ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Развитие промышленности. Возрастание роли государства в экономике в пореформенное времяК началу 80-х годов XIX в. в России завершился промышленный переворот. Место мануфактур постепенно занимали фабрики, ручной труд вытеснялся машинным. Паровые машины и механические станки заняли господствующее положение в горнодобывающей, металлообрабатывающей и текстильной промышленности.
Возрастание роли государства в экономике в пореформенное время. Особенностью развития промышленности в России в пореформенное время было усиление присутствия государства в экономике. В начале 1860-х гг. правительство наблюдало за развитием свободной конкуренции в экономике. Было разрешено создание акционерных обществ с частным капиталом, которым было позволено участвовать в важных государственных проектах. Но скоро стало ясно, что интересы частного капитала не всегда совпадают с интересами государства. Тогда правительство стало поддерживать государственные предприятия. Вскоре в экономике основным действующим лицом стали предприятия с государственным, а не частным капиталом. Большую роль в экономике России играл иностранный капитал. Иностранцев привлекали огромные ресурсы страны, только что вставшей на капиталистические рельсы. Первое место по капиталовложениям в экономику России занимала Франция, далее шли Великобритания, Германия и Бельгия. Иностранный капитал привлекали такие отрасли промышленности, как металлургическая, каменноугольная и машиностроение. Значительные успехи были достигнуты в отечественном машиностроении. Крупными центрами транспортного машиностроения (паровозов, вагонов и пароходов) стали Сормово (близ Нижнего Новгорода), Луганск и Коломна; центрами сельскохозяйственного машиностроения - Харьков, Одесса, Бердянск, Александровск, Елисаветград. Россия отличалась наиболее высоким уровнем концентрации рабочих на крупных предприятиях Рост железнодорожной сети и парового водного транспорта. Громадную роль в индустриальном развитии пореформенной России играли рост механизированного транспорта и в первую очередь создание сети железных дорог. Наличие дорог стимулировало рост молодой российской промышленности, в то время как в западных странах железные дороги явились результатом и венцом уже функционировавших и отлаженных капиталистических отношений. Правительство разработало широкую программу железнодорожного строительства, предусматривавшую, прежде всего, соединение хлебопроизводящих районов страны судоходными реками и портами Черного и Балтийского морей. Преследовалась цель создать благоприятные условия для предпринимательского помещичьего хозяйства. Однако железные дороги призваны были выполнять и важную стратегическую функцию – быструю доставку войск из центра к западным границам. Таким образом, в начале 70-х годов центр России был связан с северными, поволжскими черноземными губерниями, с портами Черного и Балтийского морей, а Москва превратилась в крупнейший железнодорожный узел страны. . В 1883-1888 гг. были построены Закавказская и Закаспийская железные дороги.. Внутренний и внешний рынок. Для второй половины XIX в. Был характерен значительный рост внутреннего и внешнего рынка. Особенно быстро развивался хлебный рынок. При этом 60% продаваемого хлеба шло на внутренний и 40% - на внешний рынок. Быстро росла и торговля промышленными товарами, cпpoс на которые предъявляло не только возраставшее городское население, но и деревня, все более потреблявшая товары фабричного производства: ткани, орудия труда и утварь, кровельное железо, керосин и.т.п. Крупным потребителем товаров являлась и сама промышленность, нуждавшаяся в продукции ее добывающих отраслей – металле, угле, нефти, лесных материалах. Россия также экспортировала лес, лен и продукцию животноводства.
Прорыв российской промышленности на мировой рынок был весьма ощутимым. Экономика государства постепенно модернизировалась. Но, несмотря на это, Россия не могла догнать передовые капиталистические страны в столь короткий промежуток времени. Необходимо было значительное время для того, чтобы население почувствовало себя полноправными членами капиталистического общества. Кроме того, в экономике России значительную роль продолжало играть сельское хозяйство. Легкая промышленность по количеству производимых продуктов значительно опережала тяжелую промышленность. Такая неоднозначная ситуация вскоре отразилась на внутреннем развитии общества и способствовала нарастанию социально-политической напряженности в России. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|