ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Соотношение конституционной и иных видов ответственностиПри ответе на вопрос, прежде всего, необходимо проанализировать различные подходы о соотношении конституционной и политической ответственности. Ряд авторов полагает, что конституционная ответственность является разновидностью политической ответственности[63], либо подчеркивают ее политический характер[64], другие считают, что конституционно-правовая ответственность объединяет в себе политическую, моральную и юридическую ответственность[65]. Для признания того или иного мнения следует провести основные различия между конституционной и политической ответственностью. Принципиальное отличие конституционной ответственности от иных видов ответственности (уголовной, гражданской, административной и др.), прежде всего, - в ее содержании. Конституционная ответственность - это ответственность за ненадлежащее осуществление публичной власти. Так, если уголовное наказание заключается в лишениях личного или имущественного характера, гражданско-правовые санкции представляют собой, как правило, имущественные взыскания, то правовые последствия реализации конституционно-правовой ответственности имеют иной характер. Конституционные санкции не имеют аналогов среди санкций иных видов юридической ответственности. Характерными чертами конституционно-правовой ответственности, выделяющими ее среди иных видов ответственности, является отсутствие единого правового акта, в котором закреплялись бы основания ответственности, санкции, применяемые за то или иное правонарушение. Не кодифицирован, а в ряде случаев не урегулирован порядок привлечения к конституционной ответственности, отсутствует срок давности привлечения к ответственности, не существует, чаще всего, процедуры обжалования применения конституционно-правовых санкций, отмены неправосудных решений. В завершении темы следует отметить, что институт конституционно-правовой ответственности в российском законодательстве не сформирован в достаточной мере. Здесь много пробелов и проблем, среди которых основной является проблема отсутствия детальной процедуры применения конституционной ответственности. Студенты должны высказать свое мнение по этому вопросу.
Контрольные вопросы и задания 1. Чем конституционная ответственность отличается от политической и моральной ответственности? 2. Можно ли к конституционной ответственности привлечь: а) многонациональный народ Российской Федерации; б) Российскую Федерацию? Какие мнения по этому вопросу существуют в научной литературе? 3. Возможно ли применение меры конституционной ответственности к субъекту за его правомерное поведение? 4. Что такое конституционный деликт? Дайте характеристику состава конституционного нарушения. 5. Какие меры конституционной ответственности можно применить к высшему должностному лицу субъекта РФ в том случае, если он издал правовой акт, противоречащий Конституции РФ и федеральным законам? 6. Избирательное законодательство России предусматривает такую меру конституционно-правовой ответственности, как признание выборов недействительными. Кто в этом случае выступает субъектом конституционной ответственности? Назовите другие меры конституционной ответственности, предусмотренные избирательным законодательством России. 7. Возможно ли закрепление санкций конституционной ответственности в муниципальных нормативных правовых актах? Мотивируйте свой ответ ссылками на конкретные правовые нормы. 8. Может ли быть основанием конституционной ответственности бездействие субъекта? 9. Может ли быть субъектом конституционно-правовой ответственности Конституционный Суд РФ? 10. Каково соотношение конституционно-правовой ответственности с иными видами юридической ответственности? 11. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 24 марта 2009 г. «По делу о проверке конституционности положений п. 8 ст. 5, п. 6 ст. 6 Закона РФ «О статусе судей в РФ» и п. 1 ст. 23 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в РФ» в связи с жалобой гражданина В.Н. Рагозина» указано на конституционную ответственность государства за формирование судейского корпуса. Кто может привлечь государство к такого рода ответственности, и какие меры (санкции) при этом могут быть применены? В чем может выражаться ненадлежащая деятельность государства по формированию судейского корпуса? Тесты и задачи 1. Ответственность по конституционному праву несут: а) граждане; б) государство; в) общество; г) общественные объединения; д) акционерные общества; е) муниципальные служащие; ж) субъекты РФ; з) Президент РФ; и) Правительство РФ. 2. Виды ответственности по конституционному праву: а) денежные штрафы за несвоевременную уплату налогов в госбюджет; б) привлечение к ответственности граждан-туристов за нарушение ст. 58, так как они развели костер в лесу, причинивший пожар, нанес большой ущерб; в) увольнение Президентом Правительства в отставку; г) привлечение к суду министра, за нанесение побоев Петрову; д) отрешение от должности Президента; е) привлечение к суду министра, нарушившего закон при исполнении служебных обязанностей, в результате – финансовый ущерб государству. 3. Ответственность за нарушение норм конституции: а) политическая; б) уголовная; в) гражданско-правовая; г) административная; д) дисциплинарная. Какая из них имеет непосредственный, а какая - опосредованный характер? 3. Приостановить деятельность общественного объединения вправе: а) Правительство РФ; б) МВД РФ или его территориальный орган; в) федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган либо Генеральный прокурор РФ или подчиненный ему прокурор; г) Федеральная служба безопасности РФ или ее региональное управление. 4. Избирательная комиссия муниципального образования может быть расформирована судом в случае: а) нарушения избирательных прав граждан, повлекшего признание недействительными итогов голосования либо результатов выборов; б) нарушения условий и порядка ее формирования; в) неэффективного обеспечения реализации и защиты избирательных прав; г) ненадлежащей подготовкой и проведения муниципальных выборов. 5. Законодательный орган субъекта РФ вправе выразить недоверие высшему должностному лицу субъекта РФ в случае: а) отказа высшего должностного лица субъекта учитывать мнение законодательного органа субъекта РФ при формировании высшего исполнительного органа субъекта РФ; б) ненадлежащего исполнения высшим должностным лицом субъекта РФ своих обязанностей; в) злоупотребления высшим должностным лицом субъекта РФ своими правами, если такие злоупотребления установлены соответствующим судом; г) проведения высшим должностным лицом субъекта РФ неэффективной социальной и экономической политики повлекшего снижение уровня жизни и реальных доходов населения соответствующего субъекта РФ.
Литература 1. Авакьян С.А. Государственно-правовая ответственность // Советское государство и право. - 1975. - № 10. 2. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности: Обзор науч. конф. // Государство и право. - 2002. - № 2. 3. Барциц И.Н. Федеративная ответственность: Понятие и виды // Журнал российского права. - 1999. - № 12. 4. Безруков А.В., Кондрашев А.А. Совершенствование законодательного регулирования института конституционно-правовой ответственности субъектов РФ // Государство и право. - 2004. - № 8. 5. Боброва Н.А., Зражевская Т.Д. Ответственность в системе гарантий конституционных норм. - Воронеж, 1985. 6. Виноградов В.А. Конституционная ответственность: Вопросы теории и правовое регулирование. - М., 2000. 7. Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. - M., 2009. 8. Игнатенко В.В. Правонарушения и юридическая ответственность в избирательном процессе: Учебное пособие. - Иркутск, 2003. 9. Кокотов А.Н. Конституционно-правовое принуждение // Российский юридический журнал. - 2003. - № 1. 10. Колосова Н.М. Конституционная ответственность в РФ: Ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства РФ. - М., 2000. 11. Крусс В.И. Конституционное правопользование и юридическая ответственность // Государство и право. - 2007. - № 6. 12. Лучин В.О. Конституционные деликты // Государство и право. - 2000. - № 1. 13. Лучин В.О. Конституция РФ: Проблемы реализации. - М., 2002. 14. Матейкович М.С. Проблемы конституционно-правовой ответственности субъектов избирательного процесса в РФ // Государство и право. - 2001. - № 10. 15. Некрасов С.И. Конституционно-правовая ответственность субъектов внутрифедеративных отношений в РФ: Специфика состава конституционного деликта, применяемых санкций // Государство и право. - 2005. - № 8. 16. Овсепян Ж.И. Юридическая ответственность и государственное принуждение. - Ростов н/Д, 2005. 17. Пряхина Т.М. Конституционные конфликты // Государство и право. - 2004. - № 11. 18. Савин В.Н. Ответственность государственной власти перед обществом // Государство и право. - 2000. - № 12. 19. Шон Д.Т. Конституционная ответственность // Государство и право. - 1995. - № 7. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|