возникали и новые - угольная, нефтедобывающая, химическая, машиностроение. Менялась промышленная география страны. К старым промышленным регионам - Московскому, Петербургскому, Прибалтийскому, Уралу - прибавились новые: Южный угольно-металлургический (Донбасс и Южная Украина), Бакинский нефтедобывающий. Возникли крупные промышленные центры - Баку, Харьков, Екатеринослав, Юзовка, Горловка, Нарва, Лодзь.

Значительные успехи были достигнуты в отечественном машиностроении. Крупными центрами транспортного машиностроения (паровозов, вагонов и пароходов) стали Сормово (близ Нижнего Новгорода), Луганск и Коломна; центрами сельскохозяйственного машиностроения - Харьков, Одесса, Бердянск, Александровск, Елисаветград.
Таким образом, к 90-м гг. XIX в. рост тяжелой промышленности (группа "А") обгонял рост легкой промышленности (группа "Б"), что было характерно для капиталистической промышленности всех стран.

Россия отличалась наиболее высоким уровнем концентрации рабочих на крупных предприятиях

Рост железнодорожной сети и парового водного транспорта. Громадную роль в индустриальном развитии пореформенной России играли рост механизированного транспорта и в первую очередь создание сети железных дорог. Наличие дорог стимулировало рост молодой российской промышленности, в то время как в западных странах железные дороги явились результатом и венцом уже функционировавших и отлаженных капиталистических отношений. Правительство разработало широкую программу железнодорожного строительства, предусматривавшую, прежде всего, соединение хлебопроизводящих районов страны судоходными реками и портами Черного и Балтийского морей. Преследовалась цель создать благоприятные условия для предпринимательского помещичьего хозяйства. Однако железные дороги призваны были выполнять и важную стратегическую функцию – быструю доставку войск из центра к западным границам.
К строительству железных дорог правительство привлекло частный капитал и предоставило ему значительные льготы

Таким образом, в начале 70-х годов центр России был связан с северными, поволжскими черноземными губерниями, с портами Черного и Балтийского морей, а Москва превратилась в крупнейший железнодорожный узел страны.

. В 1883-1888 гг. были построены Закавказская и Закаспийская железные дороги..
Существенно возрос и паровой водный транспорт. Если в 1860 г. В стране насчитывалось около 400 речных пароходов, подавляющее число которых приходилось на Волжский бассейн, то в 1895 г. Их было уже свыше 2,5 тыс Развивалось и морское судоходство. Численность морских пароходов за 60-90-е годы возросло в 10 раз – с 51 в 1868 г. До 552 в 1896 г.

Внутренний и внешний рынок. Для второй половины XIX в. Был характерен значительный рост внутреннего и внешнего рынка. Особенно быстро развивался хлебный рынок. При этом 60% продаваемого хлеба шло на внутренний и 40% - на внешний рынок. Быстро росла и торговля промышленными товарами, cпpoс на которые предъявляло не только возраставшее городское население, но и деревня, все более потреблявшая товары фабричного производства: ткани, орудия труда и утварь, кровельное железо, керосин и.т.п. Крупным потребителем товаров являлась и сама промышленность, нуждавшаяся в продукции ее добывающих отраслей – металле, угле, нефти, лесных материалах.

Россия также экспортировала лес, лен и продукцию животноводства.
В структуре ввоза в Россию значительное место занимали хлопок, металлы, машины, уголь и нефть, «колониальные товары» (чай, кофе и пр.), а также предметы роскоши.
Приоритетными торговыми партнерами России являлись Германия и Великобритания;

 

Прорыв российской промышленности на мировой рынок был весьма ощутимым. Экономика государства постепенно модернизировалась. Но, несмотря на это, Россия не могла догнать передовые капиталистические страны в столь короткий промежуток времени. Необходимо было значительное время для того, чтобы население почувствовало себя полноправными членами капиталистического общества. Кроме того, в экономике России значительную роль продолжало играть сельское хозяйство. Легкая промышленность по количеству производимых продуктов значительно опережала тяжелую промышленность. Такая неоднозначная ситуация вскоре отразилась на внутреннем развитии общества и способствовала нарастанию социально-политической напряженности в России.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных