Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Жизнь человека — постоянное взаимодействие Эроса и Танатоса.




 

 

Особое внимание Фрейд уделяет проблеме отношений человека, человеческих масс, культуры.

Согласно Фрейду человеческое общество может существовать только при условии взаимного подавления бессознательных привычек, влечений, страстей, в противном случае общество будет разрушено изнутри.

Происходит массовая сублимация по­давленной энергии и преобразование ее в культуру.

Общество создает заменитель подавленной энергии - ритуалы.

Ритуал — коллективное бессознательное — форма реализации вытесненных желаний.

Ритуалов множество - религия, мораль, искусство, поэзия, музыка, зрелища, массовые мероприятия.

 

По мере развития цивилизации человеческие страсти подавляются все больше и больше. Это приводит:

  • к массовым психозам, всенародной депрессии;
  • к необходимости конструирования более сложных, изощренных ритуалов.

В этой связи возникает феномен толпы, массы. Огромное количество людей с подавленными желаниями группируется в массу, толпу и направляет свою энергию на лидера. Происходит процесс идентификации каждого члена группы, массы в целом, с групповым лидером.

Каждый член группы (толпы) автоматически переносит на себе черты лидера (вождя), а вождь (лидер) переносит на себя черты массы.

Объединение людей в массу, идентификация с лидером способствует укоренению в "бессознательном" толпы иллюзии самоценности, силы (благодаря принадлежности к группе и лидеру), безопасности.

 

Толпа агрессивна, легко заводима, категорична, беспощадна.

Роль лидера толпы, по Фрейду, может выполнить только личность с ярко выраженными психическими аномалиями, способная поверить в собственную исключительность и повести толпу за собой.

На основе учения Фрейда возникло философское течение неофрейдизма, разработанное его продолжателями - Альфредом Адлером, Вильгельмом Райхом, Густавом Юнгом, Эрихом Фроммом.

В частности, Альфред Адлер (1870 - 1937) выдвинул концепцию, согласно которой в основе "великих" действий человека, гиперактивности, сверхустремлений, а также психических болезней лежит вытесненный комплекс неполноценности, который человек желает компенсировать, добиваясь успеха в бизнесе, политике, науках, искусстве, личной жизни.

Вильгельм Райх (1897 - 1957) считается основателем фрейдо-марксизма.

Основная идея его концепции заключается в том, что в основе нормальной жизни и деятельности человека лежит сексуальная энергия, имеющая космическую природу. Общество беспощадно подавляет энергию человека, его аффекты с помощью морали, культуры, этикета. Человек вынужден жить в "тисках" культуры , приспосабливаясь к нормам общежития, другим людям, подчиняясь начальству, властям — это приводит к "невротизации" человека, гибели его истинного "Я", самости.

Единственный способ спасти человекаполное ниспровержение культуры (морали, запретов, субординации), раскрепощение, сексуальная революция.

 

Карл Густав Юнг (1875 — 1961) выдвинул теорию архетипов.

 

Согласно Юнгу жизненная (а не только сексуальная) энергия человека, наталкиваясь на непреодолимые препятствия окружающей жизни, переводится не в индивидуальное бессознательное, а во всеобщее бессознательное в виде архетипов. Архетипы — универсальные образы, "код" общечеловеческой вытесненной жизненной энергии. Ими могут быть содержание снов, мифы, бред душевнобольного, парапсихологические эффекты, грезы, галлюцинации. Архетипы — "зашифрованная" история человечества, высшие истины.

 

Цель философии - помочь человеку "расшифровать" архетипы, понять их смысл, а через них — себя и окружающую действительность.

 

Эрих Фромм (1900 - 1980) выдвинул проблему противоречивости человеческого существования.

Фромм выделяет следующие основные противоречия человеческого существования:

  • патриархат и матриархат;
  • гуманистическое и авторитарное сознание;
  • власть и подчинение;
  • стремление к обладанию и просто жизнь;
  • личное бытие (история жизни) и историческое бытие (история);
  • "свобода от" и "свобода для" : негативная и позитивная свободы. Цель философии, по Фромму, - помочь человеку решить эти противоречия. Главный способ их решения - культивирование всеобщей любви, стремление сделать мир добрее, добиться того, чтобы "желание жизни" повсеместно вытесняло "желание смерти", разрушительные истины

 

Популярным на Западе направлением неофрейдизма является маркузианство, близкое по духу и к фрейдо-марксизму. Его основателем является Г. Маркузе (1898 — 1979).

Главное произведение Маркузе — "Одномерный Человек". Основная идея работы заключается в том, что современное "одномерное общество" воспитывает нормального, но "одномерного человека", обладающего желаниями, интересами, увлечениями только в рамках одного направления — потребления.

Человек-потребитель постепенно становится "винтиком", зависит от общества, мельчает как личность, подавляет свои естественные желания, то есть себя.

Выход из данного положения, "прорыв" одномерного общества Маркузе видит в полной сексуальной свободе и раскрепощенности, в сексуальной революции.

 

Литература

  1. Введение в философию: учеб. пособие для вузов/ И.Т. Фролов [и др.] – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.
  2. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2000-2001.
  3. Философский словарь; под ред. И.Т. Фролова – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.
  4. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.
  5. Алексеев, П.В. Философия: учебник/П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007(глава 1-глава 31).
  6. Бородай, Ю.М. Эротика - смерть - табу: трагедия человеческо­го сознания / Ю.М. Бородай. - М., 1996. Очерк первый-второй.
  7. Воскобойников, А.Э. Бессознательное и сознательное в духовном мире человека / А.Э. Воскобойников. - М., 1997.
  8. Кучевский, В.Б. Философия: проблемы бытия и познания: учебник / В.Б. Кучевский. - М., 1998. Гл. VI.
  9. Спиркин, А.Г. Философия: учебник/ А.Г. Спиркин - 2-е изд. - М.: Гардарика, 2005. Гл. 11.

 

Контрольные вопросы

  1. Что такое сознание?
  2. В чем отличие психики животных от сознания человека?
  3. Какие факторы сыграли решающую роль в возникновении сознания?
  4. Какова структура сознания?
  5. Что такое самосознание?
  6. Как З. Фрейд представлял человеческую психику?
  7. Что понимал К. Г. Юнг под коллективным бессознательным ?
  8. Назовите некоторые бессознательные потребности по Э. Фромму.
  9. Современные научные представления о строении мозга человека.
  10. Что есть творчество и его критерии?
  11. Творчество -рациональные и иррациональные аспекты.

 

Лекция 6.ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ. НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА И ДИНАМИКА   План 1. Проблема познания в философии 1.1 взаимосвязь образов сознания и объективной реальности (три линии); 1.2 проблема достоверности знания; 1.3 проблема субъекта в гносеологии; 1.4 проблема объекта познания; 1.5 проблема истины в науке. 2. Формирование научной рациональности как центральная проблема Западной философии 2.1 общая характеристика науки и ее функции; 2.2 основные этапы развития науки, их характеристика; 2.3 четыре типа научных революций и три типа научной рациональности 3. Методы научного познания 4. Эмпирический и теоретический уровни научного познания 5. Заключение Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях 1. Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие форм познания. Проблема познаваемости мира и варианты ее решения в истории философской мысли: гносеологический оптимизм и феномен скептицизма. 2. Структура и динамика познавательного процесса. Чувственное и рациональное познание, их основные формы. 3. Социокультурная обусловленность процесса познания. Роль практики в процессе познания. Индивидуальное и неиндивидуальное в познании. 4. Проблема истины в теории познания. Истина и оценка истины и заблуждения. Истина и правда. Истина и вера. Критерии истины. Ключевые понятия по теме Абстракция, агностицизм, анализ, верификация, восприятие, гипотеза, гносеология, гносеологический оптимизм, гносеологический пессимизм, дедукция, догматизм, заблуждение, знание, идеализация, индукция, интеллигибельный, интуция, истина, конвенционализм, ложь, метод, наблюдение, наука, отражение, ощущение, парадигма, познание, понимание, понятие, практика, представление, проблема, релятивизм, синтез, скептицизм, суждение, теория, умозаключение, факт, фальсификация, формализация, эпистемология, эксперимент. 1. Проблема познания в философии. 1.1. Взаимосвязь образов сознания и объективной реальности (три линии). 1. Переход от содержания сознания к объективной реальности невозможен. Это линия крайнего последовательного агностицизма. Данная линия в истории философии не была реализована (искусственная позиция). 2. Переход от сознания (познания) к объективной реальности возможен. Удел познания – скользить, по поверхности вещей как они нам даны, а не вникать в их сущность (сущность вещей непознаваема). Это линия реального агностицизма. Она воплощена в истории философии. Представители данного направления снимают проблему объективности знания: - софисты (Протагор, Продик и др.); - киники (Диоген, Кратет и др.); - скептики (Пиррон, Секст-эмпирик и др.); - Новое время (Давид Юм и юмисты); - И. Кант и неокантианцы; - конвенционалисты (конвенция – соглашение), А. Пуанкаре и др. Реальный агностицизм исходит из оппозиции субъективно освоенной действительности, как заблуждения, и аутентичной действительности (соответствующей подлинному). Следует иметь в виду, что нетлогическойпроцедуры установления соответствия знания действительности (например, И.Кант пишет о вере). 3. Мир познаваем не только феноменально (на уровне явлений), но и по существу. Теоретические (мыслительные) фигуры содержательны и совпадают с реальным бытием (т.е. строится аутентичный мир – мир идеальных объектов). Это антипод второй линии: познание бывает либо предметным, либо никаким (не путать идеалистов, Г. Гегель, Платон и др. с агностиками, И. Кант, Д. Юм и др.). Марксистская гносеология исходит, прежде всего, из двух принципов: принцип отражение и принцип развития, т.е. имеется в виду два вида диалектики: - объективная диалектика –материальный мир, природа; - субъективная диалектика –сознание и познание. 1.2. проблема достоверности знания Существует две взаимоисключающие традиции моделирования познавательного процесса: - эндогенная или имманентная (от лат. «свойственный», «присущий») – утверждающая, будто бытие является лишь внутренним содержанием сознания и настаивает на самостоятельности сознания. Основной тезис: все содержание сознания объяснимо из него самого. Существует в двух видах: а) нативизм – концепция «врожденных идей» - Р. Декарт, intellectus infinitus – первопринципы, из которых путем дедукции развивается система потенциального знания, Б. Спиноза. б) конструктивизм – познавать, значит конструировать бытие, исходя из правил комбинирования идеальных структур, позволяющих изучать не субстанцию, а понятия вещи. Школы и течения от И.Канта и Фихте к Шлейермахеру, Шуппе, Гуссерлю. - экзогенная или предметно-ориентированная традиция – исходит из единства знания с ее предметом. Существует в следующих проявлениях: а) натурализм – «не мы отражаем действительность, а она отражается в нас» в ходе психофизиологического контакта с ней. Представители: Эпикур, Гассенди, Гоббс, Локк, французские материалисты и др. б) телеологизм – предполагает изначальную синхронизированность субъекта и объекта – по плану творения бытие и сознание действуют заодно (идея предустановленной гармонии Лейбниц) в) панлогизм – немного иное, но очень близкое телеологизму, понятие. Решить проблему знания, значит построить особую логику, где теория бытия выступает и теорией познания (Г.Гегель, К.Маркс) 1.3 проблема субъекта в гносеологии Субъект – источник познавательной активности – носитель преднамеренности. Субъект – это конкретный человеческий индивид, всеобщий дух или персональное сознание, или коллективное бессознательное (первобытные человеческие популяции). В истории философии были подходы: а) антропологизм – высшим субъектом является конкретный человеческий индивид. Главное – это человеческая натура, организованное тело (Ламетри). б) трансцендентализм – субъект выступает как всеобщий, внеисторический, внеопытный, «чистое сознание» (И. Кант). в) эволюционизм – субъект есть продукт всей ранее пройденной истории. Есть основания полагать о триумфе антропологического, трансцендентального и социального аспектов в процессе познания мира. 1.5Проблема истины в истории философии. Проблема истины является ведущей в философии познания. Все проблемы философской теории познания касаются либо средств и путей достижения истины (вопросы чувственного и рационального, интуитивного и дискурсивного и др.), либо форм существования истины (понятий факта, гипотезы, теории и т.п.), форм ее реализации, структуры познавательных отношений и т.п.   Научная истина- научные суждения, теории, концепции, содержание которых адекватно их предмету.Положение, согласно которому истина есть соответствие мыслей действительности, является главным в классической концепции истины. Современная трактовка истины включает в себя следующие моменты.   1 Корреспондентская концепция (классическая)– научная истина есть точное и полное соответствие содержания знания об объекте самому объекту (Аристотель, Дж.Локк и др. ) 2 Когерентная концепция – есть логическое соответствие некоторого высказывания другому высказыванию, принятому за истинное (или истинные).   3 Конвенционалистская концепция – истина есть конвенция, условное соглашение об адекватности (истинности) некоторого высказывания ( А.Пуанкаре, П. Дюгем , Р. Карнап).   4 Прагматическая концепция - истина есть высказывание, теория, концепция, принятие которых приносит практическую пользу, успех, решение имеющихся проблем (Ч. Пирс, Дж. Дьюи, Р. Рорти и др.).   5 Эмпирическая концепция – истина есть констатация данных наблюдения или такое общее знание, следствия которого подтверждаются данными наблюдения или эксперимента (Ф. Бэкон, И. Ньютон, Э. Мах, Г. Рейхенбах и др.).   6 Постмодернистская концепция – истина есть такое знание, которое временно и условно принимается в науке как определенное и безусловное (Ж. Деррида, Ж. Лакан, Р.Барт и др.). Существуют и другие концепции истины.   Рассуждая о «действительность» следует исходить из следующих положений. Во-первых, понятие «действительность» трактуется, прежде всего, как объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания. Во-вторых, в существующее входит также и субъективная действительность, духовная реальность. В-третьих, познание, его результат - истина, а также сам объект понимаются как неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой. В-четвертых, признается, что истина не только статичное, но также и динамичное образование; истина есть процесс. Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной сторон. Истина всегда субъект - объектна или субъект-субъектна.   Из понимания истины как объективной по содержанию, не зависящей от индивидов, классов, человечества, следует ее конкретность. Объективная истина имеет 3 аспекта: гносеологический, аксиологический и праксеологический. Гносеологический аспект связан с фиксацией в ней бытия как предметно-субстратного, так и духовного (в последнем случае - когда объектом познания индивида становится духовный мир другого человека, установленные теории, система догматов и пр.). Аксиологический аспект истины состоит в нравственно-этической, эстетической ее наполненности, в значении ее для человека и человечества. Праксеологический аспект истины демонстрирует включенность в истину момента ее связи с практикой. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины. Непосредственная цель познания - постижение истины, т. е. действительного знания о мире и человеке. Истина - адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность в идеальных конструкциях (знаках, понятиях, категориях, моделях)такой, какова она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. ЗАБЛУЖДЕНИЕ - это содержание сознания, несоответствующее реальности, но принимаемое за истинное. ЛОЖЬ - это искажение действительного состояния дел. имеющее целью ввести кого-либо в обман. КРИТЕРИИ ИСТИНЫ. Что дает людям гарантию истинности их знаний, служит основанием для отличия истины от заблуждения и ошибок? Декарт, Спиноза, Лейбниц предлагали в качестве критерия истины ясность и отчетливость мыслимого. Со временем оказалось, что ясность и отчетливость- субъективные состояния сознания, они явно нуждаются в опоре на нечто более «прочное». Это уверенность в достоверности мыслимого. Но и уверенность в истинности мысли способна ввести в заблуждение.   Выдвигался такой критерий истины, как общезначимость. Истинно то, что соответствует мнению большинства.   Принцип прагматизма , определяющий значение истины ее практической полезностью.   Критерий истины заключается в практике: «Вопрос о том. обладает ли человеческое мышление предметной истинностью,- вовсе не вопрос теории, а вопрос практический. В практике человек должен доказать истинность, т. е. действительность и мощь своего мышления.   Объективная истина – это такое знание, которое по своему содержанию соответствует действительности.   ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА - ограниченно верное знание о чем-либо; форма выражения объективной истины, зависящая от конкретных исторических условий, характеризующая ее степень точности, строгости, полноты, которая достигнута на данном уровне познания. АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА - совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо предмете или явлении, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.   Принцип конкретности истины – истина всегда конкретна.   Структура знания в естественных науках Структура знания в естественных науках имеет уровневую организацию и состоит из четырех основных уровней. 1. Чувственное знание – данные наблюдения и эксперимента. 2. Эмпирическое знание – обобщенное описание данных наблюдения и эксперимента на эмпирическом и математическом языке в виде фактов и эмпирических законов. 3. Теоретическое знание – совокупность высказываний об идеальных объектах, их взаимосвязях... 4. Метатеоретическое знание – общенаучные законы и принципы (частная и/или общенаучная картина мира, фундаментальное знание парадигмальных теорий), философские основания данной области науки и/или данной дисциплины. 2.Формирование научной рациональности как центральная проблема Западной философии 2.1 общая характеристика науки и ее функции. Определяющим фактором при построении той или иной «философии науки» всегда является предпочтительный выбор исследователем некоторой исходной философской методологии и принадлежность или предрасположенность к одному из направлений (материализму, идеализму, эмпиризму, трансцендентализму, философии культуры, философии жизни, структурализму, аналитической философии, прагматизму, рациональной теологии и телеологии и т.д. и т.п.). Так что ожидать, что существует, возможна или должна быть какая-то единая, всеми приемлемая, «научная» «философия науки» - есть верный путь загнать себя в тупик иллюзий. С другой стороны, закономерно возникает вопрос: а можно ли как-то «обойти» плюрализм «философий науки» и разработать общую, инвариантную часть содержания последней? Можно выделить два возможных способа философского осмысления такого когнитивного конструкта (и соответствующей ему реальности) как «наука». Первый – трансцендентально-аналитический. Он состоит, во-первых, в задании «науки» как специфической структуры сознания. Начало трансцендентально-аналитической традиции осмысления «науки» было положено древнегреческими философами (Парменид, Платон, Аристотель, особенно И.Кант). Данный способ философского исследования «науки» можно было бы назвать «кантовской» парадигмой философии науки. Второй логически возможный способ философского анализа науки – синтетически-обобщающий. Этот тип «философии науки» впервые был отчетливо заявлен в работах О. Конта, и поэтому его можно назвать «контовским». Если кантовская парадигма науки идет от вопроса, как наука возможна, к ответу как она «реально есть», то контовская имеет противоположный исследовательский вектор: от вопроса, как она «реально есть», к ответу, как она возможна. Науку, в самом широком смысле слова, надо рассматривать как: -познавательную деятельность (система по производству и применению научного знания); - как систему знаний (сверхсложная система знаний, включающая множество качественно различных областей научного знания); –как социальный институт (ученые объединены в различные локальные и глобальные социальные системы на основе целей и средств деятельности); – как инновационная деятельность (наука является фундаментом современной инновационной системы общества и главным локомотивом истории); -как подсистему культуры (наука утверждает, прежде всего, такие универсальные ценности культуры как Разум, Истина, Творчество, Польза, Свобода, Развитие и др.). Общекультурные функции науки: -мировоззренческая; -информационная; -образовательная. 2.2 Основные этапы развития науки и их характеристика. Наука представляет собой очень сложный и во многих отношениях противоречивый в своем эмпирическом бытии объект. Это относится и к историческому бытию науки, к её, так сказать, диахронному аспекту, и к её синхронному бытию, имея в виду её современное состояние, как весьма сложной, качественно разнородной и многоуровневой системы. Очевидно, что весьма противоречивым, во многом логически несовместимым является диахронное (историческое) многообразие форм «науки» (исторические этапы развития науки): 1) древняя восточная преднаука (вавилоно-шумерская, египетская, древнеиндийская, древнекитайская); 2) античная наука; 3) средневековая европейская наука; 4) новоевропейская классическая наука; 5) неклассическая наука; 6) постнеклассическая наука.   Особенностями восточной преднауки являлись: -непосредственная подчиненность практическим потребностям ; -рецептурность (инструментальность) «научного» знания; -эмпирический характер его происхождения и обоснования; -кастовость и закрытость научного сообщества. Античная наука. Именно в Греции и появились первые научные программы, существенно связанные с их культурой. Возникновение науки в Греции связывают с возникновением частной собственности. Наука имела следующие характеристики: -свой предмет исследования; -свои методы познания; -способы доказательства; -свой категориальный аппарат. «Наука» в Древней Греции обладала следуюшими признаками: -теоретичность (источник научного знания – мышление), -логическая доказательность, -независимость от практики, -открытость критике, -демократизм. Образцом реализации античного понимания научности, безусловно, являются «Начала» Евклида. Сущностные черты средневековой «науки»: -теологизм (Фома Аквинский), - телеологизм -непосредственное обслуживание социальных и практических потребностей религиозного общества, -схоластика, -догматизм. Наконец, в эпоху Возрождения и Новое время в Европе возникает совершенно новое по своим когнитивным и социальным характеристикам явление, которое можно назвать прообразом современной «науки». Что ее отличает от того, что прежде именовалось «наукой»? Во-первых, совершенно отличная от средневековой идеология. Леонардо да Винчи, Г. Галилей, Р. Декарт, Ф. Бэкон полагали главными ценностями новой науки -светский характер, -критический дух, -объективную истинность, -практическую полезность. В основе проекта науки «модерна» лежало стремление ученых эпохи Возрождения и Нового времени соединить, синтезировать рациональность античной науки с техно-инструментальным характером восточной преднауки. Новая наука, по мнению ее архитекторов, должна: 1) сосредоточиться на изучении отдельных процессов и явлений; 2) сама наука должна быть не созерцательно-наблюдательной, а экспериментальной в своей основе. Онтологическое обоснование такого подхода было четко сформулировано Галилеем: «Книга природы написана языком математики» и еще решительнее: «Бог – математик». Парадигмальными образцами новой науки явились аналитическая геометрия (Р. Декарт), механика (Г. Галилей, И. Ньютон) и математический анализ (И. Ньютон, Г. Лейбниц, О. Коши, К. Вейерштрасс). Для обозначения новой науки – экспериментально-математического изучения действительности – был предложен новый термин «science». Однако и новая (модернистская) наука претерпела за 300 лет своего существования и развития существенные изменения, пройдя в ходе своей эволюции ряд качественно различных этапов, которые по целому ряду параметров противоречат друг другу. 2.3 Исторические типы научной рациональности Академик В.С. Степин выделяет три типа научной рациональности или три типа науки: -классическую, -неклассическую и -постнеклассическую науку (В.С. Степин). Эти типы «науки» отличаются друг от друга не только своим предметным содержанием и дисциплинарным объемом, но и своими основаниями (онтологическими, гносеологическими, социальными и др.). Неклассическая наука, основана на существенно отличном от классической науки фундаменте. Неклассический этап развития «новоевропейской» науки проходит пик развития в 70-е годы XX века.     Парадигма «постнеклассической» науки. Лидерами постнеклассической науки являются: биология, экология, синергетика, глобалистика, науки о человеке. Преимущественный предмет исследования постнеклассической науки: сверхсложные системы, включающие человека в качестве существенного элемента своего функционирования и развития. Принципы онтологии постнеклассической science: -системность, -структурность, -органицизм, -нелинейный (многовариантный) эволюционизм, -телеологизм, -антропологизм. Ее гносеологические основания: -проблемная предметность, -социальность (коллективность) научно-познавательной деятельности, -контекстуальность научного знания, -полезность, -экологическая и гуманистическая ценность научной информации. Методология постнеклассической науки: -методологический плюрализм, -конструктивизм, -консенсуальность, -эффективность, -целесообразность научных решений.     Итак, с точки зрения всеобщих характеристик сознания, наука может быть определена как рационально-предметная деятельность сознания. Ее цель – построение мысленных моделей предметов и их оценка на основе внешнего опыта. Необходимо подчеркнуть, что рациональное мышление (и рациональное знание) – более широкое понятие, чем научное знание. Хотя всякое научное знание рационально, не всякое рациональное знание научно. Многие пласты обыденного и философского знания – рациональны, но не научны. Научная рациональность это, так сказать, «усиленная» рациональность.   Основные свойства научной рациональности: -объектная предметность (эмпирическая или теоретическая), -однозначность, -доказанность, -проверяемость (эмпирическая или аналитическая), -способность к улучшению. Можно говорить о существовании четырех основных типах научной рациональности. Логико-математическая рациональность. Естественнонаучная рациональность. Инженерно-технологическая рациональность. Социально-гуманитарная рациональность. К всеобщим характеристикам понятия «наука», наряду с определением науки как рационально-предметного вида познания, относится также выделение в ней четырех ее основных аспектов: 1) наука как специфический тип знания; 2) наука как особый вид познавательной деятельности; 3) наука как особый социальный институт; 4) наука как основа инновационной системы современного общества. Первая научная революция (конец ХV - XVI вв.). Муки рождения Большой науки. Н. Коперник и его работа “Об обращении небесных сфер” - создание гелиоцентрической системы мира. Т. Браге, Дж. Бруно и учение о Вселенной, не имеющей центра, и о множественности миров и т. д..   Вторая научная революция (Новое время: XVII - начало XIX вв.). Г. Галилей - основоположник нового механистического естествознания. Его работа “Диалог о двух системах мира - Птолемеевской и Коперниковой” - триумф гелиоцентризма. Открытия И. Кеплера. Механистическая картина мира.   Третья научная революция. Космогоническая гипотеза Канта-Лапласа. Начало диалектизации естествознания. Борьба двух концепций - катастрофизма и эволюционизма: Жорж Кювье “Рассуждение о переворотах на поверхности Земли” и Жан Батист Ламарк “Философия зоологии”, Чарлз Лайель “Основы геологии” и т.д.. Неклассическая наука (четвертая научная революция). Становление неклассической науки ( первая половина ХХ в.). Научные открытия, окончательно подорвавшие механистически-метафизическую картину мира: явление самопроизвольного излучения урановой соли – А. Беккерель; радиоактивность – Пьер и Мария Склодовская Кюри; электрон – Дж. Томпсон; квантовая модель атома Резерфорда-Бора; специальная и общая теория относительности – А. Эйнштейн; волновые свойства материи – Луи де Бройль; соотношение неопределенностей – В. Гейзенберг.   Постнеклассическая наука. Характеристика постнеклассической науки: -универсальный (глобальный) эволюционизм, основанный на трех важнейших концептуальных направлениях – теории нестационарной Вселенной, синергетике, теории синтетической биоэволюции и развитой на ее основе концепции биосферы и ноосферы. Три типа научной рациональности. 1. Классический тип рациональности. 2.Неклассический. 3.Постнеклассический. 3. Особенность современных методов научного познания. Структура научного познания представляет собой способ научного познания или научный метод. Метод – это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата. Современная наука основывается на определенной методологии – то есть совокупности используемых методов и учений о методе. Всеобщие методы человеческого познания: 1. анализ. 2. синтез. 3. абстрагирование. 4. обобщение. 5. Индукция. 6. Дедукция. 7. аналогия. 8. моделирование. 9. классификация.   Эмпирические методы научного исследования: 1. наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности. 2. описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах. 3. измерение – сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам. 4. эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, он позволяет восстановить ход явления при повторении условий.   Теоретические методы научного исследования: 1. формализация – построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности. 2. аксиоматизацию – построение теорий на основе аксиом (утверждений, истинность которых не требуется доказывать). 3. гипотетико-дедуктивный метод – создание систем дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах. Эксперименты классифицируются по различным признакам. 1) по целям исследования: a) преобразующийэксперимент направлен на изменение структуры и функций объекта исследования в соответствии с выдвинутой гипотезой; b) констатирующий эксперимент используется для проверки выдвинутых предположений; c) контролирующий эксперимент сводится к контролю за результатами внешних воздействий на объект исследования с учетом его состояния, характера воздействия и ожидаемого эффекта; d) поисковый эксперимент - изучает факторы, влияющие на исследуемый объект, описывает их и устанавливает их значимость. 2) по организации проведения эксперименты делятся на: a) лабораторный эксперимент, проводимый в лабораторных условиях с применением приборов, оборудования, стендов; b) натурный эксперимент, проводимый в естественных условиях и на реальных объектах; 3) по типу объектов, используемых в эксперименте: a) материальный эксперимент, который использует реальный вещественный объект; b) мысленный эксперимент, использующий различного вида образы - чувственные, знаковые; c) обычный эксперимент, использующий сам объект; d) модельный эксперимент, использующий аналог - модель. Мысленный эксперимент также является модельным. Научное и вненаучное познание. Основные особенности научного познания (критерии научности): 1.Основная задача научного познания — обнаружение объективных законов действительности: природных, социальных(общественных), законов самого познания, мышления и др. 2.Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами. 3.Наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике. 4.Научное познание есть сложный противоречивый процессвос производства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке — естественном или, что более характерно, — искусственном (математическая символика, химические формулы). В современной теоретико-методологической литературе (Т. Г. Лешкевич, Л. А. Мирская и др.) определяют следующие формы вненаучного знания: 1.ненаучное, понимаемое как разрозненное, несистематизированное знание; 2.донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного; 3.паранаучное как не совместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. ; 4.лженаучное как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки; 5.квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. ; 6.антинаучное как утопичное и сознательно искажающее представления о действительности; 7.псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.

 

Вопросы для самопроверки.

А) Перечислите признаки каждого из этапов развития знания

1.донаучные познавательные знания,

2.доклассический тип (аристотелевский),

3.классический (ньютоновский),

4.неклассический (эйнштейно-боровский)

  1. постнеклассический тип науки.

 

 

Б) Кому из мыслителей принадлежат следующие ВЫРАЖЕНИЯ.

Д.ЛОКК, И.КАНТ, Б.СПИНОЗА, Р.ДЕКАРТ, Д.БЕРКЛИ.

 

1.Концепция «врожденных идей» - они самоочевидные, заведомо истинные, (от Бога).

 

  1. intellectus infinitus – первопринципы, из которых путем дедукции развивается система потенциального знания.

 

3.КОНЦЕПЦИЯ ПЕРВИЧНЫХ И ВТОРИЧНЫХ КАЧЕСТВ.

 

  1. СУБЪЕКТИВНЫ НЕ ТОЛЬКО ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА, НО И ПЕРВИЧНЫЕ.

 

  1. ФЕНОМЕН И НОУМЕН ОНТОЛОГИЧЕСКИ НЕ ИМЕЮТ НИЧЕГО ОБЩЕГО.





Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2022 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных