Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Развитие и оценка творческих способностей. Проблема соотношения интеллекта и творческих способностей.




Есть учебные и творческие способности.

Учебные - определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков.

Творческие - определяют возмож­ность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духов­ной культуры и др. Творческие способности - это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависят от кругозора человека.

Развитие возможно лишь тогда, когда люди в состоянии усвоить всю сумму знаний, накопленных предше­ствующими поколениями. Поэтому некоторые авторы считают, что учебные спо­собности — это прежде всего общие способности, а творческие — специальные, определяющие успех творчества.

(Творческие способности могут развиваться только в процессе правильно организованной творческой деятельности. 4 типа творческой деятельности:

1.продуцирование новых эмпирических фактов;

2.получение исходных принципов и понятий теоретических систем в процессе обобщения экспериментального материала;

3.дедуктивное выведение нового теоретического знания из известных науке утверждений;

4.образование новых научных положений, логически не следующих из функционирующего в обществе знания.

Все эти типы творческой деятельности предполагают богатое творческое воображение, фантазию, обостренное интуитивное чутье, интеллектуальную смелость исследователя и др.)

Имеет­ся, по крайней мере, три точки зрения на соотношение креатив­ности и интеллекта.

1. Отдельных творческих способностей не существует. Твор­ческая активность личности определяется ее когнитивной одарен­ностью, мотивацией, ценностями, чувствительностью к пробле­мам, независимостью действий в ситуации выбора (Мослоу; Богоявленская). Д.Б. Богоявленская (1983), например, вводит понятие креативной активности, которая свойственна креативным типам личности. Их творчество является ситуативно не-стимулированной активностью, проявляющейся в стремлении личности преодолевать заданные рамки.

 

2. Творческие способности существуют самостоятельно и прак­тически не зависят от интеллекта (Пономарев; Тог-гапсе.). Творческие способности, согласно сторонни­кам данной позиции, проявляются по достижении определенного уровня интеллекта (например, по Е.Торрансу, при IQ> 120). То есть, нет творцов с низким уровнем интеллекта, но есть интеллек­туалы с низким уровнем творчества.

1ый в науке творчество и интеллект противопоставил Дж. Гилфорд. Он опирался на свою собственную теорию двух видов мышления: конвергентного и дивергентного.

(Конвергентное мышление (сходящееся мышление), оно направлено на анализ всех имеющихся способов решения задачи, с тем, чтобы выбрать из них – единственно верный. Конвергентное мышление лежит в основе интеллекта. Дивергентное мышление – это мышление «идущее одновременно во многих направлениях», оно направлено на то, чтобы породить множество различных вариантов решения задачи. Дивергентное мышление лежит в основе творчества.)

 

В.Н. Дружинин - связывал существование Т. и И. с процессами переработки информации. Творчество отвечает за преобразование имеющейся у человека информации и порождение бесконечного множества новых моделей мира. Интеллект - за применение этой информации в реальной практике, и, в конечном счете, все за ту же адаптацию к окружающему миру.

3. Творческие способности адекватны интеллектуальным, т.е. чем выше креативность, тем выше интеллект, и наоборот. От­дельных творческих процессов без соответствующих им интеллек­туальных процессов не существует (Р. Стенберг, Д.Векслер, Г. Айзенк, Л. Термен). Исследования под руководством B.C. Юркевич показали различие в динамике развития креативных и интеллектуальных качеств у учащихся на­чальных классов творчески ориентированной гимназии. Автор ввел понятия «наивной» и «культурной» креативности, обозначаю­щие, соответственно: а) первичную «сырую» креативность, имею­щуюся у большинства детей, но уходящую по мере увеличения их учебного опыта; б) зрелую способность к творчеству, развиваю­щуюся за счет первично высоких интеллектуальных свойств ребен­ка. Для нас важен следующий отсюда вывод, что даже творчески ориентированная система обучения не всегда помогает вырастить «культурную» креативность из «наивной». А если это и происхо­дит, то за счет первично развитых когнитивных качеств детей, а не за счет применяемой дидактической системы.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных