Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лекция. Организационные формы воспитания




Лекция. Содержание и источники воспитания. Национальное своеобразие воспитания

ЦЕЛЬ: раскрыть сущность содержания воспитания и его основных источников; проанализировать различные подходы к содержанию воспитания, обратить внимание на национальные особенности воспитания.

ПЛАН

1. Сущность понятия «содержание воспитания».

2. Различные подходы к определению содержания воспитания (системный, личностный, деятельностный, аксиологический, культурологический и др.).

3. Национальное своеобразие воспитания.

4. Базовая культура личности как цель и её отражение в содержании воспитательного процесса.

 

БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ: содержание воспитания, умственное воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, физическое воспитание, системный подход, личностный подход, отношенческий подход, деятельностный подход, культурологический подход, аксиологический подход, средовой подход, общечеловеческие ценности, национальные ценности, ценностные отношения.

 

тезисы лекции

1. Содержание воспитания отражает его цели и задачи и направлено на их достижение. Под содержанием воспитания понимают систему знаний, навыков, способов деятельности, отношений, качеств и черт личности, которыми должны овладеть дети в соответствии с поставленными целями и задачами.

В связи с разнообразием современных отечественных концепций, разными подходами к определению целей и задач воспитания сложились разные подходы к рассмотрению содержания воспитания.

Исходя из того, что результатом воспитания является социальное развитие человека, предполагающее позитивные изменения в его взглядах, мотивах, реальных действиях, можно выделить три группы воспитательных задач, которые ориентированы на результат воспитания ребенка:

1) связана с формированием гуманистического мировоззрения. При решении этих задач происходит процесс интериоризации общечеловеческий ценностей, формирование у человека гуманистических взглядов и убеждений;

2) связана с первой и направлена на формирование потребностей и мотивов нравственного поведения;

3) предполагает создание условий для реализации этих мотивов и стимулирования нравственного поведения.

Ряд авторов определяют содержание как освоение системы социальных ролей. Целесообразным является рассмотрение содержания воспитания как развитие всех сущностных сфер ребенка (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической и др.).

Проблема содержания находит практическое выражение и реально возникает при составлении программ воспитания школьников. Педагогу-практиканту целесообразно иметь в виду разные подходы при разработке программы воспитания ребенка и воспитательной работы с коллективом учащихся, учитывая условия, особенности детей и их семей.

2. В последние годы понятие «подход» стало значительно чаще использоваться в педагогической лексике. Если раньше в педагогической науке и практике велась речь фактически о трех подходах – половозрастном, индивидуальном и деятельностном, то в настоящее время их перечень существенно пополнился.

Подход – это ориентация учителя или руководителя образовательного учреждения при осуществлении своих действий, побуждающая к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности.Избирая ту или иную ориентацию, педагог убежден в том, что она способствует достижению успеха в его работе.

Большинство ученых утверждают, что подход является комплексным педагогическим средством и включает в свой состав три основных компонента:

- основные понятия, используемые в процессе изучения управления и преобразования воспитательной практики;

- принципы,как исходные положения или главные правила осуществления воспитательной деятельности;

- приемы и методыпостроения процесса воспитания.

Сущность системного подхода заключается в том, что он является методологической ориентацией в деятельности, при которой объект познания или преобразования рассматривается как система.Целесообразность его применения объясняется следующими причинами:

- личность ребенка должна развиваться в целостном интегрированном педагогическом процессе, в котором все компоненты (целевой, содержательный, организационно-деятельностный, оценочно-результативный) в максимальной степени взаимосвязаны;

- происходит объединение усилий объектов воспитания, что способствует повышению эффективности педагогического влияния;

- специально моделируются условия для самореализации и самовыражения личности учащегося, учителя, родителя, что способствует их творческому самовыражению и личностному росту, гуманизации деловых и межличностных отношений;

- создание воспитательной системы, включающей в себя освоенную коллективом образовательного учреждения социальную и природную среду, позволяет расширить диапазон воспитательного воздействия на личность;

- системный подход способствует оптимальному использованию в воспитательной деятельности кадровых, финансовых и материально-технических ресурсов учебного заведения.

Использование системного подхода в процессе воспитания учащихся предполагает применение специальных понятий и методов, соблюдение определенных принципов.

Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка. Т.е., в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации.

Т.о., в качестве общей цели видится Человек, способный превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы деятельности, контролировать ее ход и результаты.

Сущность деятельностного подхода в воспитании означает организацию и управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности школьника.

Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

При применении этого подхода – цель: развитие индивидуальности ученика, освоение уч-ся социального опыта, т.е. каких-то знаний, умений и навыков, определенных в типовых программах обучения и воспитания и обязательных для усвоения каждым воспитанником.

Исходным положением в становлении философско-антропологического подхода в воспитании стали идеи К.Д. Ушинского о содержательном и познавательном наполнении педагогики и ее взаимоотношении с науками о человеке. По его представлению, педагогика – это «собрание правил практической деятельности», требующее научного обоснования. Логика: если общая антропология есть учение о человеке как биологическом виде, то педагогическая антропология есть учение о человеке развивающемся, воспитывающемся.

Синтез результатов человеческих наук, форм общественного сознания, культуры в целом в интересах воспитания осуществляется не путем непосредственного обращения исследователя или воспитателя к указанным сферам духовной жизни общества. Этот синтез осуществляется опосредованно, путем обращения к философской антропологии как к учению, уже освоившему, обобщившему, осмыслившему эти результаты и представившему их в форме сущностных характеристик человеческого бытия. Подход сосредотачивает внимание исследователя и воспитателя на умении и искусстве педагогического истолкования этих характеристик, или на педагогической интерпретации сущностных характеристик человека. Т.е., философско-антропологический подход разрабатывает проблемы, связанные с созданием педагогической антропологии на основе использования всех достижений человекознания, предварительно осмысленных философской антропологией.

Синергетический подход - постнеклассическое междисциплинарное направление исследований открытых неравновесных и нелинейных систем с целью изучения процессов самоорганизации и саморазвития специальных и природных явлений.

Синергетический подход – это методологическая ориентация в познавательной и практической деятельности, предполагающая применение совокупности идей, понятий и методов в исследовании и управлении открытыми нелинейными самоорганизующимися системами.

3. Национальным своеобразием воспитания принято считать своеобразие воспитательно-образовательной системы, которая учитывает историю и культуру страны, своеобразие национальных отношений и национального характера людей.

Национальное образование является единым звеном в цепи образовательной культуры каждой страны. Здесь устанавливается своего рода иерархия образовательных ценностей: усвоение общечеловеческих ценностей – овладение культурными ценностями цивилизации – духовность и интеллигентность – воспитание Человека-гражданина – усвоение национальных ценностей – приобщение к региональным особенностям – овладение индивидуальным потенциалом и развитие способностей – приобщение к самовоспитанию и самообразованию. С учетом этой общей идеологии образования национальное воспитание выполняет следующие функции:

-формирует национальное сознание и самосознание, определяющее социальную адаптацию и вхождение индивида в зону ближнего и среднего социального окружения;

-воспитывает качества личности, особенно присущие данному народу: немецкая точность, педантизм, крепость духа, дисциплинированность, привычка к труду: американский прагматизм, соревновательность, раскованность; японское почитание природы, невероятное трудолюбие, любовь к гармонии, приверженность к собственной национальной культуре; французское свободолюбие, общительность, почтение к образованности, тонкое чувство юмора; русская щедрость, простота, сообразительность, соборность и т.д.;

-обеспечивает преемственность поколений в сфере жизненного, практического опыта;

-способствует глубокому усвоению ценностей национальной культуры;

-предоставляет образцы, формулирует идеалы, цели и мотивы в процессе самообразования и самовоспитания;

-является связующим звеном между мировой и личностной культурой растущего человека и гражданина.

Чертами национальной школы в наше время выступают:

- глубокая интеграция образовательной системы в мировое образовательное пространство, прежде всего в сфере взаимодействия научной информации, в содержании образования, усвоении культурных ценностей через духовное воспитание (диалог культур).

- приоритет родного языка, национальной культуры, отечественной истории и этнокультуры в жизнедеятельности подрастающего поколения, проникновение через весь процесс образования в психологию, духовность национальной души.

- гармоническое сочетание национального и регионального компонентов в содержании образования с общечеловеческим, при этом недопустимо преобладание национального федерализма, даже если речь идет о какой-либо господствующей группе населения. Региональный компонент не может составлять свыше 20%, а национальный – свыше 10% содержания образования.

4. Базовая культура личности – достижение личностью некоторой гармонии, дающей ей полноценную социальную жизнь и труд, а также личностный психологический комфорт. (О.С.Газман, А.И.Иванов)

Выделяют следующие направления базовой культуры:

- культура жизненного самоопределения;

- культура семейных отношений;

- экономическая культура и культура труда;

- политическая, демократическая и правовая культура;

- интеллектуальная, нравственная культура и культура общения;

- экологическая культура;

- художественная культура;

- физическая культура.

Центральным звеном базовой культуры считают культуру жизненного самоопределения, которая характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья.

Формирование культуры жизненного самоопределения тесно связано с формированием способности к культурной самореализации, самоорганизации и самореабилитации.

 

Лекция. Организационные формы воспитания

ЦЕЛЬ: познакомить студентов с традиционными и нетрадиционными организационными формами воспитания и их классификацией, с требованиями к их выбору, подготовке и методикой проведения.

ПЛАН

1. Понятие об «организационных формах воспитания».

2. Классификация организационных форм воспитания.

3. Требование к выбору, подготовке и проведению организационных форм воспитания.

4. Методика проведения организационных форм воспитания. Коллективные творческие дела (И. П. Иванов).

 

БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ: организационные формы воспитания, традиционные и нетрадиционные формы воспитания, коллективное творческое дело, диспут, дискуссия, сократовская беседа, политинформация, экскурсия, классный час.

тезисы лекции

1.Форма воспитательной работы это организационная единица процесса воспитания, педагогическое мероприятие, в котором реализуются, задачи, содержание и методы конкретной воспитательной работы.

Формы определяют организационную сторону воспитания: кто, где, как, когда и в каких условиях ведет воспитательную работу с детьми. Школьный праздник, поход, литературный спектакль, игра, беседа, классный час, конференция школьников и другое – это формы воспитания. Форма как часть процесса воспитания зависит от целей, содержания, методов и одновременно обуславливает их осуществление, воплощение в определенном деле.

Поэтому формы воспитания зависят от конкретных педагогических ситуаций, и поэтому они так разнообразны, носят творческий характер и порой индивидуально неповторимы.

2. Выделены различные типы форм воспитательной работы по количеству участников:

- индивидуальные (беседы, занятия воспитателя с одним ребенком);

- групповые (несколько участников) находятся в непосредственном контакте (кружок, временная группа, класс);

- массовые (несколько классов, школа, район, вся страна проводят праздники, конференции, слеты, шествия и тому подобные мероприятия).

Выделены также формы работы по видам деятельности: формы познавательной деятельности, трудовой, общественно полезной, эстетической, физкультурно-оздоровительной, ценностно-ориентационной (Н.Е. Щуркова).

Н.И. Болдырев в свое время выделил формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного воздействия:

- словесные (собрания, сборы, линейки, лекции, конференции, встречи, устные газеты, радиожурналы);

- практические (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, конкурсы,, субботники, тимуровская работа и др.);

- наглядные (музеи, выставки, витрины, стенды, стенные газеты и пр.).

В.С.Селиванов предлагает делить формы внеурочной воспитательной работы в школе по воспитательной задаче и выделяет три группы:

- формы управления и самоуправления школьной жизнью (собрания, линейки, митинги, часы классных руководителей, совещания органов самоуправления и др).

- познавательные формы (экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, рукописные школьные газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки и др.)

- развлекательные формы (утренники и вечера, «капустники», игры и др.).

3. Многоообразие форм и необходимость постоянного их обновления в практике ставят педагогов перед проблемой выбора формы воспитательной работы. При выборе целесообразно руководствоваться следующими положениями:

-учесть воспитательные задачи, которые определены на очередной период работы;

- на основе задач определить содержание работы, основные виды деятельности, в которые целесообразно включить детей;

- составить набор возможных способов реализации намеченных задач, форм работы с учетом:

а) принципов организации воспитательного процесса;

б) возможностей, подготовленности, интересов и потребностей детей4

в) внешних условий;

г) возможностей педагогов, родителей.

- организовать коллективный поиск форм с участниками работы на основе коллективного целеполагания, при этом продумать способы:

а) обогащения опыта детей новыми идеями, формами;

б) проверки подготовленных педагогом вариантов форм.

- в процессе поиска и выбора важно обеспечить непротиворечивость содержания форм воспитательной работы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных