Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теоретические аспекты аграрной реформы




СОДЕРЖАНИЕ

Введение.............................................................................................................. 3

1 Теоретические аспекты аграрной реформы.................................................... 4

2 Общая характеристика зарубежного опыта аграрной реформы.................. 7

2.1 Аграрные преобразования в России и других странах СНГ..................... 9

2.2 Правовое регулирование аграрной реформы в странах Азии................. 12

2.3 Правовое регулирование аграрной реформы в странах Латинской Америки

и Африки........................................................................................................... 14

Заключение........................................................................................................ 16

Список использованных источников................................................................ 17


 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Вопрос об аграрных преобразованиях и дальнейшем развитии аграрного законодательства всегда является одним из основополагающих в социально-экономической политике нашего государства.

Данная отрасль национальной экономики весьма перспективна, ведь по производству некоторых сельскохозяйственных культур республика занимает лидирующие места среди стран-соседей и других мировых государств. Создаются условия для дальнейшего развития аграрного сектора. Однако при всех положительных тенденциях существуют весомые проблемы, которые затрудняют развитие данной сферы национальной экономики.

Аграрная реформа – регулируемые государством процессы по совершенствованию системы производственных, хозяйственных, финансовых отношений между государством (финансовой структурой), сельхозтоваропроизводителем, переработчиком, сферой реализации и потребителем, а также комплекс мер, направленный на повышение производительности и престижности труда, осуществление расширенного производства, решение социальных проблем тружеников села на основе использования достижений науки, передового практического опыта и развития технологий механизации ручного труда, производств переработки, упаковки, хранения и доставки потребителю сельскохозяйственной продукции.

Реформирование сельского хозяйства на современном этапе направлено на переход к рыночной экономике. Непременные условия развития рыночных отношений – формирование многоукладной экономики, приватизация собственности в аграрном секторе. Многоукладность предполагает функционирование различных форм собственности и хозяйствования при условии максимального использования их ресурсного потенциала, эффективного ведения хозяйства и расширенного воспроизводства.

Несмотря на то, что в развитии данной отрасли законодательства Республики Беларусь уже сделано не мало до сих сохраняется большое количество неурегулированных и достаточно сложных аспектов. В разрешение этих пробоем может помочь анализ зарубежного опыта, на основании которого можно будет сделать вывод о возможности или невозможности использования для Республики Беларусь данного примера для проведения наиболее эффективной аграрной реформы.


 

Теоретические аспекты аграрной реформы

 

 

В настоящее время среди ученых и практиков нет единого устоявшегося мнения о сущности, содержании понятия "аграрная реформа". В ряде публикаций отдельные авторы отождествляют понятия "аграрная" и "земельная" реформа. Так, например, Е.С.Строев рассматривает аграрную реформу как совершенствование земельных отношений и систему мер земельного устройства при активном участии государства в этом процессе. При этом он утверждает, что "аграрная реформа" - не только экономическое понятие, но и политическое, отражающее отношения государства и крестьянства.

Аграрная реформа осуществляется, как правило, только на землях сельскохозяйственного назначения.

Аграрная реформа, кроме земельных отношений, рассматривает также вопросы рынка продовольствия, формирования инвестиционной политики и структурной перестройки, управления и государственного регулирования экономических отношений, социального развития, стимулирования полноценной реализации ресурсов сельского хозяйства.

Среди авторов существует и другая точка зрения о содержании аграрной реформы. Так, в работе В.А. Иванова и С.Д. Носика реформа в аграрном секторе экономики рассматривается как "комплекс мероприятий по совершенствованию управления, планирования и экономического стимулирования, т.е. процесс совершенствования производственных отношений".

Уточняя сущность аграрной реформы, авторы этой точки зрения отмечают, что она состоит в усилении роли экономических методов и стимулов в управлении народным хозяйством, коренном улучшении государственного планирования, расширении хозяйственной самостоятельности и инициативы предприятий, всемерном внедрении и совершенствовании хозрасчета, повышении ответственности и материальной заинтересованности производственных коллективов в результатах своей деятельности, а также в том, чтобы с помощью системы экономических стимулов более рационально сочетать интересы каждого труженика, предприятия, отрасли и общества в целом. Другими словами, сущность аграрной реформы представляется в совершенствовании производственных отношений, без решения центрального вопроса отношений собственности на средства производства.

Противоречивость такого определения аграрной реформы, по мнению ряда авторов, заключается в том, что оно упрощает рассматриваемую категорию до уровня комплекса экономических и организационных мероприятий. В этом случае под аграрной реформой можно понимать любую систему организационно-экономических мер, направленных на развитие сельскохозяйственного производства.Существует и общее определение реформы, которая трактуется как "преобразование, изменение, переустройство" какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не меняющее основ существующей социальной структуры, предусматривающее более или менее прогрессивные преобразования.

Аграрная реформа – регулируемые государством процессы по совершенствованию системы производственных, хозяйственных, финансовых отношений между государством (финансовой структурой), сельхозтоваропроизводителем, переработчиком, сферой реализации и потребителем, а также комплекс мер, направленный на повышение производительности и престижности труда, осуществление расширенного производства, решение социальных проблем тружеников села на основе использования достижений науки, передового практического опыта и развития технологий механизации ручного труда, производств переработки, упаковки, хранения и доставки потребителю сельскохозяйственной продукции [1].

В результате аграрной реформы происходят принципиальные изменения производственных отношений, заключающиеся в переходе от административных методов хозяйствования к преимущественно экономическим, рыночным, в повышении самостоятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Таким образом, основной признак преобразований в аграрной сфере несет в своем содержании изменение организационно-правовых форм и экономических отношений хозяйствующих субъектов, направленных на упорядочение и взаимосвязь производственных, хозяйственных и финансовых отношений не только в сфере производства, но и в отношениях между производителем и потребителем через взаимосвязь цен, количество и качество продукции, а также сбыт.

Цели аграрной реформы – обеспечение устойчивого роста производства сельскохозяйственной продукции, повышение его экономической эффективности, удовлетворение потребностей общества в качественных продуктах питания и улучшение социальных условий в сельской местности. Для достижения этих целей необходимо было повысить социальную активность крестьян, развить у них инициативу и предприимчивость на основе расширения хозяйственной самостоятельности, предоставления права самим распоряжаться землей, другими средствами производства, произведенной продукцией и вырученными денежными средствами.

Основные принципы аграрной реформы:

- Свобода выбора форм собственности и хозяйствования. Каждый человек может выбрать ту форму собственности и хозяйствования, которая в наибольшей степени соответствует его интересам и возможностям.

-Добровольность в проведении преобразований. Аграрная реформа должна осуществляться не под давлением сверху, а на основе заинтересованности трудовых коллективов в проводимых преобразованиях.

- Последовательность в проведении реформ. Реорганизация колхозов и совхозов предполагает не только смену организационно-правовых форм хозяйствования, но и изменение структуры управления, внутрихозяйственных производственно-экономических отношений и т. д. Делать это следует с учетом особенностей каждого предприятия.

- Превращение крестьянина в реального собственника при любой форме хозяйствования через наделение его землей и выделение имущественного пая. Использование собственником земельной доли и имущественного пая должно быть направлено на создание наиболее приемлемых форм хозяйствования с учетом сложившихся экономических условий и особенностей развития сельского хозяйства в нашей стране.

- Открытость аграрных преобразований, обеспечение широкой пропаганды мероприятий, проводимых в агропромышленном комплексе [2].

Результат преобразований в аграрной сфере - качественный и количественный показатель способности аграрного сектора обеспечить устойчивый рост производства, создать оптимальные условия жизни и труда на основе рационального использования средств производства, финансов и окружающей среды.

Таким образом, на основании сформулированных принципов должны быть разработаны: всесторонняя научно обоснованная концепция проведения аграрной реформы; последовательность ее осуществления при постоянном анализе результатов и внесении необходимых корректив; политика государственного регулирования социально-экономических преобразований, выделение необходимых приоритетов и этапов экономического развития; ориентиры социальной направленности проводимых преобразований; четкие и ясные цели реформ, понятные обществу и поддерживаемые им.


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных