Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Анализ результатов экспериментального исследования




По результатам диагностики межличностных отношений с помощью методики «Социометрия» Дж. Морено выявлено, что у младших школьников с ЗПР отсутствует учебный лидер (таблица 1). 30% составляют взаимные выборы. Остальные - блуждающие. 30% учащихся никто не выбрал.

Таблица 1. Межличностные отношения у детей с задержкой психического развития в учебной деятельности.

Испытуемые 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
1.               +    
2.                 + +
3.       +*            
4.     +*              
5.                 + +
6.             +   + +
7.                    
8.       +            
9.       +       +    
10. +*                  
Итого                    
Взаимно                    

(Взаимные выборы помечены *)

Эти данные говорят о том, что учащиеся осознают недостаточность подготовленности к учебной деятельности своих одноклассников и свою собственную. Учебная деятельность у младших школьников с задержкой психического развития не является основой для установления межличностных отношений.

Отношения во внеурочное время у младших школьников с задержкой психического развития сохраняет ту же самую тенденцию, что и в учебной деятельности. (таблица 2) Эмоционально учащиеся мало привлекают друг друга.

На наш взгляд причиной может быть ограниченность в интересах. Неуверенность в себе как в учащемся переносится на внеучебную деятельность, что проявляется в примитивности занятий в свободное время и неумении взаимодействовать со сверстниками «из-за скудности интересов».

Таблица 2. Межличностные отношения у детей с задержкой психического развития во внеурочное время.

  Испытуемые 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
1.               +*   +
2.     +              
3.                    
4. +   +             +
5.               + +  
6.             +   +  
7.       +           +
8. +*               + +*
9. +     +       +    
10. +             +*    
Итого                    
Взаимно                    

 

Что касается волевой сферы (таблица 3), то характер межличностных отношений значительно отличается от предыдущих двух.

В классе есть ученик, отличающийся физической силой, выносливостью, его выбрали 50% одноклассников. Кроме того, у 6 человек взаимный выбор, у остальных блуждающий.

Таблица 3. Межличностные отношения у детей с задержкой психического развития в волевой деятельности.

Испытуемые 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
1.       +*       +   +*
2.     +           + +
3.                    
4. +*   +             +
5.                 +  
6.     +       +     +
7. +   +           +  
8.     +           +*  
9.       +       +*    
10. +*             +    
Итого                    
Взаимно                    

 

Анализ результатов диагностики по методики Дж. Морено показал, что у младших школьников с задержкой психического развития самой большой ценностью является физическая сила и выносливость. Именно это для них является самым значительным в их возрасте. И лидером в данной группе является волевой физически сильный учащийся. Что касается учебной деятельности и приятельских отношений среди младших школьников эти стороны жизни испытуемых отходят на второй план. Кроме того, 30% учащихся 4 класса детей с задержкой психического развития находятся в изолированном положении по всем трем направлениям межличностных отношений – «познавательные, эмоциональные, волевые». Этих детей отвергают все во всех отношениях.

Для сравнения нами проведено исследование межличностных отношений по той же методике для учащихся 4 класса с нормальным психическим развитием. (См. таблицы 4,5,6 в приложениях)

По результатам диагностики межличностных отношений с помощью методики «Социометрия» выявлено, что у младших школьников с нормальным развитием на первом месте стоит учебный лидер. (таблица 4) Для детей на первом месте стоит учебная успеваемость. 30% составляют взаимные выборы, остальные блуждающие. 10% никто не выбрал. Скорее всего у этих детей плохая успеваемость.

Отношения во внеурочное время у младших школьников с нормальным развитием имеет более высокую тенденцию по взаимности (таблица 5), она составляет 50%. Изолированно только 3 % детей.

Что касается волевой сферы (таблица 6), то она аналогична учебной деятельности. Взаимно выбранных составило 30% детей, остальные блуждающие, и 7% изолированных.

Из полученных данных, подсчитываем статусную структуру классов под рисунком 1.

Рисунок 1. Межличностные отношения у учащихся 4-х классов (группа с задержкой психического развития и группа с нормальным психическим развитием)

 

Таким образом, у младших школьников с задержкой психического развития взаимных выборов в 2 раза меньше, чем у детей с нормальным развитием. А изолированных в 3 раза больше у детей с задержкой психического развития, чем с нормальным развитием.

Это говорит о том, что задержка психического развития мешает младшим школьникам развивать приятельские отношения, дружить, совместно заниматься интересными делами, играть, увлекательно проводить время.

20% взаимности у детей с задержкой психического развития говорит о том, что коллектив не достаточно сформирован. По уровню коммуникативной деятельности по всем показателям дети отстают от нормально развивающихся детей.

Далее с последующей анкетой «Мой лучший друг» Л.И. Вассермана был проведен анализ полученных данных обеих групп (табл.7).

Таблица 7. Выбор друга младшими школьниками.

Критерии выбора Оценочные суждения Количество высказываний
1. Учебная   Группа с задержкой психического развития Группа с нормальным психическим развитием
деятельность вместе ходим в кружок    
  на уроках сидим вместе    
  % 55% 39,2%
2. Взаимная он мне нравится    
симпатия часто бываем вместе    
  считает меня своим другом    
  он хороший    
  % 65% 61,6%
3. Нравственные качества всегда готов помочь    
  общительный    
  вежливый    
  я ему доверяю    
  умеет хранить секреты    
  % 54% 77,1%

 

В анкете «Мой лучший друг», где критериями выбора друга являлись учебная деятельность, взаимная симпатия и нравственные качества нами выявлено, что для младших школьников с задержкой психического развития самой большой ценностью (65%) является взаимная симпатия. Для них очень важно, чтобы их принимали такими, какие они есть, считали своим другом, потому что эти дети привыкли к тому, что их отвергают. Они не выбирают сами, а выбирают того, кто выбирает их.

На втором месте учебная деятельность и нравственные качества. Что касается учебной деятельности, самым значимым для них является посещение предметного кружка, а не сама учебная деятельность.

Анализируя результаты по третьему критерию «нравственные качества» нами выявлено, что по-прежнему для них является приятным человек общительный, расположенный к ним, которому они могли доверять.

Для наглядности процентное содержание критериев отображается на рисунке 2.

Рисунок 2. Распределение критериев выбора одноклассников по значимости.

Эти результаты подтверждают полученные нами показатели по значимости взаимной симпатии, когда другой делает шаг навстречу, т.е. младшие школьники с задержкой психического развития значительно нуждаются в поддержке и приятии. Большинство из них испытывают чувство одиночества, непризнанности, непринятости и отверженности.

Что касается младших школьников с нормальным развитием, то на первом месте стоят нравственные качества, такие как желание доверять друг другу. Им нужен друг, который всегда готов помочь, умеет хранить секреты. Это говорит о том, что дети с нормальным психическим развитием делают выбор самостоятельно и ожидают от друга в первую очередь поддержку для себя. У учащихся 4 класса с нормальным развитием проявляются новообразования, характерные для младших подростков, которые пока отсутствуют у детей с задержкой психического развития. На втором месте учащиеся выделяют взаимную симпатию, где значимым является позитивность друга и то, чтобы он считал себя другом.

Далее, изучены данные по эмоционально-психологическому настрою коллектива, в котором опосредованно отражаются индивидуальные эмоциональные состояния членов группы.

Таблица 8. Эмоциональный профиль класса.

  Группа с задержкой психического развития Группа с нормальным психическим развитием  
       
Всегда 1,4 1,8 Всегда
весело     скучно
Мы -0,4 0,9 Мы
добрые     злые
Никогда -0,3 0,3 Часто
не ссоримся     ссоримся
Мы 0,5 0,4 Мы часто
вежливые     ругаемся
Никогда не грубим 0,3 0,4 Ругаемся друг с другом
       
Мы очень дружные 0,2 1,0 В классе мало друзей
       
В классе -0,5 -0,2 В классе
спокойно     тревожно

 

С помощью теста семантический дифференциал «Оценка отношений в своем коллективе» В.В. Бойко нами выявлено, что для младших школьников очень важно, чтобы в классе было весело. Эмоциональный профиль класса, где обучаются дети с задержкой психического развития и нормальным психическим развитием примерно одинаковы в том, что они любят веселье, иногда ругаются и мало дружат. Дети с задержкой психического развития в эмоциональном профиле класса отмечают склонность к тревоге, озлобленности и конфликтам больше, чем в классе с нормальным развитием.

У школьников с задержкой психического развития на низком уровне дружелюбность, доброта, вежливость и спокойствие. Это связано с психологическими особенностями детей с задержанным развитием. Эти дети эмоционально весьма высокочувствительны, а следовательно, высоко восприимчивы к эмоциональной среде обитания. Возможно, вследствие невротизма дети дают сильные эмоциональные всплески даже на незначительные события и обстоятельства. Их эмоции не только насыщены, но и противоречивы и неустойчивы. Такие дети отличаются эмоциональной уязвимостью, ранимостью, что отразилось в их оценках. Как мы видим по таблице, младшие школьники с задержкой психического развития в гораздо меньшей степени могут сдерживать проявление эмоций.

По данным исследованиям можно сделать вывод, что в группе с задержкой психического развития эмоционально-психологический климат хуже, дети чаще ссорятся, у них высокая тревожность. По отрицательным данным определяется очень высокий уровень конфликтности у младших школьников с задержкой психического развития.

Одной из основных психических особенностей детей с задержкой психического развития является недостаточность регуляторных функций психики. Вместе с тем, именно произвольность психических процессов, психической регуляции в целом является главным и наиболее существенным условием овладения ими учебной деятельностью.

Фактор общения обеспечивает формирование личности посредством осознания ребенком своего места в коллективе, собственной самооценкой и отношением взрослых и сверстников к нему.

Уровень привлекательности классного коллектива был рассчитан под рисунком 3.

Рисунок 3. Оценка привлекательности классного коллектива младших школьников.

 

Итак, результаты по анкете «Оценка привлекательности классного коллектива» таковы, что у младших школьников негативного отношения к классу и неудовлетворенности своим положением и ролью не наблюдалось. В большинстве коллектив является очень привлекательным, атмосфера полностью удовлетворяет. Они дорожат отношениями с остальными детьми внутри коллектива. У учащихся 4 класса с задержкой психического развития больше преобладает нормальный и высокий уровень привлекательности. Несмотря на то что, негативное отношение отсутствует в обеих группах, положительный результат более всего заметен у учащихся с нормальным психическим развитием. Это говорит о некоторой пассивности детей с задержкой психического развития, они не имеют высоких стремлений быть членом общества, не дорожат отношениями внутри класса. У них отсутствует также желание что-либо поменять, далеко не все дети готовы сменить класс, вследствие малой заинтересованности и скупым внутренним миром. Это характеризует чрезмерную лёгкость и поверхностную оценку серьёзных жизненных событий.

Данные результаты позволяют говорить, что ребенок с задержкой психического развития скорее воспроизводит социальные требования к себе и другим заданные взрослыми, нежели на самом деле осознает их. Оценка сверстников также представляет собой заимствование оценочных суждений взрослых.

В то же время, нормальный и высокий уровень в исследовании анкетирования показал наличие динамики формирования личности ребенка и становления межличностных отношений детей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, эксперимент показал, что все исследуемые параметры в группе с задержкой психического развития значительно отличаются от группы с нормальным развитием.

1. По результатам диагностики межличностных отношений с помощью методики «Социометрия» Дж. Морено выявлено, что у младших школьников с задержкой психического развития отсутствует учебный лидер. 30% составляют взаимные выборы. Остальные - блуждающие. 30% учащихся никто не выбрал.

Эти данные говорят о том, что учащиеся осознают недостаточность подготовленности к учебной деятельности своих одноклассников и свою собственную. Учебная деятельность у младших школьников с задержкой психического развития не является основой для установления межличностных отношений.

Анализ результатов диагностики по методики Дж. Морено показал, что у младших школьников с задержкой психического развития самой большой ценностью является физическая сила и выносливость. Именно это для них является самым значительным в их возрасте. И лидером в данной группе является волевой физически сильный учащийся. Что касается учебной деятельности и приятельских отношений среди младших школьников эти стороны жизни испытуемых отходят на второй план. Кроме того, 30% учащихся 4 класса детей с задержкой психического развития находятся в изолированном положении по всем трем направлениям межличностных отношений – «познавательные, эмоциональные, волевые». Этих детей отвергают все во всех отношениях.

20% взаимности у детей с задержкой психического развития говорит о том, что коллектив не достаточно сформирован. Причина этому может быть то, что дети мало общаются между собой, поэтому совместная деятельность не складывается. По уровню коммуникативной деятельности по всем показателям дети отстают от нормально развивающихся детей. По данным можно определить то, что в отличие от своих нормально развивающихся сверстников они достигают лишь уровня ситуативно-делового общения.

2. В анкете «Мой лучший друг», где критериями выбора друга являлись учебная деятельность, взаимная симпатия и нравственные качества нами выявлено, что для младших школьников с задержкой психического развития самой большой ценностью (65%) является взаимная симпатия. Для них очень важно, чтобы их принимали такими, какие они есть, считали своим другом, потому что эти дети привыкли к тому, что их отвергают. Они не выбирают сами, а выбирают того, кто выбирает их.

На втором месте учебная деятельность и нравственные качества. Что касается учебной деятельности, самым значимым для них является посещение предметного кружка, а не сама учебная деятельность.

Анализируя результаты по третьему критерию «нравственные качества» нами выявлено, что по-прежнему для них является приятным человек общительный, расположенный к ним, которому они могли доверять.

Эти результаты подтверждают полученные нами показатели по значимости взаимной симпатии, когда другой делает шаг навстречу, т.е. младшие школьники с задержкой психического развития значительно нуждаются в поддержке и приятии. Большинство из них испытывают чувство одиночества, непризнанности, непринятости и отверженности.

Что касается младших школьников с нормальным развитием, то на первом месте стоят нравственные качества, такие как желание доверять друг другу. Им нужен друг, который всегда готов помочь, умеет хранить секреты. Это говорит о том, что дети с нормальным психическим развитием делают выбор самостоятельно и ожидают от друга в первую очередь поддержку для себя. У учащихся 4 класса с нормальным развитием проявляются новообразования, характерные для младших подростков, которые пока отсутствуют у детей с задержкой психического развития.

3. С помощью теста семантический дифференциал «Оценка отношений в своем коллективе» В.В. Бойко нами выявлено, что для младших школьников очень важно, чтобы в классе было весело. Эмоциональный профиль класса, где обучаются дети с задержкой психического развития и нормальным психическим развитием примерно одинаковы в том, что они любят веселье, иногда ругаются и мало дружат. Дети с задержкой психического развития в эмоциональном профиле класса отмечают склонность к тревоге, озлобленности и конфликтам больше, чем в классе с нормальным развитием.

По данным исследованиям можно сделать вывод, что в группе с задержкой психического развития эмоционально-психологический климат хуже, дети чаще ссорятся, у них высокая тревожность. По отрицательным данным определяется очень высокий уровень конфликтности у младших школьников с задержкой психического развития.

4. Исследуя результаты анкеты «Оценка привлекательности классного коллектива» мы выявили, что у младших школьников с задержкой психического развития и с нормальным психическим развитием негативного отношения к классу и неудовлетворенности своим положением и ролью не наблюдалось. Несмотря на то что, негативное отношение отсутствует в обеих группах, положительный результат более всего заметен у учащихся с нормальным психическим развитием. Это говорит о некоторой пассивности детей с задержкой психического развития, они не имеют высоких стремлений быть членом общества, не дорожат отношениями внутри класса.

Данные результаты позволяют говорить, что ребенок с задержкой психического развития скорее воспроизводит социальные требования к себе и другим заданные взрослыми, нежели на самом деле осознает их. Оценка сверстников также представляет собой заимствование оценочных суждений взрослых.

В то же время, нормальный и высокий уровень в исследовании анкетирования показал наличие динамики формирования личности ребенка и становления межличностных отношений детей.

5. Выдвинутые нами гипотезы подтвердились.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития / Н.Л. Белопольская. - М. Изд-во УРАО, 2009. – С. 147

2. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие / Л.Н. Блинова. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2011. – С. 136

3. Большунова Н. Я. Развитие человека в современном мире: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 16-18 апреля 2013 г.) / Под ред. О.А. Шамшиковой. - Новосибирск: НГПУ, 2013. – С. 400

4. Венгер А.Л., Цукерман Г.А.. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос-Пресс, 2005. – С. 159

5. Занкова Л.В. Индивидуальные варианты развития младших школьников / Под ред. М.В. Зверевой. - М., 1988. – С. 211

6. Кропачева М.Н. Психологические особенности самоотношения у младших школьников с задержкой психического развития: автореф. канд. психол. наук / М.Н. Кропачева. - Н. Новгород, 2010. – С. 187

7.Лаврух Н.А. Особенности формирования и коррекции самооценки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья / Н.А. Лаврух // Современная педагогика. - 2012. - № 1. - С. 12.

8. Лебединская К. С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской. – М. 1982. – С. 250

9. Макеева Е.А. Особенности мотивации учения младших школьников с задержкой психического развития: Дис.... канд. психол. наук. - М., 2004. – С. 223

10. Малашихина И.А. Специальная психология / И.А. Малашихина, Н.В. Черепкова. - Ставрополь: СГУ, 2010. – С. 87

11. Методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с задержкой психического развития (для учителей общеобразовательных школ, специальных (коррекционных) школ VII вида). - М.:СКТ, 2011. – С. 15

12. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С. 456

13. Намаканов Б.А. Исследование формирования сознания в дошкольном возрасте / Б.А. Намаканов, А.А. Токарев, Ю.А. Добровольский // Молодой ученый. - 2012. - №7. - С. 240-246

14. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология / Т.Г. Неретина. - М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2010. – С. 456

15. Попова С.С. Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития / С.С. Попова // Молодой ученый. - 2011. - №1. - С. 221-224

16. Райгородский Д. Практическая психодиагностика / Д. Райгородский. - Самара: БАХРАХ-М, 2010. – С. 672

17. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Учеб. пособие / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2010. – С. 529

18. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. -- М.: Аспект пресс, 2001 – С.460

19. Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития М, 2008 г. – С. 210

20. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. - Н-Новгород: Аст, 1994 – С. 235

21. Цветкова Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. / Под ред. Л.С. Цветковой. – Москва-Воронеж., 2001.- С. 350

22. Чудинова Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности 1999 – С. 76

23.Шипицына Л. Специальная психология OZON Status 201. – С. 256

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных