Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 3.2 Направленность личности




План:

1. Понятие направленности личности.

2. Основные формы направленности и их функции.

3. Социальные потребности.

 

Направленность - важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как социального и духовного существа, главные тенденции его поведения.

Направленность включает два тесно между собой связанных момента: а) предметного содержания, поскольку направленность — это всегда направленность на что-то, на какой-то более или менее определенный предмет, и б) напряжения, которое при этом возникает.

Направленность личности — ведущее психологическое свойство личности, в котором представлены система ее побуждений к жизни и деятельности.Направленность личности является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим.

В направленность включаются несколько связанных форм:

влечение — наиболее примитивная биологическая форма направленности;

желание — осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному;

стремление - возникает при включении в структуру желания волевого компонента;

интерес — познавательная форма направленности на предметы;

склонность — возникает при включении в интерес волевого компонента;

идеал — есть конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности;

мировоззрение — система этических, эстетических, философских, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;

убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам. А функция мотива состоит в том, чтобы придавать направленность производимой деятельности.

Как уже говорилось, личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром. Активность обеспечивает и приспособление к окружающей среде, и ее изменение, стимулирует участие личности в жизни.

По вопросу об источниках активности личности в психологии существовали различные точки зрения. Источником активности личности с точки зрения советской психологии являются потребности.

Потребность – внутреннее состояние нужды в чем-то, выражающее зависимость человека от конкретных условий существования.По своему происхождению потребности делятся на естественные и культурные.Потребности характеризуются следующими признаками:

Во-первых, любая потребность имеет свой предмет, т.е. она всегда есть осознание нужды в чем-то.

Во-вторых, всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется.

В-третьих, потребность обладает способностью воспроизводиться.

Различают следующие виды потребностей:

материальные – лежат в основе жизнедеятельности человека;

духовные – специфические человеческие образования, характеризующие уровень развития личности;

социальные – выражают общественную природу человека.

Исключительно важное значение в жизни человека играют такие социальные потребности, как потребность в общении и труде.Потребности выражаются в мотивах, т.е. в непосредственных побуждениях к деятельности. Так, потребность в пище может привести к внешне совершенно разным действиям по ее удовлетворению. Этим разным действиям и соответствуют разные мотивы.

Различают осознанные и неосознанные мотивы, характеристика которых приводится ниже.

Осознанные мотивы. Человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей. Характеризуются интересами, убеждениями, стремлениями.

Неосознанные мотивы. Человек не отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей. Характеризуются установками влечениями. Важное место в системе направленности личности принадлежит мировоззрению, убеждениям и идеалам личности.

Мировоззрение имеет такие характеристики, как научность, систематичность, логическая последовательность и доказательность, степень обобщенности и конкретности, связь с деятельностью и поведением.

Убеждения – важный осознанный мотив поведения, придающий всей деятельности личности особую значимость и ясную направленность. Убеждения характеризуются, во-первых, своей теснейшей связью с миром чувств. Это система устойчивых принципов.

Важным осознанным принципом является идеал. Идеал – это образ, которым руководствуется личность в настоящее время и который определяет план самовоспитания.

К неосознаваемым побуждениям относятся установки и влечения личности.

Установка – неосознанное состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающему миру.

Влечение – временное психическое состояние, выражающее неосознанную потребность субъекта. Со временем либо осознается и трансформируется в желание либо угасает.

Интересы – это эмоциональные проявления познавательных потребностей человека; они выражают побудительную силу значимых объектов деятельности. Интерес характеризуется определенной направленностью. Можно определить:

материальные,

общественно-политические,

профессиональные,

познавательные,

эстетические,

спортивные и др. интересы.

Интерес (по цели) носит непосредственный и опосредованный характер. Непосредственный – это интерес к самому процессу деятельности; опосредованный – это интерес к результатам деятельности.

Интересы (по широте) могут быть сконцентрированы в одной области, а также могут быть распределены между многими объектами.Устойчивость интересов выражается в длительности сохранения. Так, интересы характеризуются различной длительностью и сохранностью.

 

Контрольные вопросы:

1. Дать понятие направленности личности.

2. Укажите формы направленности.

3. Как вы знаете виды потребностей?

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных