Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Раскрыть демон Лапласа.
Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:
- вечность истории, мира;
- его существование и развитие во времени.
Раскрыть взаимосвязь исторического и логического в процессе развития (ГЕГЕЛЬ).
Категории диалектики – это наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия диалектического метода.
К основным категориям диалектики относятся:
- сущность и явление;
- форма и содержание;
- причина и следствие;
- единичное, особенное, всеобщее;
- возможность и действительность;
- необходимость и случайность.
Диалектика является не единственной теорией развития всего сущего.
Существуют и другие теории понимания развития. Зачастую данные теории противоположны диалектике.
К альтернативам диалектики относятся:
- метафизика;
- "негативная" диалектика;
- софистика;
- эклектика;
- догматизм;
- релятивизм.
Метафизика является главной альтернативой диалектики. Это объясняется тем, что:
- метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохватывающей теорией;
- на многие сходные вопросы метафизика смотрит с позиций, противоположных диалектике.
Можно выделить следующие конкретные отличия метафизики от диалектики:
- по вопросу связей старого и нового — если диалектика признает наличие связей между старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое;
- по вопросу о причине движения — согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок;
- по вопросу взаимосвязи количества и качества — сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством; по их мнению, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение и т. д.), качество изменяется благодаря качеству (то есть само по себе улучшается, ухудшается);
- по вопросу направленности движения, развития - если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития;
- в системе мышления — если динамический способ мышления сводится к шагам " тезис — антитезис — синтез", то метафизический опирается на формулы "или — или", "если не то, значит — это", то есть метафизическое мышление негибкое и однобокое;
- в отношении к окружающей действительности — диалектика видит мир во всем его многообразии ("цветное видение мира"), а метафизика — однообразно, по принципу "черное — белое";
- в отношении к познанию — диалектическое познание есть постепенный и целенаправленный процесс движения мысли к абсолютной истине через последовательное постижение относительных истин (то есть от простого к сложному и абсолютному с учетом их единства). Метафизике исходит из того, что абсолютную истину можно познать сразу, с помощью надчувственных и сверхопытных приемов, носящих "умозрительный" характер;
- в отношении к окружающему миру - диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика - состоящим из отдельных вещей и явлений.
Таким образом, метафизика и диалектика есть две противоположные теоретические системы осмысления действительности (в частности и развития). Их основные расхождения связаны с пониманием вопросов причины движения, связей старого и нового, количества и качества, направленности развития, мышления, познания, целостности окружающего мира, отношения к окружающему миру.
Не следует думать, что метафизика — сугубо реакционная теория. В современной философии (особенно Запада) метафизика признана как равноправная теория, метод, наряду с диалектикой, а некоторые философы предпочитают метафизический образ мышления диалектическому.
В советской постсоветской, российской философии предпочтение отдается диалектике, причем так называемой общепринятой классической "консервативной" диалектике.
В то же время внутри диалектики существует направление, альтернативное общей ("консервативной") диалектике — так называемая "негативная" диалектика.
"Негативная" диалектика разрушает ряд устоявшихся постулатов общепринятой диалектики, отбрасывает положения, уже ставшие догмой, более критически смотрит как на саму себя, так и на окружающий мир.
Основоположниками и видными представителями "негативной" диалектики являлись Теодор Адорно (1903 - 1969), Жан-Поль Сартр (1905 - 1980).
Главные идеи “негативной" диалектики:
- диалектика может быть только "негативной" — критической, диалектика не должна уделять внимание всему старому, устоявшемуся;
- диалектика должна постоянно, в каждом предмете, явлении искать повод для критики, все подвергать сомнению, все критиковать, все отрицать;
- новое должно полностью и безвозвратно отвергать старое и тут же подвергаться критике, поиску еще более нового (то есть диалектика должна идти вперед и вперед, не задерживаться на месте, перешагивать через все преграды);
- "негативная" (критическая) диалектика не имеет объективного значения, она имеет отношение только к сознанию, поскольку все отвергает и критикует только сознание;
- отрицание отрицания никогда не должно перейти в позитив (нахождение идеала), необходимо постоянно отрицать и подвергать критике все явления действительности.
Вспомним младогегельянцев, которые делали упор на гегелевский метод.
Метафизика и "негативная" диалектика являются самостоятельными, разработанными теориями, противоположными диалектике.
Наряду с ними существуют философские подходы (приемы, методы), альтернативные диалектике, но не являющиеся самостоятельными теориями:
- эклектика;
- софистика;
- догматизм;
- релятивизм.
Релятивизм — интерпретация уже готовых результатов познания.
Эклектика - построение теоретических истин на основе произвольного смешивания, объединения разрозненных фактов, создание искусственных интеллектуальных конструкций.
Софистика — выведение ложного по сути, но воспринимаемого правильным по форме умозаключения из ложных умозаключений, которые некорректно подаются как правильные.
Догматизм — восприятие каких-либо положений изначально как бездоказательной, но абсолютной истины, негибкость в мышлении, рассуждениях, отношении к окружающему миру.
Литература
- Введение в философию: учебник для вузов. В. 2 ч. Ч. 2 / Под общ. Ред. И.Т. Фролова – М., 1989. Глава VII. Диалектика.
- Введение в философию: учеб. пособие для вузов/ И.Т. Фролов [и др.] – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.
- Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2000-2001.
- Философия: учебник; под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2004. Разд. IV, гл. 3.
- Философский словарь; под ред. И.Т. Фролова – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.
- Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.
- Алексеев, П.В. Философия: учебник/П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007(глава 1-глава 31).
- Кучевский, В.Б. Философия: проблемы бытия и познания: учебник/ В.Б. Кучевский. - М., 1998. Гл. VII-ХI.
Контрольные вопросы
- Назовите категориальный аппарат синергетики.
- Новое понимание будущего в синергетике (по сравнению с классическим).
- Перечислите основные принципы синергетического подхода.
- Кто впервые ввел термин «диалектика»?
- Укажите элементы диалектики как системы.
- Перечислите этапы становления диалектики.
- Какие принципы диалектики Вы знаете?
- Определите методологическую функцию каждого из законов диалектики.
- В чем различие между взаимодействием противоположностей и противоречием?
- Что такое мера в законе перехода количественных изменений в качественные?
- Что такое диалектическое отрицание, и чем оно отличается от формально-логического?
- Прав ли К. Поппер, что диалектика не имеет реального позитивного смысла?
Тема 5. Философское учение о сознании. Творчество
- Историческая эволюция форм отражения. Уровень отражения как критерий развитости системы.
- Загадка возникновения человека. Качественное отличие сознания от психики животных. Структура общественного сознания.
- Проблема идеального. Память.
- Сознательное и бессознательное. Структура человеческой психики по З. Фрейду; коллективное бессознательное К.Г. Юнга. Концепция С. Грофа.
- Проблема моделирования человеческого мышления. Проблема создания искусственного интеллекта. Системы искусственного интеллекта (СИИ). Познание.
- Проблемы творчества.
Ключевые понятия: сознание, материя, отражение, управление, самоорганизация, идеальное, информация, труд, архетип, эго, оно, сверх Я, либидо, творчество, креативность, интеллект (мышление), воображение (фантазия), интуиция (инсайт, «озарение»), коллективное бессознательное, анима, анимус, самость.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|