ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Будь здоров, школяр 3 страница- Шонгин, ты из дому письма получаешь? - спрашиваю я. Он смотрит на меня внимательно. - Получаю, а как же, - говорит он, достает кисет и предлагает мне закурить: - На-ка вот. Погрейся. Если до утра вот так простоим, можно простудиться окончательно. Какие у Шонгина глаза были! Ласковые, добрые. Вчера, когда мы концентрат гороховый варили, он мне и Коле в котелки насыпал по горсти пшена. Пшено разварилось - густо было. Сам ведь подошел: "Ну-ка, ребятки, добавочки я вам насыплю..." - Шонгин, дай закурить, - говорит Сашка. Шонгин топчется на месте: ноги греет. - И так хорош, - бубнит он. Когда темно, снега не видно. Словно теплей становится. Подходит командир взвода Карпов. У него всегда румяные щеки. Даже в сумерках это видно. Он смеется: - Что, вояки, замерзли? - Замерзнешь, - говорит Коля, - старшине-то тепло. Он о радиатор греется. Может, костер разведем, товарищ младший лейтенант, а? - Никаких костров, - говорит Карпов. Шонгин, как сторож, топчется по снегу и рукой постукивает по котелку. Подходит Гаврилов и говорит тихонько: - Ребята, впереди машины с крупой какой-то... И водители спят... - Ну и что? - спрашивает Шонгин. - А ничего, - говорит Гаврилов, - я к тому, что спят водители. - А неплохо бы нам по котелку крупы отсыпать, - говорит Сашка Золотарев. И он уходит в темноту, туда, к машинам, где спят водители. И все глядят ему вслед. И все молчат. Если это пшено, можно сварить кулеш. Если гречка - ее хорошо с молоком. Если перловка - с луком. Вытерплю я до утра или нет? Все промокло на мне. Все. Вдруг я заболею воспалением легких? Из дому писем нет. Где же ты, почта полевая? ШКОЛЯРЫ Я заряжаю автоматные диски. Заряжаю и молчу. - О чем грустишь, ежик? - спрашивает старшина. А мне трудно ему ответить. Что я отвечу? - Это я так, - говорю я, - дом вспомнил... Тебе-то хорошо, старшина. Ты яичницу ешь. А мы гороховый концентрат всухомятку жрем. Тебе-то хорошо, старшина. А мы которые сутки толком выспаться не можем... - Наши к Ростову подошли, - говорит старшина. ...У тебя вон какая физиономия жизнерадостная. А нас всё меньше и меньше. И этот песочек моздокский скрипит на зубах у меня и скрипит на душе. Дал бы ты мне, старшина, сапоги, что ли. Потрескалась картонная подметка на моих американских ботинках. Я ведь ноги в костер сую, когда холодно. А ботинки красивые, красные. А что от них осталось? - Ты бы, ежик, ботинки тавотом смазал, - говорит старшина, - смотри, они у тебя совсем никудышные. ...А какие ботинки носил я перед тем, как в армию ушел? Не помню. Или у меня были модные туфли шоколадного цвета и белый рант, как полоска прибоя? Или я об этом только мечтал? Наверное, носил я черные ботинки "скороходовские". А зимой калоши надевал. Да, да, калоши. На последнем комсомольском собрании я их в школе забыл. Забыл. Пришел домой без калош. А уж война была, и никто не заметил моей пропажи. Так и ушел я. А были у меня новые калоши. Глянцевые. А теперь не знаю, будут ли у меня такие? А когда было последнее комсомольское собрание, Женя сидела в углу. Она ничего не говорила, пока мы брали слово один за другим и клялись погибнуть за Родину. Потом она сказала: - Мне жаль вас, мальчики. Вы думаете, это так просто - воевать? Войне нужны молчаливые, хмурые солдаты. Воины. Не надо шуметь. Мне жаль вас. И ты... - она кивнула на меня, - ты ведь ничего не умеешь еще, кроме чтения книжек. А там - смерть, смерть... И она очень любит вот таких молоденьких, как вы. - А ты? - крикнул кто-то. - Я тоже пойду. Только я не буду кричать и распинаться. Зачем? Я просто пойду. - А мы тоже пойдем. Что ты нам нотации читаешь? - Нужно быть внутренне готовым... - Заткнись, Женька... - Иначе никакой пользы от вас не будет. - Заткнись!.. - Хватит, - сказал комсорг, - что это мы, как семиклассники, расшумелись? А когда я в воротах тебя поцеловал, да так, что ты охнула и сама меня обняла, это что же? Это, значит, я, кроме книжек, ничего не умею? - Завтра поедем минометы получать, - говорит старшина, - еще ночь понежишься, ежик. - Какие минометы? - спрашиваю я. - А ты не спи. Завтра пополнение придет. Будешь обучать сосунков? - А разве я смогу? - Что ж, тебе три года воевать, чтобы школярам наше дело объяснить? Наше дело? Мое дело? Это о минометах? Я буду обучать? - Буду, - говорю я. ...Школяры. Я ведь тоже был школяром. А теперь я не школяр, значит? А на том собрании я был школяром. И когда все зашумели, и я зашумел. Женя сказала: - Вы шумите, как школяры. А ведь там этого нельзя. Там нужна суровость. И она посмотрела на меня. Я тоже посмотрел на нее. Кто-то сказал, что, если девушка любит, она не выдерживает взгляда - краснеет и опускает глаза. Значит, она меня не любила. Не любила. - Пошли всем классом! - крикнул кто-то. - Пошли! - крикнули мне. - Заткнись, - сказали мне, - заткнись, трепло... Потом вошел директор школы, и комсорг сказал: - Ладно, продолжим повестку дня. А на повестке стоял один вопрос: учеба комсомольцев. - Когда с дисками кончишь, зайдешь в каптерку, - говорит старшина и уходит. ...А после собрания мы шли по набережной все вместе. И Женя шла с нами и только не смотрела на меня. Было темно. Настороженно. - А десятого нам не видать, ребята, - сказал кто-то. И тотчас завыла сирена. А я очутился с Женей. - Значит, мы - школяры? - спросил я. - Конечно, - сказала она миролюбиво. - Значит, из нас воины не получатся? - Конечно. - Чтобы быть воином, нужно быть широкоплечим, да? - Да, - засмеялась она. - И равнодушным, да? - Нет, - сказала она, - этого я не говорила. - Пойдем туда, - я указал в темный переулок. Мы шли по переулку. Было еще темнее. Еще настороженнее. И вдруг распахнулось окно. С треском. На третьем этаже. И оттуда посыпался смех. А потом поплыла музыка. Патефон играл старое довоенное танго. - Как будто ничего и не случилось, да? - Да, - сказал я. Окно захлопнулось. Музыка стихла. И снова завыла сирена. ...Я зарядил все диски и иду в каптерку. Это не каптерка, а обыкновенная изба, где старшина остановился. Старшина греет руки у печки. Наш комбат сидит за столом. Пишет. А комвзвода Карпов, розовощекий такой, бреется у окна. И сквозь белую мыльную пену видно, какие розовые у него щеки. А перед комбатом стоит руки по швам Сашка Золотарев. - Значит, воровал чужое пшено? - спрашивает комбат. - Воровал, - вздыхает Сашка. - Чужую кашу съел! Когда воровал, думал, что другой голодным останется?.. Думал?.. - Думал, товарищ лейтенант. - И что же? - Хотел сам наесться... - А ты знаешь, что за это?.. - Знаю, а как же... - тихо говорит Сашка. - Он всем раздал, - говорю я с порога. Комбат смотрит на меня пронзительно. Ударит? Хоть бы ударил. - Жулье, а не батарея! - говорит он. - Разболтались,- говорит Карпов.- Это у них Гринченко - образец... Все про любовь да про жратву разговоры... - Ладно, Карпов, брейся, - говорит комбат, - я же о другом. А мне хочется спросить Карпова, где он был, когда мы, необстрелянные, под совхозом № 3 первый бой принимали. Он тогда в училище по режиму питался... - Кругом! - кричит на меня комбат. Я иду к себе. Может быть, Женя и права? Может быть, я и в самом деле школяр? Скоро кончится зима. Скоро мы вернемся на передовую. Вот тогда посмотрим, какой я школяр... И опять я встречу Нину. "Привет, малявка, скажет она, - давно мы с тобой не виделись. Посидим покурим, а?" РАЗГОВОРЫ Мы стоим в разбитом населенном пункте уже четвертые сутки. Здесь был совхоз. Большой искромсанный ветряк, как печальная птица, смотрит сверху на нас. Здесь сошлись потрепанные батареи, обескровленные батальоны, поредевшие в наступлении полки. Здесь в бывших блиндажах возникли склады, и невыспавшиеся интенданты раздают, выдают, снабжают. Здесь проходят дороги на север. Туда ушло наступление. Оттуда все глуше доносится канона-да. А по этим дорогам торопятся на передовую новые части. В новом обмундировании. Как с иголочки. На новых машинах. И они разглядывают нас с любопытством и почтением, со страхом и завистью. Я уже давно не видел Нину. Я уже забываю ее лицо. Я уже забываю ее голос. Как быстро все на войне... Коля Гринченко начистился, отоспался. Снова весел. Сашка Золотарев через каждые два часа варит себе что-нибудь в котелке в добавление к общей еде. И спит. Глазки у него совсем маленькие. Щеки еще пунцовее. Теперь и не поймешь, у кого пунцовее - у него или у Карпова. А младший лейтенант Карпов ходит победителем в своем овчинном полушубке, в лихо сдвинутой шапке, с прутиком в руке. Он этим прутиком похлестывает себя по голенищам, как теленок, хвостом отгоняющий мух. Голос у него стал звонче. И почему-то мы с ним чаще сталкиваемся. - Ему делать-то нечего, - говорит Коля Гринченко, - вот он и суется куда ни попало. - Командир, - говорит Шонгин. - На передовой-то его и не слышно было, - говорит Сашка, - скоро воспитывать начнет. - Командир, - говорит Шонгин. - Как же без этого? - Он скоро до нас доберется, - говорю я, - вон он как на Колю все поглядывает. - Он меня не любит, - говорит Коля, - вот комбат, тот любит. А этот нет. - Комбат - это, конечно, другое дело, - говорит Шонгин, - этот с веточкой ходить не будет. - Он умный, наш комбат, - говорит Сашка Золотарев. Подходит младший лейтенант Карпов. Он бьет по голенищам веточкой. Он говорит Коле: - Ты что, Гринченко, пряжку морскую носишь? Мы ведь артиллерия. - Так точно. Артиллерия,- говорит Коля и улыбается. - И поэтому сними пряжку и спрячь ее на память. - Есть снять пряжку, - козыряет Коля и улыбается. - Я ведь серьезно говорю, - говорит Карпов сдержанно-сдержанно, здесь на фронте эти фокусы ни к чему. - Так точно, - говорит Коля и улыбается. Карпов оглядывает нас. Мы не улыбаемся. Сашка смотрит в сторону. Шонгин стоит смирно, руки по швам. А я хочу встать смирно, а не могу. То левая нога согнется, то правая. - Снять и доложить, - говорит Карпов. И ударяет веточкой по голенищу. И уходит. Коля торопливо снимает пряжку с ремня. Красивую пряжку с якорями. - Так я же не противился, - говорит он, - что это его? - Командир он, - говорит Шонгин, - а ты молокосос. А ну-ка тебя так... Коля уходит, размахивает ремнем. - Нарвется, - говорит Сашка Золотарев. Непонятно, о ком это он: о Карпове или о Коле. Мы уходим тоже. В свою избу. В ней тепло. Коля сидит на лавке. Меняет пряжку. - Уйду к разведчикам. Лихие ребята, - говорит он. Мы сидим и молчим. Сидеть надоело, молчать - тоже, говорить - тоже. Пополнения нету. - Отправили бы куда-нибудь подальше, все равно без дела сидим, говорит Сашка. - Поехали бы мы в городишко... В увольнительную ходили бы. В парке, наверное, оркестр играет. Скоро яблони цвести начнут... - Тебе бы Карпов дал бы там, - говорит Коля. - Яблони и без тебя зацветут, - говорит Шонгин, - а оркестров сейчас нету. Ни к чему они вроде... Вот когда я на фронт уходил, тогда оркестр играл. - Это был последний оркестр, - говорю я, - потом всем дали пулеметы. Все пулеметчиками стали. - Э-э, болтать-то, - говорит Шонгин. - Да, да. Теперь оркестры не играют. Теперь только тогда, когда город какой-нибудь освобождается. ...А когда я уходил, оркестр не играл. Была осень. Шел дождь. И мы с Сережкой Гореловым стояли на трамвайной остановке. И на нас были вещевые мешки. А в кармане лежал пакет из военкомата. И в нем - наши направления в отдельный минометный дивизион. - Сами доедете, - сказал нам начальник второй части, - не маленькие. Мы и поехали. Никто нас не провожал. И Женя не пришла. Мы ехали по вечерней Москве и молчали. А на Казанском вокзале было страшно тесно. И мы сели на пол. И это нам нравилось. Сережка курил и все время сплевывал на пол. Мы с ним играли в солдат, и нам нравилась игра. А я все время поглядывал по сторонам: может быть, увижу Женю. Нет, оркестры не играли нам на прощание. Только на возвышении стоял рояль, и к нему подсел какой-то хмельной морячок и заиграл старинный вальс. И все замолчали и стали слушать. И я слушал, а сам все время поглядывал по сторонам: не идет ли Женя. Это был какой-то незнакомый вальс, но чувствовалось, что он старинный. Даже дети, которые плакали, вдруг перестали плакать. А морячок раскачивался на стуле, и длинный чуб его свисал и касался клавиш. - Вот мы с тобой и солдаты,- шепотом сказал мне Сережка. Морячок играл старинный вальс. Женщины, дети, старики, солдаты, офицеры... И я был счастлив, что сижу на полу вокзала, что рядом - мой вещмешок, что я солдат, что завтра, может быть, дадут мне оружие. И я был счастлив, что я с ними, что хмельной морячок играет на рояле. И мне очень хотелось, чтобы Женя появилась здесь и увидела нас в этом мире, к которому мы причастились, который так непохож на наши дома, на нашу вчерашнюю жизнь... А морячок играл старинный вальс. В зале было душно. Но никто не шумел. Все слушали музыку. Они и раньше слушали музыку. И наверное, получше этой. Но эта была особенная. И потому все молчали. А вальс все звучал и звучал. И офицер с красной повязкой, и два солдата комендантского патруля тоже слушали. Офицер - хмуро, солдаты удивленно. - Вот мы с тобой и солдаты, - сказал Сережа. А морячок продолжал играть. И длинный чуб его полоскался по клавишам. Потом он вдруг опустил руки. Они соскользнули вниз и повисли. А голова ткнулась в клавиши, и рояль издал странный грустный звук. Все молчали. И тогда к морячку подошел офицер с красной повязкой на рукаве, и козырнул, и что-то сказал. Вдруг все, кто был ближе, закричали на офицера. - Что же это, братишки... - сказал морячок, - а если мою мамашу фрицы сожгли? - Сидит здесь в тылу, - сказал Сережа, - пошел бы туда, знал бы, как с повязкой ходить... - И чего он привязался? - сказала какая-то женщина. И тогда я побежал туда и крикнул офицеру: - Ты, штабная крыса, нечего к людям приставать! Офицер не слышал меня. А один из патрульных солдат сказал мне устало: - Иди-ка, парнишка, домой. ...Фронтовые сумерки лезут в окна. Света мы не зажигаем. - Когда я в кавалерии служил, - говорит Шонгин, - мы, бывало, с марша придем, коней накормим и давай кулеш варить. - А старшина сегодня опять сахару недодал, - говорит Коля. - Стала мне теперь жена по ночам сниться, - говорит Сашка Золотарев, не видать нам, ребята, увольнительных. - Когда я учился в восьмом классе,- говорю я,- у нас учитель по математике был очень смешной. Только отвернется, а мы подсказываем, а он за это двойку, да все не тому... ДОРОГА Мы отправляемся на базу армии за минометами. Мы - это младший лейтенант Карпов, старшина, Сашка Золотарев и я. Карпов забирается к водителю в кабину, мы трое устраиваемся в кузове старенькой нашей полуторки. И машина идет. Надоело это глупое сидение в населенном пункте. Лучше ехать. И все надоело. Мы улыбаемся с Сашкой и подмигиваем друг другу. Старшина устроился возле самой кабины на мягком сиденье из пустых американских мешков. К кабине прислонился, руки сложил на животе, ноги короткие вытянул и прикрыл глаза. - Едем, ежики, - говорит он, - смотрите не вывалитесь, пока я вздремну. Едем. Может быть, Нину где-нибудь встречу. "Газик" идет легко, потому что подморозило. Он торопится с холма на холм. А впереди - тоже холмы. А за ними - другие. Нам ехать-то всего сорок километров. Это такой пустяк. Посмотрю, как там в глубоком тылу поживают. Дорога не пуста. Машины, машины... Танки идут. Пехота идет. Все - к передовой. - А под Москвой сибиряки немцев причесали, - говорит Сашка. - Если бы не они, кто знает, как вышло бы. - Сибиряки все одного роста, - говорю я, - метр восемьдесят. Специально подобраны. - Дурачки, - говорит старшина, не открывая глаз,- при чем мамины калоши? Техника под Москвой все решила, техника... А какой смысл спорить? Пусть себе говорят. Я знаю хорошо, что там было. Мне очевидцы рассказывали. И когда шли сибиряки, немцы катились на запад без остановки. Я знаю. Потому что сибиряки стояли насмерть. Они все охотники, медвежатники. Они с детства смерти в глаза смотрят. Они привыкли. А мы? Вот на нас танки пойдут, ведь мы глаза закроем. И не потому, что мы трусы. Просто мы не привыкли... Смогу я на танк выйти? Нет, не смогу. С минометами это проще. Тут передовая далеко. Стреляй себе, постреливай, позицию меняй. А лицом к лицу... Хорошо, что мы не пехота. Вдруг наша полуторка останавливается. Впереди дорога пуста. Только далеко-далеко какой-то одинокий маленький солдатик стоит и смотрит в нашу сторону. Старшина спит. Мы с Сашкой соскакиваем на дорогу. Младший лейтенант Карпов спит в кабине. Нижняя губа у него отвисла, как у старика. Водитель поднял капот. А солдатик бежит к нам. Маленький солдатик. Меньше и не придумаешь. Он бежит к нам и размахивает руками. - Гляди, гляди, - говорит Сашка. - Сибиряк бежит. Я смеюсь. Очень уж маленький этот солдатик. Вот он подбегает к нам, и я вижу, что это девочка. Она в шинели. Аккуратно затянута ремнем. И на плечах - погоны старшины. А лицо маленькое, и нос на нем как крохотный бугорок. - Подвезите, ребята. Целый час торчу. Все машины - к фронту, а обратно ни одной. А мне вот так надо, - говорит она и проводит рукой по горлу. Я помогаю ей взобраться в кузов. Мы с Сашкой отдаем ей свои плащ-палатки, и она садится на них. - Вы откуда, мальчики? Мы киваем в сторону передовой. - А пятнадцатая уже шла? Мы переглядываемся с Сашкой и пожимаем плечами. Наш "газик" наконец трогается. Старшина спит. Он даже всхрапывает. - Это потрясающе! - говорит наша попутчица и смеется. - Храпит, как на печи. - Он поспать любит, - говорит Сашка. Когда она смеется, губы у нее уголками загибаются кверху. Как у клоуна. Старшина! А я солдат. А куда она такая маленькая, тоненькая, совсем девочка? Что случилось: всех подняло, понесло, перепутало?.. Ползают школьники по окопам, умирают от ран, безрукими, безногими домой возвращаются... Девочка-старшина... Что случилось? - Сорок "юнкерсов" позавчера на базу налетели, - говорит она, - это потрясающе! Мы с ног сбились. - А что бы на передовой ты делала? - спрашивает Сашка. - Там ведь и похуже бывает. - Плакала бы, наверно, - говорит она и смеется. ...Что случилось?.. Плакала бы, конечно. Я ведь тоже почти плакал. Перед войной я смотрел кинокартину. Там все бойцы были как бойцы: взрослые, опытные, они знали что к чему. А я не знаю, Сашка не знает, и эта девочка не знает... А старшина спит, и Карпов настоящий командир, хоть и хмурый... - Меня зовут Маша, - говорит она. - Я старшина медицинской службы. Я в классе всех мальчишек била. - А ты похвастаться любишь, да, старшина? - говорит Сашка. Старшина просыпается. Он долго смотрит на Машу. - Ты еще откуда взялась? - спрашивает он. - А можно не тыкать? - спокойно говорит Маша. У старшины шапка ползет на затылок: - Да как ты со мной разговариваешь? - Это потрясающе, до чего безграмотный мужчина, - обращается она к нам. Мне хочется смеяться. Старшина долго разглядывает Машу, потом замечает нашивки на ее погонах. - Я вас спрашиваю, товарищ старшина, откуда вы? Машина снова останавливается. Водитель снова поднимает капот. Из кабины выходит Карпов. - Как там дела? - спрашивает он у нас. - Ваши солдаты замерзли тут, пока вы спали, - говорит Маша. - Ого! - говорит Карпов. - Какой приятный пассажир. А вы-то не замерзли? И он приглашает ее в кабину. Она легко выпархивает из кузова. Машет нам рукой приветственно. Как, должно быть, в кабине тепло!.. От мотора воздух жаркий, сидеть мягко. Вся дорога - как на ладони. Карпов лезет за ней. - Нет, нет, - говорит она, - может быть, мне вернуться, товарищ младший лейтенант? - Сидите уж, - холодно говорит Карпов. Он забирается в кузов. - Что это ты, Золотарев, ноги растопырил? - говорит он. - Сидеть по-человечески не умеешь, что ли? ...Едем. Уже темнеет. Если через полчаса не будет базы, замерзну к черту. Сашка весь замотался, только нос виден. Красный толстый нос. - Человеку кровать нужна, а не кузов, - бубнит он, - и теплая печка, и еда повкусней, и любовь... - А работать кто будет, ежик? - спрашивает старшина. Когда вернусь домой, буду хорошо учиться. Спать буду ложиться в десять часов вечера. Зимой надену меховую шубу, чтобы никакой черт меня не взял... Мы останавливаем какую-то машину. Спрашиваем. Оказывается, до базы еще около восьмидесяти километров. - Как же так? - удивляется Карпов. - Ведь сказали, сорок. - Другой дорогой надо было ехать, - отвечают с машины. - Проспал дорогу, черт, - шипит Сашка. Выходит из кабины Маша. - За первым поворотом отсюда - совхоз № 7, - говорит она. - Правда? - Я неправды не говорю, к вашему сведению. ...Мало домов осталось целыми в этом совхозе. Мало. Но когда сводит пальцы, и губы закоченели, и ноги как деревянные - какая разница, сколько домов? Есть дома, и в них пускают, и в них тепло, и можно попить кипяточку. Карпов выбирает дом побольше и поцелей и приглашает туда Машу: - Тут вам будет удобнее. - И обращается к нам: - А вы, друзья, вон в тот, окно светится. - Я пока у машины побуду, - говорит водитель, - после смените меня. Я смогу выдержать еще одну минуту. Мы с Сашкой бежим к дому. Нам открывает девочка. Она в платке. В валенках. - Кто пришел? - спрашивают из комнаты. - Это наши, мама, - говорит девочка. Девочку зовут Вика. Ее мама тоже в платке и в шали. Она похожа на мою маму. Очень. Она приглашает нас в комнату. Мы сбрасываем шинели. - Не найдется ли у вас кипяточку? - спрашиваю я замерзшими губами. Мы вываливаем на стол дубленые свои сухари. - Больше, хозяюшка, ничего не имеем, - говорит Сашка, - рады бы. - Ничего, ничего, - говорит она, - сейчас я вас покормлю. - А Карпов-то к Маше полез, - говорит Сашка, - и старшину взял на побегушках быть. Мы сидим за столом. Вика тоже сидит и смотрит на нас большими глазами. А ее мама ставит на стол сковороду. А на сковороде дымится пирог. Черт знает что! Как она похожа на мою маму... - Здесь госпиталь останавливался, - говорит она, - подарили мне бутылочку спирту. Выпейте, мальчики, погрейтесь. У нее большие синяки под глазами. Мы не отказываемся от спирта. Я выпиваю свою рюмку и чувствую, что задыхаюсь. Сижу с открытым ртом. Она смеется: - Нужно было выдохнуть воздух перед глотком. Я совсем забыла предупредить вас. Заедайте пирогом. Я ем пирог. Как она все-таки похожа на мою маму. У меня кружится голова. Кружится у меня голова. - Это из ваших сухарей сделала, - говорит она. - Еще тяпнем? - спрашивает Сашка. - Тяпнем, - говорю я. Она наливает нам спирту. - Надо бы и вам, хозяюшка, - говорит Сашка. Она улыбается и качает головой. А у меня голова кружится, кружится. - Маме нельзя, - говорит Вика. - Немножечко, - просит Сашка. - Маме нельзя, - говорю я, - чего привязался? Она гладит меня по голове и подкладывает мне пирог. Кружится моя голова. Жарко стало. Сашка отодвинулся куда-то далеко. И Вика отодвинулась. И мама... "Это чтобы мне не так жарко было... - Вы здешняя? - спрашивает Сашка. - Мы из Ленинграда, - говорит Вика. - Как приятно, - говорю я, - а я из Москвы. Какое совпадение... Какая встреча... Где-то у черта на куличках... Я очень рад, очень рад... Если поедете в Ленинград через Москву, позвоните, пожалуйста, ко мне домой... Сашка ест пирог. Пока он ест, я немного посплю. Положу голову на стол и посплю. - Погоди, - говорит Сашка, - я тебя доведу. Он кладет меня на расстеленную шинель. - Я устал что-то, - говорю я. - Спи, мальчик, спи, - говорит мама. Она стоит надо мной. - Мама, - говорю я, - я жив-здоров. Скоро вернусь... С победой... ...Утром в комнате тишина. На Сашкином месте спит водитель. В доме никого нет. Надеваю шинель. Бегу к машине. Вокруг нее ходит с автоматом на груди Сашка. - А я? - спрашиваю я.- Что же ты меня-то не разбудил? - А ты спал - не добудишься, - говорит Сашка, - ты зашиб вчера. Тебя разморило. - А ты так и ходишь? Один? - А я выспался, - говорит Сашка. - Ну, походи немного, я погреюсь схожу. Я - подлец и мерзавец. Вот я бы на его месте так, наверное, будил бы, пока не разбудил. Я бы больше своей нормы и не ходил бы, наверное. Я скотина. Проучить меня нужно. Я - предатель. Хоть бы кто-нибудь полез сейчас в машину, я его перерезал бы очередью. Из дому выходит старшина: - Ну как, ежик, все в порядке? Я ничего не отвечаю. А ему и не нужно это. Он забирается в кузов, зевает во весь рот: - Иди зови ребят. Ехать надо. -...Погодите немного, - говорит нам мама Вики, - сейчас пирог из картофеля готов будет. - Спасибо, нам пора, - говорю я. - Вы пирог за наше здоровье съешьте с дочкой, - говорит Сашка. Мы идем к машине. Маша сидит в кузове. Она улыбается нам. - Выяснили точно. Еще тридцать километров до базы, - говорит водитель. - Это потрясающе! - говорит Маша. - Все сели? - высовывается из кабины Карпов. И вдруг я вижу: бежит от дома через дорогу Вика. Она протягивает сверток. Я на ходу успеваю взять его. - Это пирог! - кричит она. - До свиданья! Мы долго машем ей руками. - Как спалось? - спрашивает Сашка у Маши. - Мы с хозяйкой - отлично, - смеется она, - а вот товарищ младший лейтенант не спал, кажется. - Они спали, - говорит старшина. - Ну, значит, вы не спали, - смеется Маша, - кто-то три раза за ночь будил нас, в дверь стучал: "Маша, мне надо с вами поговорить!" - Я не стучал, - говорит старшина. НИНА Карпов выходит из штаба дивизии. Мы смотрим на него. - Пополнение уже ушло к нам, - говорит он. - Мы разминулись. Ждать не стали. - Вот и хорошо,- говорит старшина,- забот меньше. - Будем американский бронетранспортер получать, - говорит Карпов, тоже штучка ничего себе. Берите, старшина, сапоги на складе, грузите полуторку и отправляйтесь. Мы в бронетранспортере. Сапоги! Вот они когда. Настоящие сапоги. Вот теперь-то только и начнется по-настоящему. Сапоги... А то ведь, как обозник, в обмотках хожу. Даже стыдно. Автомат и обмотки. Ну уж теперь повоюем! Карпов уходит по всяким отделам. - В сапоги можно навертеть тряпок до черта, - говорит Сашка, - никакой мороз не прошибет. - И не промокнут, - говорю я. - Хорошо, - говорит Сашка, - тавотом подмазал и гуляй. - И ложку можно за голенище заткнуть, - говорю я. - Обуваться-то - одно удовольствие, - говорит Сашка, - потянул, и готово. - Надо за ушки тянуть, - говорю я. - Конечно, за ушки, - говорит Сашка. Он уходит знакомых поискать. Земляков. А я тоже похожу. Посмотрю, как тут люди живут. Идет война. Идет она себе без передышки. Делает свои дела. Ни на кого не смотрит. Идет война. Ржавеет мой автомат. Ни разу я не выстрелил из него. - Ты откуда взялся, господи?! - слышу я за спиной. Это Нина! Она в гимнастерке. Пустой котелок в ее руке. Это же Нина... - В гости приехал? - Тебя искал, - говорю я, - с тех пор все ищу. Она смеется. Она рада. Я вижу. - Ах ты, мой дорогой... Вот дружок настоящий. Не забыл, значит? Ей холодно стоять. Мороз ведь и ветер. - Пойдем-ка поедим. Поговорим, что да как, да? Она тянет меня за руку. Я иду за ней. Иду за ней. Мы сидим с ней в штабной столовой. В бараке. Никого нет. - Все уже обедали, - говорит она, - это я опоздала. Сейчас выпросим у Феди порцию. - Федя, - говорит она в окошечко повару, - дай, Федя, супу. Ко мне дружок с передовой приехал... И Федя наливает полную миску супу для меня. А Нина отламывает кусок хлеба от своего. - С миру по нитке?.. - спрашивает в окошечко черный усатый Федя. - Здесь тепло, - говорю я. - Ну как там у вас? - спрашивает она. - Коля как поживает? - Нина, - говорю я, - а ведь я и в самом деле тебя искал. Думал-думал о тебе... Что же ты молчала? - А мы сейчас поедим с тобой, а потом покурим, да? - Что же ты молчала? - Не пошла бы я обедать, наверное, и не встретились бы. - Вот теперь я вижу, какие у тебя глаза. Зеленые. А то вспоминаю, а вспомнить не могу. Какие они? Какие? А тут понял наконец. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|