![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 3.2 Направленность личностиПлан: 1. Понятие направленности личности. 2. Основные формы направленности и их функции. 3. Социальные потребности.
Направленность - важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как социального и духовного существа, главные тенденции его поведения. Направленность включает два тесно между собой связанных момента: а) предметного содержания, поскольку направленность — это всегда направленность на что-то, на какой-то более или менее определенный предмет, и б) напряжения, которое при этом возникает. Направленность личности — ведущее психологическое свойство личности, в котором представлены система ее побуждений к жизни и деятельности.Направленность личности является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим. В направленность включаются несколько связанных форм: влечение — наиболее примитивная биологическая форма направленности; желание — осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному; стремление - возникает при включении в структуру желания волевого компонента; интерес — познавательная форма направленности на предметы; склонность — возникает при включении в интерес волевого компонента; идеал — есть конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности; мировоззрение — система этических, эстетических, философских, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир; убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам. А функция мотива состоит в том, чтобы придавать направленность производимой деятельности. Как уже говорилось, личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром. Активность обеспечивает и приспособление к окружающей среде, и ее изменение, стимулирует участие личности в жизни. По вопросу об источниках активности личности в психологии существовали различные точки зрения. Источником активности личности с точки зрения советской психологии являются потребности. Потребность – внутреннее состояние нужды в чем-то, выражающее зависимость человека от конкретных условий существования.По своему происхождению потребности делятся на естественные и культурные.Потребности характеризуются следующими признаками: Во-первых, любая потребность имеет свой предмет, т.е. она всегда есть осознание нужды в чем-то. Во-вторых, всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется. В-третьих, потребность обладает способностью воспроизводиться. Различают следующие виды потребностей: материальные – лежат в основе жизнедеятельности человека; духовные – специфические человеческие образования, характеризующие уровень развития личности; социальные – выражают общественную природу человека. Исключительно важное значение в жизни человека играют такие социальные потребности, как потребность в общении и труде.Потребности выражаются в мотивах, т.е. в непосредственных побуждениях к деятельности. Так, потребность в пище может привести к внешне совершенно разным действиям по ее удовлетворению. Этим разным действиям и соответствуют разные мотивы. Различают осознанные и неосознанные мотивы, характеристика которых приводится ниже. Осознанные мотивы. Человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей. Характеризуются интересами, убеждениями, стремлениями. Неосознанные мотивы. Человек не отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей. Характеризуются установками влечениями. Важное место в системе направленности личности принадлежит мировоззрению, убеждениям и идеалам личности. Мировоззрение имеет такие характеристики, как научность, систематичность, логическая последовательность и доказательность, степень обобщенности и конкретности, связь с деятельностью и поведением. Убеждения – важный осознанный мотив поведения, придающий всей деятельности личности особую значимость и ясную направленность. Убеждения характеризуются, во-первых, своей теснейшей связью с миром чувств. Это система устойчивых принципов. Важным осознанным принципом является идеал. Идеал – это образ, которым руководствуется личность в настоящее время и который определяет план самовоспитания. К неосознаваемым побуждениям относятся установки и влечения личности. Установка – неосознанное состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающему миру. Влечение – временное психическое состояние, выражающее неосознанную потребность субъекта. Со временем либо осознается и трансформируется в желание либо угасает. Интересы – это эмоциональные проявления познавательных потребностей человека; они выражают побудительную силу значимых объектов деятельности. Интерес характеризуется определенной направленностью. Можно определить: материальные, общественно-политические, профессиональные, познавательные, эстетические, спортивные и др. интересы. Интерес (по цели) носит непосредственный и опосредованный характер. Непосредственный – это интерес к самому процессу деятельности; опосредованный – это интерес к результатам деятельности. Интересы (по широте) могут быть сконцентрированы в одной области, а также могут быть распределены между многими объектами.Устойчивость интересов выражается в длительности сохранения. Так, интересы характеризуются различной длительностью и сохранностью.
Контрольные вопросы: 1. Дать понятие направленности личности. 2. Укажите формы направленности. 3. Как вы знаете виды потребностей?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|