Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Связь характера и темперамента 7 страница




По другому признаку, по общности, различают общие и единичные понятия. Общие понятия («школа», «игра», «река») отражают круг однородных явлений (предметов), имеющий общий признак.

Единичные понятия (ОШ № 48 г. Минска, КВН, «река «Припять») обозначают один, конкретный предмет (явление).

Суждение – форма мышления, в которой отражается связь между предметами (явлениями) или между их свойствами.

Ввиду того, что предметы и явления, а также их свойства обозначаются соответствующими понятиями, можно утверждать, что в суждении устанавливается связь между понятиями. Выделяют две классификации суждений. В зависимости от того, соответствует ли суждение объективной реальности, различают истинные и ложные суждения. При этом в качестве критерия истинности суждения признается реальная жизнь (практика).

В зависимости от того, насколько широкий круг явлений отражается в суждении, выделяют – общие, частные и единичные. Общие суждения распространяются на всю совокупность предметов (явлений), содержащихся в понятиях (например, «Все школьники летом отдыхают»). Частные суждения касаются только части предметов (явлений), относящихся к понятию (например, «Некоторые школьники увлекаются футболом»). В единичном суждении приводится указание на конкретное понятие («Ученик Федоров стал победителем Х международной олимпиады по биологии»). Т.о, в суждениях представлена мысль о связи предметов (явлений) в развернутой и дифференцированной форме, о характере причинно-следственных связей.

Умозаключение – форма мышления, характеризующаяся тем, что на основе известных человеку суждений или понятий логически формулируется (выводится) новое суждение. Умозаключения могут выводится тремя способами, на основе которых выделяются соответствующие умозаключения:

индуктивные умозаключения – выведение общего привила из частных фактов;

дедуктивные умозаключения – распространение общего правила на конкретный случай;

умозаключения по аналогии – новое суждение выводится по сходству с уже известным.

Таким образом, умозаключение представляет собой высшую форму мышления, которая позволяет человеку использовать различные мыслительные операции для нахождения новых решений, для формирования новых суждений. При этом человек может не прибегать к непосредственному, чувственному опыту, а оперирует абстрактной информацией (т.е. речь идет о теоретическом мышлении).

59. Мышление как психическая деятельность, включает ряд операций. К основным мыслительным операциям относят: сравнение, анализ, синтез, абстракцию, конкретизацию и обобщение.

Сравнение – мыслительная операция, в процессе которой происходит установление сходства и различия между явлениями. Для успешности осуществления сравнения субъекту первоначально необходимо выделить существенные стороны, характеристики явления, после чего и происходит их сопоставление. Благодаря сравнению человек глубже постигает своеобразие различных групп объектов.

Анализ – мыслительная операция, характеризующаяся мысленным разложением, расчленением какого-либо сложного явления на составляющие части (элементы). В результате анализа мы имеем возможность глубже изучить характеристики всех составляющих элементов, увидеть характер взаимосвязи между различными элементами (изучить структуру) и тем самым постичь суть всего явления. Мы можем анализировать как явление, непосредственно воздействующее на нас в данный момент времени, так и явление, актуализируемое в психике благодаря памяти и представлению.

Синтез – мыслительная операция, характеризующаяся мысленным воссоединением различных элементов явления. Таким образом, условно синтез можно считать операцией, обратной анализу. Благодаря синтезу у нас формируется целостное представление о явлении с учетом закономерных связей между составляющими его элементами. Нельзя утверждать, что синтез обязательно следует после анализа. В процессе познания часто мы наблюдаем другую ситуацию: человек сначала соединяет различные элементы в целое, формируя целостный образ, а после этого обращается к более детальному анализу элементов.

Абстракция – мыслительная операция, при которой происходит отвлечение от каких-либо свойств или частей предмета (явления) для выделения его наиболее существенных признаков. Следовательно, к абстракции мы обращаемся тогда, когда нам необходимо особо сконцентрироваться на наиболее важных свойствах (частях) изучаемого явления и отвлечься от других. В результате абстракции формируются абстрактные понятия, указывающие на существенные признаки и свойства предмета.

Конкретизация – мыслительная операция, при которой происходит представление единичного предмета или явления во всем многообразии его различных признаков и свойств. Т.е. конкретизация – операция, обратная абстракции. Условно можно сказать, что конкретизация – эти конкретная иллюстрация явления.

Обобщение – мыслительная операция, заключающаяся в объединении предметов или явлений по их существенным признакам и свойствам. С обобщением непосредственно связаны систематизация и классификация, которые иногда также относятся к мыслительным операциям. При классификации на основе общих признаков мы выделяем различные группы явлений, а при систематизации между этими группами устанавливаются связи, позволяющие их рассматривать как систему.

Мыслительные операции выделяются для того, чтобы рассмотреть различные способы решения умственных задач. Но в реальной жизни при решении различных задач мыслительные операции используются не по-отдельности, а в совокупности. При этом сочетание мыслительных задач определяется, с одной стороны, характером стоящей проблемы, а с другой, особенностями познавательной сферы человека.

Решение мыслительных задач. Задача характеризуется тем, что, с одной стороны существуют определенные условия (что дано) и неизвестное, которое необходимо (желаемо) найти. Если человек уже сталкивался с данной задачей, то он может использовать тот вариант решения, который дал нужный результат. Однако в этом случае можно констатировать, что мышление не задействуется. О мышлении мы вправе говорить лишь в случае, если человек имеет перед собой задачу, на которую нет готового ответа. Подобную ситуацию обозначают как проблемную.

Мыслительная задача в каждой проблемной ситуации имеет свою специфику, что отражается и на особенностях ее решения. Виды поиска решения задачи могут быть самыми различными, например:

- поиск посредством систематических проб связан с последовательным перебором всех возможных вариантов решения на каждом этапе;

случайный поиск – не имеющий какой-то строгой системы и логики поиск вариантов решения;

- выборочный поиск – выбор способа решения на данном этапе определяется с учетом результатов решения предыдущих этапов;

- избирательный (селективный) поиск – способ решения задач с использованием новых, творческих подходов.

В качестве основных этапов мыслительного процесса можно выделить следующие:

1. Мотивация (желание решать задачу) – важнейшее условие эффективности мыслительного процесса. Человек, имеющий сильное желание, будет проявлять больше настойчивости, и при прочих равных условиях, у него больше шансов придти к верному решению.

2. Анализ проблемы – всестороннее изучение имеющихся данных, рассмотрение всего, что может быть полезно для решения.

3. Поиск решения – различные попытки нахождения возможных способов решения задачи. На данном этапе могут использоваться виды поиска, рассмотренные выше.

4. Логическое обоснование решения – выбор из нескольких вариантов одного, наиболее логически обоснованного.

5. Реализация решения – практическое использование выбранного варианта решения.

6. Проверка найденного решения – оценка правильности или неправильности осуществленного решения.

6. Коррекция решения в случае его неправильности и возврат ко второму этапу.

В процессе познания мира человек получает чувственный опыт, обобщая свои наблюдения. Но для более полной картины требуется наличие взаимосвязи между логикой и чувственными наблюдениями. Исходя из этого, первой особенностью мышления называют его опосредованность, то есть осознание каких-либо неизвестных вещей через уже открытые истины. Второй особенностью считают обобщённость мышления, то есть способность мыслить категориями, полагаясь на опыт, а не рассматривать каждое явление как абсолютно новое.

Но стоит отметить, что в психологии выделяют несколько типов мышления, а потому и его индивидуальных особенностей при учёте частных случаев можно обнаружить гораздо больше. К примеру, в случае конкретно-действенного мышления характерной чертой будет наблюдательность, абстрактное мышление может похвастаться любовью к поиску закономерностей, а конкретно-образному свойственно стремление к поиску символов для выражения мыслей. Если же говорить о творческом мышлении, то исследователи склонны выделять 4 индивидуальные типологические особенности.

Оригинальность суждений, необычность идей, постоянное стремление к новым мыслям.

Семантическая индивидуальные особенности мышления в психологиигибкость – способность взглянуть на объект под новым углом, найти ему новое неожиданное применение.

Образная адаптивная гибкость – умение изменить своё восприятие так, чтобы обнаружить скрытые от большинства людей стороны предмета.

Семантическая спонтанная гибкость – способность генерировать идеи в ситуации с неопределённостью, без содержания маячков для этих решений.

Как видим, индивидуальные особенности мышления человека зависят от способа его восприятия и работы с информацией, поэтому строя разговор, стоит учитывать тип мышления собеседника.

 

 

60. Воображе́ние — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением

Воображения в социальном плане обеспечивает человеку возможность правильно соотносить общие, выраженные в понятиях знания с реальными ситуациями, которые всегда индивидуальны [3]. Таким образом, социально-коммуникативная функция воображения представляет собой универсальную способность человека к построению новых целостных образов действительности в коммуникативных ситуациях.

«Индивид воспринимает (оценивает) себя в соответствии с оценками других, то есть личность становится для себя тем, что она есть через то, что она представляет из себя для других в социальном мире» [5]. В частности, воображение в социальном плане выражается в способности человека смотреть на себя глазами другого человека, и даже шире – всего человечества в целом.

С этой точки зрения актуальны вопросы относительно раскрытия «стереотипов в сознании людей, используемых ими при раскрытии внутреннего мира другого человека, при восприятии и определении личностной сути этого человека». Выявлена громадная роль общности, к которой принадлежит человек, в формировании у него стереотипов, на которые он опирается в общении с другими людьми [1].

Творческий подход к процессу общения позволяет личности не «застревать на ступени стереотипного, шаблонного «психологического отклика» на людей при общении с ними, а постоянно желать и уметь вносить поправки в этот «отклик» - в свое понимание другого человека, отношение к нему, обращение с ним, учитывая индивидуальное своеобразие того, с кем сейчас приходится общаться». Действительно, «шаблоны и стереотипы» лишь вредят истинному творческому воображению. Возможно, что абстрагировавшись от стереотипного видения и восприятия собеседника, люди смогли бы найти другие грани общения.

Воображение играет значительную роль в общении каждой личности с другими людьми, и проявляется в умении - вообразить себя на месте другого, увидеть себя самого глазами другого, представить себе мысли, чувства, поведение другого при изменении цели общения, появлении в нем новых участников и т.п. [1]. Исследования подтверждают, что у лиц, достаточно интеллектуально развитых и легко вступающих в контакт с другими людьми, воображение при взаимодействии с ними может работать недостаточно контекстно и очень не точно воссоздавать их переживания, намерения, ход мысли. Человек с неразвитым социальным воображением вообще просто-напросто приписывает свои собственные состояния, свои намерения и мысли другим людям.

В каждом человеке присутствует «взгляд стороннего наблюдателя», т.е. способность к абстрагированию от личного опыта, привычного культурного контекста. СКФ воображения проявляется не только в личностном контексте, - адекватном понимания своего Я в ситуациях общения, но и в способности целостно воспринимать окружающую действительность, объективно оценивать события. Именно на эту способность указывал Ч.Миллс [6], говоря об «особом качестве ума», обозначаемым им как - социологическое воображение, Оно позволяет индивиду видеть влияние исторических сил на жизненный путь людей и их внутреннее состояние, различать «личные трудности» и «общественные проблемы» и самостоятельно их анализировать.

Социально-коммуникативная функция понимается как сложный комплекс явлений и процессов, обеспечивающий ориентацию индивида во внешней социальной среде, приводящий его в состояние готовности к действию. Такую ориентацию во внешней социальной среде, которая создает способность целостно воспринимать ситуацию; способность к восприятию человеком других людей, групп, социальных отношений и многих социокультурных явлений.

Благодаря ряду исследований, проведенных автором доклада, были получены экспериментальные данные. Согласно которым можно выделить условно две группы людей: высококреативные и низкокреативные. Основой для различия будет служить их отношение и реакция на проблемную коммуникативную ситуацию. Выделим различия в понимании коммуникации и общении. Под коммуникативной ситуацией следует понимать разговор людей без так называемого «творческого начала». А именно, способность человека вести коммуникацию спонтанно, не воспринимая себя глазами собеседника. И лишь общение – несущее в себе смысловую нагрузку, способно активизировать воображение людей. Работа воображения проявляется в изменениях, которые как производная возникают в себе, и другом человеке. Низкокреативные люди действуют по ходу ситуации, спонтанно. Высококреативные люди способны увидеть причинность и условность ситуации, схватить ее в целом смысловом виде, способны стать на позицию собеседника и взглянуть на себя его глазами. И это становится возможным благодаря воображению, его социально-коммуникативной природе.

Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма. Воображение всегда есть определенный отход от действительности, но в любом случае источник воображения - объективная реальность. Для воображения характерна не большая связь с эмоциональной стороной, не меньшая степень сознательности, не меньшая и не большая степень конкретности; эти особенности проявляются также на различных ступенях развития мышления. Воображение надо рассматривать как более сложную форму психической деятельности, которая является реальным объединением нескольких функций в их своеобразных отношениях.

 

А.В. Брушлинский в статье «Воображение и творчество» начинает свой анализ с замечания, что традиционно связываемая с воображением «...способность создавать «новые чувственные или мыслительные образы» не специфична для него, «...поскольку создание, открытие и т. д. нового -- это дело не только воображения, но и восприятия, представления, мышления и т. д.».

 

Воображение неразрывно связано с процессом памяти, оно преобразует то, что есть в памяти. Также связано с восприятием, (обогащает новые образы, делает их более продуктивными) и мышлением: осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого; способствует предвосхищению будущего.

61.

 

 

5. /. Что такое воображени

Наряду с образами памяти, которые являются копия-ми восприятия, человек может создавать и совершенно новые образы. В образах может предстать и то, чего мы непосредственно не воспринимали, и то, чего вообще не было в нашем опыте, и даже то, чего в такой именно фор-ме в действительности не существует. Это образы вообра-жения. Итак, воображение - это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы.

Каждый образ, созданный в воображении, является в ка-кой-то степени и воспроизведением и преобразованием дей-ствительности. Воспроизведение - основная характеристика па-мяти, преобразование - основная характеристика воображе-ния. Если основная функция памяти - сохранение опыта, то основная функция воображения - его преобразование.

Образы воображения опираются на представления па-мяти. Но эти представления подвергаются глубокому из-менению. Представления памяти - это образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, но когда-то воспринимали. Но мы можем, исходя из зна-ний и опираясь на опыт человечества, создать себе пред-ставления о таких вещах, которых никогда раньше сами не воспринимали. Например, я могу себе представить пес-чаную пустыню или тропические леса, хотя бывать там мне не приходилось. Воображение - это создание того, что в опыте человека еще не существовало, что он не воспри-нимал в прошлом и с чем раньше не встречался. Тем не менее все новое, созданное в воображении, всегда так или иначе связано с реально существующим.

Все представления воображения строятся из материа-ла, полученного в прошлых восприятиях и сохраненного в памяти. Деятельность воображения всегда является пере-работкой тех данных, которые доставляются ощущениями и восприятиями. Из «ничего» воображение творить не мо-жет (слепой от рождения не может создать цветовой об-раз, глухой - звуков). Самые причудливые и фантастичес-кие продукты воображения всегда строятся из элементов действительности.

Воображение - одна из фундаментальных характеристик человека. В нем наиболее наглядно проявляется отличие че-ловека от животных предков. Философ Э.В. Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, при-надлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от жи-вотного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусст-ве... Без силы воображения невозможно было бы даже перей-ти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты». Д. Дид-ро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыс-лящим существом, ни просто человеком... Воображение - это способность вызывать образы. Человек, начисто лишенный этой способности, был бы тупицей».

При помощи воображения человек отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожи-данных сочетаниях и связях. Воображение преобразует дей-ствительность и создает на этой основе новые образы. Во-ображение тесно связано с мышлением, поэтому способ-но активно преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления. Вообще воображение связано со всеми сторонами психи-ческой деятельности человека: с его восприятием, памя-тью, мышлением, чувствами.

Как же возникают образы воображения, по каким за-конам осуществляется их построение?

Воображение - познавательный процесс и имеет в сво-ей основе аналитико- синтезическую деятельность челове-ческого мозга. Анализ помогает выделить отдельные части и признаки предметов или явления, синтез - объединить в новые, до сих пор не встречавшиеся комбинации. В ре-зультате создается образ или система образов, в которых реальная действительность отражается человеком в новом, преобразованном, измененном виде и содержании

Физиологическая основа воображения - образование новых сочетаний из временных нервных связей, уже сфор-мировавшихся в коре больших полушарий мозга.

Виды воображения

Психологи выделяют виды воображения по следующим основаниям.

1. Степень активности создания человеком новых обра-зов и осознанности этих образов:

Непроизвольное или пассивное воображение - новые об-разы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцина-ции, грезы, состояния «бездумного отдыха».

Так, образы во сне рождаются непреднамеренно. К от-крытию тайны сна люди пришли лишь в конце XIX - начале XX в. Обрывки воспоминаний прошлого причуд-ливо сочетаются в сновидениях, они рождаются непред-намеренно, вступают в неожиданные, иногда совершен-но бессмысленные сочетания. В полусонном, дремотном состоянии может происходить то же самое. Сеченов го-ворил, что сновидения - это «небывалые комбинации бывалых впечатлений». Когда человек спит, его созна-ние как бы отступает на задний план, так как прекра-щают работать те участки головного мозга, которые ве-дают сознанием, контролируют наши впечатления и представления. Сон - это разлитое торможение больших полушарий. Когда происходит полное и глубокое тормо-жение, сон бывает глубоким, без сновидений. Но тор-можение происходит неравномерно, особенно в началь-ной стадии сна и в последней перед пробуждением. Сно-видения вызываются работой группы клеток, оставшихся незаторможенными. Характерными для сновидений яв-ляются:

- чувственная достоверность. Когда я вижу сон, я ни на минуту не сомневаюсь, что все это происходит со мной наяву. Лишь проснувшись, «стряхнув» с себя сон, я смогу критически отнестись к приснившимся фантазиям;

- невероятная причудливость, необычность связей и сочетаний образов;

- явная связь с насущными потребностями человека. Например, Татьяна пишет Онегину: «Ты в сновиденьях мне являлся». Влюбленная в Евгения, она постоянно ду-мает о нем, и вот его образ - во сне

Несмотря на всю фантастичность сновидений, в них может содержаться лишь то, что было воспринято челове-ком. Сегодня известны некоторые механизмы сновидений.

Например, поводом для сновидений могут послужить раздражения, которые получает организм спящего чело-века: сдвинулось одеяло - замерзли ноги, может приснить-ся, что ты замерзаешь, что под тобой проломился лед, или что ты по колено в воде и бреднем ловишь рыбу. Вари-аций может быть множество.

На этом основана методика изучения содержания сно-видений: испытуемого подвергают (конечно, с его согла-сия) вовремя сна тем или иным раздражениям, а потом расспрашивают о том, что ему снилось. Так, освещение лица спящего красным светом может вызвать во сне обра-зы грозы, вспышки молнии, отблески лесного пожара. Если поднести к носу спящего флакон с духами, возможен об-раз цветущего сада или праздника, когда люди дарят друг другу букеты цветов. Или: лицо спящего закрыли одеялом, стало труднее дышать, а ему снится, что на него набро-сился бандит и душит его.

Иногда причиной сна являются бурные события, про-исшедшие за день - сон снится на ту же тему, в продолже-ние этих событий. Приснившийся сон может сигнализиро-вать о какой-либо болезни. Так, одну женщину долго пре-следовал сон: она ела сырую или испорченную рыбу. При медицинском обследовании у нее оказалась острая форма гастрита. Есть еще много разных причин сновидений, о которых вы можете, если заинтересуетесь, узнать из спе-циальной литературы.

Сон - продукт здоровой психики. Сны видят все люди. Исследования последних лет приводят ученых к мысли о том, что сновидения даже необходимы для нормальной работы нашего мозга. Если лишить человека сновидений, это может привести к расстройству психики. Продуктом боль-ной или нездоровой психики являются галлюцинации.

Галлюцинация - это тоже пассивное, непреднамерен-ное воображение. У людей, психически ненормальных или не совсем здоровых, образы фантазии приобретают чер-ты реальности. У душевнобольного они конкурируют с тем, что он действительно воспринимает. Если ему пред-ставляется давно умерший родственник, он разговарива-ет с ним, как с живым, ни на минуту не сомневается в реальности последнего. Такие «сны наяву» и называются галлюцинациями.

Галлюцинации появляются при различных психичес-ких заболеваниях, под влиянием сильных переживаний - чувства тоски, страха, навязчивых мыслей.

При слуховых галлюцинациях больной слышит голоса, музыку, звуки. Голоса то угрожают ему, то о чем -то про-сят. При этом голоса бывают тихими, громкими, «прика-зывающими», в результате чего человек совершает не-ожиданные поступки. Это психическое расстройство часто возникает на почве алкоголизма.

Зрительные галлюцинации обычно возникают при такихболезнях, как эпилепсия, истерия, а также у алкоголи-ков, дошедших до состояния белой горячки.

Эти явления объясняются тем, что значительные участки мозга душевнобольного постоянно в большей или мень-шей степени заторможены. Следы прошлых восприятий, комбинируемые в образах фантазии, вызывают такую же реакцию, как и реальные раздражители.

Грезы - это пассивное, но преднамеренное воображение.Это мечты, не связанные с волей, направленной на их вы-полнение. Люди грезят о чем-то приятном, радостном, за-манчивом, причем в грезах отчетливо видна связь фантазии с потребностями и желаниями. Вспомним Манилова - ге-роя повести Н.В. Гоголя «Мертвые души». Манилов пользу-ется грезами и бесплодной мечтательностью как завесой от необходимости что-то делать: вот он вошел в комнату, сел на стул и предался размышлению. Незаметно мысли занес-ли его бог знает куда. «Он думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом через реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом с таким высоким бель-ведером, что можно оттуда видеть даже Москву, и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных предметах...»

Произвольное, или активное воображение - это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Этот вид воображения возникает в раннем возрасте и наиболь-шее развитие получает в детских играх. В игре дети берут на себя разные роли (летчика, шофера, доктора, Бабы-Яги, брокера и т.д.)- Необходимость построить свое поведение в соответствии с приятной на себя ролью требует активной работы воображения. Кроме этого надо вообразить недо-стающие предметы и саму ситуацию игры.

По оригинальности произвольное (активное) вообра-жение разделяется на воссоздающее, или репродуктивное, и творческое.

Воссоздающее, или репродуктивное, воображение - это по-

строение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине. В процессе воссоздающего воображения возникают новые об-разы, но новые субъективно, для данного человека, а объек-тивно они уже существуют. Они уже воплощены в опреде-ленных предметах культуры. При чтении художественной и учебной литературы, при изучении географических, исто-рических и других описаний постоянно оказывается необ-ходимым воссоздавать при помощи фантазии то, о чем го-ворится в этих источниках. Любой зритель, читатель или слушатель должен обладать достаточно развитым воссозда-ющим воображением, чтобы увидеть и почувствовать то, что хотел передать и выразить художник, писатель, рас-сказчик. Отличной школой развития воссоздающего вооб-ражения служит изучение географических карт. К. Паустов-ский писал: «Еще в детстве у меня появилось пристрастие к географическим картам. Я мог сидеть над ними по несколь-ку часов, как над увлекательной книгой. Я изучал течение неведомых рек, прихотливые морские побережья, прони-кал в глубину тайги... Постепенно все эти места оживали в моем воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог бы написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам».

Суть воссоздающего воображения в том, что мы воспро-изводим то, что сами непосредственно не воспринимали, но что нам сообщают другие люди (речью, чертежами, схе-мами, знаками и пр.). Мы как бы расшифровываем сигналы, символы, знаки. Например, инженер, рассматривая чертеж (систему линий на листе), восстанавливает образ машины, которая «зашифрована» условными обозначениями.Воссоздающее воображение играет важную роль в жиз-ни человека, оно позволяет людям обмениваться опытом, без чего немыслима жизнь в обществе. Оно помогает каж-дому из нас овладеть опытом, знаниями и достижениями других людей.

Творческое воображение - это самостоятельное созданиеновых образов, которые реализуются в оригинальных про-дуктах деятельности. Образы создаются без опоры на гото-вое описание или условное изображение.

Роль творческого воображения огромна. Создаются но-вые оригинальные произведения, которых никогда не было. Однако их персонажи (у художников, скульпторов, писа-телей) настолько жизненны, реальны, что начинаешь от-носиться к ним, как к живым (вспомним Дон Кихота, Андрея Болконского, Наташу Ростову, Анну Каренину, Татьяну Ларину, Григория Мелехова, Василия Теркина, братьев Турбиных...).

Особый вид воображения - мечта. Мечта всегда на-правлена на будущее, на перспективы жизни и деятельно-сти конкретного человека, конкретной личности. Мечта позволяет намечать будущее и организовывать свое пове-дение для его осуществления. Представить себе будущее (т.е. то, чего еще нет) человек не мог бы без воображения, без умения строить новый образ. Причем мечта - это такой процесс воображения, который всегда направлен не про-сто в будущее, а в желаемое будущее. В этом смысле Плюш-кин - образ творческого воображения Н.В. Гоголя, но не его мечта. А вот герои «Алых парусов» А. Грина - мечта писателя о людях, какими бы он хотел их видеть.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных