Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теория провалов рынка




 

Причины фиаско рынка как регулятора экономики

1. рыночная власть монополий;

2. внешние эффекты, проявляющиеся в производстве и потреблении, в том числе и для третьих лиц (т.е., лиц, не участвующих в сделке) даже при наличии большинства условий совершенной конкуренции;

3. необходимость производства общественных благ (армия) и общественно значимых частных благ (образование). Спрос не определен. Потребление общедоступно, что ведет к финансированию из госбюджета;

4. неполнота информации (информационная асимметрия) – отсутствие у участников рыночных отношений полной и объективной информации, что ведет к выгодности предложения подделок и дешевых суррогатов и фиаско качественной продукции (негативному отбору).

5. социальное неравенство, требующее перераспределения дохода в пользу бедных. Рынок не выравнивает доходы.

 

1. Рыночная власть

Она ищет пути превращения в рост дохода. Вот некоторые проявления власти, нарушающие эффективность рыночного механизма:

I. Фиксация цен (ценовой сговор). Является нарушением антимонопольного законодательства.

II. Слияние фирм, нарушающее конкуренцию: горизонтальное и вертикальное (холдинги).

III. Ценовая дискриминация позволяет фирме изъять потребительский излишек. В качестве меры противодействия используется запрет на продажу товара разным покупателям по разным ценам, если нет разницы в издержках. За исключением социальной сферы, где скидки неимущим поощряются.

IV. Связанные и исключительные контракты. Продажа товара при условии обязательной покупки других товаров или у данного продавца. Например, советская торговля дефицитного товара с довеском, или сейчас гарантийное обслуживание только у фирмы-продавца автомобиля.

V. Переплетающийся директорат («личная уния»). Например, в США, согласно поправке к закону Клейтона, одному человеку запрещается быть членом Совета директоров двух конкурирующих компаний, если их капиталы превышают $1 млн.

VI. Монополизация значительной доли рынка. В США, например, доля одной компании не должна превышать 60% объёма продаж в отрасли. В России при доле рынка 45% пантимонопольной службой присваивается статус монополиста, при 35% рынка: ДХС – доминирующий хозяйствующий субъект.

2. Внешние эффекты

Внешний эффект – это проявление несовершенства рынка, возникающее, когда лица, даже не имеющие отношения к обмену, получают определённые выгоды или несут определенные издержки, связанные с этими действиями.

Один из способов решения данной проблемы – введение корректирующего потоварного налога (налога Пигу).

Решение основывается на том, что сторона, причиняющая вред, и сторона, страдающая от него, не способны к взаимной выгоде договориться между собой. Поэтому неизбежным становится государственное вмешательство.

Издержки третьих лиц, например жителей, во дворе у которых строят еще один дом.

Пусть Счаст - это издержки на выпуск продукции предприятия. Они не учитывают ущерб, причиненный третьим лицам, т.е. издержки перелива Сext.

Общественные издержки Соб больше частных издержек на величину издержек третьих лиц.

Соб = Счаст + Сext.

Как уменьшить издержки третьих лиц? Варианты решения:

I. Превратить Сext в часть внутренних издержек фирмы Счаст, с помощью штрафов и запретов, увеличивающих затраты на производство, что снизит продажи и уменьшит производство вредной для третьих лиц продукции или вредного техпроцесса производства.

II. Налог в размере Сext, по сути дающий право на продолжение производства с обременением внешними издержками. Плати дополнительный налог и загрязняй, а государство на деньги налога будет устранять последствия загрязнения и снижать издержки третьих лиц.

III. Плата производителю за отказ от производства и связанного с ним загрязнения, за счет средств третьих лиц, несущих издержки. Они откупаются от загрязнителя, если их плата будет меньше их ущерба.

IV. Субсидия третьим лицам, компенсирующая их издержки Сext за счет производителя – например, покупки у них прав на загрязнение, на строительство дома у них во дворе.

V. Оплата Сext за счет общества из государственного бюджета.

Препятствия к введению налога на загрязнение следующие:

На практике очень трудно вычленить внешний эффект Сext и тем более его измерить, чтобы определить размер ставки корректирующего налога (или субсидии).

При наличии нескольких внешних эффектов трудно их разделить. А это необходимо, чтобы назначить налог или субсидию за каждый вид эффекта.

Работают неодинаковые фирмы в неодинаковых условиях. Единая ставка корректирующего налога (или субсидии) создаст неравные условия налогового бремени для них.

Хотя соблазн использовать государственный механизм для достижения равновесия велик, его реальные возможности далеко не безграничны.

 

3. Общественные блага и коллективные действия

Проблема внешних эффектов переходит в проблему производства коллективных и общественных благ.

Коллективные блага – товары и услуги, используемые совместно (коллективные антенны, общее имущество многоквартирного дома).

Такие блага в большинстве случаев невозможно продавать на рынке обычным способом. И цены на них не могут служить точной оценкой их пользы.

Трудно выявить предпочтения потребителей коллективных благ, т.к., следуя принципу рациональности, потребители склонны публично занижать свой реальный спрос, рассчитывая воспользоваться этими благами за счет их оплаты другими при минимальных личных затратах.

Общественные блага

– это блага и услуги, предоставляемые обычно государством группам граждан или всем. Спрос на общественные блага завышен, а готовность платить не определена (например, на содержание армии). Общественные блага оплачиваются потребителями за счёт общего налогообложения, а не покупаются отдельными потребителями на рынке.

Чистые общественные блага, в отличии от частных, обладают двумя свойствами:

1. Несоперничество: они могут потребляться только совместно. Потребление таких благ каким-то одним человеком не снижает его доступности для других. Благосостояние ни одного из потребителей не уменьшится, если появится ещё один человек, потребляющий данный объём общественного блага.

2. Неисключаемость из потребления. Характер использования таких благ не позволяет исключить из числа потребителей тех людей, которые не могут (или не хотят) за него заплатить непосредственно производителю. Покупка (или производство) общественного блага (например, башенных часов) кем-то одним сделала бы его доступным для потребления любого другого лица.

Квазиобщественные блага

Квазиобщественные (псевдообщественные) блага и услуги предоставляются государством и выглядят как общественные (театры, стадионы, музеи, здравоохранение, образование), вместе с тем, для данных благ нет неисключаемости не плативших, что позволяет индивидуализировать потребление подобных благ и ввести определенную плату (или ее аналог).

Создание общественного блага предполагает согласованные коллективные действия, которые могут выражаться либо в прямом участии в производстве данного блага, либо в совместном финансировании его производства.

Добровольное участие в коллективных действиях не обеспечивается автоматически. Если общественное благо будет создано, то пользу от него получат не только участники производства и финансирования. В этой связи возникает проблема безбилетника. Ее существование обусловлено неисключаемостью общественных благ.

"Трагедия общности "

Суть ее заключается в отсутствии взаимного признания исключительных прав. Представим себе зону отдыха. Ни у одного из туристов в отдельности нет стимула для поддержания чистоты. В результате зона отдыха покрывается мусором.

Индивидуальные рациональные действия, направленные на удовлетворение собственных интересов каждого из потенциальных партнеров, способны приводить к сотрудничеству в сфере производства общественных благ. Для этого участие в производстве общественного блага поощряется получением исключительного доступа человека к каким-либо частным благам, наградам, либо неучастие в общем деле влечет за собой потерю частных благ (Концепция селективных (избирательных) стимулов М. Олсона).

Основой добровольного участия в коллективных действиях может выступать также взаимное доверие (позитивные взаимные ожидания). Оно может формироваться на основе опыта и обычая, как составляющих культуры народа.

 

4. Информационная асимметрия. Модель Акерлофа

Информационная асимметрия возникает в тех случаях, когда все участники процесса купли/продажи и/или распределения имеют различную информацию о продукте. Классическим примером информационной асимметрии является покупка сувениров туристами, незнакомыми со страной и со степенью редкости покупаемых сувениров, и поэтому с ценами.

 

 

Джордж Акерлоф

Джордж Акерлоф в своей работе «Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм» (1970) привел три типичных ситуации:

¾ ситуация информационной симметрии при полноте информации,

¾ ситуация информационной симметрии при неполноте информации

¾ ситуацию информационной асимметрии

Он наглядно показал, что если при первых двух ситуациях объем рынка и удовлетворенность покупателей не меняется, то при третьей – объем рынка снижается, идет отрицательный (в смысле качества) отбор на рынке - вытеснение качественных товаров и возникают потери покупателя и производителя качественных товаров.

Механизмы преодоления информационной асимметрии включают государственный контроль, общественный контроль, объединение в отраслевые саморегулируемые союзы производителей, не допускающие продажи некачественных продуктов, государственные выставки обеспечивающие поддержку брендов качественных товаров, служащие для покупателя ориентиром, если конечно обеспечен объективный подход выставочной комиссии в определении победителей.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных