Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Формирование навыков и умений




В процессе учебной и трудовой деятельности у школьника вырабатываются навыки и умения. Это достигается путем упражнения, т. е. повторного выполнения действий, которые сопровождаются необходимыми указаниями учителя. Упражнение даст положительный результат, если ученик ясно понимает, что от него требуется, чему он должен научиться. Поэтому перед выработкой навыка объясняют цель упражнений, дают словесное объяснение. Учитель показывает, что и как надо делать.
Очень важно, чтобы ребенок знал результат своих упражнений. Для этого учитель оценивает отдельные этапы действий ученика и окончательный итог работы. Педагог должен своевременно исправить допущенные ошибочные движения, пока они еще не превратились в навык. Следует также приучить ученика к самоконтролю, который является необходимым условием всякой успешной работы.
Процесс выработки навыка имеет характер аналитико-синтетической деятельности. Так, например, чтобы научить учащихся I класса писать буквы, учитель проводит их анализ, т. е. вычленяет из них элементы (палочки, крючки, овалы), которые и учатся писать ученики. Затем происходит синтез, т. е. объединение разрозненных элементов в целое, в букву.
Укажем некоторые характерные моменты в формировании навыков.
1. Вначале происходит овладение отдельными, простейшими элементами деятельности, затем они постепенно объединяются в более сложное действие. Именно так и происходит, например, обучение ребенка письму. Сначала он учится правильно сидеть, держать ручку, удобно класть тетрадь, упражняется в написании буквенных элементов, объединяет их в буквы, затем пишет целые слова. Все время сначала идет обучение отдельным действиям, а потом совместное их выполнение.
2. Паузы между отдельными элементами действия сокращаются. В начале обучения письму ребенок не может сразу выводить на бумаге элементы букв или буквы, он делает небольшие перерывы. Когда же пишет человек, владеющий техникой письма, он не делает остановок после каждой черточки и даже буквы, а соединяет их вместе, пишет слово целиком, не отрывая ручки от бумаги.
3. Устраняются лишние движения и ненужная напряженность. Обучаясь письму, ученик вначале делает много усилий. Хотя процесс письма требует напряжения только тонких мышц пальцев и в очень небольшой степени самой руки, у ребенка при письме напряжено все тело: и мускулы ног, и левой руки, и даже язык принимает участие в работе. Ребенок иногда даже сопит, что говорит о его усиленном дыхании. Все это показывает, сколько сил и энергии тратится для такого действия, которое затем, после овладения навыком, выполняется очень легко.
4. Зрительный контроль уменьшается и постепенно увеличивается контроль двигательный (кинестетический). Например, когда мы учимся играть на рояле, то смотрим на клавиши. Но постепенно эта необходимость отпадает, и, играя, мы глядим в ноты, а пальцы руки сами находят нужную клавишу. То же наблюдается при обучении печатанию на машинке. Опытная машинистка печатает не глядя, так называемым «слепым» методом.
5. По мере овладения навыком начинают применяться разные варианты действий, работа выполняется различными способами. Это применение различных приемов проявляется на более высокой ступени развития навыка и дает возможность добиваться лучшего качества работы при меньшем утомлении. Хороший мастер отличается от неквалифицированного рабочего тем, что умеет варьировать свои движения. И утомляется он меньше потому, что ему удается выполнять работу разными приемами, давая отдыхать то одним, то другим мышцам.
Приобретение умений и навыков протекает по-разному, в зависимости от того, чему и как человек учится. Обычно этот процесс происходит равномерно, и умение появляется и совершенствуется по мере увеличения числа упражнений. Но бывает и так: длительные занятия не дают заметного результата, а потом вдруг происходит как бы скачок, и человек овладевает умением.
Так, некоторые дети дольше других не овладевают процессом чтения, а потом вдруг начинают читать даже лучше тех товарищей, которые раньше научились читать. Поэтому не надо делать выводы об отсутствии способностей у ребенка только потому, что он задержался с приобретением какого-либо умения или навыка.

Взаимодействие навыков

Навыки, усвоенные при выполнении действий одного вида, могут оказывать влияние на успех овладения действиями другого вида. В одних случаях они могут способствовать усвоению новых навыков, в других — мешать ему.

Положительное влияние усвоенных навыков на овладение другим действием называется переносом навыков. Практика обучения рабочих управлению новыми машинами показывает, что опытный рабочий, успешно работающий на машине одного вида, овладевает работой на машине иного вида значительно быстрее, чем новичок в работе. Человек, знающий несколько иностранных языков, овладевает новым языком значительно легче, чем тот, кто не знает ни одного языка, кроме родного. Перенос навыков наблюдается прежде всего тогда, когда новые действия имеют много общего с уже усвоенными.

Так, например, движения при включении и выключении мотора и регулировании его работы, способы контролирования условий, при которых протекает работа, оценка ее результатов, соблюдение правил безопасности и пр. при работе на разных машинах часто бывают сходны. Это и позволяет переносить эти навыки с одной работы на другую. Умение анализировать и произносить звуки, встречающиеся в разных языках, знание грамматического строя нескольких языков — основа более легкого усвоения нового языка для тех, кто уже владеет несколькими языками.

При выполнении вновь изучаемых действий человек опирается на свой прежний опыт, на уже приобретенные умения. Естественно, что большой опыт и большое количество умений способствуют более быстрому овладению новыми навыками.

Наряду с положительным влиянием одних навыков на другие наблюдается и отрицательное влияние старых навыков на усвоение новых. Такое взаимодействие на выков называется их интерференцией.

Различают два случая интерференции навыков. Первый случай — интерференция при перестройке навыков, когда при выполнении какого-либо действия требуется заменить ранее усвоенный способ его выполнения новым. В этих случаях новый способ усваивается нередко с большими затруднениями из-за тенденции выполнять соответствующее действие старым, ранее усвоенным способом. Такую интерференцию навыков называют ассоциативным торможением.

Однако старый навык может оказывать отрицательное влияние и после овладения новым навыком. В этих случаях уже после усвоения нового способа возникают или задержки в применении нового способа действия, или повторение старых приемов. Так, например, ученик, многократно писавший слово неправильно, после усвоения правильного написания может иногда задерживаться, когда ему надо написать это слово, и вспоминать, какой из двух способов его написания правилен. Иногда же он незаметно для себя повторяет старую ошибку. Такую интерференцию навыков называют репродуктивным торможением.

Причиной интерференции навыков является прочность ранее образованных связей, которые и актуализируются затем при овладении новым действием. Поэтому при обучении навыкам важно с самого начала не допускать неправильных приемов действия. В дошкольном периоде дети часто привыкают к неправильной посадке во время рисования и игр за столом. В начале обучения письму в школе эта привычка чрезвычайно мешает образованию навыков правильной посадки при письме. Приняв в начале упражнений по указанию учителя правильную позу, дети тотчас же, как только их внимание переключается на другие задачи, возвращаются к неправильному положению корпуса, головы, рук и ног.

Важнейшим средством устранения и предупреждения интерференции навыков является четкое различение и противопоставление старого и нового способов действия (при упражнениях), старых и новых условий действия, старых и новых целей действия («перемежающееся противопоставление», на значение которого указывал И. П. Паз-лов).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных