Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Репортаж как жанр журналистики




Термин «репортаж»[1] происходит от фр. «reportage» (англ. «report»), а французское слово – от общего латинского корня («reporto» – передавать), что означает «сообщать». Возник термин в середине XIX века. Изначально к жанру репортажа относили материалы о ходе судебных заседаний, о парламентских дебатах, различных заседаниях и собраниях и, как правило, использовали для оглашения решений на политических заседаниях. М. П. Ким в своей книге «Репортаж: технология жанра» пишет, что «по своей форме первоначальные репортажи больше походили на современные отчеты, в них преимущественно отражались основные моменты собрания и их итоги»[2].

Так же считает и другой известный теоретик журналистики А. А. Тертычный:

«Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов, различных собраний и т. п. Позднее такого рода «репортажи» стали называть «отчетами». А «репортажами» начали именовать публикации несколько иного плана, а именно те, которые по своему содержанию, форме похожи на современные российские очерки. Так, выдающиеся западные репортеры Джон Рид, Эгон Эрвин Киш, Эрнест Хемингуэй, Юлиус Фучик и др. были, в нашем понимании, скорее очеркистами, нежели репортерами. И сейчас, когда европейский журналист говорит что-то о репортаже, он имеет в виду то, что мы называем очерком. Как раз западные очерки, с точки зрения их «имени», и являются генетическими предшественниками и ближайшими «родственниками» нынешнего российского репортажа»[3].

Изначально традиции, касающиеся содержания репортажа, были непоколебимыми: текст должен был отражать мир по большей части географически, содержать описание различных способов и форм общественного устройства при помощи тщательного изображения нравов и обычаев, а также рассказывать о характерных особенностях местности. Однако через определенное время репортаж стал одним из средств социальной борьбы.

Формирование жанровых особенностей репортажа происходило постепенно, и сам репортаж как жанр выделился не сразу.

Существует ряд исследований, рассматривающих жанр репортажа, и предлагаются различные определения данного термина: репортаж – материал с места событий или репортаж – жанр журналистики, спецификой которого является оперативность. Кроме того, для этого жанра характерно следующее: беспристрастное (без оценок) освещение событий, приведение достоверных источников, новизна и подразумевается, что репортёр является очевидцем или участником описываемого.

Если говорить об историческом становлении репортажа в России, то следует отметить, что основание для создания теории современного репортажа дали такие публицисты, как В. А. Гиляровский, М. Е. Кольцов, Л. М. Рейнснер.

Особое внимание мы бы хотели уделить особому творческому методу М. Е. Кольцова. Умение перевоплощаться в таксиста, учителя, сотрудника загса способствовали тому, что его выступления становились не только яркими и уникальными, но и актуальными в показе правды жизни. И в то тяжелое время для России читатели имели возможность узнавать самые актуальные новости. На протяжении 30-х годов Кольцов посвящает большое количество статей обличению фашизма, его человеконенавистнической сущности. Полтора года, с августа 1936 г., он проработал в качестве корреспондента «Правды» на фронтах республиканской Испании. Из его репортажей и заметок была составлена книга «Испанский дневник». В республиканской армии Кольцов являлся политинспектором по интербригадам в звании бригадного комиссара, совмещая таким образом журналистскую и политическую деятельность. Благодаря этому читатель видел изнутри все тонкости и сложности работы.

Современная российская периодическая печать, развивается очень быстрыми темпами и продвинулась далеко вперёд. Все это стало возможным благодаря глобальной сети Интернет. За последние пять лет ведущие разработчики онлайн-телевидения предоставили множество новых проектов для осуществления репортажа с места событий. При помощи этого технологического новшества у журналистов в настоящее время есть возможность передавать самую актуальную информацию из любых точек нашей планеты.

Основной целью репортажа является передача сообщения о событии, свидетелем или участником которого стал журналист. И чем быстрее появится сюжет на просторах интернатах, тем быстрее читатель испытает «эффект присутствия[4]».

Эффект присутствия – создание при помощи выразительных средств журналистики зримой картины, благодаря которой зритель (слушатель, читатель) имеет возможность почувствовать себя присутствующим на месте события. Но для того, чтобы читатель почувствовал эффект присутствия, репортер при создании репортажа должен учитывать основные каноны создания репортажа. Также важной деталью является «эффект соучастия», где задача репортера – сделать так, чтобы читатель испытал эмоции по отношению к происходящему, и для этого он как можно детальнее показывает эмоциональное состояние героев репортажа.

Благодаря использованию деталей удается нарисовать картину действительности, воспроизвести событие во всей его наглядности. Зачастую при создании репортажа журналист показывает не только основной сюжет, но и, как правило, саму жизнь героя, рассказывает о его детстве, школе, все это помогает читателю лучше понять героя программы.

На российском телевидении и в печатных СМИ ежедневно появляется огромное количество разных репортажей, для того, чтобы выделяться из этого количества, репортеру необходимо иметь собственное авторское «я».

Наиболее ярко оно выражается в репортажах, где журналист не просто зритель, а участник события. Для такого рода репортажа вполне уместно описание его личных чувств, размышлений, поскольку это делает материал более убедительным. Но также очень важно не позволить личным переживаниям заслонить реальность события, чтобы читатель смог сам сделать выводы о данном происшествии.

На данный момент в современной периодической печати и на телевидении, журналист предпочитает не напоминать о себе, для того чтобы не навязывать свою точку зрения. При выборе такого пути создания репортажа важно учитывать все детали, для того чтобы убедить читателя в реальности и достоверности сюжета.

Как было сказано выше, репортер не всегда может находится на месте события, но несмотря на это репортаж также может получиться удачным. Например, Г. Н. Бочаров, главный репортер «Литературной газеты», утверждал[5], что журналист может написать хороший репортаж, даже не побывав на месте произошедшего, а воссоздав его. Для этого ему потребуется использовать все методы получения информации, и это будет сделать гораздо сложнее. Часто репортаж может быть написан со слов очевидца, но, как правило, в этом случае, он уже не является объективным отражением действительности.

Для того, чтобы журналисту в репортаже показать живую картину жизни, он нередко употребляет элементы интервью, отчета, личных наблюдений – вводит в текст небольшие диалоги, описание персонажей, их «микропортреты», авторские мысли, обобщения. Размер репортажа напрямую зависит от значимости события. Вымысел противопоказан репортажу точно так же, как и другим жанрам. Так как репортаж – это прежде всего рассказ о новом, еще не известном факте, он требует от репортера широкого кругозора, способности увидеть незаметные для непрофессионалов оттенки и перспективы, а также знать особенности и возможности жанра.

Репортаж включает в себя не только информацию или оценочное суждение, он позволяет читателю увидеть происходящее изнутри и сделать свой собственный выбор. Из-за обилия образности, живописности, эмоциональности и объективности эти аспекты сближают его с художественно-публицистическими жанрами.

Теоретики журналистики по-разному классифицируют репортаж как жанр периодической печати.

Г. В. Лазутина, С. С. Распопова в своей книге «Жанры журналистского творчества» говорят о том, что для отечественных СМИ на современном этапе их развития характерны шесть видов журналистского творчества – шесть жанровых групп[6]: новостная журналистика, нацеленная на получение и распространение оперативного знания об очевидных общественно значимых изменениях действительности (краткая заметка, расширенная заметка, репортаж, «острый сигнал»).

А. А. Тертычный утверждает, что репортаж склоняется к художественно-публицистическому жанру, так как при создании репортажа «используется метод наглядного изображения действительности, но как самоцель, а не средство обобщения или «оживления» текста» [7].

С. М. Гуревич в книге «Репортаж в газете» о репортаже говорит следующее: «Оперативный, динамичный, эмоциональный рассказ о событии, отличающийся своей наглядностью, активной ролью автора, выступающего как свидетель или участник события» [8].

После рассмотрения различных точек зрения на жанр репортажа можно выявить его основные внутренние закономерности[9]. Для этого возможно воспользоваться классификацией, разработанной Шестеркиной Л. П. и Николаевой Т. Д.[10]

1. Динамичность: динамика повествования связана с протяженностью действия во времени и пространстве. По словам А. А. Тертычного: «Для репортера важно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать сопереживание читателя того, о чем идет речь в тексте. Это возможно осуществить разными путями. Наиболее часто данная цель достигается двумя способами. Первый – изложение динамики события. В том случае, если отображаемое событие быстро развивается, автору остается только показать это развитие. Однако бывают события, ситуации, развитие которых протекает вяло, неопределенно, является довольно статичным. В этом случае автора может выручить «вывод на поверхность» события его внутренней динамики или изложение динамики авторских переживаний, вызванных его знакомством с событием»[11]. С целью показать динамичность событий автор должен сконцентрировать внимание на наиболее ярких и эмоционально насыщенных моментах. При этом репортер должен подробно и ясно описывать не только непосредственно происходящие перед его глазами события, но и обращать внимание на ход течения события, особенности действия.

2. Наглядность: создание образной картины происходящего путем использования предметного описания деталей, приведения подробностей ситуации, воспроизведения поступков и реплик действующих лиц.

Автор должен повествовать о событии так, чтобы читатель имел возможность как будто присутствовать на месте происшествия, слышать голоса его участников. Этого эффекта можно добиться посредством использования в тексте репортажа деталей и подробностей, помогающих репортеру создать правдивое отображение фактов: «А если он оказался непосредственным участником события, о котором хочет рассказать, это дает ему возможность самому пережить те чувства, испытать то волнение, которые пережили другие участники события. Это позволит ему сильнее воздействовать на читателей. При этом он не просто регистрирует подробности события, которые заметил, он отбирает факты, группирует их в тексте, воссоздает событие, отражая при этом свое отношение к нему»[12].

3. Предельная документальность: реконструкция, ретроспекция, творческий вымысел, использование которых возможно в очерке и фельетоне, в репортаже не допускаются.

4. Образная аналитичность: отвечая на вопрос, каким образом происходило событие, публицист выступает как исследователь. Иногда «от него требуется умение использовать запись фамилии или строку из документа как повод для создания репортажного повествования, в котором история непосредственно связана с современностью». Специфика репортажа проявляется и в его стиле – эмоциональном, энергичном. Для него характерно активное использование средств и приемов образного отображения действительности – яркого эпитета, сравнения, метафоры и т.д. И, если требуется, даже некоторых сатирических средств. «Эффект присутствия, о котором говорилось выше, как бы включает в себя эффект сопереживания: репортаж достигнет цели в том случае, если читатель вместе с репортером будет восхищаться, негодовать, радоваться. И не случайно репортаж нередко определяют как «художественный документ»[13].

5. Эмоционально окрашенный стиль повествования: онпридает рассказу дополнительную убедительность: «Рисуя живую картину жизни, журналист часто использует в репортаже элементы интервью, отчета, зарисовки, корреспонденции – вводит в текст небольшие диалоги, характеристики персонажей, их «микропортреты», авторские раздумья, обобщения»[14].

6. Активная роль личности самого репортера: она позволяет не только увидеть событие глазами рассказчика, но и побуждает аудиторию к самостоятельной работе воображения: «В репортаже ключевая роль отводится автору, так как именно он является главным распорядителем всего действия»[15]. В репортаже позиция автора является доминирующей, так как именно через его личностное восприятие читателю передается весь колорит происходящего. Для создания «эффекта присутствия» автор может поделиться с читателями своими непосредственными чувствами и впечатлениями, описать свои внутренние переживания и эмоции, оценить, привести собственные рассуждения и комментарии.

7. Композиция репортажа. Слово «композиция» происходит от лат. сomposition – «составление», «связывание». Вот что говорит о композиции репортажа М. Н. Ким[16]: «В журналистской практике выработана устойчивая схема репортажного описания. Вначале дается зарисовочная заставка (как правило, яркий жизненный эпизод), с помощью которой журналист вводит читателя в курс события. Роль такой заставки – привлечение внимания читателя к материалу. Далее следует собственно репортажное описание. Здесь присутствуют различные отступления, диалоги с героями, собственные авторские впечатления. С содержательной точки зрения именно эти элементы способны создать в репортаже так называемый эффект присутствия. Напрямую обращаясь к своим читателям, автору можно апеллировать не только к их разуму, но и к чувствам. В основной части важны и удачно подобранные детали, и подробности, с помощью которых воссоздается отображаемая действительность».

Взяв за основу книги А. Тертычного «Жанры периодической печати», Г. Лазутиной, С. Распоповой«Жанры журналистского творчества», можно выявить следующие виды репортажа:

1. Событийный репортаж;

2. Аналитический репортаж;

3. Познавательно-тематический репортаж;

4. Репортаж-комментарий.

Рассмотрим каждый вид более детально.

Событийный репортаж. К основным признакам событийного репортажа можно отнести оперативность и актуальность. Оперативность заключается в том, что событийный репортаж – это всегда моментальный и даже сиюминутный отклик на происходящее. Благодаря этому именно для данной разновидности репортажа особенно характерно хронологическое следование за событием, точное указание места и времени действия, за счет чего и создается «эффект присутствия». Предметом репортажного описания выступает событие, которое происходит на глазах репортера и находит свое наглядное отображение в тексте как результат непосредственно авторских наблюдений. С точки зрения актуальности событийный репортаж всегда посвящен общественно-значимой теме.

Чтобы показать события в динамике, репортеру необходимо в центр произведения поставить самые яркие и эмоционально насыщенные моменты. При этом автор должен не только четко описывать разворачивающиеся на его глазах действия, но и отслеживать все его повороты и коллизии. В репортаже позиция автора является доминирующей, так как именно через его личностное восприятие читателю передается весь колорит происходящего. Для создания «эффекта присутствия» автор может поделиться с читателями своими непосредственными чувствами и впечатлениями, описать свои внутренние переживания и эмоции, оценить, привести собственные рассуждения и комментарии. Использование речевых стратегий, мини-диалоги, мини-интервью, реплики и т.д. помогают воспроизвести в репортаже речь действующих героев, тем самым внося в ткань репортажа живые голоса реальных людей.

Следовательно, событийный репортаж, с одной стороны, может содержать события, требующие своего оперативного освещения, а с другой – те из них, которые требуют детального рассмотрения и вдумчивого анализа. Но и в том, и в другом случае требуется отбор наиболее ярких и значимых элементов события, а также показ их через динамичное действие или через описание внутренней напряженности.

Аналитический (проблемный) репортаж.Данный вид репортажа ориентирован не только на описание одномоментного события, но и на выяснение причин его возникновения и развития. Поэтому в данной разновидности репортажа мы наблюдаем симбиоз различных жанровых элементов. В аналитическом репортаже могут присутствовать зарисовочные элементы (описание места действия, характеристика его участников), информационные (факты, цифры, свидетельства), аналитические (оценка, комментарий, прогноз). Данные элементы обычно объединяются одной темой, которая развертывается в своей логической последовательности по следующей схеме: тезис – аргумент – вывод. Поэтому в аналитическом репортаже нацелен прежде всего на логику развития события, все предшествующие и сопутствующие факты и случаи, которые в той или иной степени могут помочь понять данный факт.

Чтобы достичь своей цели, репортер может рассмотреть не одно, а несколько событий одного плана, происшедших в разное время и в разных местах, но обусловленных одними и теми же факторами. Поэтому в аналитическом репортаже возможны временные и пространственные смещения. Динамика повествования может быть достигнута за счет развертывания авторских мыслей, суждений и версий, а также показа внутренних движущих сил проблемы. В отличие от других разновидностей, в аналитическом репортаже факты даются в обобщенном виде, то есть как некий итог уже осмысленных автором данных.

Познавательно-тематический репортаж.По своему функциональному назначению эту разновидность репортажа можно разделить на специальный, расследовательский и комментированный. Во всех этих разновидностях на первое место выдвигается описание репортером интересной жизненной ситуации. Поэтому главное здесь не оперативный повод, а раскрытие и познание новых и неизвестных сторон жизни социума.

Специальный репортаж готовится в тех случаях, когда та или иная ситуация или проблема требует от репортера тщательного и всестороннего изучения. Как правило, специальные репортажи пишутся на самые актуальные и общественно значимые темы. Чтобы выделить из числа многочисленных событий самое интересное, необходимо особое репортерское чутье. В основе специального репортажа всегда должна быть актуальная тема. Важнее не оперативная подача фактов, а, скорее, их актуальность и значимость для общественности.

В отличие от специального репортажа, в репортаже-расследовании главный акцент делается на самом процессе познания репортером ситуации. При этом здесь многое зависит от той роли, которую выбирает журналист. Как правило, в таких репортажах используют метод «включенного наблюдения». Именно с этой целью меняют профессию или же активно включаются в различного рода эксперименты. Родоначальниками метода «смены профессии» в отечественной журналистике были Л. Рейнснер и М. Кольцов.

Репортаж-комментарий. Данный вид репортажа ориентирован не на подробное освещение события, а на его детальный комментарий. Пользуясь элементами комментария, репортер может разъяснить или растолковать читателям суть события, то есть, как отмечают теоретики, «вычленить из происходящего самое главное, но не интерпретировать его глубоко, с привлечением дополнительных аргументов, без которых невозможен серьезный анализ, а дать простор для размышления и воображения самим читателям и слушателем».

В репортаже-комментарии могут использоваться следующие виды комментария: расширенный комментарий – пространное разъяснение факта; синхронный комментарий – разъяснение фактов до мельчайших подробностей; комментарий специалиста – факт комментируется профессионалом, более компетентным человеком; полярный комментарий – толкование, разъяснение факта различными специалистами. Во всех этих случаях репортажный комментарий должен быть обязательно соотнесен с описываемым событием или с тем или иным документом, человеческим поступком, жизненной ситуацией.

Таким образом, рассмотрев различные виды репортажа, мы можем отметить, что данный жанр можно классифицировать по различным основаниям: по предмету отображения и функциональному назначению (событийный, аналитический), познавательно-тематический (специальный, расследовательский, репортаж-комментарий). Во всех этих случаях, подчеркнем, репортаж сохраняет свою информационную природу, даже если в нем присутствуют элементы анализа.

На данный момент репортаж может совмещать в себе все жанры, беря за основу информационный и добавляя аналитический. Благодаря такому смешению жанров мы получаем новый вид репортажа, позволяющий по-новому взглянуть на данный жанр современной периодической печати.

По мнению А. А. Тертычного, если рассматривать жанровую структуру жанра за короткий промежуток времени, то она выглядит абсолютно стабильной. Но в историческом плане она все же изменяется. Происходит расширение жанровой палитры журналистики, а внутри самих жанров появляются «гибриды» или «родственники». В репортаже такие гибриды можно соотнести с аналитическими или художественно-публицистическими жанрами.

Л. В. Шибаева наблюдала трансформацию жанра репортажа и отмечала появление новых разновидностей и «гибридов» репортажа. Если в 90-е популярностью пользовался классический познавательно-тематический репортаж, то в последнее время самым востребованным стал аналитический репортаж, который из-за своих аналитических компонентов трансформировался в «корреспонденцию – расследование» и в «расследование – статью». Вероятно, причина этого заключается во все увеличивающемся темпе нашей жизни. Объяснить видоизменения жанра можно так: «Время резко ускорило свой ход, события понеслись стремительно, не оставляя возможности глубоко обдумывать их. Открылись предметы, которые раньше не полагалось замечать, и репортеры кинулись в темные углы бытия – устраивать для читателя экскурсии по притонам наркоманов, салонам хиромантов, рынкам живого товара, подвалам моргов... Да и самому читателю, уставшему от проблем, интереснее стало смотреть со стороны, нежели участвовать в охоте за мыслью»[17].

Анализ научной литературы показал, что для российской журналистики неизменной остается проблема жанровой структуры. Это одно из актуальнейших направлений теории журналистики как науки. Вечными вопросами для теории жанров по-прежнему остаются вопросы о сущности жанра, его функциях, его устойчивости. Не обошла эта проблема и репортаж. И сегодня у журналистов нет единого мнения насчёт данного жанра. Во многом это объясняется его многогранностью. Точно можно сказать только то, что репортаж как жанр трансформируется и подстраивается под современный медиарынок.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных