Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Соотношение души и тела (в работе «О душе»).




«…душа есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнь» (Аристотелю. О душе. Кн. 1. Гл. 1).

Душа мыслилась Аристотелем как способ организации живого тела, действия которого носят целесообразный характер. Он считал душу присущей всем живым организмам (в том числе растениям) и подлежащей объективному, опытному изучению. Она не может существовать без тела и в то же время не является телом. Душу от тела отделить нельзя. Тем самым отвергались версии о прошлом и будущем души, способах ее соединения с внешним для нее материальным телом. Не сама по себе душа, но тело благодаря ей учится, размышляет и действует.

Первичный уровень этих отношений представлен в процессах питания ("растительная душа") как ассимиляция живым телом необходимых для его существования материальных веществ. Это отношение предполагает специфическую активность организма, благодаря которой внешнее поглощается живым телом иначе, чем неорганическим, а именно – путем целесообразного распределения "в пределах границы и закона".

Такой специфический для живого организма способ усвоения внешнего и следует, согласно Аристотелю, считать душой в ее самой фундаментальной биологической форме.

Исходным для жизни является питание как усвоение внешнего. Этот общий объяснительный принцип Аристотель распространил на другие уровни деятельности души, прежде всего на чувственные впечатления, на способность ощущать, которая трактуется им как особое уподобление органа чувств внешнему объекту. Однако здесь, в отличие от питания, усваивается не материальное вещество, а форма объекта.

Душа обладает различными способностями как ступенями ее развития: растительной, чувственной и умственной (присущей только человеку). Применительно к объяснению души Аристотель, вопреки своему постулату о нераздельности души и способного к жизни тела, полагал, что разум в его высшем, сущностном выражении есть нечто отличное от тела. Иерархия уровней познавательной деятельности завершалась "верховным разумом", который не смешивался ни с чем телесным и внешним.

Виды души Способности
Растительная Питание. Движение роста и упадка. Воспроизведение.
Животная Ощущение. Память. Воображение. Чувственное стремление. Движение.
Разумная Познавательные способности. Разумное стремление.

 

Способности разумной души по Аристотелю

«…в разумной части души зарождается воля»

(Аристотель. О душе». Кн. 3., Гл. 9)

 

Познавательные способности
Ощущение - отдельных качеств посредством органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание) - общих качеств посредством общего чувства
Память - сохранение образа ощущения - воспоминание - припоминание
Воображение - способность представления - образы сновидений
Мышление Теоретический ум - опосредствованное логическое знание (эпистема), пользуется системой посылок, их сопоставлением и получаемым выводом (логика как наука о формах мышления, дедуктивная логика Аристотеля) - интуитивное мышление (нус) - мудрость (софия) Практический ум - рассудительность (фронезис)
Связаны с деятельностью и действиями
Способности, сопутствующие действию Чувства: удовольствие, неудовольствие.
Способность приводить в пространственное движение Аффекты (страсти): гнев, страх, радость, зависть и др.   Стремление: чувственное (желание и страсть) и разумное (воля).
Устойчивая направляющая способность Характер. Черты характера в зависимости от возраста, социального положения.

 

Общее чувство воспринимает движение, покой. Общее чувство объединяет все данные о каком-то предмете в образ этого предмета.

Представления о действии и деятельности. Аристотель считал деятельность формой жизни человека. Только деятельность с удовольствием является совершенной.

Аффекты – это страдательные состояния души. Они возникают непроизвольно под влиянием внешней ситуации. В этих ситуациях душа испытывает чувство удовольствия или чувство неудовольствия. В состоянии аффекта человек совершает такие действия, которые никогда бы не совершил в спокойном состоянии. Иными словами, в состоянии аффекта человек совершает действия вопреки свои предыдущим решениям.

 

Центральным органом души Аристотель считал не мозг, а сердце, связанное с органами чувств и движений посредством циркуляции крови.

Внешние впечатления организм запечатлевает в виде образов "фантазии" (под этим понимались представления памяти и воображения). Они соединяются по законам ассоциации трех видов –

смежности (если два впечатления следовали друг за другом, то впоследствии одно из них вызывает другое),

сходства и контраста. (Эти открытые Аристотелем законы стали основой направления, которое впоследствии получило имя ассоциативной психологии.)

Хотя душа бестелесна, ее носителем является особое органическое вещество — пневма, которая у животных вырабатывается в крови. Орган души — сердце. Мозг выполняет вспомогательную функцию, в нем кровь охлаждается до нужной нормы.

Учение Аристотеля о душе как цели проникнуто телеологизмом. Его гносеологическими корнями является перенесение специфических особенностей человеческой деятельности и сознания, которые носят целенаправленный характер, на низшие уровни психической организации и вообще на природу. «Как ум действует ради чего-нибудь, так и природа, а то, ради чего она действует, есть её цель»

Итак, Аристотель преобразовал ключевые объяснительные принципы психологии:

системности (организации),

развития,

Детерминизма.

Душа для Аристотеля – не особая сущность, а способ организации живого тела, представляющего собой систему, душа проходит разные этапы в развитии и способна не только запечатлевать то, что действует на тело в данный момент, но и сообразовываться с будущей целью.

Вопрос

Особенности Развития Культуры Эпохи Средневековья

Средневековая культура - европейская культура в период с V в. н.э. до XVII в. (условно подразделяется на три этапа: культу­ра раннего Средневековья V-Х1 вв.; средневековая культура XI-XIII вв.; культура позднего Средневековья XIV-XVII вв.). Нача­ло Средневековья совпало с отмиранием эллинско-классической, античной культуры, а конец - с ее возрождением в Новое время.

Материальную основу средневековой культуры составляли фе­одальные отношения. Политическая сфера Средневековья представ­ляла прежде всего господство военного сословия - рыцарства, основанное на сочетании прав на землю с политической властью. С образованием централизованных государств формировались сословия, составляющие социальную структуру средневекового общества - духовенство, дворянство и остальные жители («тре­тье сословие», народ). Духовенство заботилось о душе человека, дворянство (рыцарство) занималось государственными и военны­ми делами, народ - трудился. Общество стало делиться на «тех, кто работает» и «тех, кто воюет». Средневековье — это эпоха многочисленных войн. Только «крестовых походов» (1096—1270) официальная история насчитывает восемь.

Средневековью свойственно объединение людей в различные кор­порации: монашеские и рыцарские ордена, крестьянские общины, тайные общества и т.д. В городах роль таких корпораций прежде всего играли цехи (объединения ремесленников по профессиям). В цеховой среде выработалось принципиально новое отношение к труду как ценности, возникло принципиально новое представле­ние о труде как даре Божьем.

Доминантой духовной жизни Средневековья являлась религи­озность, которая обусловливала роль церкви в качестве важней­шего института культуры. Церковь выступала и как светская сила в лице папства, стремившаяся к господству над христианским ми­ром. Задача церкви была достаточно сложна: хранить культуру церковь могла лишь «обмирщаясь», а развивать культуру можно было только путем углубления ее религиозности. Эта противоре­чивость подчеркнута крупнейшим христианским мыслителем Ав­густином «Блаженным» (354—430) в его работе «О граде Божьем» (413 г.), где он показал историю человечества как извечную борь­бу двух градов - Града земного (общности, основанной на мир­ской государственности, на любви к себе, доведенной до презре­ния к Богу) и Града Божьего (духовной общности, построенной на любви к Богу, доведенной до презрения к себе). Августин вы­двинул мысль, что вера и разум - это лишь два различных вида деятельности одного рода мышления. Поэтому они не исключа­ют, а дополняют друг друга.

Однако в XIV в. восторжествовала радикальная мысль, обоснованная Уильямом Оккамом( 1285—1349): между верой и разумом, философией и религией нет и не может быть в принципе ничего общего. А потому они полностью неза­висимы друг от друга и не должны контролировать друг друга.

Средневековая наука выступает как осмысление авторитета данных Библии. Вместе с тем складывается схоластический идеал знания, где высокий статус приобретает рациональное знание и логическое доказательство, опять же поставленные на службу Богу и церкви. Сближение науки с преподаванием способствовало фор­мированию системы образования (XI-XII вв.). Появляется боль­шое количество переводов с арабского и греческого - книг по математике, астрономии, медицине и т. д. Они становятся стиму­лом интеллектуального развития. Именно тогда зарождаются выс­шие школы, а затем и университеты. Первые университеты появи­лись в начале XIII в. (Болонья, Париж, Оксфорд, Монпелье). К 1300 г. в Европе существовало уже 18 университетов, превра­тившихся в важнейшие культурные центры. Университеты поздне­го Средневековья строились по Парижскому образцу, с обязатель­ными четырьмя «классическими» факультетами: искусств, теоло­гии, права и медицины.

В позднее Средневековье Европа вышла на стезю техничес­кого прогресса: использование водяных и ветряных мельниц, раз­работка новых конструкций подъемников для строительства хра­мов, появление первых машин; изобретены часы, налажено про­изводство бумаги, появились зеркало, очки, проводились медицинские опыты.

Менялась и духовная жизнь общества; художественная литера­тура приобретает светский характер, набирает силу тенденция обращения к земной жизни. Особым явлением стала рыцарская литература. Развивается эпос, оставивший в наследие такие талан­тливые произведения как французская поэма «Песнь о Роланде» и немецкая - «Песнь о Нибелунгах». Растущее внимание к чело­веку, его страстям блестяще выражено Данте Алигьери (1265— 1321) в «Божественной комедии». В начале второго тысячелетия происходит синтез романского художественного наследия и хри­стианских основ европейского искусства. Его основным видом до XV столетия стало зодчество, вершиной которого был католичес­кий собор. С конца XIII в. ведущим становится рожденный го­родской европейской жизнью готический стиль.

Средневековая культура позднего периода выражает не застыв­шее навсегда состояние человека и его мира, а живое движение. Такой вывод можно сделать с учетом исторической длительности мировой культуры.

Вопрос






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных