ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Законы. Порядок принятия и опубликования федеральных законов.Официальное опубликование (обнародование) нормативно-правового акта является заключительной стадией правотворческой процедуры. Часть 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации гласит: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Федеральный закон Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (принят 25 мая 1994 г.) устанавливает следующие моменты: 1. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия. 2. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации. 3. Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем. 4. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. 5. Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в который были внесены изменения или дополнения, может быть повторно официально опубликован в полном объеме.
Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов. После этого закон должен быть одобрен Советом Федерации, — большинством голосов от общего числа его членов. В случае, если Совет Федерации отклоняет закон, Государственная Дума может повторно принять его двумя третями голосов. После одобрения Советом Федерации или после преодоления Государственной Думой отрицательной позиции Совета Федерации закон поступает на подпись Президенту России. Если Президент подписывает закон, он считается окончательно принятым, подлежит официальному опубликованию и вступает в силу одновременно на всей территории России по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, если иной порядок вступления его в силу не прописан в самом законе. Президент, однако, вправе отклонить закон (см. право вето) и вернуть его на рассмотрение палат Федерального Собрания. Вето Президента может быть преодолено двумя третями голосов в каждой из палат.
13.Отрасли права РФ. Частное и публичное право. Материальное и процессуальное право.
Система права - совокупность всех правовых явлений существующих в обществе взаимообусловленных и взаимосвязанных между собой. Частное право - в индивидуальных интересах человека, куда менее всего вмешивается гос-во Субъекты правоотношений равны между собой. н/ Семейное, гражданское, трудовое. Публичное право - регулирует наиболее значимые общественные отношения связанные с интересом гос-ва. Система права: 1) материальное 2) процессуальное Материальное право - отвечает на вопрос "Что делать" призвано регулировать общественные отношения Процессуальное право - "как делать?" регулирует процесс судопроизводства, дознания, следствие. Система права делится на отросли в зависимости от той или иной сферы правоотношения: 1)Конституционное 2) Уголовное 3) Семейное 4) Гражданское 5) Административное 6) Трудовое Каждая отрасль подразделяется на институты.
Общие положения и принципы конституционного права РФ Принципы конституционного права рф: 1)Принцип республиканской формы правления закрепляется в Конституции и означает, что государство имеет республиканскую форму правления, высшим источником власти выступает законодательное собрание, которое избирается народом. 2)Принцип разделения властей регламентируется конституционными нормами и отражается в делении власти на три части – судебную, исполнительную и законодательную. Это необходимо для предотвращения сосредоточения власти в одних руках и поддержания республиканской формы правления. 3)Принцип федерализма означает деление государства на структурные единицы, которые обладают ограниченной независимостью, но в целом подчиняются федеральной власти. 4)Принцип народного суверенитета заключается во власти народа. Народ является основой государственности, именно он выбирает законодательную и исполнительную власть. 5)Принцип защиты прав и свобод личности отражает основную сущность, назначение государства.
15Основы конституционного строя РФ Конституционный строй - устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права. Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, государства и общества. Сегодня в России государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер и человек в нем, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита — основной обязанностью государства. Основы конституционного строя России включают такие принципы устройства государства и общества, как: -человек, его права и свободы как высшая ценность; -народовластие; -полнота суверенитета Российской Федерации; -равноправие субъектов РФ; -единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения; -экономическая свобода как условие развития экономической системы; -разделение властей; -гарантии местного самоуправления; -идеологическое многообразие; -политический плюрализм (принцип многопартийности); -приоритет закона; -приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом; -особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.
16Права и свободы человека и гражданина РФ
17Федеративное устройство РФ Федеративное устройство России основывается на федеративном договоре распределяющим полномочия между России и входящими в нее субъектами а также на конституции российской федерации. В состав РФ входят 85 субъектов, из них которые области, города федерального значения, автономная область, края, республики, автономные округа. Признаки: 1) РФ является суверенным государством. 2) Как суверенное государство Россия имеет конституцию и федеральное законодательство. 3) Территория РФ включает в себя территорию ее субъектов. 4) В состав федерации входят как национальные образования так и государственно-территориальные образования. 5) Верховная власть РФ распространяется на всю ее территорию. Одновременно с федеральными органами действуют органы субъектов РФ. 6) Наряду с гражданством России, имеется гражданство республик, входящих в состав РФ. 7) Существует разграничение полномочий на исключительное ведение государства, полномочия субъектов, совместного ведения. 8) Наличие двухпалатного парламента, где совет федерации представляет интересы субъектов. 9) Во взаимоотношениях с федеральными органами власти все субъекты меж собой равноправны. Россия является ассиметричной федерацией что выражается не только в различных видах субъектах но и в фактическом различии правового статуса. Полноправными субъектами РФ являются республики, обладающие всей полнотой власти вне пределов компетенции России.
18Конституционно-правовой статус Президента РФ
Институт президентства был учрежден в 1991 году. Первый президент был Ельцин. Круг полномочий президента РФ довольно широк: 1)в сфере исполнительной власти президент назначает председателя правительства(с согласием гос.думы), федеральных министров, может председательствовать на заседаниях правительства,2)в законодательной сфере -издает указы, обладает законотворческой инициативой; 3) в сфере судебной власти- представляет кандидатуру верховных судей, генерального прокурора;4) кроме того является представителем международных отношений, является верховным главнокомандующим, руководит внешней политикой и назначает послов.
19Федеральное Собрание: состав, порядок формирования палат Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации является высшим представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание действует самостоятельно в пределах своей компетенции и олицетворяет законодательную ветвь власти. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Двухпалатный состав парламента в России обусловлен ее федеративным устройством. Совет Федерации является органом представительства всех субъектов Российской Федерации, а Государственная Дума выражает интересы всех граждан РФ независимо от их места жительства через политические партии, имеющие всероссийский статус. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» изменил сложившуюся в России практику, когда избранные в субъектах РФ первые должностные лица (руководитель законодательного (представительного) органа субъекта РФ и руководитель исполнительного органа субъекта РФ) становились членами Совета Федерации по должности. В настоящее время порядок формирования Совета Федерации установлен Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ. К кандидатам на должность члена Совета Федерации предъявляются следующие требования: 1. Гражданство РФ, 2. Возрастной ценз – 30 лет, 3. Ценз оседлости – постоянное проживание на территории соответствующего субъекта РФ в течение 5лет, предшествующих выдвижению в качестве кандидата (либо в совокупности в течение двадцати лет), 4. Безупречная репутация, 5. Для кандидата от законодательного (представительного) органа власти субъекта РФ – обязательно наличие статуса депутата этого органа власти.
20Правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы
21Правительство РФ. Система и структура федеральных органов исполнительной власти
Исполнительная власть. В состав входят: председатель правительства, заместители председателя, и верховные министры, зам председателя, верховные министры. Полномочия правительства определены конституцией и федеральным конституционным законом (ФКЗ) от 17 декабря 1997 года «О правительстве РФ». Полномочия: Разработка и представление на утверждение федерального бюджета, обеспечение мер по законности соблюдение прав и свобод человека, управление федеральной собственностью, осуществление мер по обеспечению обороны и безопасности государства, реализация внешней политики и другие.
22Судебная система РФ Судебнаясистема - это совокупность всех судов, действующих на территории Российской Федерации. Судебная система строится в соответствии с Конституцией РФ и Законом “О судебной системе Российской Федерации”. В этом законе закреплено, что перечень судов, указанных в законе, является исчерпывающим и создание чрезвычайных судов не допускается В России устанавливается двухуровненая судебная система: 1) к федеральным суда относятся: конституционный суд, верховный суд, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, автономной области и автономных округов, а так же районные специализированные суды общей юристдикцией. 2) к субъективным судам- конституционные суды и мировые. Кроме того, Законом “О судебной системе РФ” предусмотрены суды субъектов Российской Федерации - конституционные (уставные) суды и мировые судьи. И Конституционный Суд РФ, и суды общей юрисдикции, и арбитражные суды представляют собой три абсолютно независимых друг от друга части общей судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституционного строя, политической и экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан. В ст. 3 Закона “О судебной системе РФ” говорится, что единство судебной системы достигается путем установления судебной системы конституционным законом, соблюдения всеми судами установленных правил производства, применения всеми судами Конституции РФ и других федеральных законов, признания обязательности исполнения вступивших в силу судебных решений на всей территории Российской Федерации, закрепления единства статуса судей, финансирования органов судебной власти за счет средств федерального бюджета. В то же время каждая из этих трех частей судебной системы имеет свою компетенцию и не вмешивается в деятельность других.
23Организация государственной власти в субъектах РФ В соответствии с Конституцией РФ установление общих принципов организации системы государственной власти субъектов РФ входит в совместное ведение Российской Федерации и субьектов РФ, а система органов государственной власти формируется субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими положениями, вводимыми федеральным законом. В отсутствие необходимых законов функционирование органов государственной власти субъектов РФ регулируется указами Президента РФ и законодательством субъектов РФ. Субъектам РФ предоставлено право самостоятельно устанавливать дату прямых выборов органов государственной власти на основе принятия собственных постановлений. Систему органов государственной власти субъектов РФ составляют: 1. Законодательный (представительный) орган государственной власти. 2. Высший исполнительный орган государственной власти. 3. Иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ (в частности, может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ). Деятельность органов государственной власти субъектов РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами: • Государственная и территориальная целостность России. • Распространение суверенитета России на всю ее территорию. • Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России. • Единство системы государственной власти. • Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. • Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и субъектов РФ. • Самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления принадлежащих им полномочий.
24Общие положения и принципы гражданского права РФ Основные принципы гражданского права закреплены в ст. 1 Гражданского кодекса РФ и конкретизированы в других статьях Гражданского кодекса РФ и других нормативных правовых актах. 1) Принцип равенства участников гражданских отношений. 2) Принцип неприкосновенности собственности является конституционным. В соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Согласно п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся обращение взыскания на имущество по обязательствам; отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу и т.д. 3) Принцип свободы договора означает, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством. Данный принцип конкретизирован в ст. 421 Гражданского кодекса РФ. 4) Принцип недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Этот принцип базируется на положениях ст.ст. 23, 24 Конституции РФ, в которых предусматриваются положения о неприкосновенности частной жизни, личной, семейной тайны граждан. 5) Принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав. Граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. 6) Принцип обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты. 25Граждане (физические лица) как субъекты гражданских правоотношений: правоспособность, дееспособность, предпринимательская деятельность, регистрация актов гражданского состояния Физические лица – это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Согласно п. 4 ст. 2 Гражданского кодекса РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Для того чтобы физическое лицо стало субъектом гражданских правоотношений, необходимо чтобы оно обладало правоспособностью и дееспособностью. Согласно ст. 17 Гражданского кодекса РФ гражданская правоспособность – это способность иметь гражданские права и нести обязанности. Гражданская правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность – это общая предпосылка для возникновения субъективных прав и обязанностей. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. День рождения и день смерти определяется на основании записи в книге регистрации актов гражданского состояния в соответствии с ФЗ от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния». Содержание гражданской правоспособности определено в ст. 18 Гражданского кодекса РФ. Граждане могут: - иметь имущество на праве собственности; - наследовать и завещать имущество; - заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; - создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; - совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; - избирать место жительства; - иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; - иметь иные имущественные и личные неимущественные права. Дееспособность представляет собой возможность осуществлять правоспособность, права и обязанности своими собственными действиями. Это отражено в самом названии: дееспособность - способность действовать.15 Обладать дееспособностью означает иметь способность совершать сделки, заключать договоры, выдавать доверенности от своего имени на реализацию своих гражданских прав, нести гражданско-правовую ответственность по своим обязательствам, в том числе и связанным с предпринимательской деятельностью. Учитывая это, гражданское законодательство различает несколько видов дееспособности: - Полная - Относительная или неполная (дееспособность несовершеннолетних) - Частичная (дееспособность малолетних) - Ограниченная - Недееспособность Акты гражданского состояния Гражданским состоянием называется правовое положение (правовой статус) отдельного гражданина как субъекта права, обусловленное фактами и обстоятельствами его естественной и социальной жизни. Гражданское состояние лица позволяет индивидуализировать его в среде прочих граждан (имя, пол, возраст, гражданство), обозначить его право и дееспособность. Таким образом, акты гражданского состояния (АГС) это важнейшие события и факты в жизни человека. Вопросы, связанные с АГС регулируются ФЗ законом «Об актах гражданского состояния» от 20.11.1997 г. По своей юридической природе АГС являются юридическими фактами, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей граждан. Акты гражданского состояния бывают двух видов: а/ События (рождение, смерть) б/ Действия (вступление в брак, усыновление, изменение имени) Закон определил, какие юридические факты подлежат государственной регистрации: рождение, заключение и расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть гражданина. Регистрация АГС производится в специальных актовых книгах. Актовая запись и выданное на ее основе свидетельство является бесспорным доказательством удостоверенных ими фактов. Регистрация АГС осуществляется и в государственных и общественных целях (учет демографических процессов для регулирования развития общества и др.). Регистрация АГС носит двойственный характер: Правообразующий – при регистрации брака, развода, перемена имени Удостоверяющий, имеющий значение для охраны личных и имущественных прав граждан – другие акты. Аннулирование и восстановление записей органы ЗАГС производят только на основании судебных решений. За совершение записей актов гражданского состояния взимается установленная государственная пошлина.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|