Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Дошкольная педагогика как наука. Связь дошкольной педагогики с другими науками. Задачи дошкольной педагогики на современном этапе

СОДЕРЖАНИЕ

1. Дошкольная педагогика как наука. Связь дошкольной педагогики с другими науками. Задачи дошкольной педагогики на современном этапе.3

2. Значение, задачи и содержание труда детей в разных возрастных группах в условиях дошкольного учебного заведения. Педагогическое руководство трудовой деятельностью дошкольников в разных возрастных группах…..9

3. Разработайте содержание консультации для родителей по теме: «Как предупредить трудности школьного обучения»…………………………...16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………20


 

Дошкольная педагогика как наука. Связь дошкольной педагогики с другими науками. Задачи дошкольной педагогики на современном этапе

Дошкольная педагогика относится к числу молодых в системе педагогических наук. Её возникновение связано с именем Я.А. Коменского. Как наука дошкольная педагогика имеет свой предмет, задачи, функции, источники, методы, категории. Современная дошкольная педагогика изучает процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, технологию осуществления. Исследователей также интересует как влияет система воспитания и обучения на развитие личности дошкольника.

Предмет дошкольной педагогики — вопросы развития и воспитания детей дошкольного возраста. Специфика данного предмета заключается в изучении периода дошкольного детства (с 3 лет до 7 лет).

Дошкольная педагогика тесно связана с рядом гуманитарных наук: с детской психологией, возрастной анатомией и физиологией, педиатрией, гигиеной, а также с рядом др. наук (языкознанием, эстетикой, этикой и т.д.), она опирается на результаты этих наук и берет то, что оказывает влияние на ее развитие (Приложение 3).

Фундаментом педагогики является философия воспитания, являющаяся основой для осмысления целей воспитания и образования. Чтобы лучше понять взаимосвязь биологической и социальной сущностей человека, разобраться в причинах поведения ребенка, педагогика опирается на такие науки, как анатомия и физиология. Особенно большое значение для разработки вопросов обучения и воспитания имеет возрастная физиология, раскрывающая основные принципы строения и закономерности функционирования растущего организма. Без знания этих особенностей нельзя правильно определить средства и методы воспитания, соответствующие возрасту воспитанников, организационные формы проведения тех или иных занятий или воспитательных мероприятий.

Наиболее тесная связь прослеживается между педагогикой и психологией: педагогика пользуется психологическими методами исследования. Возрастная психология, исследуя закономерности протекания и развития психических процессов растущего человека, помогает педагогике ориентироваться в познавательных возможностях, восприимчивости детей разного возраста к тем или иным воздействиям. Социальная психология изучает особенности формирования личности, включенной в различные социальные группы, помогает педагогике разработать методы и средства воздействия коллектива на личность. Интеграция педагогических и психологических наук привела к возникновению пограничных отраслей - педагогической психологии и психопедагогики: педагогическая психология изучает особенности протекания психических процессов у ребенка в ходе его воспитания и обучения, психологические закономерности педагогического воздействия на формирование личности.

Для коррекционной педагогики, в сферу действия которой попадают дети с различными нарушениями и отклонениями в развитии, не меньшее значение имеет блок медицинских наук: терапия, психиатрия, психогигиена и связанные с ними разделы научного знания.

Этика дает теоретическое обоснование морали, углубляет понимание проблем нравственного воспитания подрастающего поколения.

Эстетика изучает общие закономерности развития эстетических отношений человека к действительности, искусству, служит научной основой эстетического воспитания.

Кроме того, педагогика опирается на данные исследований других наук: исторической, юридической, экономической, экологической, математической и пр. А также с отраслями, возникающими на стыке педагогики с точными и техническими науками - кибернетикой, математикой, компьютерной педагогикой и др. Например, с точки зрения кибернетики - науки об управлении сложными динамическими системами, - процесс обучения и воспитания можно представить как динамическую систему, которая управляется на основе обратной связи, идущей от управляемого центра (ребенка) к управляющему центру (учителю или воспитателю).

В современных условиях развития общества педа­гогическая наука сосредотачивает внимание на приоб­щении детей к общечеловеческим ценностям. Среди этих ценностей ведущее место занимают нравственные, культурные и образовательные. Это прежде всего гума­низм, добро, любовь к ближнему, почитание матери и отца, стремление к знаниям, трудолюбие, ответствен­ность, дисциплинированность. В последние годы целый ряд ученых к общечеловеческим ценностям относят – Отечество, семью, человека и его здоровье, достижения науки и культуры, труд, образование. Всякая ценность объективна, так как она складывается в процессе соци­ально-исторической практики. Важно отметить, что к ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с прогрессом развития общества.

Все эти общечеловеческие ценности становятся побудителями к определенным действиям только в том случае, если они осознаются и принимаются личнос­тью, становятся ее убеждениями и стимулируют ее деятельность. В связи с этим задачи дошкольной педаго­гики можно рассматривать, как организацию процесса воспитания по осознанию ребенком значимости обще­человеческих ценностей.

Задачи дошкольной педагогики как составной ча­сти общей педагогики обязательно учитывают законо­мерности развития ребенка на каждом возрастном этапе. При этом важно помнить, что дошкольное дет­ство – это уникальный период, в котором закладыва­ются основы развития и формирования личности ребенка. Дошкольная педагогика решает такую задачу, как определение содержания, методики и технологии работы с детьми различных возрастных групп.

На каждом возрастном этапе ребенка важно обес­печить разностороннее и полноценное его развитие, как в условиях дошкольного образовательного учреж­дения, так и в семье. Дошкольная педагогика на осно­ве психолого-педагогической характеристики ребенка определенного возрастного развития конкретизирует содержание развития и формирования личности, на­учно обосновывает приемы и средства воспитания и обучения детей.

Согласно точке зрения Л.С. Выготского, при пере­ходе от возраста к возрасту растут и качественно из­меняются не только отдельные психологические фун­кции, но и их соотношение, структура. При этом психические функции растут и развиваются неравно­мерно. Для каждой из них существует свой период оптимального развития, каждый возрастной этап характеризуется специфической структурой личности.

Л. И. Божович, развивая мысль Л. С. Выготского, показала, что на каждом возрастном этапе возникают не только новообразования в сознании детей, но и специфические личностные новообразования, которые характеризуют новый этап в развитии ребенка.

Л. С. Выготский ввел понятие «социальная ситуация развития». Это понятие позволяет связать в единое целое процесс психического развития ребенка, формирование его личности и воздействие окружающей среды в конкретно-психологическом возрастном плане.

Дошкольные учреждения стали называться еще и образовательными, кроме того появились новые типы и виды дошкольных образовательных учреждений. Особенно популярными у родителей являются учреж­дения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, реализующие общие образовательные про­граммы дошкольного и начального образования.

В связи с появлением новых видов дошкольных образовательных учреждений, перед дошкольной педа­гогикой встает задача – обосновать основные направ­ления работы дошкольных учреждений по обеспечению преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

Преемственность между дошкольным и началь­ным общим образованием обеспечивается по следую­щим направлениям: развитие любознательности у вос­питанников дошкольного возраста как основы развития познавательных способностей уже в млад­шем школьном возрасте; формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития воспитанника и обучающегося; развития коммуникативности – умения общаться со взрослыми и сверстниками, как одного из направле­ний учебной деятельности. Таким образом, дошколь­ная педагогика должна обосновать направления пре­емственности, определить наиболее эффективные формы совместной деятельности дошкольников и младших школьников.

В настоящее время для дошкольных образователь­ных учреждений разного вида разработаны специальные программы образовательно-воспитательной работы с дошкольниками. Но, к сожалению, нет преемственности в содержании программ для дошкольников и учащихся начальных классов.

Дошкольная педагогика ставит перед собой зада­чу – научно обосновать преемственность в содержа­нии образовательной деятельности дошкольных уч­реждений и начальных классов школы.Эта задача довольно сложная и на протяжении развития дошколь­ной педагогики как науки всегда являлась актуальной. В настоящее время для решения этой задачи должны быть объединены усилия ученых по дошкольной педа­гогике и педагогике начального обучения.

В практической работе педагогических коллекти­вов дошкольных образовательных учреждений исполь­зуются различные программы и учебно-методические пособия. Перед дошкольной педагогикой ставится за­дача –научно обосновать технологию и методику использования вариативных программ в образова­тельно-воспитательной работе с дошкольниками различных возрастных групп.К работе по вариативным программам обязательно-должен быть готов воспита­тель дошкольного образовательного учреждения. Такая работа проводится с педагогическими коллективами на специальных научно-методических семинарах, на курсах повышения квалификации и т.п.

Образование и воспитание детей дошкольного возраста в современном обществе обязательно пред­полагает учет индивидуальных особенностей ребенка. Индивидуальный подход как принцип обучения и вос­питания в современной теории педагогики называется личностно-ориентированным. Отсюда ясно, что до­школьная педагогика ставит перед собой задачу – разработать содержание и технологию личностно-ориентированного подхода в образовании и воспитании детей на каждой возрастной ступени развития.

Дошкольная педагогика стремится разработать такую методику и технологию образовательно-воспи­тательного процесса, которая бы обеспечила форми­рование нравственных качеств личности дошкольни­ков. Отсюда и вытекает задача – дать характеристику нравственных качеств, которые можно сформировать у ребенка в период дошкольного детства в условиях дошкольного образовательного учреждения, в семье и социуме.

В теории и практике в настоящее время большое внимание уделяется экологическому образованию и воспитанию детей, которое становится самостоятель­ным компонентом педагогического процесса. Задача дошкольной педагогики состоит в разработке содер­жания и методов развития, экологической культуры у дошкольников, обеспечения последовательности, пре­емственности и систематичности этой работы.

Педагогический процесс имеет три функции: обра­зовательную, воспитательную, развивающую. Эти функ­ции основные, их реализация обеспечивает усвоение детьми опыта человечества, культуры, развитие мышления и познавательных способностей. Задача дошкольной педагогики – разрабатывать более эффективные тех­нологии реализации названныхфункций в процессе работы воспитателя с детьми различных возрастных групп.На решение этой задачи направлены усилия многих педагогов-исследователей, которые разрабатыва­ли различные варианты программ для дошкольных об­разовательных учреждений. Во многих регионах РФ проводится экспериментальная работа, даются теорети­ческие выводы и методические рекомендации.

Таковы наиболее важные задачи дошкольной пе­дагогики.

 

Значение, задачи и содержание труда детей в разных возрастных группах в условиях дошкольного учебного заведения. Педагогическое руководство трудовой деятельностью дошкольников в разных возрастных группах

На протяжении дошкольного возраста у детей складывается собственно трудовая деятельность, которая развивается от овладения отдельными трудовыми действиями к овладению полными трудовыми процессами, а затем к овладению видами труда, состоящими из ряда трудовых процессов. Овладение видами труда предполагает более сложные формы деятельности ребенка.

Разнообразие трудовых процессов, входящих в вид труда, позволяет распределять их между детьми, организовывать коллективный труд, достигать общего результата. Однако овладение видами труда зависит от того, насколько дети овладели отдельными трудовыми процессами, умением ставить конкретную цель и организовывать ее достижение: отбирать материал и инструменты, осуществлять трудовые действия в определенном порядке, получать нужный результат, соответствующий цели трудового процесса. Воспитание личности ребенка в труде находится в прямой зависимости от того, насколько ребенок освоил трудовую деятельность (трудовые процессы, виды труда). Неумение поставить цель и достичь результата, неумение выполнить трудовые действия приводит к тому, что ребенок избегает участия в труде, формируется отрицательное отношение к труду, складываются отрицательные качества личности.

Поэтому педагогическое руководство должно предусматривать развитие, формирование самой трудовой деятельности у детей, воспитание правильного отношения к труду, воспитание личности ребенка в труде.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста включает три группы задач. Первая группа определяет педагогическое влияние на формирование самой трудовой деятельности и включает:

1. Последовательное формирование у детей умений осуществлять трудовые процессы. Генетически ребенок сначала осваивает результативные трудовые действия, а затем в младшем и среднем дошкольном возрасте учится самостоятельно осуществлять трудовые процессы: ставить цель, отбирать в соответствии с ней материалы и инструменты, располагать их рационально на рабочем месте, выполнять последовательно ряд трудовых действий, достигать результат, соответствующий цели, убирать на место трудовое оборудование, приводить в порядок рабочее место.

2. Своевременное формирование у детей умения осуществлять доступные им виды труда, включающие наборы трудовых процессов. Решение этой задачи предполагает освоение детьми умения ставить более широкие комплексные цели, с учетом обстановки планировать их реализацию: предусматривать определенные трудовые процессы, определять последовательность их выполнения и осуществлять их, распределять трудовые процессы между участниками труда, достигать результат в соответствии с целью.

3. Формирование первоначальных общественных мотивов трудовой деятельности. Вначале ребенка побуждает к трудовой деятельности интерес к предметам и действиям с ними. Однако нестойкий интерес к предметам, многообразие действий часто приводят к подмене трудовой деятельности игрой и затуханию интереса к труду. Интерес же к достижению результата труда, который возникает в младшем и укрепляется в среднем возрасте, делает процесс труда привлекательным для детей, вызывает устойчивое и осознанное стремление к участию в нем.

К старшему дошкольному возрасту на основе понимания общественной значимости результатов труда складываются первоначальные общественные мотивы деятельности: сделать что-то для другого, помочь сверстнику добиться нужного результата. Такие первоначальные общественные мотивы побуждают детей к длительным трудовым усилиям, к достижению результата труда хорошего качества, обеспечивают стойкий интерес к самой трудовой деятельности.

Вторая группа задач направлена на воспитание положительного отношения к труду взрослых и предусматривает:

1. Вычленение для ребенка труда взрослых как особой деятельности, направленной на достижение значимых для других результатов.

2. Воспитание уважения к трудящемуся человеку, стремления оказывать ему посильную помощь.

3. Воспитание бережного отношения к результатам труда взрослого — к вещам, окружающим детей.

Третья группа задач направлена на воспитание личности ребенка в процессе трудовой деятельности. Она включает:

1. Воспитание правильного отношения детей к собственному труду: трудолюбие, готовность участвовать в любом труде, не избегая неприятной работы, стремление доводить каждое дело до конца, и привычка к трудовому усилию и т. п.

2. Воспитание личностных черт: ответственности, самостоятельности, целеустремленности, настойчивости, инициативности, решительности, выдержки и терпения и т. п.

3. Воспитание поведения и положительных взаимоотношений между детьми: умение работать дружно и согласованно, доводить коллективный труд общими усилиями до нужного результата, доброжелательно оценивать труд товарищей, проявлять заботу о товарище, оказывать ему помощь и т. д.

Содержание труда детей дошкольного возраста определяется задачами трудового воспитания и возможностями детей. Задачи и содержание трудового воспитания в дошкольных учреждениях изложены в «Программе воспитания в детском саду» применительно к каждой возрастной группе. Там же раскрыто постепенное усложнение требований к трудовой деятельности и личностным качествам ребенка, формирующимся в процессе труда, указаны требования к знаниям о труде.

В младшей группе у детей формируются такие знания о труде, которые позволяют четко отличать трудовую деятельность от нетрудовой, а в дальнейшем — организовывать свою элементарную трудовую деятельность. Важными являются знания о результатах труда, достигаемых в каждом трудовом процессе, о том, что эти результаты удовлетворяют различные потребности людей, а также знания о том, что трудовой процесс включает постановку цели, последовательно выполняемые трудовые действия с инструментами по обработке предмета труда (материала).

Это содержание знаний отчетливо представлено в труде по созданию знакомых детям предметов или по их преобразованию (поделка игрушек, шитье кукольной одежды, мытье посуды и т. п.). Потребность в создаваемом предмете помогает ребенку осмыслить цель труда взрослого, связать процесс труда с достижением значимого результата, понять его необходимость для удовлетворения потребностей детей (игровых или бытовых).

Дети средней группы осваивают знания о составе (структурных компонентах) трудового процесса, который включает постановку цели, отбор материалов и инструментов в соответствии с их качествами, трудовые действия, выполняемые в определенном порядке, и обязательно в итоге получение результата, соответствующего поставленной цели и необходимого для других людей (для всех детей группы). Знание состава компонентов трудового процесса позволяет затем ребенку правильно организовать свой труд, контролировать его выполнение, оценивать полученный результат, его соответствие цели. Дети осваивают и первые обобщенные знания о видах труда (труд няни, повара, прачки, дворника и т. п.).

В старшей группе программа включает знания о видах труда по созданию некоторых материалов, о коллективном труде людей, формах его организации, о направленности коллективного труда. Формируются знания об отношении каждого человека к труду, к своим обязанностям. В программу включены также знания о машинах, их роли в труде, об отношении людей к технике и инструментам, о способах ухода за ними. Это содержание требует хорошего знания структуры трудовых процессов, последовательности трудовых действий по созданию тех или иных продуктов труда.

Разные формы организации коллективного труда и его направленность раскрываются детям при ознакомлении с видами труда в ближайшем окружении (с трудом повара и его помощников, с трудом работников ателье по шитью одежды, с трудом строителей и т. д.).

Дифференцированные знания о трудовых процессах влияют на формирование собственной трудовой деятельности детей, ее организацию, планирование, достижение результатов. Дети, подражая взрослым, спрашивают, как лучше и целесообразнее выполнить трудовой процесс, отмечают те его компоненты, с которыми ребенок не справляется. Появляется самооценка выполнения каждой части трудового процесса.

У детей формируют знания об общественной ценности продуктов труда, о ценности общественного труда и об отношениях на этой основе людей к труду и к тем, кто трудится. Эти знания ложатся в основу формирования правильного отношения детей к труду, интереса к нему, стремления подражать взрослым в трудовой деятельности, формирования бережного отношения к вещам и т. п.

Интерес к разным видам труда и конкретные знания о труде, приобретенные детьми в детском саду, используются школой в трудовом воспитании учащихся, в работе по дальнейшему ознакомлению с разными профессиями, по профориентации учащихся.

Основные дидактические условия, обеспечивающие эффективность трудового обучения:

1. Тесная связь занятий по трудовому обучению с занятиями по формированию знаний о труде. Ребенок сосредоточивает внимание на освоении трудовых умений в том случае, если трудовой процесс, его направленность, результат, трудовые действия, оборудование ему уже известны. Эти знания регулируют его действия, помогают освоить конкретные умения, контролировать достигаемый промежуточный и конечный результат, сосредоточиться на выполнении трудовых действий, отборе необходимого оборудования и т. п. Отсутствие предварительных знаний о трудовом процессе резко снижает эффективность трудового занятия. Поэтому занятиям по трудовому обучению предшествуют занятия по наблюдению соответствующего трудового процесса взрослого (занятию по обучению мытью посуды, например, предшествует занятие по наблюдению за тем, как моет посуду няня и т. п.).

2. Постановка цели мотивируется практической потребностью детей или взрослых и предусматривает результат во всем объеме требований к его качеству: не просто накрыть на стол, а сделать это так, чтобы всем было удобно и приятно обедать или завтракать; не просто вымыть чашки, а так, чтобы из них можно было бы пить, и т. п. Такая постановка цели трудового процесса отражает требование к качеству результата труда, отражает подлинный его смысл и направленность, позволяет понять его содержание, контролировать качество промежуточного и конечного результата, соответствие его цели: есть ли ложки и вилки у всех детей, удобно ли их брать; повернута ли ручка чашки в сторону ребенка; посередине ли стола хлебницы и всем ли детям удобно достать хлеб и т. п. Такая конкретная постановка цели труда, знание требований к промежуточным результатам направляет ребенка на четкое освоение трудовых действий, точное их выполнение, обеспечивает самоконтроль.

3. Выделение в трудовом процессе отбора и целесообразного расположения материала, трудового оборудования и инструментов как этапа планирования и организации трудового процесса, объяснение детям роли этого этапа для экономного и быстрого достижения результата труда.

4. Показ и объяснение каждого трудового действия и последовательности их выполнения с обязательным выделением и анализом каждого промежуточного результата труда, сопоставления с ожидаемым, конечным результатом. Это позволяет вычленить и осознать способ выполнения трудового действия, порядок действий, выполнить их в соответствии с правилами, оценить полученный результат, исправить ошибки.

5. Самостоятельное выполнение детьми трудового процесса по этапам: первый этап — организация обстановки, когда каждый ребенок самостоятельно отбирает себе необходимый материал, трудовое оборудование и целесообразно их располагает.

6. Уборка рабочего места: обтереть или вымыть трудовое оборудование, убрать его на место, убрать оставшийся и неиспользованный материал, подмести или подтереть пол и т. п. Эту часть трудового процесса воспитатель осуществляет вместе с детьми, наиболее трудную работу выполняя сам.

7. Успешность освоения детьми трудовых процессов зависит от освоения отдельных наиболее сложных трудовых действий и порядка этих действий. В связи с этим возникает необходимость в упражнениях, которые чаще всего организуются в игровой форме.

Способствуя формированию умений правильно организовать трудовой процесс, такие занятия, однако, не могут обеспечить трудовую деятельность в необходимом объеме, закрепление приобретенных умений и использование их в меняющихся условиях. Поэтому они не могут заменить повседневного самостоятельного труда детей как ведущего средства трудового воспитания, в котором происходит подлинное освоение трудовых процессов каждым ребенком, осуществляется воспитание личности ребенка, привычки к трудовому усилию. Трудовое обучение предшествует организации самостоятельного повседневного труда детей.

3. Разработайте содержание консультации для родителей по теме: «Как предупредить трудности школьного обучения»

Консультация на тему: «Как предупредить трудности школьного обучения»

Когда ваш ребенок начнет ходить в школу, вы можете столкнуться с весьма досадной проблемой: он учится с большим трудом, ему тяжело усвоить новый материал, в классе он считается одним из отстающих. А ведь вам казалось, что ребенок любознателен, трудолюбив и у него явные способности к обучению. Как объяснить столь удивительный парадокс. Когда умный ребенок не может справиться с обыкновенной школьной программой?

Родители обычно достаточно болезненно воспринимают подобную ситуацию. К ребенку нередко применяют различные карательные меры, которые на самом деле только усугубляют положение вещей. Ребенок продолжает плохо учиться, в то время как его одноклассники радуют педагогов и родителей своими успехами.

Зачастую бывает гораздо легче не допустить возникновения подобной ситуации, чем потом пытаться исправить положение.

Начиная разговор о проблемах, связанных с обучением в школе, следует сказать, что очень часто в отсутствии школьных успехов детей есть немалая доля вины их родителей.

Нередко мама и папа не уделяют должного внимания подготовке ребенка к школе. Со спокойной совестью перекладывают всю ответственность на плечи учителя.

Все это объяснимо. Вам как родителям трудно определить степень готовности своего ребенка к восприятию новых знаний. Многим из родителей кажется достаточным, если ребенок выучил буквы, стихи, знаком с известными сказками и некоторыми детскими литературными произведениями. Родители уверенны, что у ребенка есть необходимый запас знаний.

Все вышесказанное должно заставить родителей задуматься о подготовке ребенка к школе.

Большинство педагогов склоняются к мысли, что нецелесообразно родителям самим учить ребенка чтению, письму или математике, потому что в школе или гимназии занятия проводятся совершенно по другим методикам и нередко учителям приходится переучивать детей.

А подобный процесс часто бывает очень трудным и болезненным. Всего этого можно избежать, если ребенок будет посещать подготовительный класс, где с ним будут заниматься педагоги, имеющие профессиональную подготовку.

Рекомендации родителям:

1. Помимо чтения, счета и письма, подготовка к школе обязательно должна включать в себя развитие речи, памяти, моторных навыков. А тому в первую очередь способствует регулярное общение ребенка со взрослыми членами семьи. Например – собираясь на прогулку, у ребенка можно спросить: «Как ты думаешь, куда нам лучше всего пойти? И почему?». Ребенок должен ответить, куда бы он хотел отправиться, и при этом объяснить свой выбор. В процессе разговора родители могут задавать наводящие вопросы (например, в какие игры можно играть на прогулке в разные времена года?).

2. Для развития памяти можно использовать различные игры, в которых, помимо ребенка, будут участвовать как его сверстники, так и взрослые. Например, игра, которая хорошо тренирует память: взрослый человек выбирает несколько мелких предметов (это могут быть брелок, ключи, зеркальце, карандаш и т.д.) и кладет их на стол. Первоначально следует ограничиться небольшим количеством предметов (6-7 наименований). Ребенку нужно в течение одной-двух минут внимательно смотреть на разложенные предметы, затем отвернуться и не глядя на стол, перечислить, что на нем находится. После нескольких сеансов игры количество предметов можно увеличить. Для того, чтобы ребенку было интереснее, к игре желательно привлекать его друзей.

3. Кроме этого, следует как можно чаще обращаться к ребенку с просьбой, чтобы напомнил маме или папе о чем-либо, например, в магазине – о необходимости сделать какую-либо покупку. Также следует предлагать ребенку вспомнить, что он видел в театре, в гостях, в парке и т.д. Иначе говоря, ребенок должен тренировать память, фиксируя свое внимание на мелочах.

4. Нужно следить запоминает ли ребенок то, что вы читаете или рассказываете ему, или то, что он смотрит по телевизору. Обращайтесь с просьбами пересказать содержание понравившейся книги или фильма, когда после прочтения или просмотра прошло определенное время. По ответам ребенка можно сделать вывод относительно того, насколько хорошо он запомнил новую информацию.

5. Для развития моторных навыков необходимо приучать к рисованию, лепке из пластилина или глины, изготовлению различных поделок, занятий с конструктором и мозаикой и т.д.Все эти игры направлены на развитие мелкой моторики рук. Одновременно ребенок приучается к внимательности, тренирует наблюдательность и вырабатывает усидчивость и желание довести начатую работу до конца.

Готовность ребенка к школе также предполагает умение действовать согласно определенным правилам, а также слушаться взрослых.

В школе ребенку придется независимо от своего желания выполнять необходимые задания в строго установленное для этого время. Иногда именно это факт является для ребенка камнем преткновения. Особенно очень тяжело привыкать к новому строгому режиму очень подвижным детям, а также тем, для кого раньше не существовало такого понятия, как «распорядок дня». Поэтому родителям следует хотя бы за несколько месяцев до школы приблизить режим дня ребенка к такому варианту, с которым он столкнется в школе. То есть нужно четко установить временные границы, отводящие ему на игры и на занятия, например, на чтение или рисование.

В школе ребенок будет вынужден мириться со множеством ограничений, поэтому целесообразно заранее приучить его подчиняться командам взрослого. Проще говоря, ребенок должен слушаться старших.

Ни в коем случае нельзя пугать ребенка школой и требованиями, которые там предъявляются. Только при спокойном отношении со стороны взрослых, при их поддержке и внимании ребенок воспримет необходимость подготовки к школе с удовольствием.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айдашева Г. А. Дошкольная педагогика / Г. А. Айдашева, Н. О. Пичугина, С. В. Ассаулова. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 384 с.

2. Дошкольная педагогика. Учебное пособие / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - М.: Изд-во «Просвещение», 1983. - 280 с.

3. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е.А. Лобанова - Балашов: Николаев, 2005. - 76 с.

4. МикляеваН. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы коррекционной педагогики: учебное пособие / Н. Микляева, Ю. Микляева. - М.: Владос, 2008. - 263 с.

5. Чмелёва Е. В. Педагогика дошкольного детства в России конца XIX - начала XX веков: историко-педагогический очерк: монография / Е.В. Чмелёва. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2008. - 220 с.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Дошкольная педагогика -Экзамен


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных