Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Адм-правовые санкции




Отличаются гарантиями защиты прав.
Те сферы, где применяются меры адм принуждения:

Государственный контроль и надзор: разрешительная система.

Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности.

Адм-юрисдикционная деят-ть по рассмотрению адм-правовых споров:

Субъекты мер принуждения:

Огв и омсу

Омсу могут на делятся полномочия по осущ муниц контроля

Гос учреждения, выполняющие отдельно публичные функции

Гос предприятия

Граждане

Основания для применения мер принуждения:

1) совершение противоправного деяния;

2) Угроза безопасности

Порядок применения мер: простота, содержат меньший объем ограничений, без предварительной оценки суда

Принципы:

1) компетентность

2) адекватность (соразмерность)

3) социально-признаваемые

4) исчерпываемость мер принуждения

5) ко всем лицам (юр лицам, гражданам, огв)

6) порядок применения мер

АП содержит самые различные мер принудительного воздействия, различны по основаниям, результатам применения, способам охраны правопорядка.

Три группы мер адм-правового принуждения:

1) адм предупредительные: создание условий для предотвращения нежелательных последствий): проверка документов, мед осведетельствовние. Применяться в искл случаях.

2) меры административного пресечения: не явл.мерами адм ответственности. Применяются в той ситуации, когда отсутствует полная информация о человеке, например. Основание: совершение адм противоправного деяния. Применяются к более широкому кругу субъектов, чем предупредительные.

Меры: общие, специальные и процессуальные

Общие все те, которые не относятся к спец и процессуальным (изъятие имущества, которое не может находится у лица)

Спец (порядок применил физ насилия, спец средств, оружия)

Процессуальные: глава 27 КоАП

3) административные наказания глава 3 КоАП. Основание-доказанное адм правовое правонарушение.

4) меры восстановительного характера: возмещение военнослужащим ущерба-его материальная ответственность.

17.02.2015
Лекция 10
Административная ответственность
Предпосылки:

Являются разновидностью мер принуждения, влияет на волю лица, на физ неприкосновенность.
АО является юр ответственностью и ей присущны признаки:
1) установлены нормы права, установленный порядок, применяется только уполномоченными лицами, влечет применения за собой юр санкций.
АО - вид юридической ответственности, который определяет обязательства субъекта претерпевать лишения государственно-властного характера за совершение административного правонарушения.
1) дисциплинарная ответственность гос служащих, налагается начальником, к которому подчинен гос служащий. Особенность - существует разнообразные дисциплинарные взыскания - понижение в должности, увольнение, досрочное увольнение, дисц арест.
Регулирует материальную ответственность военнослужащих
2)
3) АО далее про АО
Аспекты:
Негативный - ответственность за содеянное правонарушение. Установлена норма права, было ее нарушение и дальше за него следует ответственность.
Позитивный - ответственность за выполнение лицом каких либо обязанностей.

АО - это охранительное правоотношение, возникает на основании охранительных норм, которые содержатся в особенной части КоАП РФ. Юр аспектом явл именно адм правонарушение, но без вступления в законную силу постановления охранительное правоотношение не наступает.
Материальное - возникает если человек, который невиновен, привлекается к ответственности
Процессуальные - констатировать, что есть материальное правоотношение.
Обязанности корреспондируют права.
2 аспект при рассмотрении АО - адм наказание является мерой АО. Эти наказания являются универсальными. Штраф, например, может рассматриваться как мера адм взыскания, и может использоваться в УП, в процессуальных кодексах и тд.
3 аспект - институциональный - это совокупность норм, которые ее регулируют. АО является подотраслью АП.
Особенности:
1) есть единый кодифицированный акт, не требует принятия доп. актов
2) установлена за совершение большинства нарушений норм КоАП, и не только в АП (ЗП, КП)
3) для АО характерно наличие разнохарактерных отношений (матер-процессуальные, регулятивные-охранит)
4) есть свои специфические задачи, принципы законодательства об адм правонарушениях (презумпция невиновности характерна только для КоАП)
Вывод: 3 аспекта АО:
Охранит правоотношение
Система наказания
Подотрасль АП

Особенность АО: АО применяется как в судебном, так и внесудебном порядке.
АО регулируется актами двух уровней: на фед уровне только КоАП и законодательство суб об Адм правонарушениях (совместное ведение РФ и суб РФ) суб РФ регулируют ответственность по остаточному принципу – все, что не закреплено на фед уровне, то они и регулируют. АО наступает только за нарушение региональных адм актов, например.

Мера АО применяется многочисленными субъектами адм юрисдикции и субъектам и адм судебной юрисдикции. КоАП предусматривает, что дела об адм правонарушениях рассматриваются мировыми судьями и районными судами, арбитражные суды субъектов, а суды более высоких инстанций только пересматривают дела.
Фед ОИВ - основные виды субъектов. Это фед службы их тер органы и должн лица. Также силовые министерства привлекают АО. Также есть фа, которые наделены контрольно-надзорными функциями, органы суб РФ исп власти. Также ОМСУ - будут субъектами адм юрисдикции только в том случае, если они наделены таким полномочиями. Это будет Коллегиальный орган при ОМСУ.

Субъекты, которых можно привлечь к АО:
Физ и юр лица.
В отличие от уголовной ответственности, юр лица привлекается к АО.
Самая большая проблема привлечения юр лица к АО - как доказать вину. Если нет ответственного должностного лица, то привлекаем руководителя юр лица.
Субъекты в качестве юр лиц - юр лица как коммерческие организации - хозяйствующие субъекты, а также ОГВ и ОМСУ. ОГВ и ОМСУ привлекаются обычно за нецелевое использование денежных средств.
Также некоммерческие организации - субъекты АО. (К юр лицам)
Физ лица - граждане РФ, лица без гражданства, иностр граждане, должн лица, ИП.
Для ИП - несколько вариантов определения назначения АО - если отдельно не выделен субъект как ИП то по общему правилу он будет нести АО как должн лицо. Также есть ряд статьей в КоАП где ИП выделен в качестве спец субъекта. И ИП может привлекаться к АО в размере, установленной для юр лиц.

Основания привлечения к АО - совершение адм правонарушения. 2.1 КоАП РФ - определение. Важен материальный признак - его общественная вредность. Противоправность - если лицо нарушает определенные правила либо наоборот не совершает необходимые действия, которые предписаны (постановление на воинский учет). Наличие противоправных действий не явл достаточным для привлечения к АО. Здесь нужна вина - необходимое условие ответственности. АО наступает не за любое нарушение норм АП, а только за те нарушения, которые содержатся в КоАП и законодательстве суб РФ.
Квалификация адм правонарушения необходимо отличать от объективного противоправного деяния. АО всегда связано с нарушением существующих правил, мера ответственности не применяется, когда совершается объективно противоправное деяние.
Особый порядок привлечения к ответственности - раздел 4 КоАП РФ. КоАП предусматривает единый порядок привлечения к АО, то есть по остаточному принципу.
Процессуальная форма закреплена только в КоАП, суб РФ не могут регулировать процессуальную часть, они только СП.
Между тем, кто привлекает к ответственности и кого привлекают к АО не должно быть функциональной связи между ними.

Законодательство об АП.

Идет тенденция на усиление роли судейского корпуса. Повышение законности при привлечении к АО. Увеличились составы АП, которые рассматриваются судами общей юрисдикции и арб судами.
КоАП и законы суб РФ.
КС РФ подтвердил правомерность принятия актов субъектами РФ, устанавливающих АО. Могут быть наименования как законы, кодексы и др.
Структура КоАП
Особенность кодекса - есть материальная часть состава адм правонарушений, процессуальная часть и исполнительная часть.
Проект общей части КоАП - на семинар.
2раздел – особенная часть - 17 глав, составы АП. Одна глава - это один родовой объект каких-либо правонарушений.
3 раздел - подведомственность дел об АП, перечислены судьи и должн лица, которые рассм,
4 раздел - процессуальная часть, производство о рассмотрении адм дел; разбит по главам в зависимости от стадий рассмотрения дела.

Коап РФ - самодостаточный НПА. Предполагает что в соотв с ним будут приниматься соотв акты без составов АП (постановления правительства об исполнении наказаний, например, приказ мвд о содержании транспортного средства, направление на освидетельствование и другие). Иногда принимаются акты о должностных лицах, которые могут составлять протокол об АП.

Законодательство суб РФ об АП. Разграничение полномочий осущ в соотв со ст. 72, 76 КРФ. Это совместное ведение РФ и суб РФ. Основной принцип разграничений - по остаточному принципу(ответственность только за нарушение рег и муниц актов.
Субъекты РФ не могут дублировать составы АП, которые закреплены в КоАП, нельзя изменить вид и размер наказания.
Особенность - суб РФ могут устанавливать только два вида наказаний - предупреждение и адм штраф. Пределы размеров штрафа - рег законодатель должен ориентироваться на размеры, которые установлены в КоАП РФ. Зависит от категории дел. Рег акт устанавливает подведомственность дел - органы и должн лица которые привлекают к АО и выявляют АП. Закон Свердловской области об АП, разграничения по составам.

Адм правонарушение. Понятие. Признаки.
Раньше назывались проступками. АП как родовой объект.
Определение - 2.1 КоАП РФ. В определении содержаться только формальные признаки, нет матер признаков АП.
Признаки:
1) основание для освобождения от АО - отсутствие признака общественной вредности. Если ущерб не приводит к тяжким последствиям - это и есть АП.
2) АП выражается в действиях и бездействиях, они противоречат нормам адм права - противоправность. Противоправное деяние посягает на конкретную норму (в КоАП или законе суб РФ).
3) АП - деяние в форме действия и бездействия, наказуемые только во вне, нельзя привлечь за умыслы, коварные планы и тд.
4) деяние Как АП только тогда, когда совершено с сознанием и волей лица
5) наказуемость АП.

 

 

Лекция 11
03.03.2015
Продолжение темы
Сравнение признаков
- квалификация правонарушения. В общей части - объект и объективная сторона,
Есть признаки состава конструктивные и неконструктивные
Конструктивные - когда есть все признаки в наличии
Неконструктивны е - не включаются в квалификацию, но влияют на наказание
Постоянные, непостоянные (оценочные)
Признаки простых и квалифицированных (повторность) составов.
Квалифицированные в 1 статье
По форме вины - умышленные и неосторожные
Формальные (95%) и материальные
Объект.
Посягательства. Ст. 1.2

Общий, родовой, видовой - по горизонтали
Основной, дополнительный, факультативный - по вертикали
Объективная сторона - характеризует деяние или бездействие
В материальных обязательно наступление негативных последствий и причинно-следственная связь
Признаки: деяние в форме действия (одномоментное, растянутое по времени - когда начало не совпадает со временем, сложное) или бездействия
Бездействие - важно доказать, что лицо обязано было действовать и имело возможность действовать, лицо осознавало то или иное действие.
Признаки бездействия: невыполнение требований, непредоставление информации, неповиновение. Нарушение установленных правил - отсылочные формулировки

Квалифицирующие признаки объективной стороны:
- повторность - ПП ВС от 24.03.2005 № 5. В КоАП нет определения повторность. Лицо совершает деяние в период, когда не истек срок адм наказанности. (Деяние длится 1 год состояние адм наказанности). Совершение правонарушение в течение срока правонарушения, за которое еще не истек срок наказания.
- систематичность - неоднократность - совершение одним и тем же лицом адм правонарушения в течение года совершение однородного правонарушения (в одной главе), за которое он уже подвергался адм наказанию. Сказывается на ужесточении наказания.
- длящийся характер - исчисление сроков давности привлечения к адм ответственности, ст. 4.5 КоАП. Этот срок начинается с момента выявления правонарушения (2 месяца - адм орган, 3 месяца - суд). Это те правонарушения, которые начавшись с действия/бездействия, продолжаются в течение определенного времени. Возложены не только законом, но и другим НПА.
Если лицо обязано выполнить действие к определенному сроку, но пока не выполнило, то не считается, что оно совершило правонарушение. Невыполнение обязанности, назначенное адм наказания не освобождает лицо от тех или иных действий.
Окончание адм правонарушения - прекращение.
1) Прекращение фактическим способом - лицо выполняет обязанность, на котором она лежит.
2) Прекращение юридическим способом - лицо привлекается к адм ответственности, когда выносится индивид правовой акт.

Длящееся правонарушение -
Продолжаемое
- ряд тождественных действий, каждое из которых образует оконченное правонарушение, но они направлены на достижение одного умысла, с одной целью. Разрыв во времени этих действий.
АП неизвестен институт стадий преступления. Адм ответственность всегда наступает за оконченное правонарушение. Нет института соучастия в адм ответственности.

Субъект правонарушения – лицо, выполняющее объективную сторону адм правонарушения
Общий субъект: возраст наступления адм отв - 16 лет. Для длящихся адм правонарушений возраст исчисляется на момент пресечения адм правонарушения. Для продолжаемых - на момент окончания, на момент наступления вредных последствий -
Особый субъект: возраст от 16 до 18 лет. Можно освободить от адм ответственности и назначить меры воспитательного характера
Вменяемость - 2.8 КоАП. Невменяемость - освобождение от отв. Физ лица - граждане, иностр граждане, лица без гражданства.
1) Спец субъект: физ лица, которые обладают признаками, влияющими на квалиф адм правонарушения. Они будут содержаться в конструкции самого СП. Лицо, например, выполняет определенные функции, спец разрешение, определенные обязанности и тд.
2) Спец субъекты также должностные лица 2.4 КоАП - ответственность для них. В этой статье в примечании - собирательное понятие, под эту категорию попадают самые разные должн лица любых органов.
Должностное лицо - обладание полномочиями распорядительного характера и адм-хоз характера. Они носят внешне-властный характер как распорядительный характер.

Адм-хоз характер - управление имуществом, денежными средствами, контроль за матер ценностями, Распорядит. характер - управление персоналом

3) ИП - спец субъект. Несут ответственность в режиме должностных лиц, но нельзя относить к должн лицам. Чтобы привлечь к ответственности, нужно установить, что он обладает соотв лицензией, есть свидетельство о гос регистрации, совершает правонарушение связанное с предприним деятельностью. Глава 14 КоАП.
4) Спец. субъект - юр лица. Кодекс не содержит, кто относится к ним. Толкование буквальное. Все юр лица, а не только хоз субъекты - ОМСУ, ОГВ и тд.
Для ОМСУ - наделение правами юр лица
5) Спец субъект - категория недавняя - собственник транспортного средства. Принцип презумпции невиновности подвергся корректировке после этого, потому что если правонарушение зафиксировано устройством в автоматич режиме в фотки видео режиме, то к ответственности будет привлекаться собственник транспорта, если он докажет………………………………………………………..
Особенность для юр лиц – ст.2.10 КоАП.

Особый субъект - лица привлекаются к адм отв в особом порядке. Это случаи, когда особые субъекты не могут привлекался к отд видам наказаний.
Признаки:
1) лицо занимает определенную гос должность - военнослужащие, служащие ПО, ОВД, депутаты, судьи, дипломатич. лица, прокуроры. Обладают неприкосновенностью. Вопрос о неприкосновенности депутата ставит Генеральный прокурор. Судьи не привлек к отв на общих основаниях. Они привлек к адм ответственности, вопрос об их неприкосновености решает коллегия 3 судей по представлению Ген прокурора. Для военнослужащих - спец составы адм правонарушений, по которым они несут дисциплинарную ответственность.
Также особые субъекты несовершеннолетние, инвалиды 1 2 группы, беременные, женщины с детьми до 14 лет и коренные малочисленные народы.
Признаки в общей части КоАП и в ФЗ, который регулирует статус этих субъектов

Субъективная сторона- психическое отношение лица к совершенному им деянию.
Обязательный признак - вина. Без нее к ответственности привлечь нельзя.
Форма вины -2.2 КоАП недостаток в том, что она рассчитана на материальный состав.
Неосторожность - ч.2 ст.2,2
Умысел - Ч.1 ст.2.2. Прямой и косвенный.
Для формальных составов - лицо осознает свое деяние и желает его совершения. (Интел и волевой момент). Для большинства форма вины не имеет значения
Неосторожность - легкомыслие и небрежность.
Для формальных составов - в форме небрежности и не относит это определение. Лицо не осознавало противоправный характер своего деяния и не предвидело возможности наступления негативных последствий.

Ответственность Юридических лиц.
С возвращением частной собственности. Проблема - доказать вину юр лица.
Вина установлена в том случае, если для него была установлена обязанность соблюдать правила и нормы, но оно их не соблюдало. Важно установить, кто совершает правонарушение - представитель юр лица и др. Если можно установить конкретного представителя - кто выполняет особенные обязанности - то тогда вина определяется через это конкретное лицо. Если нет такого лица - то вина определяется через руководителя юр лица.
Возможность оспаривания наказания - если юр лицо докажет форс-мажорные обстоятельства, которые были установлены при выполнении обязанностей, и если лицо докажет, что выполняло незаконное распоряжение от гос органа, либо в отношении юр лица было совершено преступление. Это основания от освобождения.
Другие элементы: мотив, цель - их наличие не обязательно для суб стороны.


Тема: Административное наказание.

Без адм наказания адм правонарушение сущ. не может. Адм наказание не приравниваются к адм ответственности, это мера ответственности. Это мера адм-прав воздействия, которая обусловлена характером адм отвт. Адм наказание носит больший карательный характер, чем все остальные меры адм принуждения. Только КоАП содержит перечень адм наказаний, процессуальный порядок из применения, применяется основании индивид правового акта.
Основание для назначения - адм правонарушение, доказан состав. Применяется должн. лицами
Назначается в судебном и административном порядке
Последствия - состояние адм наказанности - период времени, в которым лицо считается подвергнутым к адм наказанию, длится 1 год.
Ст.3.1 Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение адм. правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физ. лица, совершившего адм. правонарушение, или причинение ему физ. страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юр. лица.


Цель - предупреждение совершения новых адм правонарушений как самим субъектом и др. лицами, и действует в отношении конкр лица - частная превенция.
Установленная государственная мера ответственности
Не ставит целью возмещение ущерба, так как большинство СП - формальные. Штраф - карательная функция и его нельзя приравнять к размеру причиненного вреда, но он должен быть соразмерным.
Есть принципы установления наказания -
1) принцип соразмерности. Универсальный. Выступает в качестве инструмента, который обеспечивает адекватное наказание ч.3ст.55 КРФ.
2) принцип справедливости - ограничение прав и свобод не может производиться произвольно при назначении адм наказания.
3) принцип индивидуализации - наказание должно быть таким, чтобы правоприменитель установил все особенности личности, все индивидуальные особенности.
4) соотношение размеров санкций в уголовном и адм праве
5) принцип гуманизма

Принципы применения наказания - установлены для должностных лиц
Это индивидуализация - соотв тяжести правонарушения и личности;
Нельзя привлечь дважды за одно и то же правонарушение
Принцип исполнимости
Принцип регрессии.

3.2 - система административных наказаний.
Она формировалась с 80 годов 20 века. В порядке возрастания тяжести наказания.
Построена с учетом субъекта, который его применяет.
Классификация:
1. Наказания применяются самостоятельно:
- Основные - штраф, арест
- Дополнительные - применяются совместно с основными
За одно правонарушение назначают только одно основное, либо одно основное и одно дополнительное. Также нельзя назначить два доп наказания.
2. По способу установления:
- Федеральным законодателем (КоАП)
- Установлены законом суб. Устанавливают только адм штраф и предупреждение.
3. По процессуальным особенностям назначения:
- Назначение в адм порядке
- Назначение в судебном порядке
Должностные лица назначают предупреждения и штраф. Адм выдворение в основном назначает суд.
4. По субъекту:
- К физ лицам - применяются все виды наказаний
- К юр лицам - применяется только предупреждение, штраф, адм. приостановление деятельности и конфискация орудия совершения или предмета адм. правонарушения.
5. По характеру наказания:
- Имущ характер наказания
- Неимущ характер наказания


Отдельные виды наказаний.

1. Предупреждение. 62 состава КоАП предусматривает назначение этого наказания.
Является мерой официального порицания. Предостережение лица от противоправных действий. Важно отличать его от устного предупреждения. Оно всегда выносится в письменном виде как адм наказание.
Признаки:
- всегда выносится властным субъектом. Применяется должн лицом, который уполномочен налагать адм наказание. Всегда от имени гос-ва.
- Самое мягкое наказание, как альтернатива штрафу.
- Носит личный характер.
- Свой объект - личные неимущ права, нематериальные блага.
- К совершенным правонарушения впервые, по неосторожности, выступает как смягчающее обстоятельство, учитывает также имущественное отношение лица.

2. Административный штраф.

Носит межотраслевой характер. Отличается размерами.
Отличие от гражданского штрафа - там возмещение вреда определяет в основном. Адм штраф направлен адекватное наказание.
Зачисляется в доход фед бюджета, любо в бюджет суб РФ.
Влечет негативные длящиеся последствия в виде состояния адм наказанности.
Самая распространенная мера адм наказания. Единовременная мера. Применятся индивидуально.
Фиксированное денежное выражение. Исчисляться может в величине кратной стоимости предмета адм правонаруш, либо из денеж средств, которые не были уплачены в бюджет, которые были использованы не по целевому назначению, от суммы гос контракта и тд.
Штраф нужно уплачивать лично, никто не может оплатить штраф за виновного.
Статьи 3.5 КоАП.
Адм. штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.


3. Конфискация орудий или предмета совершения адм правонарушения.
Принудительное безвозмездное обращение в фед собственность не изьятых из оборота вещей.
Применяется только в суд порядке
Обращена только на собственность правонарушителя
Если изымаем не у собственника - то это не конфискация.
3.7 Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего адм. правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:

подлежащих в соотв. с ФЗ возвращению их законному собственнику;

изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего адм. правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Конфискация орудия совершения или предмета адм. правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное адм. правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением адм. правонарушений в области таможенного дела.
Применяется к 20% назначаемых наказаний. У коренных народов нельзя конфисковали орудия, если они необходимы для промысла.
Разъяснения ВС пункт 27 от 24.11.2006 №18. Посмотреть

 

4. Лишение специального права.
Которые получили в установленном порядке спец право пользования того или много имущества. Назначается за грубое систематические нарушение эти норм.
Лицо лишается возможности пользоваться этим Правом на определенный срок от 1 месяца до 3 лет. Временные рамки по усмотрению судьи, только в суд порядке.
Вид спец права - права на управление транспортным средством, занятие охотой.
Носит личный характер, цель - принуждение конкретного лица к адм наказанию в случае наличия вины.
Специфика - рассчитана только на физ лиц.

5. Административный арест.

Самый жесткий вид наказания. Как исключит мера наказания. СП - не больше 30 составов КоАП. Связаны с нарушением общественного спокойствия, безопасности и порядка управления.
Это содержание лица в случаях изоляции от общества под стражей на определенный срок до 15 суток. В условиях ЧП может быть продлен до 30 суток. Минимальный срок - 1 сутки. Срок адм ареста засчитывается в срок задержания, только в суд порядке. Подведомственным мировым судьям.

Обстоятельства:
1) неоднократное совершение адм правонарушения
2) наличие отягчающих обстоятельств
Адм арест - это альтернатива штрафу. Не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим спец. звания сотрудникам ОВД, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Гос.противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.


ФЗ о порядке отбывания адм ареста и постановление правительства от 2.11.2002 №726. (Электронный вариант)

 

 

Лекция 12
Правила назначения наказаний.
Ст. 4.1 КоАП общие правила и принципы наказания.
Не предусматривается наказание ниже низшего предела. ПКС от 14.02.13 №4-П.
При назначении наказаний учитываются:
1)
Характер совершенного правонарушения
2) Объект и объективная сторона
3) Распространённость правонарушений
4) Личность виновного
5) Имущественное положение физического лица или финансовое положение юридического лица
6) Обстоятельства смягчающие и отягчающие (не предусмотрены в конструкции состава правонарушения)

Сроки:
- Сроки давности (ст. 4.5)
- Состояние административной наказанности (ст. 4.6)
- Сроки исчисления административных наказаний
-Срок привлечения к ответственности. После истечения срока давности невозможно привлечь лицо к ответственности. Общий срок 2 месяца, и 3 месяца при рассмотрении дела в судебном порядке.

Срок давности – 1 год, в некоторых случаях 2 года и 6 лет.
Для длящихся правонарушений – 1 год со дня обнаружения противоправного деяния.
Срок давности прерывается с момента удовлетворения ходатайства по рассмотрению дела по месту жительства и возобновляется при доставке материалов уполномоченному лицу.
Срок давности исчисляется в календарных днях со дня следующего за днем совершения правонарушения.
Днём обнаружения правонарушения считается выявление факта правонарушения.

Порядок исчисления сроков (ст. 4.8)
Множественность правонарушений
.
Совокупность правонарушений. При совершении двух и более – наказание назначается по отдельности за каждое:
1)Основание для каждого правонарушения
2) Правонарушения должны быть совершены разными действиями

При совершения лицом одного деяния с несколькими составами, но рассмотрение их подведомственно одному органу. Наказание назначается в пределах санкции более строгого административного наказания.

Рецидив правонарушения. Прерывается срок погашения наказания за предыдущее правонарушение.
Однородный или тождественный рецидив являются отягчающими обстоятельствами.


Производство по делам об административных правонарушениях.
Понятие производства по делам об административных правонарушений.
Как судебные, так и несудебные органы. Особый процессуальный порядок. Глава 29 и 30 КоАП. Административный орган ограничивается КоАП. Судами используется ГПК и АПК.

Производство как правовой институт. Единая модель рассмотрения дел в КоАП. Каждый орган утверждает перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы. Правительственные акты регулируют порядок исполнения отдельных видов наказания и применения мер обеспечения. Приказ МВД детализирует отдельные положения.
ФЗ «Об исполнительном производстве» регламентирует исполнения наказания ФССП. Не применяется при добровольном исполнении или при исполнении иными органами.
На уровне субъектов производство регламентируется законами и подзаконными актами.

Задачи производства (ст. 24.1)
Всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Принципы производства:
Законность
Оперативность
Равенство всех перед законом и судом
Публичность производства – осуществляется государством
Гласность – дела рассматриваются открыто
Невиновность
Непосредственность – участники производства имеют право лично присутствовать и знакомиться с материалами
Состязательность

Система органов административной юрисдикции.
Органы судебно-административной юрисдикции совпадают на федеральном уровне и на уровне субъектов: мировые судьи, районные (гарнизонные) суды, арбитражные суды субъектов РФ. Федеральная система органов административной юрисдикции.
Комиссии по делам несовершеннолетних ст. 23.2.
ФОИВ, их структурные подразделения и территориальные отделения. Все федеральные службы осуществляют данные функции. Дела рассматривают руководители или их заместители. Глава 23.
Органы субъектов: мировые судьи, комиссии по делам несовершеннолетних и органы исполнительной власти субъекта РФ, административные комиссии (глава 29).

Подведомственность дел об административных правонарушениях.
Постадийное определение подведомственности:
1) Кто уполномочен составлять протокол и проводить административное расследование – гл. 29
2) Какой орган будет рассматривать дело – гл.30
3) Какой орган пересматривает дело – гл. 21
4) Какой орган исполняет постановление по делу – гл. 32.

Распределение подведомственности по субъектам и по месту совершения правонарушения.
Условная подведомственность –
дело может быть рассмотрено и органом и судом.

Участники производства по делам об административных правонарушениях.
1)
Лица, имеющие личный интерес к делу
2) Все остальные участники

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу. Ст. 25.1 Дело всегда рассматривается в присутствии правонарушителя. Право использование услуг защитника. Потерпевший. Не закреплён момент определения потерпевших. Появляется в любой момент, даже при отсутствии его в протоколе. Может быть допрошен в качестве свидетеля. Лица, имеющие личный интерес. Законные представители. Представительство юридического лица удостоверяется удостоверением, а не доверенностью. Лица, содействующие производству по делу: свидетели, понятой специалисты (ст. 25.8), эксперт (ст. 25.9), переводчик, прокурор (ст. 25.11), уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей. Должностные лица не признаются участниками производства по делу. ППВС от 24.03.05 №5.

Предмет доказывания глава 26. Любое доказательство:
1) Достоверное 2) Достаточное 3) Допустимое 4) Относимое
По делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства.


Стадии рассмотрения и возбуждения дела.
Всего в производстве предусмотрено 4 стадии:
1. Возбуждение

- Этап выявления обстоятельств противоправного деяния
- Административное расследование
- Направление материалов дела по подведомственности
2. Рассмотрение
- Подготовка дела к рассмотрению
3. Пересмотр

- Подготовка к пересмотру
- Пересмотр по жалобе или протесту
- Слушание дела
- Вынесение решения по существу в форме решения
- Доведение решения до сведения
4. Исполнение постановления
- Обращение постановления к исполнению
- Фактическое исполнение
- Окончание исполнения постановления
Если ФССП, то по ФЗ «Об исполнительном производстве»:
1.
Обращение постановления к исполнению
2. Постановление о возбуждении исполнительного производстве
3. Постановление об окончании исполнительного производства.

1. Виды производства:
1. Обычное
(3 стадии последовательно)
2. Упрощенное (все стадии в одной при вынесении постановления на месте совершения правонарушения)
3. Ускоренное производство (при назначении административного ареста или выдворения)
Стадия
– это часть производства, состоящая из этапов или отдельных процессуальных действий, характеризующаяся своим набором процессуальных действий совершаемых на данной стадии.

Возбуждение дела (Глава 28)
Производство по делу может быть возбуждено только по поводу или основанию.
Для возбуждения достаточно одного повода и основания.
Ч. 4 ст. 28.1. Момент возбуждения дела:
1. Протокол осмотра
2. Протокол применения мер обеспечения
3. Протокол об административном правонарушении (если до него не составлялись протоколы)
4. Вынесение постановление о возбуждении дела прокурором
5. Вынесение определения о возбуждении производства по делу и административное расследование
6. Вынесение постановления на месте либо постановление о назначении наказания
Важны сроки: производство возбуждается немедленно, либо в течение 2 дней.
Протокол об административном правонарушении
– это процессуальный документ, являющийся доказательством по делу. Составляется в обязательном порядке.
Сведения в протоколе:
1.
Вводные сведения: кто, где и когда составил протокол
2. Сведения о лице, в отношении которого составлен протокол
3. Сведения о потерпевшем
4. Описание события административного правонарушения
5. Объяснения лица, в отношении которого составлен протокол
6. Лицо ознакомлено с протоколом, разъяснили ему права и обязанности, получил копию
7. Предварительная квалификация
Требования к протоколу:
-Уполномоченное лицо, включенное в перечень
- Только при наличии поводов и оснований
- Составлен в присутствии лица, привлекаемого к ответственности, если при отсутствии, то уведомляют надлежащим образом
- Типографский бланк
- На русском языке, а объяснения гражданина, не владеющего языком, через переводчика
- В одном экземпляре, но делаются копии
- Отсутствие исправления
- Незаполненные графы заполняются прочерком
- Составляется тем должностным лицом, уполномоченным его подписывать
- Составляется немедленно либо в течение 2 суток
- За каждое нарушение отдельный протокол
- Если привлекается и должностное и юридическое лицо, то протокол составляется на каждое лицо
- Вправе присутствовать защитник
Административное расследование. Проводится только по определённым составам правонарушений. ППВС от 24.03.05 №5.
Проводится для изменения территориальной подсудности. Срои проведения – не более 1 месяца, но по ходатайству должностного лица высшее должностное лицо продлевает срок.
Направление материалов дела по подведомственности
. Протокол и остальные материалы отправляются в течение 3 суток, но по делам о выдворении – немедленно.

2. Рассмотрение дела. Выясняется подведомственность. Проверка процессуальных документов.
Все решения только в письменно виде.
Несущественные недостатки:
1. Превышение сроков составления протокола
2. Отсутствие сведений о потерпевшем
3. Включение в протокол 2 и более составом, подведомственных одному органу
Все недостатки устраняются путём пересоставления протокола
Назначение места рассмотрения дела. По общему правилу по месту совершения правонарушения.
При определении территориальной подсудности исходят из места жительства лица при бездействии.
Если заявлено ходатайство о передаче дела по месту жительства.
По месту расследования
По месту регистрации ТС
Если в судебном порядке, то срок не превышает 2 месяца.
Виды решений:
1.
Постановление о назначении наказания
2. Постановление о прекращении производства по делу
3. Определение о передаче материалов по подведомственности






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных