Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Государство в рыночной экономике, основные направления политики государства




Противники вмешательства государства в экономику - классики либеральной мысли. («Дорога к рабству» Людвига фон Хайека). Аргументы в пользу ограничения вмешательства государства:

1. Государственное регулирование несовместимо с основополагающими признаками рынка – конкуренцией, индивидуализмом частных интересов.

2. Государство искажает стимулы участников рынка.

3. Государство, в силу невысокого качества государственных институтов, коррупции, выделяя приоритетные направления и поддерживая их, нарушает конкурентный баланс.

Поддержка интеллектуальной собственности, научно-исследовательских работ, поддержка институтов рынка и регулирование экономики в форс-мажорных обстоятельствах – вот чем должно быть ограничено государственное вмешательство.

Однако реальное положение дел в экономике говорит о продолжающемся наступлении государства, об его активной роли, что наглядно показывает современные приоритеты государственного регулирования (в противоположность предупреждениям Хайека).

6.2.1. Смешанная экономика

Смешанной обычно называют экономику, состоящую из двух секторов: частного и государственного.

Последние сто лет доля государственной собственности в экономике неуклонно росла, росло и вмешательство государства в экономику. Это вмешательство требовало финансирования, что вело к росту налогового бремени.

Различия между частным и государственным секторами

Эти сектора, имеющие разную природу.

  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЧАСТНЫЙ СЕКТОР
Цели Интересы общества, политически определенные и осуществляемые, насколько возможно, из экономической целесообразности Интересы индивида, субъективно определенные и осуществляемые ради прибыльной мотивации
Средства Принудительно полученные доходы. Общественный кредит Собственный и заемный капитал.
Риск Налогоплательщика Индивидуума
Санкции В демократическом обществе потеря голосов избирателей для правящей партии. Потеря доходов, ухудшение конкурентоспособности на рынке, банкротство

 

Можно определить две причины существования государственного сектора экономики:

1. несостоятельность (фиаско) рынка.

2. необходимость проведения активной экономической политики.

Невозможность решить эти и некоторые другие проблемы чисто рыночными методами объясняет необходимость вмешательства в экономические процессы государства.

Некоторые функции государства для компенсации фиаско рынка:

1. защита конкуренции и антимонопольное законодательство в целях ограничения рыночной власти;

2. перераспределительная политика государства в целях защиты неимущих и создания для них социальной перспективы;

3. финансирование общественных благ (армии, полиции, общественных учреждений и услуг)

4. компенсация отрицательных внешних эффектов (экологические загрязнения).

5. противодействие информационной асимметрии и поддержка качественной продукции на рынках.

 

Некоторые функции государства для проведения активной экономической политики:

1. рынок требует формального определения и юридической защиты правил ведения хозяйственных операций, адекватных отношений частной собственности;

2. антициклическое регулирование с целью сглаживания динамики развития: поддержки в кризис и торможения при интенсивном росте. Практика рынка такова, что существовать без кризисов он не может;

3. Стратегическое планирование. Будучи эффективным регулятором в краткосрочном плане, рынок хуже справляется с вопросами распределения ресурсов, в силу важности стратегического развития национальной экономики;

4. Социальная и имущественная дифференциация людей требует перераспределения дохода и создания равных возможностей через систему государственного распределения.

Четыре модели государственного регулирования экономики

Американская (англо-саксонская) модель. Основана на использовании высоких технологий, высокой производительности труда, мотивации к достижению личного богатства. Роль государства значительна, хотя чисто государственной собственности мало.

Японская (восточно-азиатская) модель. Централизированное регулирование социально-экономического развития страны со стороны государства на основе использования самых разнообразных механизмов и методов (в том числе и неформальных), активное использование ограничений и национальных особенностей.

Европейская модель. Возникла в результате сращивания т.н. «континентальной» и немецкой моделей и основывается на концепции «социального рыночного хозяйства» Л. Эрхарда, (принцип совмещения экономической эффективности и социальной солидарности). Включает в себя множество неформальных институтов и активное государственное регулирование.

Шведская (скандинавская) модель. Основа – «шведская модель социализма» Гуннара Мюрдаля при доминирующей роли государства и стремлении к минимальной дифференциация общества.

 

Литература к семинару

Акерлоф:

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных