Вклад различных психологических теорий в современные исследования мышления.
В настоящее время современная наука уделяет достаточно много внимания вопросу развития мышления.
В развитии мыслительных операций у детей Пиаже выделял четыре стадии.
1) Стадия сенсомоторного интеллекта. Она охватывает период жизни ребенка от одного года до двух лет и характеризуется развитием способности воспринимать и познавать предметы реального мира, составляющие окружение ребенка
2) Стадия операционального мышления — относится к возрасту от двух до семи лет. Этот возраст характеризуется развитием речи, активизируется процесс интериоризацни внешних действий с предметами, формируются наглядные представления
3) Стадия конкретных операций с предметами. Эта стадия начинается в возрасте семи-восьми лет и длится до 11-12 лет. В этот период, по мнению Пиаже, умственные операции становятся обратимыми.
4) Стадия формальных операций. Она охватывает период от 11-12 до 14-15 лет. У ребенка формируются способности выполнять операции в уме с использованием логических рассуждений и абстрактных понятий
П. Я. Гальперин. В основу его теории было положено представление о генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями.
Гальперин считал, что развитие мышления на ранних этапах непосредственно связано с предметной деятельностью, с манипулированием предметами.
По мнению Гальперина, существуют четыре параметра, по которым преобразуется действие. К их числу относятся: уровень выполнения; мера обобщения; полнота фактически выполняемых операций; мера освоения.
Теория интеллектуально-когнитивного развития, предложенная Кларом и Уоллесом. Авторы данной теории предполагают, что ребенок с рождения обладает тремя качественно различными иерархически организованными типами продуктивных интеллектуальных систем. К их числу относятся: система обработки воспринимаемой информации и переключения внимания с одного ее вида на другой; система, ответственная за постановку целей и управление целенаправленными действиями; система, отвечающая за изменение существующих систем первого и второго типов и создание новых подобных систем.
В заключение следует отметить, что, несмотря на достигнутые успехи в изучении проблемы мышления человека, перед современными исследователями стоит целый ряд вопросов, на которые психологическая наука пока не может дать ответа. Проблема выявления закономерностей возникновения, формирования и развития мышления по-прежнему остается одной из наиболее актуальных в психологии.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|