ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Развитие и оценка творческих способностей. Проблема соотношения интеллекта и творческих способностей.Есть учебные и творческие способности. Учебные - определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков. Творческие - определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры и др. Творческие способности - это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависят от кругозора человека. Развитие возможно лишь тогда, когда люди в состоянии усвоить всю сумму знаний, накопленных предшествующими поколениями. Поэтому некоторые авторы считают, что учебные способности — это прежде всего общие способности, а творческие — специальные, определяющие успех творчества. (Творческие способности могут развиваться только в процессе правильно организованной творческой деятельности. 4 типа творческой деятельности: 1.продуцирование новых эмпирических фактов; 2.получение исходных принципов и понятий теоретических систем в процессе обобщения экспериментального материала; 3.дедуктивное выведение нового теоретического знания из известных науке утверждений; 4.образование новых научных положений, логически не следующих из функционирующего в обществе знания. Все эти типы творческой деятельности предполагают богатое творческое воображение, фантазию, обостренное интуитивное чутье, интеллектуальную смелость исследователя и др.) Имеется, по крайней мере, три точки зрения на соотношение креативности и интеллекта. 1. Отдельных творческих способностей не существует. Творческая активность личности определяется ее когнитивной одаренностью, мотивацией, ценностями, чувствительностью к проблемам, независимостью действий в ситуации выбора (Мослоу; Богоявленская). Д.Б. Богоявленская (1983), например, вводит понятие креативной активности, которая свойственна креативным типам личности. Их творчество является ситуативно не-стимулированной активностью, проявляющейся в стремлении личности преодолевать заданные рамки.
2. Творческие способности существуют самостоятельно и практически не зависят от интеллекта (Пономарев; Тог-гапсе.). Творческие способности, согласно сторонникам данной позиции, проявляются по достижении определенного уровня интеллекта (например, по Е.Торрансу, при IQ> 120). То есть, нет творцов с низким уровнем интеллекта, но есть интеллектуалы с низким уровнем творчества. 1ый в науке творчество и интеллект противопоставил Дж. Гилфорд. Он опирался на свою собственную теорию двух видов мышления: конвергентного и дивергентного. (Конвергентное мышление (сходящееся мышление), оно направлено на анализ всех имеющихся способов решения задачи, с тем, чтобы выбрать из них – единственно верный. Конвергентное мышление лежит в основе интеллекта. Дивергентное мышление – это мышление «идущее одновременно во многих направлениях», оно направлено на то, чтобы породить множество различных вариантов решения задачи. Дивергентное мышление лежит в основе творчества.)
В.Н. Дружинин - связывал существование Т. и И. с процессами переработки информации. Творчество отвечает за преобразование имеющейся у человека информации и порождение бесконечного множества новых моделей мира. Интеллект - за применение этой информации в реальной практике, и, в конечном счете, все за ту же адаптацию к окружающему миру. 3. Творческие способности адекватны интеллектуальным, т.е. чем выше креативность, тем выше интеллект, и наоборот. Отдельных творческих процессов без соответствующих им интеллектуальных процессов не существует (Р. Стенберг, Д.Векслер, Г. Айзенк, Л. Термен). Исследования под руководством B.C. Юркевич показали различие в динамике развития креативных и интеллектуальных качеств у учащихся начальных классов творчески ориентированной гимназии. Автор ввел понятия «наивной» и «культурной» креативности, обозначающие, соответственно: а) первичную «сырую» креативность, имеющуюся у большинства детей, но уходящую по мере увеличения их учебного опыта; б) зрелую способность к творчеству, развивающуюся за счет первично высоких интеллектуальных свойств ребенка. Для нас важен следующий отсюда вывод, что даже творчески ориентированная система обучения не всегда помогает вырастить «культурную» креативность из «наивной». А если это и происходит, то за счет первично развитых когнитивных качеств детей, а не за счет применяемой дидактической системы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|