Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сознание человека отличается от сознания высших животных.




  • большей глубиной;
  • большей способностью к предметно-практической (преобразующей) деятельности — труду;
  • способностью к абстракции (в том числе оторванному от непосредственной реальности мышлению);
  • возможностью передачи информации (язык жестов или другой способ передачи мыслей – язык естественный или формальный).

Главными свойствами человеческого сознания являются:

  • идеальность (противоположность материальному);
  • интенциональность (направленность на что-то);
  • идеаторность (способность творить).

Идеальность — это особая, нематериальная сущность сознания. Идеальное сознание по своей природе:

  • противоположно материальному миру;
  • независимо от материи;
  • в некоторых случаях первично по отношению к материи;
  • неуловимо, непознаваемо с помощью материальных средств. Это означает следующее.

Возникающие в голове образы сами не являются материей. Они лишены массы, запаха, (сознание может "вмещать" в себя все - песчинку, маленький камень, автомобиль, небоскреб, океанский лайнер, планету).

Сознание, его образы — самостоятельная реальность, по сути, противоположная материи. Сознание независимо от материи. В сознании возможно то, что невозможно в реальном мире (человек может представить все- феноменальное поле).

Сознание во многих случаях предшествует материи - точнее, материи, создаваемой, преобразуемой человеком. Например, при изготовлении любого предмета (авторучки, стола, листа бумаги и др.) в сознании всегда имеется замысел, "образ" данного пред­мета. Причем сознание человека способно создавать и с помощью деятельности человека и механизмов воплощать в жизнь не только простые, но и сложнейшие замыслы (образы) — строить дворцы по проекту, собирать телевизоры, создавать самолеты, огромные океанские лайнеры, конструировать, собирать, запускать в космос ракеты, управлять на расстоянии космическим кораблем и т. д.

Сознание нельзя обнаружить с помощью материальных средств. До сих пор врачам, ученым не удавалось "увидеть", обнаружить само идеальное сознание, образы в мозгу другого человека. Видна только анатомия, но не сознание.

Интенциональность - направленность на предмет. Сознание не может быть беспредметным. Что-то всегда является предметом сознания.

Интенциональность сознания подразумевает наличие:

  • предмета сознания (что "видит" сознание);
  • формы (как оно воспринимает предмет).

Основными формами сознания являются:

  • восприятие;
  • осмысление;
  • оценка;
  • воспоминание;
  • фантазия;
  • антиципации;
  • творчество;
  • жизненный опыт и др.

Предметом сознания, в свою очередь, являются:

  • окружающий мир, его предметы, явления;
  • особый, самостоятельный духовный мир, как связанный с высшим миром, так и не связанный.

Идеаторность сознанияспособность творить и воспроизводить идеи — внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения.

Способность вырабатывать абстрактные идеи — коренное отличие сознания человека от сознания животных. Результатом данной способности явилась выработка системы кодирования передачи и распространения содержания сознания — языка(синтаксис и семантика).

Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение

Если на многие вопросы современная философия и наука может дать достаточно близкий к истине ответ (например, вопросы природы, общества, человека, истории, бытия, познания), то проблема сознания (механизма возникновения, внутренней сущности, влияния на материю) до сих пор остается большой загадкой. Философия исследует данную проблему, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.

В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания:

  • физикализм;
  • солипсизм;
  • объективный идеализм;
  • умеренный материализм.

Физикализм — крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.

Данная точка зрения основана на множестве естественнонаучных достижений, и, в частности, на следующих фактах:

  • головной мозг человека действительно является сложнейшим "механизмом" природы, высшим уровнем организации материи;
  • сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг — биологический орган;
  • человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) — материальный объект;
  • медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ). Единственная проблема, на которую наталкиваются (и зачастую при этом разрушаются) логические доводы физикалистов, — это идеальность сознания:
  • образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик - массы, запаха, четких размеров, формы;
  • сознание может "господствовать" над образами — увеличивать, уменьшать, вызывать их, "стирать";
  • никому со стороны не удавалось "увидеть" сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом — нейроны, но он не видит, ни образов, ни мыслей оперируемого человека).

 

Ответвлениями физикилизма являются:

  • "теория тождества" (Д.М. Армстронг, Дж. Смарт) - отождествляет духовные процессы с другими телесными процессами — кровообращением, дыханием, мозговыми процессами);
  • теория "элиминации" (Ф. Фейерабенд) — пытается доказать то, что само понятие "дух", "духовное" — устаревшее и ненаучное, предрассудок;
  • теории вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том, что "мозг выделяет мысль, как печень — желчь").

Солипсизм — другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида — единственная достоверная реальность, а материальный мир — его порождение (субъективный идеализм — Беркли, Юм, Фихте и др.).

 

Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся:

  • объективный идеализм - признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть "мирового сознания";
  • умеренный материализм — считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) — точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.

Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа:

  • сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;
  • сознание присуще всем живым организмам;
  • сознание — свойство исключительно человеческое.

Согласно космической (божественной) точке зрения сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей — живых организмов, человека. Сознание "исходит" непосредственно из космоса (другой вариант - из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы "мирового сознания" рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека. Существуют теории происхождения сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения:

  • теория монад (монадология) выдвинута Лейбницем, развита Даниилом Андреевым – считают, что в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад — первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи;
  • теория Т. де Шардена, согласно которой сознание — надчеловеческая сущность, "внутренняя сторона", "мозг" материи;
  • теория Толбета, согласно которой Вселенная — гигантский разум, сознание — результат взаимодействия полей, которые образуют материю;
  • теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика — громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и "заряжает" его разумом;
  • теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу, одушевленность — свойство материи.

 

Основная идея другой, "биологической" точки зрения: сознание - порождение живой природы и присуще всем живым организмам.

Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:

  • жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;
  • инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;
  • многие действия, совершаемые животными, сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания;
  • животным присущи своя "мораль", особенность поведения, борьба, лидерство, внушаемость и т. д.

Согласно "человеческой" точке зрения (марксизм и др. направления) сознание — продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами. Эта точка зрения была особенно распространена с середины XIX в. до середины ХХ в.

Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и др.) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта, животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой "социальной" организации с распределением ролей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных