Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Связь характера и темперамента 4 страница




Механизм действия анализатора заключается в следующем (см. рис. 4). Предмет-раздражитель действует на рецептор, вызывая в нем физико-химический процесс раздражения. Раздражение трансформируется в физиологический процесс – возбуждение, которое передается в мозг. В корковой области анализатора на основе нервного процесса возникает психический процесс – ощущение.

Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора в целом, согласованная деятельность всех его элементов, звеньев. Анализаторы выступают составной частью общей системы путей нервных процессов человека – рефлекторной дуги.

50. I.Классификация по модальности (виду анализаторов) выделяет 5 классических ощущений (или органов чувств): зрение, слух, осязание, вкус, обоняние. Про каждое из этих ощущений очень многое известно, каждое из них важно, интересно и сложно, являясь предметом особого раздела физиологии -- физиологии анализаторов.

1. Зрение. Орган зрения (глаз) один из наиболее совершенных анализаторов человека. Считается, что около 90% информации мы получаем через зрение. Глаз обнаруживает объект, величина которого составляет 0,5 угловой секунды.

Глаз человека отличается высоким развитием нервных элементов, усовершенствованной оптической системой и разнообразными мышечными устройствами, позволяющими производить его поворот и настройку их оптического аппарата.

Внутренняя сетчатая оболочка глаза (сетчатка) имеет сложное строение и необычайно чувствительна, ее называют «куском мозговой ткани». Она состоит из 6 слоев нервных клеток, заканчивающихся концевым аппаратом: палочками и колбочками, которые и представляют собственно рецептор света (фоторецептор). Палочки расположены главным образом на периферических участках сетчатки, колбочки в ее центре.

Палочки и колбочки по-разному реагируют на различную интенсивность света. Палочки характеризуются высокой чувствительностью к слабым интенсивностям света и являются аппаратами ночного (сумеречного) зрения. Колбочки обладают более низкой чувствительностью и представляют собой аппарат дневного зрения, позволяющего различать цвета. В системе глаза человека насчитывается около 130 млн. палочек и 7 млн. колбочек. Сетчатая оболочка глаза состоит из нескольких десятков тысяч окончаний волокон зрительного нерва, которые приходят в состояние возбуждения под влиянием световой волны. Окончания зрительного нерва различаются по форме и функциям.

Зрительные ощущения возникают в результате действия электромагнитных колебаний, соответствующих видимой части спектра (от 380 до 760 мкм), на световой рецептор глаза. Глаз может работать в огромном диапазоне яркости (от 10-7 до 105 кт). Зрительное ощущение возникает при попадании в глаз всего 2-8 квантов света (в абсолютной темноте).

Известны два механизма приспособления глаз к рассмотрению предметов на разных расстояниях (связанные с изменениями напряжения мышц глаза): аккомодация и конвергенция. Аккомодация глаз заключается в изменении кривизны хрусталика. При рассмотрении близких предметов происходит его утолщение, при рассмотрении удаленных он делается более плоским. Конвергенция сведение зрительных осей глаз на каком-либо объекте или в одну точку зрительного пространства.

2. Слух. Слуховые ощущения вызываются действием на слуховой рецептор звуковой волны и различаются по высоте, силе (интенсивности) и тембру.

Высота звука в основном определяется количеством колебаний в секунду. Сила слуховых ощущений называется субъективной громкостью (от 0 до 140 дБ). Громкость связана с интенсивностью звука, зависит и от высоты.

Тембр звука (набор гармоник) – это его специфическое качество, которое отличает звуки друг от друга.

Человек способен воспринимать звуковые колебания с частотой от 20 до 2000 Гц. Колебания с частотой ниже 16-20 Гц называются инфразвуком, с частотой свыше 2000 – ультразвуком.

В пределах зоны ощущений частота колебаний определяет прежде всего высоту воспринимаемого звука: чем больше частота, тем более высоким кажется нам воспринимаемый звук. На высоту звука влияет также и интенсивность раздражения.

Некоторые авторы выделяют еще две характеристики звука: фазу (субъективная длительность) и пространственность (локализация звука в пространстве). Отмечаются и такие характеристики звука, как объемность, плотность и яркость, которые можно считать следствием определенного взаимодействия оценок уже названных его параметров.

3. Осязание, или кожные ощущения, включают в себя три различных вида ощущений, имеющих свои анализаторы: тактильные (прикосновения и давления), температурные (тепла и холода) и болевые.

Кожные ощущения вызываются действием механических и термических свойств предмета на поверхность кожи. Возникают они при раздражении рецепторов, расположенных в коже в виде окончаний нервных сплетений или в виде специальных нервных образований: телец Мейснера, расположенных на ее поверхности, лишенной волос, и телец Пачини, расположенных в глубоких слоях кожи. Рецепторы кожной чувствительности расположены неравномерно по телу, а соответственно функциональному значению того или иного участка тела: чаще всего на кончиках пальцев рук и на лице, реже – на спине, ногах и пр.

4. Вкусовые ощущения (часто вместе с обонянием) вызываются действием химических свойств веществ, растворенных в слюне или воде, на вкусовые рецепторы (вкусовые почки), расположенные на поверхности языка, задней поверхности глотки, нёбе и надгортаннике. У человека 2000 вкусовых рецепторов, состоящих из 10-15 клеток. Необходимым условием возникновения вкусовых ощущений является растворение веществ в слюне (или в воде). Сухо вытертый участок языка не дает вкусовых ощущений при воздействии на него твердым веществом.

Вкусовые ощущения разделяются на четыре группы: ощущения сладкого, кислого, горького и соленого. Разные участки языка по-разному чувствительны к различным веществам: к сладкому наиболее чувствителен кончик языка, к кислому - его края, к горькому – область корня языка.

5. Обонятельные ощущения вызываются действием химических свойств летучих веществ на рецепторные клетки в полости носа и носоглотки. Они составлены по качеству из 6 основных запахов: фруктовый, цветочный, смолистый, пряный, гнилостный, горелый. В практической деятельности часто пользуются сравнением данного запаха с известными эталонными (сирени, сена и т.д.).

II.Ощущения также классифицируются по месту расположения рецептора, по их участию в построении образа мира и регуляции поведения человека. В этом случае выделяют:

1. Экстероцептивные ощущения, дающие образы внешнего мира. Сюда входят все 5 модальностей ощущений по предшествующей классификации;

2. Интероцептивные ощущения - это отражение сигналов из внутренней среды организма, чувствительность к собственным обменным процессам (голод, жажда, удушье и т.п.). И.М. Сеченов называл эти ощущения «темными чувствами». Обычно они замыкаются на субсенсорном (неосознаваемом) подкорковом уровне и осознаются лишь в случае существенного нарушения нормального состояния организма, нарушения необходимого постоянства его внутренней среды (гомеостазиса);

3. Проприоцептивные ощущения (кинестезии), или «глубокая чувствительность», -это отражение сигналов от собственного двигательного аппарата (мышцы и сухожилия). Это чувствительность к положению и движению тела в пространстве; она включает наличие у субъекта так называемой «схемы тела». Проприоцепция обеспечивает коррекцию усилий мышц (при движении и в покое) с учетом состояния и положения органа движения и мышцы.

III.Классификация ощущений по контакту с раздражителем

1. Дистантные: слуховые, зрительные, обонятельные.

2. Константные: кинестетические, или глубокая чувствительность; кожные, вкусовые, органические (болевые, голода, жажды).

IV.Генетическая классификация исходит из представлений о процессе эволюции ощущений. Выделяют два вида чувствительности: протопатическую (старую, смешанную с эмоциями) и эпикритическую (высшую, дифференцированную). Эта классификация основана на эксперименте английского невролога Х. Хэда (1920), который перерезал и сшил у себя в руке корешок чувствительного нерва, а затем в течение пяти лет наблюдал за постепенным восстановлением чувствительности (по мере прорастания нерва). Протопатическая чувствительность восстановилась через шесть недель после операции. Это чувствительность простейшая, диффузная. Она смешана с аффектом и несет в себе больше субъективных (в основном неприятных) переживаний, нежели собственно отражения мира. Эпикритическая чувствительность восстановилась через шесть месяцев. Она обеспечивает предметное отражение, обобщенное и дифференцированное, происходящее при участии (контроле) сознания, позволяет локализовать объект в пространстве, оценить его размеры, форму, получить сведения о явлении.

Последняя классификация хорошо иллюстрирует функции ощущений в целом. Протопатическая чувствительность близка к сигнальной функции, а эпикритическая демонстрирует специфику собственно отражательной, или образной, функции, которая в нормальных условиях человеческой перцепции субъективно представляется обычной и само собой разумеющейся [5].

Мир, окружающий человека, не является миром отдельных свойств, поочередно отражаемых в ощущениях разных видов. Это мир цельных вещей и явлений, обладающих комплексом свойств. К тому же ощущения – это еще не вся психика, они взаимодействуют и с другими психическими процессами. Поэтому в реальной жизни и деятельности осуществляется всегда совместная работа нескольких анализаторов и перцептивных систем, нескольких ощущений, между которыми устанавливаются и закрепляются определенные функциональные взаимодействия (и в процессе, и в результате). Так возникают интермодальные, или промежуточные, ощущения, являющиеся результатом взаимодействия нескольких анализаторов. Например, ощущение вибрации есть следствие совместной перцептивной деятельности кожно-мышечной и костной систем, вестибулярного аппарата и слухового анализатора, или восприятие резких запахов или резких вкусовых ощущений вызывает смешанные ощущения, расположенные между обонятельными, слуховыми или зрительными:

Ощущение – простейший, элементарный психический процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств, качеств, сторон действительности, ее предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств человека. При помощи ощущений мы познаем величину, форму, цвет, плотность, температуру, запах и вкус окружающих нас предметов, знакомимся с производимыми ими звуками. Ощущения дают материал для других, более сложных психических процессов – восприятия, мышления, воображения и являются, таким образом, начальным источником знаний человека об окружающем мире и самом себе.

К общим свойствам ощущений относятся качество (основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений), интенсивность (количественная характеристика ощущения, которая определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора), длительность (временная характеристика ощущения, которая определяется временем действия раздражителя и его интенсивностью) и пространственная локализация (пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами; дает сведения о локализации раздражителя в пространстве).

Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет, как и всякое психическое явление, рефлекторный характер. Физиологической основой ощущений выступают нервно-физиологические процессы, протекающие в анализаторах. Анализатор – это нервно-физиологический аппарат, инструмент ощущений, с помощью которого человек отражает ту или иную сторону, область действительности.

Анализатор состоит из трех частей: периферического отдела – рецептора, воспринимающего действующий на него раздражитель; афферентных (центростремительных) и эфферентных (центробежных) нервов, проводящих возбуждение с периферии в нервные центры, в головной мозг человека; соответствующих участков головного мозга, в которых происходит переработка информации, поступающей из рецептора.

Механизм действия анализатора заключается в следующем (см. рис. 4). Предмет-раздражитель действует на рецептор, вызывая в нем физико-химический процесс раздражения. Раздражение трансформируется в физиологический процесс – возбуждение, которое передается в мозг. В корковой области анализатора на основе нервного процесса возникает психический процесс – ощущение.

Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора в целом, согласованная деятельность всех его элементов, звеньев. Анализаторы выступают составной частью общей системы путей нервных процессов человека – рефлекторной дуги.

51.

1. Качество – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений. Например, слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, громкости; зрительные – по насыщенности, цветовому тону и т.д.

2. Интенсивность – определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

3. Длительность – определяется временем действия раздражителя и функциональным состоянием органа чувств. Причем, при воздействии раздражителя на орган чувств ощущения возникают не сразу, а спустя некоторый отрезок времени, который называется латентным (скрытым) периодом ощущения. Этот период различен для различных видов ощущений. Ощущения также и не исчезают сразу с прекращением действия раздражителя (так называемое последействие). Например, болевые, звуковые, температурные, зрительные ощущения (в темноте зажечь лампу и сразу выключить). Благодаря такому последействию мы не замечаем перерывов между следующими один за другим кадрами кинофильма: они заполнены следами действовавших до этого кадров.

3. Адаптация.Чувствительность анализаторов, определяемая ве­личиной абсолютных порогов, не постоянна и изменяется под влиянием ряда физиологических и психологических условий, сре­ди которых особое место занимает явление адаптации.

Адаптация, или приспособление, — это изменение чувствитель­ности органов чувств под влиянием действия раздражителя.

Можно различать три разновидности этого явления.

1. Адаптация как полное исчезновение ощущенияв процессе про­должительного действия раздражителя. В случае дейст­вия постоянных раздражителей ощущение имеет тенденцию к угасанию. Например, легкий груз, покоящийся на коже, вскоре перестает ощущаться. Обычным фактом является и отчетливое исчезновение обонятельных ощущений вскоре после того, как мы попадаем в атмосферу с неприятным запахом. Интенсивность вкусового ощущения ослабевает, если соответствующее вещество в течение некоторого времени держать во рту и, наконец, ощу­щение может угаснуть совсем.

Полной адаптации зрительного анализатора при действии постоянного и неподвижного раздражителя не наступает. Это объясняется компенсацией неподвижности раздражителя за счет движений самого рецепторного аппарата. Постоянные произволь­ные и непроизвольные движения глаз обеспечивают непрерыв­ность зрительного ощущения.

2. Адаптацией называют также другое явление, близкое к опи­санному, которое выражается в притуплении ощущения под влияни­ем действия сильного раздражителя. Например, при погружении руки в холодную воду интенсивность ощущения, вызываемого холодовым раздражителем, снижается. Когда мы из полутемной комнаты попадаем в ярко освещенное пространство, то сначала бываем ослеплены и не способны различать вокруг какие-либо детали. Через некоторое время чувствительность зрительного анализатора резко снижается, и мы начинаем нормально видеть. Это понижение чувствительности глаза при интенсивном свето­вом раздражении называют световой адаптацией.

Описанные два вида адаптации можно объединить термином негативная адаптация, поскольку в результате их снижается чувствительность анализаторов.

3. Наконец, адаптацией называют повышение чувствительно­сти под влиянием действия слабого раздражителя. Этот вид адап­тации, свойственный некоторым видам ощущений, можно опре­делить как позитивную адаптацию.

В зрительном анализаторе это темновая адаптация, когда уве­личивается чувствительность глаза под влиянием пребывания в темноте. Аналогичной формой слуховой адаптации является адаптация к тишине.

Исследования показали, что одни анализаторы обнаруживают быструю адаптацию, другие - медленную. Например, тактильные рецепторы адаптируются очень быстро. По их чувствующему нерву при приложении какого-либо длительного раздражения пробегает лишь небольшой залп импульсов в начале действия раздражителя. Сравнительно медленно адаптируется зрительный рецептор (время адаптации к темноте достигает нескольких десят­ков минут), обонятельный и вкусовой.

4. Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности одного органа чувств под влиянием раздражения другого органа. Также проявляется в понижении или повышении чувствительности (слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии). Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов называется сенсибилизацией.

Хорошо развита у слепых, глухих, появляется с возрастом, при беременности повышается вкусовая чувствительность, при некоторых профессиях. Тренируется с помощью упражнений (заниматься музыкой и развить звуковысотный слух).

Сенсибилизация органов чувств возможна не только путем применения побочных раздра­жителей, но и путем упражнения. Возможности тренировки органов чувств и их совершенствования очень велики. Можно выделить две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств: 1) сенсибилизация, к которой стихийно приводит необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота) и 2) сенсибилизация, вызванная деятельностью, специфическими требованиями профессии субъекта.

Утрата зрения или слуха в известной мере компенсируется развитием других видов чувствительности.

5. Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Наиболее часто встречается зрительно-слуховая синестезия, когда под воздействием звуковых раздражителей возникают зрительные образы. Также, например, цвета звучат, звуки окрашиваются (высокие звуки – светлые, низкие - темные).

6. Пороги ощущений.Из всего диапазона возможных раздражителей человек воспринимает лишь те, которые находятся в узкой области, которая называется зоной подлинных ощущений. Нижняя граница зоны подлинных ощущений определяется минимальной величиной раздражителя, уже вызывающего ощущения. Эта граница называется абсолютным нижнимпорогом чувствительности. Верхняя граница зоны подлинных ощущений – это абсолютный верхний порогчувствительности – величина раздражителя, уже перестающего вызывать ощущения данной модальности (например, человек испытывает боль при сверхярком свете, ультразвуке).

Пороги чувствительности могут незначительно меняться в зависимости от характера деятельности и возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности действия раздражения.

Также выделяют понятие разностного порога ощущений – это та наименьшая прибавка к силе действующего раздражителя, при которой обнаруживается разница в качестве раздражителя.

52. Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Восприятие делает возможным целостное отражение мира, создание интегральной картины действительности, в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности.

Итог восприятия – интегральный, целостный образ окружающего мира, возникающий при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств субъекта.

Ошибочно полагать, что восприятие является простым суммированием отдельных ощущений. Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.

К основным свойствам восприятия следует отнести следующие:

1. Предметность (не является врожденным свойством) – это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Обусловлена присутствием в процессе восприятия моторного компонента. Так, услышав звук или почувствовав запах, мы совершаем определенные ориентировочные движения в отношении источника раздражения.

2. Целостность - дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта.

3. Структурность - в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Например, если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты.

4. Константность - относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.

5. Осмысленность - связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет – это значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами.

6. Апперцепция - при восприятии активизируется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми. Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия.

7. Активность - в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т.е. не отражаются в нашем сознании.

В процессе восприятия не все анализаторы играют одинаковую роль. Один из анализаторов обычно ведущий. В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии основную роль, различают виды восприятия. Наиболее распространены такие виды, как зрительные, слуховые, осязательные восприятия.

Сложные виды восприятия представляют комбинации, сочетания различных видов восприятия. Например, восприятие учебного текста при его чтении вслух есть сочетание зрительного и слухового восприятий.

Восприятие, как и ощущение, - рефлекторный процесс. И. П. Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. Последние выступают в качестве комплексных раздражителей. В ядрах корковых отделов анализаторов осуществляется сложный анализ и синтез этих комплексных раздражений. "...В гармонии с беспрерывно и многообразно колеблющейся природой агенты в качестве условных раздражителей то выделялись полушариями для организма в виде крайне мелких элементов (анализировались), то сливались в многоразличные комплексы (синтезировались)"1. Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия из фона. На основе анализа осуществляется синтез всех свойств объекта восприятия в целостный образ.

По сравнению с ощущениями восприятие более высокая форма аналитико-синтетической деятельности мозга. Без анализа невозможно осмысленное восприятие. Так, незнакомая иностранная речь воспринимается как сплошной звуковой поток. Для осмысленного восприятия речи, т. е. ее понимания, необходимо расчленить речь на отдельные фразы, слова с их значениями. В то же время в процессе восприятия речи одновременно с анализом имеет место и синтез, благодаря чему мы воспринимаем не отдельные разрозненные звуки, а слова и фразы. Основу синтеза составляет процесс установления временных нервных связей.

В основе восприятия лежат два вида нервных связей: связи, образуемые в пределах одного анализатора, и межанализаторные связи. Первый случай наблюдается при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности. Таким раздражителем может быть мелодия, представляющая собой своеобразное сочетание отдельных звуков, воздействующих на слуховой анализатор. Весь этот комплекс действует как один сложный раздражитель. При этом нервные связи образуются не только на сами раздражители, но и на их отношение - временное, пространственное и пр. (так называемый рефлекс на отношение). В результате в коре больших полушарий происходит процесс интегрирования, сложный синтез.

Другой вид нервных связей, образующихся при воздействии комплексного раздражителя, - это связи в пределах разных анализаторов. И. М. Сеченов объяснял восприятие предмета или пространства ассоциацией зрительных, кинестезических, осязательных и других ощущений. К этим ассоциациям у человека обязательно присоединяется и слуховой образ слова, которым обозначается данный предмет или пространственное отношение.

В акте зрения при восприятии величины предметов, их удаленности и т. д. всегда ассоциируются чисто зрительные ощущения с мышечными. Некоторое нарушение этих связей путем усиления или ослабления глазных мышц можно вызвать действием определенных лекарственных веществ. При этом наблюдается макрония (кажущееся увеличение предметов) или микрония (кажущееся уменьшение предметов).

Временные нервные связи, лежащие в основе восприятия, складываются на основе объективных связей свойств предметов и явлений внешнего мира.

Благодаря связям, образующимся между анализаторами, мы отражаем в восприятии и такие свойства предметов или явлений, для которых нет специально приспособленных анализаторов (например, величина предмета, удельный вес). Поэтому в восприятии мы глубже познаем мир, чем в ощущениях.

Таким образом, в основе сложного процесса построения образа восприятия лежат системы внутрианализаторных и межанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие условия выделения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложного целого.

53. Восприятие (перцептивный процесс) – это познавательный психический процесс, обеспечивающий целостное отражение предмтов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств.

В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к простой сумме ощущений. Воспринимая, мы не только выделяем группу ощущений и объединяем их в единый образ, но и осмысливаем этот образ, привлекая прошлый опыт, т.е. восприятие неразрывно связано с памятью и мышлением. Виды восприятия.В зависимости от доминирующего анализатора выделяют следующие виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое. Во всех видах восприятия в той или иной степени всегда участвуют двигательные ощущения.

Основой еще одного типа классификации являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Восприятие пространства – необходимое условие ориентировки человека. Оно включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления. Восприятие не всегда дает нам адекват­ное отражение предметов объективного мира, в литературе описаны многочис­ленные факты и условия ошибок в восприятии, главным образом зрительные иллюзии.

Восприятие времени – отражение объектив­ной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Отражая объективную реальность, вос­приятие времени дает человеку возможность ориентироваться в окружающей среде. Восприятие продолжительных периодов времени в значитель­ной степени определяется характером переживаний. Так время, которое было заполнено интересной, глубоко мотивированной дея­тельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии. Восприятие времени изменяется и в зависимости от эмо­ционального состояния. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные — субъек­тивно несколько растягивают временные промежутки.

Иллюзии восприятия – это искаженные восприятия реальных объектов. Они могут происходить в разных модальностях, но наибольшее их число наблюдается в области зрения. Зрительные иллюзии (обман зрения) чрезвычайно многочисленны и разнообразны. Известен ряд иллюзий, обусловленных несовершенством органа чувств. Чаще всего выделяют следующие виды иллюзий.

1. Связанные, так или иначе, с особенностями строения глаза. Из житейского опыта мы знаем, что светлые предметы кажутся больше в сравнении с равными им темными (черными) предметами. Эта иллюзия – результат эффекта иррадиации возбуждения в сетчатке глаза.

2. Обусловленные контрастом. Воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны. Кружки одинакового размера кажутся разными в зависимости от окружения: кружок кажется большим среди маленьких и меньшим среди больших. Каждый из нас был в подобной ситуации, когда среди маленьких детей мы казались себе великанами, а попав в группу людей значительно выше себя по росту, испытывали чувство, что мы уменьшились в росте.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных